Организация службы делопроизводство

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:50, реферат

Описание работы

Рациональная организация документационного обеспечения управления в любой организации возлагается на самостоятельное, специализированное, организационно-обособленное структурное подразделение или на одного из сотрудников.

При создании службы делопроизводства следует учитывать организационный, юридический и технический аспект.

Работа содержит 1 файл

костылева.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

      Два последних раздела тесно взаимосвязаны и позволяют установить критерии оценки труда.

      Инструкция  по документационному  обеспечению управления - основной нормативный акт, регламентирующий технологию работы с документами в организации, правила, приемы, процессы создания документов, порядок работы с ними, узловые организационные моменты. Практически инструкция закрепляет систему делопроизводства, сложившуюся в той или иной конкретной организации.

      Инструкции  составляются в каждом учреждении с  учетом специфики его работы. Основой для их составления служат типовые инструкции, а также действующие государственные нормативно-методические документы.

      Структура Инструкции включает общие положения, тематические разделы и приложения.

      В разделе «Общие положения» устанавливают сферу распространения Инструкции, ответственность за ее несоблюдение, подразделение, которое отвечает за единый порядок документирования и организацию работы с документами в учреждении в целом и в ее структурных подразделениях, их административную и методическую подчиненность, нормативно-методическую базу.

      Тематические  разделы, как правило, начинаются с  раздела «Документирование», где определяются:

  • вопросы деятельности данной организации, подлежащие обязательному документированию;
  • виды и разновидности документов, используемые для документирования распорядительной, организационной, информационной деятельности;
  • общие правила подготовки и оформления документов;
  • правила подготовки отдельных видов распорядительных документов, включая порядок визирования, согласования утверждения и подписания;
  • порядок изготовления и размножения документов;
  • правила оформления и заверения копий и приложений;
  • порядок использования и хранения бланков, печатей, штампов;
  • порядок работы исполнителей с документами.

      Содержание  этого раздела может быть значительно расширено за счет включения отдельных подразделов, устанавливающих правила подготовки документов коллегиального органа, а также заместителей руководителя. Некоторые организации выделяют перечисленные вопросы в самостоятельный организационный документ типа «правил» (или регламента) подготовки и оформления документов.

      Раздел  «Организация документооборота» включает: порядок приема, обработки, распределения входящих документов; организацию их транспортировки и передачи из одного структурного подразделения в другое; основные инстанции движения документов; порядок подготовки и отправки исходящих документов; порядок учета объема документооборота.

      Раздел  «Регистрация документов» устанавливает организацию регистрации входящих, исходящих и внутренних документов, сроки, формы и методы регистрации, дает описание принятой технологии и порядок индексации документов.

      В разделе «Организация справочной работы» устанавливаются принципы построения информационно-справочной работы в организации, дается описание справочных массивов, их доступности для различных категорий служащих и различных структурных подразделений, порядок систематизации и классификации справочной информации, технология информационно-поисковой работы.

      Раздел  «Организация контроля за исполнением документов» устанавливает категории документов, подлежащие обязательному контролю, порядок постановки на контроль, технологию контроля, обязанности исполнителей, типовые сроки исполнения, порядок обобщения данных по контролю за исполнением документов, порядок информирования руководителей об исполнительской дисциплине, использование форм и отметок на документах.

      Раздел  «Оперативное хранение документов» содержит правила хранения документов в службе документации, в структурных подразделениях и устанавливает ответственность за сохранность документов, правила формирования в дела отдельных категорий документов, порядок разработки и использования номенклатуры дел, порядок систематизации и индексации дел.

      В раздел «Подготовка документов к сдаче в архив» включены порядок и организация проведения экспертизы (отбора документов для хранения и уничтожения), правила подготовки дел к хранению, требования к описанию дел, порядок передачи дел в архив.

      Состав  тематических разделов может изменяться и дополняться в зависимости  от условий работы и принятой технологии.

      Приложения  к инструкции должны содержать максимум справочно-иллюстративного материала, систематизированного в порядке  расположения разделов, в каждом из которых делаются соответствующие  ссылки. В приложения помещают схемы документопотоков, оттиски печатей и штампов, образцы бланков, образцы заполнения форм документов, примеры оформления отдельных видов документов, перечни контролируемых документов, формы их учета, формы номенклатуры дел и др.

      Инструкция  должна отражать весь процесс работы с документами, все технологические операции в их логической последовательности. Инструкция - регламентирующий документ не только для службы делопроизводства, но и для всех специалистов аппарата управления.

      Подготовку  Инструкции осуществляет служба делопроизводства при участии архива, юридической службы. Инструкция утверждается руководителем организации и вводится в действие его приказом, после чего рассылается во все структурные подразделения для использования в работе.

      Табель  унифицированных форм документов организации - перечень разрешенных к применению форм документов, необходимых и достаточных для реализации управленческой деятельности конкретной управленческой структуры, содержащий характеристику каждого документа, его юридического статуса и этапов документирования. Табель является способом нормативного закрепления как состава применяющихся в аппарате документов, так и процедуры их подготовки. В табель включаются только документы, создание которых необходимо, правомерно, периодически повторяется.

      Табель  может иметь такие графы:

  • код формы документа,
  • наименование законодательного или нормативного акта, являющегося основанием для применения или издания документа,
  • наименование структурного подразделения, ответственного за подготовку, периодичность составления,
  • согласование (внутреннее и внешнее) - указываются организации или структурные подразделения или должностные лица, участвующие в этом процессе,
  • подпись (должность лица, которое подписывает документ),
  • утверждение (должность руководителя или наименование органа, который утверждает документ),
  • печать (необходимость удостоверения документа печатью),
  • адресат-организация (структурное подразделение, в которое предоставляется документ).

      Кроме того, в табель можно внести сведения о месте изготовления текста документа, его регистрации, количестве создаваемых экземпляров, тираже рассылки, месте хранения подлинника и др.

      Процесс составления табеля позволяет делопроизводственной службе проанализировать все операции с документами (должности исполнителей и руководителей, принимающих участие в составлении, подписании, визировании, утверждении; периодичность создания документа, характеристика применяемых технических средств создания, пересылки). После утверждения руководителем организации табель становится средством нормативного закрепления этапов подготовки документов. Поддержание табеля в рабочем состоянии (ведение) осуществляет делопроизводственная служба. Ведение предусматривает своевременное внесение в табель изменений в документировании - внедрение новых форм федеральными органами, отмена ранее действующих, а также контроль за порядком использования.

      Применение  табеля позволяет:

  • исключить возможность неоправданного создания новых форм;
  • установить единую классификацию документов организации в соответствии с управленческими функциями и задачами;
  • учесть количество видов и форм документов.

5. Должностной и  численный состав  службы ДОУ

      Известно, что организация труда включает решение следующих задач:

  • разработка организационной структуры;
  • разграничение функций между структурными подразделениями и отдельными работниками;
  • нормирование труда работников;
  • регламентация численного и должностного состава работников;
  • повышение квалификации;
  • рациональная организация рабочих мест.

      В действующих нормативно-методических документах закреплены типовые структуры делопроизводственных служб, определены их функции, разработаны унифицированные требования к таким организационным документам, как положение о службе делопроизводства и должностная инструкция, которые являются инструментом разграничения функций между отдельными работниками в конкретной организации.

      В настоящее время основным нормативным  документом, регламентирующим наименование должностей работников службы делопроизводства, является «Общероссийский классификатор  профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих». Эти же наименования включены в «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», последнее издание которого разработано Институтом труда и утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации 21 августа 1998 года.

      Согласно  этим нормативным документам по характеру  труда работники службы делопроизводства делятся на три категории: руководители, специалисты и технические исполнители.

      Руководители - к этой категории отнесены должности заведующего службой делопроизводства (заведующий канцелярией, заведующий общим отделом, заведующий протокольным отделом, начальник секретариата, заведующий архивом, центром подготовки документов, копировального бюро и т.д.). Наименование должности складывается из слова «начальник» (или «заведующий») с добавлением наименования структурного подразделения. Основная функция руководителя - планирование и распределение работы, подбор и расстановка кадров, координация деятельности подразделения в целом, его структурных звеньев и отдельных сотрудников, контроль за выполнением работы. Количество руководителей не должно превышать 20 % от общего числа делопроизводственного персонала.

      Специалисты — в эту категорию попадают помощники руководителя, документовед, референт, редактор, архивист, инспектор, секретарь коллегии, секретарь руководителя, корректор. Функции специалистов связаны с выполнением как технических и оперативных задач, так и творческих операций по анализу и обобщению информации, по разработке нормативно-методической базы делопроизводства, по подготовке по заданию руководства организации проектов документов.

      Технические исполнители - экспедитор, делопроизводитель, машинистки и стенографистки, секретари, курьеры, операторы организационной техники. Обязанности технических исполнителей сводятся к выполнению операций по передаче, фиксации, учету, доставке и хранению информации. Согласно принятой в стране классификации преобладающую часть работников службы делопроизводства составляют служащие. К категории рабочих отнесены только операторы копировальных бюро.

      Наименования  должностей, включаемых в квалификационные справочники, рассматриваются как  базовые. Они могут уточняться на стадии составления штатного расписания за счет добавления к названию должности (помощник, ведущий, старший), например старший инспектор, старший техник. Такие уточнения принято делать в тех случаях, когда специалисты или технические исполнители помимо своих должностных обязанностей еще выполняют руководство другими исполнителями. Должность старшего в штатное расписание рекомендуется вводить и тогда, когда специалист самостоятельно обеспечивает какой-то участок работы, для которого нецелесообразно создание в организационной структуре службы делопроизводства отдельного структурного подразделения.

Информация о работе Организация службы делопроизводство