Методы управления региональным развитием на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Решение задач управления регионом, отличающихся большой сложностью требует серьёзного методического обеспечения, разработки моделей и методов оптимизации региональных программ развития и создания на этой основе систем поддержки принятия решений. Это определяет актуальность темы данной работы, так как она посвящена разработке моделей и методов формирования и реализации комплексных программ регионального развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ
1.1 . ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.2. ЗАДАЧИ И ОБЪЕКТ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.4. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА
1.5. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
2.1. ЦЕЛИ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
2.2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
2. 3. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2010 ГОД.
3.2. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА КРАТКОСРОЧНУЮ, СРЕДНЕСРОЧНУЮ И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая Методы управления региональным развитием на примере нижегородской области.docx

— 58.98 Кб (Скачать)

Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.

Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции.

Методы регионального  менеджмента также обусловлены  системой рыночного хозяйства региона. Под методами регионального менеджмента  принято понимать совокупность приемов  и средств воздействия на хозяйствующие  субъекты региона. В практике регионального  менеджмента используются два основных метода: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного воздействия. Как отмечалось ранее, первые из них в большей мере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые -- по всем другим объектам.

 

1.4. Сущность организации  управления экономикой  региона

Организационная структура управления является социально-экономической  категорией, характеризующей отношения  совокупности звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных  связей, выражающих взаимодействие и  координацию элементов внутри данной системы.

Структура отражает состав элементов, внутреннюю форму  организации системы, ее статику, тогда  как организационные отношения  обеспечивают тесноту и эффективность  структурных связей.

Организационные структуры управления имеют три  сферы применения: государственную, коммерческую и общественную. Государственная  сфера в свою очередь имеет  три уровня: федеральный, региональный и казенных предприятий. Коммерческая сфера управления охватывает различные  уровни корпоративного (обобществленных  собственников) управления: малого, среднего и крупного предпринимательства  в различных организационных  формах. Это субъекты хозяйствования -- кооперативы, концерны, холдинга и др.

Общественная  сфера в настоящее время приобретает  экстраординарный характер. Если раньше органы общественного самоуправления имели определенные и ограниченные функции, то теперь общественными структурами  являются как представительные и  судебные органы, государственные общественные фонды, органы самоуправления, так и  структуры попечительского характера  и вспомоществования, политические движения и партии.

Такая типизация  организационных структур обусловливает  и соответствующие организационные  формы управления: министерства, ведомства, комитеты, ассоциации, акционерные  общества, муниципальные образования, частные и казенные предприятия, банки, фонды и т.д.

Элементы организационной  структуры в совокупности образуют организационное единство для реализации общей цели.

Каждый элемент  наделяется соответствующими функциями. Нет и не может быть чистых функций  без их субстанциональных носителей, равно как и не принадлежащих  определенной структуре. Поэтому естественны  и необходимы изменения в структуре, если меняются функции ее отдельных  компонентов.

Формирование  рыночной экономики предполагает создание новых организационных отношений  и структур управления.

Во-первых, характерным становится перераспределение функций между различными органами государственного, коммерческого и общественного управления, делегирование функций не только сверху вниз, но и снизу вверх. Стремление региональных и муниципальных образований к расширению управленческой самостоятельности имеет под собой убедительные основания. Одно из них -- невозможность центральной власти как прежде централизовать доходы от налогов и прибыли; другое -- то обстоятельство, что центральная власть фактически не может обеспечить сохранение и развитие социальных стандартов в регионах, в силу чего не только уступает в этом прерогативу местным органам власти, но настоятельно делегирует им функцию социальной поддержки и защиты.

Во-вторых, со временем происходит моральное старение структуры управления, следствием чего становится неизбежной замена структур, не способных мобилизовать организационные резервы. Формируются перспективные организационные структуры. Среди последних важнейшими являются те, которые являются адекватными социально-рыночной среде экономического развития России, создают условия для качественных преобразований в системе общественных отношений; через структуры стимулируются интенсивные факторы роста социальной и экономической эффективности.

Факторы, влияющие на организационные структуры. На организационные  структуры влияет ряд факторов. С  одной стороны, они объективно обусловливают  и предопределяют процесс их преобразования, а с другой -- подчиняют эти структуры волевому воздействию полномочных органов и ответственных лиц.

Среди объективных  факторов, влияющих на организационную  структуру производства, особое и  все возрастающее значение приобретает  научно-технический прогресс. Он является катализатором социальных, экономических, управленческих и других организационных  изменений в системе отношений  участников процесса производства. Достижения НТП влияют на состав элементов организационных  структур производства и управления.

В прошлом дискретный и зачастую случайный процесс  формирования организационных структур объясняется тем фактом, что в  условиях командно-административной системы  управления была непомерно велика роль субъективного фактора. При этом руководствовались волевыми решениями отдельных ведомств, государственных и хозяйственных организаций, субъективным мнением политических лидеров.

 

 
1.5. Типы организационных  структур управления  и их классификация

Общими  предпосылками создания качественно новых  организационных  структур управления интенсивного типа являются:

· перевод социально-экономических  функций министерств и ведомств, региональных структур управления, предприятий  и организаций, всех существующих и  создающихся, формирующихся государственных, коммерческих и общественных организационных  структур на социально ориентированные  рыночные отношения;

· реализация социальных целей большим количеством государственных, региональных, муниципальных, коммерческих структур. Акценты расставляются  таким образом, чтобы все элементы, составляющие социальный комплекс, были задействованы при решении текущих  и перспективных социальных задач.

Разнообразные духовные и физические запросы человека становятся тем общественным индикатором, с помощью которого определяются направления инвестиционной, научно-прикладной, экономической и технической  политики. Критерием качества организационных  структур производства и управления выступает наибольший конечный социально-экономический  и даже психологический результат.

Экстенсивный  тип структур управления имеет ряд качественных признаков:

· недостаточная  гибкость и восприимчивость к  изменениям, вызванным научно-техническим  и социальным прогрессом;

· слабая разработанность  стратегии развития организационных  структур. В производстве отсутствуют  приоритеты, связанные с НТП; в  управлении организационная структура  ориентирована на решение оперативных (текущих) задач и др.

· затратный  принцип стимулирования совершенствования  организационной структуры. В производстве он характеризуется слабой заинтересованностью  в ресурсосбережении, а в управлении -- экономией только с помощью сокращения численности аппарата;

· административно-правовые, командно-директивные методы управления, превалирующие над экономическими и коллегиальными, что сдерживает предпринимательскую инициативу и  поиск эффективных методов работы коллективов, отдельных членов общества;

· слабая адаптивность организационных структур управления к меняющимся условиям производства, рыночному механизму хозяйствования;

· неадекватность роли органов местного самоуправления их возможностям в решении социальных, экономических технологических  территориальных проблем;

· отсутствие социально-политической и экономической стабильности, развитых отношений собственности, способных  стимулировать многообразие организационных  форми структур управления. Нельзя не видеть, что управленческие структуры  по всей вертикали власти приспосабливаются  к происходящим изменениям. На уровне Федерации и региона укрепляются  исполнительные органы власти, все  отчетливее доминирует авторитарный принцип  руководства. В то же время многие социально-экономические проблемы жизни населения передаются общественным органам управления - муниципальным образованиям.

Множество типов  организационных структур обусловлено  разнообразием критериев их классификации. Среди них можно выделить общие, особенные и частные.

К общим критериям  относятся специфика воспроизводства, формы обобществления и масштабы производства, к особенным - формы собственности, принципы организации управления, характер связей, к частным - формы организации производства и управления:

· По признаку воспроизводственного цикла различаются экстенсивные и интенсивные организационные  структуры; по формам связи - горизонтальные (смешанного типа) и вертикальные (стратифицированные);

· по формам собственности - государственные (административные), кооперативные, смешанные, частные;

· по принципам  организации производства и управления - отраслевые (межотраслевые), территориальные, программно-целевые и производственные;

· по сферам деятельности - государственные, общественные, коммерческие;

· по методам  хозяйствования - государственные, корпоративные, частные;

· по уровням  управления - федеральные, региональные, муниципальные;

· по формам организации производства - высокоспециализированные, малые, крупные предприятия;

· по формам организации управления - концерны, тресты, ассоциации.

Количество и  качество организационных структур имеют тенденцию к динамическому  изменению. Это происходит в результате сочетания различных объективных  и иных обстоятельств, и также  качественных изменений в обществе благодаря радикальной реформе  в организационных структурах управления на всех уровнях развития рыночных отношений.  

 

Глава 2.  Цели и методы  управления региональным развитием

 
2.1. Цели и критерии  социально-экономического  развития региона

Цели  и критерии социально-экономического развития региона.

В качестве целей  социально-экономического развития региона  используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания  и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут  иметь существенные различия.

Соответственно  целям развития регионов строится система  критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые  различия между странами и регионами  в иерархии ценностей и в целях  развития, международные организации  оценивают степень развития стран  и регионов по некоторым универсальным  интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в  рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1.

При этом для расчета  используются три  показателя экономического развития:

· ожидаемая  продолжительность жизни при  рождении;

· интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого  населения и средняя продолжительность  обучения);

· величина душевого дохода с учетом покупательной способности  валюты и снижения предельной полезности дохода.

Наряду  с интегральными  показателями можно  использовать и отдельные  частные показатели развития региона. Среди  них:

· национальный доход на душу населения;

· уровень потребления  отдельных материальных благ;

· степень дифференциации доходов;

· продолжительность  жизни;

· уровень физического  здоровья;

· уровень образования;

· степень счастья  населения.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей -- становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры.

Информация о работе Методы управления региональным развитием на предприятии