Неразрывная связь национальной идеи и национально – духовных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 06:50, реферат

Описание работы

В конкретное сообщество (группу) люди, как правило, объединяются на основе общих признаков и интересов (в обыденной речи под «интересом» подразумевают увлечения, хобби).

Признаки объединения могут быть самыми разными: пол, возраст, гражданство, национальность, уровень дохода и образование, профессия, здоровье, предмету увлечения и т. д. Если объединение характеризуется общими признаками, то его участники имеют общие интересы.

Работа содержит 1 файл

инн.docx

— 30.78 Кб (Скачать)

Неразрывная связь  национальной идеи и национально  – духовных ценностей

 

 В конкретное сообщество (группу) люди, как правило, объединяются  на основе общих признаков  и интересов (в обыденной речи  под «интересом» подразумевают  увлечения, хобби).

 

 Признаки объединения  могут быть самыми разными:  пол, возраст, гражданство, национальность, уровень дохода и образование,  профессия, здоровье, предмету увлечения  и т. д. Если объединение  характеризуется общими признаками, то его участники имеют общие  интересы.

 

 В данном случае  интерес – это отношение субъекта, группы людей к своей потребности.  Общие потребности порождают, в свою очередь, общие цели как идеальный (про) образ желаемого, необходимого. Потребности, интересы, цели осознаются в виде определенной совокупности идей, которая именуется идеологией.

 

 Идеология во- первых, не просто совокупность идей, но также совокупность целей, к которым стремится данная группа приверженцев этих идей; во-вторых, она не просто совокупность теоретических представлений и взглядов, а совокупность представлений сквозь призму групповых интересов. Информация в идеологии служит интересам, целям данной функция - не поиск и установление научных истин, а утверждение в сознании общества уже сформированной модели представлений о тех или иных явлениях и фактах.

 

 В тоталитарных обществах  господствующие идеологические  взгляды имеют статус официальных  доктрин и исключают научный  поиск вне рамок этой доктрины. В демократических обществах  поле поиска намного шире, но  борьба за умы людей ведется  нередко при помощи финансово  ангажированных СМИ и «администрированного  ресурса», дозирующих и фильтрующих  поток информации.

 

 Безидеологических обществ  не существует. После обретения  независимости был продекларирован  отказ от прежнего типа социально-экономического  устройства. Попутно с ним продекларирован  отказ от прежней (советской)  идеологии. Общество всегда пересматривает  идеологию на поворотных этапах  истории. Стержневыми идеями идеологий  других стран являются, например, идея приоритетности прав человека  и особой миссии США в установлении  мирового порядка, идея особого  пути Китая и т. д. Возникла  задача поиска стержневой идеи  для нового государства – Республики  Узбекистан.

 

 В качестве таковой  была сформулирована идея перехода  к рыночной экономике «с человеческим  лицом», с социально гармонизированными  рыночными отношениями. Переход  к рынку не был самоцелью,  рынок не панацея, некоторые  его черты удалось с самого  начала скорректировать в сторону  меньшей поляризации уровней  жизни. Среди предлагаемых идей  большинство носило дакларативно-популистический  характер не без националистического  привкуса. В Центральной Азии  с толерантной ментальностью  ее народов это не нашло  отклика. Трудности начала 90-х  годов оживили настроения неверия  в свои силы, подогреваемые пессимистическими  прогнозами из бывшего союзного  Центра о неготовности республик  самостоятельно решать свои проблемы. Ясно читался намек «идти на  поклон» за помощью, да еще  к тем, кто насаждал у себя  «дикий рынок» с волной заказных  убийств при переделе государственной собственности и расстреливал парламент из танков. Президент первым предложил сплотить узбекистанцев идеей создания полноценной, в меру самодостаточной экономики на основе большого человеческого потенциала и уникальных природных богатств.

 

 В основу новой идеологии  легли три равных постулата:

 

- народ должен получит  право самостоятельно распоряжаться  национальными природными богатствами;

 

- строить самостоятельную  политику на международном уровне;

 

- самостоятельно определять  пути развития национальной культуры  и модели экономического строительства.

 

 Идея национальной  независимости – та интеллектуально-нравственная  сила, тот локомотив, который успешно  потянул всю громаду реформ. Стремление  к независимости от внешнего  давления является организующим  началом для консолидации всех  патриотически мыслящих людей.

 

 Независимость-первая  ступень самостоятельности, а  самостоятельность это возможность  решать и выбирать, неся полную  отвесттвенность за свой выбор.  Свобода и ответственность относятся  к этическим категориям.

 

 Парадокс категории  «свобода» состоит в том, что  свобода налагает бремя ответственности  за реализацию и результат  принятых решений: нельзя будет  списывать неуспех ни на отсутствие  самостоятельности в распоряжении  ресурсами, на чуждую менталитету  народа систему общественного  устройства. Спрос за просчеты  только с самих себя.

 

 Не случайно мыслители  прошлого и настоящего считают  свободу тяжелой ношей: «В борьбе  за свободу внимание всегда  было сконцентрировано на ликвидации  старых форм власти и принуждения;  в результате естественно появление  такого чувства, что, чем больше  этих традиционных форм принуждения  уничтожено, тем свободнее стал  человек.

 

 При этом мы не  в состоянии увидеть, что хотя  человек избавился от многих  старых врагов свободы, в тоже  время появились новые враги;  причем этими врагами становятся  не столько разного рода внешние  перепоны, сколько внутренние факторы  блокирующие полную реализацию  свободы личности» . Другой нитью, связывающей идею национальной независимости и этику является потребность идеологов в этнической мотивации идеологии.

 

 Идеология не распространяется  сама по себе; ее популяризация  это целенаправленная деятельность  в отличие от общественной  морали, которая формируется во  многом стихийно. Общественные идеологические  институты используют для усиления  своей аргументации категории  этики. Например, такую категорию  как «патриотизм»

 

 Патриотизм-чувство преданности  своему отчеству, месту где произошла социализация личности. Патриотизм- это любовь не к общественной системе, а к родине (хотя и древние греки и римляне, как и некоторые другие народы в поздние века гордились именно законами своих отечеств, своими свободами и гражданским достоинством). Патриотизм-это социально воспитуемые чувство.

 

 Конечно же оно нуждается в рациональном обосновании но включает в себя элемент эмоциональной привязанности. Патриотизм не следует путать с адаптацией. Патриотизм рождает желание активно учувствовать в переменах к лучшему в своем Отечестве. Как и все другие категории этики, его опасно абсолютизировать, поскольку люди психологически склонны объяснять трудные и сложные моменты родной истории сугубо внешними факторами, использовать «двойные стандарты» для «своих» и «чужих».

 

Признание общечеловеческих ценностей и национальных особенностей в национальной идее.

 

 Приоритетным направлением  стратегии государства на настоящем  этапе являются демократизация  и обновление общества, реформирование  и модернизация страны.

 

 В рамках последовательной  реализации этой стратегии огромное  внимание уделяется воспитанию  всесторонне развитой личности. Особый упор в этом направлении  делается на воспитание молодежи  на примерах гуманизма, высокой  нравственности и духовных ценностей.

 

 Об этом шла заинтересованная  дискуссия на состоявшейся конференции  "Демократизация, реформирование  общества и воспитание молодежи  в духе национальных и общечеловеческих  ценностей", организованной Комитетом  Сената по вопросам науки, образования,  культуры и спорта совместно  с Республиканским центром "Маънавият  ва маърифат" и Центральным  советом общественного движения  молодежи Узбекистана "Камолот".

 

 На конференции особо отмечалась взаимосвязь достижения великих целей и благородных устремлений по обновлению общества, эффективности реформ, осуществляемых в стране во имя прогресса и будущего, с воспитанием образованных, духовно развитых людей, глубоко осознавших национальные и общечеловеческие ценности, всесторонне освоивших демократические принципы и основы гражданского общества, способных гармонично сочетать личные и общенациональные интересы.

 

 Было уделено большое  внимание значению формирования  мировоззрения подрастающего поколения,  основанного на национальной  идее, национальной идеологии, общечеловеческих  ценностях и демократических  принципах. Подчеркнута необходимость  осознания молодежью наследия  наших великих мыслителей, гуманной  философии исламской религии,  воспитания чувства хозяина своей  судьбы, формирования понимания  сущности происходящих в стране  социально-политических и экономических  преобразований и активного участия  в них.

 

 Участники конференции  уделили особое внимание необходимости  исполнения норм Закона "Об  основах государственной молодежной  политики в Республике Узбекистан", направленных на обеспечение  правовой и социальной защиты  молодежи, участие молодежи в  формировании и реализации политики  и программ развития общества. Были обсуждены вопросы, связанные  с дальнейшим повышением эффективности  работы среди молодежи с целью  противодействия угрозам международного  терроризма, экстремизма, наркоагрессии  и другим транснациональным угрозам  региональной безопасности.

 

Понятие общечеловеческих ценностей и принципов.

 

 Развитие человека  продолжается уже не одну тысячу  лет, и нет никаких оснований  считать современного человека  более интеллектуальным, чем были  его далекие предки. То есть  физиологически мозг человека  за последние несколько тысяч  лет сложнее не стал. И в  то же время несомненен успех  человеческой цивилизации в общественной  организации, что привело к  созданию общественных структур  обще планетарного масштаба.

 

 Объединение людей  в коллектив, процесс достаточно  сложный, каждый из нас знает,  что уже в масштабах самого  маленького сообщества, объединенного  близкими родственными отношениями,  имеют место различные недоразумения.  Любая семья—это арена, на  которой происходит непрерывный  процесс согласования различных  интересов, поиск компромиссов, а  часто дело доходит до конфликтов  и насилия. С ростом числа  участников эти явления обостряются,  и конфликты приобретают более  ожесточенную форму, - войны становятся  главным элементом отношений.  Расходы на оборону поглощают  огромные ресурсы, но это не  дает ни каких гарантий безопасности. Поэтому становится понятна огромная роль морально-нравственных принципов, позволяющих мирно уживаться и сотрудничать большому числу людей. Уже в отношениях внутри одной семьи их роль огромна, и следует признать, что развитие всей цивилизации, ее перспективы, всецело определяются степенью развития отношений между людьми, их способностью согласовывать свои действия и интересы. Именно эти функции, по обеспечению добрососедских отношений между людьми, исполняют так называемые общечеловеческие ценности—свод морально-нравственных принципов, позволяющий различным людям мирно уживаться в коллективе.

 

 Не следует думать, что общечеловеческие ценности  это нечто неизменное, данное  раз и на всегда. Развивая общество, они изменяются и сами. Изучение истории развития человеческого общества позволяет выделить, по крайней мере, три этапа в развитии общечеловеческих ценностей. В прочем это разбиение условно, определено всего лишь удобством для исследования.

 

 Особенностью исследования  развития общечеловеческих ценностей  следует признать то, что каждый  из людей способен проверить  все излагаемые принципы на  примере развития собственной  личности. Как в период внутриутробного  развития младенец, как бы повторяет  всю эволюцию вида, так и после  рождения человек, развиваясь, осваивая  обычаи и традиции своего народа  и своей семьи, ускоренно проходит  всю историю своего народа.

 

 Самому раннему этапу  развития человечества соответствует  первобытнообщинный строй, когда  главенствовали так называемые  запреты-табу. В раннем детстве  ребенка так же мало интересуют  причины запретов, для него достаточно  уже самого требования взрослых. Так и действие запретов-табу, - причиной возникновения табу  может оказаться что угодно, на  взгляд современного человека, причина  может быть самой нелепой. Но  исполняются эти запреты-табу  неукоснительно, и даже случайное  их нарушение приводит нарушителя  к смерти, причем описаны случаи, когда нарушители умирали от  самой мысли о совершенном  проступке.

 

 С зарождением запретов-табу  знаком каждый из нас — часто  мы сами придумываем себе различные  приметы и суеверия, пытаясь таким  образом предугадать события  или подбодрить себя доброй  приметой. Это итог усложнения  разума человека, особой его чувствительности, своего рода попытка выработать условный рефлекс, когда разум пытается установить взаимосвязь между самыми случайными событиями.

 

 На планете за многие  тысячи лет истории человечества  жило множество различных племен, в которых закреплялись самые  разнообразные запреты-табу. Одним  племенам эти табу помогали  в их каждодневной деятельности, что вело к усилению и росту  этого племени, а другие гибли.  Начался своеобразный естественный  отбор запретов-табу, - одни получали  преимущество и завоевывали господство, а другие гибли, не выдержав  конкуренции.

 

 Особенностью этого  периода развития общечеловеческих  ценностей является практически  отсутствие у людей того, что  мы сейчас понимаем под личностью,  сознания в той форме, что  присуща в настоящее время взрослому нормальному человеку. Это прекрасно заметно у детей раннего возраста и связано с отсутствием представления о своей роли в происходящих событиях. Человек выполняет требования запретов-табу, не задумываясь ни о причинах, ни о последствиях. У него отсутствует представление о причинно- следственных связях, нет, поэтому связного представления об окружающем мире.

 

 Процесс накопления  запретов-табу шел самым случайным  образом и поэтому был весьма  долгим — десятки тысяч лет.  Но возникла проблема сохранения  накопленных запретов-табу и их  толкования, что привело к появлению  в племени людей специально  этим занимающихся - колдунов, шаманов,  кудесников. Только они получили  или присвоили себе право толковать  и хранить запреты-табу, что уже  требовало выбора, требовалось определять в какой ситуации применим тот или иной запрет и почему. Кроме того, само количество запретов-табу становилось все больше и больше, и возникла необходимость в их систематизации. Да и сами запреты-табу утратили форму чисто запрета, превратившись в своего рода инструкцию, предписывая определенный обряд, порядок исполнения действий в самых различных сферах деятельности—от рождения ребенка до погребения покойников и обращения к различным духам. К этому моменту уже возникло и представление о духах, сначала как о чем-то, что недавно существовало в реальном мире, но, исчезнув из реального мира, продолжает каким-то образом на него воздействовать.

Информация о работе Неразрывная связь национальной идеи и национально – духовных ценностей