Понятие делопроизводства. Системы делопроизводства (централизованная, децентрализованная, смешанная)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Весь процесс управления пронизан информацией, являющейся основой принятия решений, и построен на оперативной работе с документами, в которых она фиксируется. Поэтому информационно-документационное обеспечение управления (делопроизводство) любой фирмы, учреждения, организации, предприятия рассматривается сегодня как важнейшая обслуживающая функция управления. От её рациональной организации зависит быстрота и оптимальность выбора решения, доведение его до исполнителя, своевременный контроль за исполнением и, в конечном счёте, достижение экономического эффекта в деятельности фирмы, организации, предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
Понятие делопроизводства…………………………………………4
Цель, задачи, функции службы ДОУ……………………………..5
Организационная структура службы ДОУ………………………..7
Системы делопроизводства (централизованная, децентрализованная, смешанная)………………………………….10
Заключение………………………………………………………………13
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая на тему ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

     Тема: Понятие делопроизводства. Системы делопроизводства (централизованная, децентрализованная, смешанная) 
 

     Содержание:

     Введение…………………………………………………………………..2

  1. Понятие делопроизводства…………………………………………4
  2. Цель, задачи, функции службы ДОУ……………………………..5
  3. Организационная структура службы ДОУ………………………..7
  4. Системы делопроизводства (централизованная, децентрализованная, смешанная)………………………………….10

     Заключение………………………………………………………………13

     Список  литературы……………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Весь  процесс управления пронизан информацией, являющейся основой принятия решений, и построен на оперативной работе с документами, в которых она фиксируется. Поэтому информационно-документационное обеспечение управления (делопроизводство) любой фирмы, учреждения, организации, предприятия рассматривается сегодня как важнейшая обслуживающая функция управления. От её рациональной организации зависит быстрота и оптимальность выбора решения, доведение его до исполнителя, своевременный контроль за исполнением и, в конечном счёте, достижение экономического эффекта в деятельности фирмы, организации, предприятия.

     Поскольку делопроизводственное обслуживание имеет  свои специфические задачи, оно должно выполняться самостоятельным структурным  подразделением, организационно-обособленной службой. Сегодня эта служба имеет различные названия: управление делами, управление информационно-документационного обеспечения, управление делопроизводства, управление документационного обеспечения, общий отдел, канцелярия, секретариат и т. д. Далее обобщенно будем называть ее службой ДОУ или службой делопроизводства. В небольших учреждениях, фирмах, где объем обрабатываемых документов невелик и создание специального структурного подразделения нецелесообразно, всю работу, выполняемую службой делопроизводства, возлагают на секретаря-референта (секретаря).1

     Служба  делопроизводства как самостоятельное  структурное подразделение возглавляется  руководителем, который в свою очередь  подчиняется непосредственно руководителю организации.

     Система документационного обеспечения управления включает три взаимосвязанных составных части: подготовка управленческих документов, технология работы с документами, систематизация документов в течение календарного года и организация их архивного хранения. При решении каждой из названных проблем специалисты-практики должны руководствоваться действующими нормативно-методическими документами в области делопроизводства, утвержденными Государственным комитетом РФ по стандартизации и Федеральной архивной службой России.2

     Государственное регулирование делопроизводства обеспечивается Федеральным архивным агентством, которое осуществляет межотраслевое организационно-методическое руководство и контроль за организацией документов в делопроизводстве федеральных органов государственной власти, координирует развитие государственной системы делопроизводства и унифицированных систем документации.3  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие делопроизводства.
 

Говоря  о наименовании службы ДОУ, необходимо отметить, что сегодня данная служба может иметь разные названия, например, управление делами, отдел делопроизводства, отдел документационного обеспечения управления, общий отдел, канцелярия и т.д. Конкретное наименование службы ДОУ не имеет принципиального значения, однако при его выборе желательно учитывать следующие факторы:

– структуру  подразделения (имеет или не имеет  внутреннюю структуру, если имеет, то сложная  она или нет);

– требования, предъявляемые к названию (желательно, чтобы название было несложным, легко  запоминалось и произносилось);

– существующие в организации делопроизводственные традиции.

Например, в Государственной системе документационного  обеспечения управления рекомендуется  использовать следующие наименования:

  • в министерствах и ведомствах – управление делами, в состав которого, как правило, включаются:

– секретариат (приемная, секретариат министра, секретариаты заместителей министра, секретариат коллегии, протокольное бюро), – инспекция при министре (руководителе ведомства),

– канцелярия (бюро правительственной переписки, бюро учета и регистрации, экспедиция, копировально-множительное бюро и др.),

– отдел  писем (жалоб),

– отдел  совершенствования работы с документами  и внедрения технических средств,

– центральный  архив;

  • на государственных предприятиях (объединениях), в научно-исследовательских, проектных, конструкторских организациях и вычислительных центрах, высших учебных заведениях и других организациях – отдел документационного обеспечения управления или канцелярия, в состав которого, как правило, включаются:

– подразделения  по учету и регистрации, контролю, совершенствованию работы с документами и внедрению технических средств, рассмотрению писем (жалоб),

– секретариат,

– экспедиция,

– копировально-множительное бюро, архив. 

2. Цель, задачи, функции службы ДОУ 

Основной  целью службы делопроизводства, независимо от ее названия, является организация, руководство, координация, контроль и реализация работ по документационному обеспечению. Выполнение этой цели предусматривает решение следующих задач:

– совершенствование  форм и методов работы с документами;

– обеспечение единого порядка документирования;

– обеспечение  единого порядка работы с документами;

– контроль за исполнением документов;

– хранение документов;

– унификация форм документов;

– сокращение по возможности документооборота;

– методическая работа по совершенствованию документационного обеспечения в организации;

– внедрение  прогрессивных технологий на базе применения вычислительной и организационной  техники.4

В состав типовых функций службы ДОУ входят разные виды работ, которые можно  разделить на технологические, организационные, контрольные и методические.

К технологическим  функциям относятся:

– осуществление  первоначальной (экспедиционной) обработки  поступающих документов;

– регистрация  поступающих, отправляемых и внутренних документов;

– ведение  информационно-справочной работы по документам организации;

– машинописное изготовление документов (набор текста на компьютере);

– копирование, тиражирование и оперативное  размножение документов;

– разработка и проектирование бланков документов;

– подготовка документов к отправке.

Среди организационных функций службы ДОУ выделяются:

– подготовка к докладу руководству поступающих  документов;

– организация  своевременного рассмотрения документов руководством организации;

– регулирование  хода исполнения документов, прохождения и исполнения документов в установленный срок;

– организация  хранения документов в структурных  подразделениях;

– организация  работы архива в соответствии с правилами, инструкциями и методическими рекомендациями Росархива;

– повышение  квалификации работников делопроизводственной службы и архивов;

– организация  рабочих мест работников делопроизводственной службы, условий труда сотрудников  делопроизводственной службы;

– организация  делопроизводства по обращениям граждан;

– разработка (совместно с соответствующими структурными подразделениями организации) мероприятий по совершенствованию форм и методов работы с документами.5

К контрольным  функциям относят:

– контроль за правильностью оформления документов, представляемых на подпись руководству (т. е. отправляемых и внутренних документов);

– контроль за сроками исполнения документов;

– осуществление  контроля за правильностью оформления и формирования в структурных  подразделениях организации дел, подлежащих сдаче в архив;

– организация  контроля за работой с документами в структурных подразделениях;

– обобщение  сведений о ходе и результатах  исполнения документов, систематическое  информирование руководства по этим вопросам;

– обеспечение  хранения дел и оперативного использования  документной информации.

Методические  функции, выполняемые службой ДОУ, включают:

– разработку номенклатуры дел организации, инструкции по делопроизводству, табеля форм документов и других локальных нормативных  документов, закрепляющих систему делопроизводства организации;

– проведение экспертизы научной и практической ценности документов;

– проведение совещаний и консультирование по вопросам, относящимся к компетенции  делопроизводственной службы.6

3. Организационная структура службы ДОУ 

Важным  вопросом при постановке делопроизводства в организации является определение структуры службы документационного обеспечения управления, её должностного и численного состава.

Структура в системе органов управления рассматривается, во-первых, как устойчивая связь, т. е. взаимодействие элементов управления, во-вторых, как схема распределения общего объёма функций органа управления между структурными подразделениями и схема их взаимодействия.

Структура службы делопроизводства должна определять оптимальный состав её внутренних подразделений, их взаимодействие, характер подчинения.7

Структура службы ДОУ в современной организации  зависит от объема документооборота, а также от технологии работы с  документами и может быть представлена следующими подразделениями:

– секретариат,

– экспедиция (прием, отправка корреспонденции),

– подразделение (отдел, группа) по регистрации и  учету документов,

– подразделение (отдел, группа) по контролю исполнения документов,

– подразделение (отдел, группа) по работе с обращениями  граждан,

– подразделение (отдел, группа) по изготовлению документов,

– отдел  совершенствования делопроизводства,

– копировально-множительное бюро,

– протокольная группа,

– редакционная группа,

– приемная,

– архив.8

В крупной  организации с большим объемом  документооборота могут существовать все вышеперечисленные подразделения, входящие в службу ДОУ. В организациях меньшего масштаба и не с таким большим объемом документооборота возможно совмещение нескольких функций в одном подразделении или вместо структурных подразделений выполнение соответствующей работы отдельными сотрудниками. В маленькой фирме всю работу с документами обычно осуществляет один секретарь.

Метод установления организационной структуры службы ДОУ в зависимости от объема документооборота был сформулирован впервые в Единой государственной системе делопроизводства (Главное архивное управление при Совете Министров СССР, 1974). Согласно этому методу все организации в зависимости от объема документооборота подразделяются на четыре категории:

Информация о работе Понятие делопроизводства. Системы делопроизводства (централизованная, децентрализованная, смешанная)