Развитие делового стиля русского литературного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Соблюдая нормы официально-деловой речи, мы отдаем дань не штампам и канцеляризмам, а объективно сложившейся традиции построения речи в соответствии с выражаемым содержанием, обстановкой и целью высказывания. Так, в разговоре можно сказать: "С сегодняшнего дня я в отпуске". В заявлении же требуется написать: "Прошу считать меня находящимся в отпуске с такого-то числа". Такова традиция, такова форма и манера написания заявлений и других деловых бумаг. И эта форма целесообразна, оправданна в данной сфере общения. Она вырабатывалась если не веками, то десятилетиями.

Содержание

Введение 3
Глава I Официально- деловой стиль русского литературного языка.
1.1 Понятие официально-делового стиля русского литературного языка
4
4
1.2. Языковые нормы в официально-деловом стиле:
1.2.1. Лексические нормы
1.2.2. Грамматические нормы
1.2.3. Синтаксические нормы
8
8
13
16
Глава II Развитие делового стиля русского и литературного языка
2.1. История формирования делового стиля
20
20
Заключение 27
Литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая за 2 курс редактированная2.doc

— 156.00 Кб (Скачать)
 
 

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

    ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА И РЕКЛАМЫ

    Специальность: Документоведение, документационное обеспечение управления 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Курсовой  проект

по  теме: «Развитие делового стиля 

русского  литературного языка»

                                                     

    студента

    2-го  курса заочной формы обучения

    Сурикова  Александра Николаевича

    зачетная  книжка  № 008-08-161 
     
     
     
     

   
 
Руководитель:

Доцент 

    (ученая  степень, ученое  звание)

    Кузнецова Марина Валерьевна  

   

 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Иркутск 2010

Содержание 

Введение 3
Глава I Официально- деловой стиль русского литературного языка.

1.1 Понятие официально-делового  стиля русского  литературного языка

4

4

1.2. Языковые нормы  в официально-деловом  стиле: 

1.2.1. Лексические нормы 

1.2.2. Грамматические нормы 

1.2.3. Синтаксические нормы

8

8

13

16

Глава II Развитие делового стиля русского и литературного  языка

2.1. История формирования  делового стиля

20

20

Заключение 27
Литература 28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Официально-деловой  стиль – это целая разновидность русского литературного языка. И это стиль целесообразный, имеющий свои средства выражения, способы называния предметов и явлений, и даже по-своему выразительный.

     Соблюдая  нормы официально-деловой речи, мы отдаем дань не штампам и канцеляризмам, а объективно сложившейся традиции построения речи в соответствии с  выражаемым содержанием, обстановкой и целью высказывания. Так, в разговоре можно сказать: "С сегодняшнего дня я в отпуске". В заявлении же требуется написать: "Прошу считать меня находящимся в отпуске с такого-то числа". Такова традиция, такова форма и манера написания заявлений и других деловых бумаг. И эта форма целесообразна, оправданна в данной сфере общения. Она вырабатывалась если не веками, то десятилетиями.

     Официально-деловой  стиль вполне равноправен с другими  стилями и играет важную роль в  формировании и развитии русского литературного языка. Выбор данной темы обусловлен особой ролью делового стиля речи в современной системе функциональных стилей. Актуальность работы определяется значимостью знания данного стиля, правильного его использования, знание истории его формирования. Цель данного исследования - характеристика делового стиля речи, изучение его развития. Цель определяет задачи: 1) указать нормы делового стиля, охарактеризовать каждую из норм 2) осветить историю развития данного стиля. Следовательно, объект исследования - деловой стиль речи, предмет изучения - основные нормы делового стиля, история развития делового стиля русского литературного языка.

      
 
 
 

  Г л а в а I Официально- деловой стиль русского литературного языка

  1.1. Понятие официально-делового  стиля русского литературного языка.

     В сфере науки, делопроизводства и  законотворчества, в средствах массовой информации и в политике язык используется по-разному. За каждой из перечисленных  сфер общественной жизни закреплен  свой подтип русского литературного языка, имеющий ряд отличительных черт на всех языковых уровнях — лексическом, морфологическом, синтаксическом и текстовом. Эти черты образуют речевую системность, в которой каждый элемент связан с другими. Такой подтип литературного языка называется функциональным стилем.

     Официально-деловой  стиль закреплен, как уже говорилось, за сферой социально-правовых отношений, реализующихся в законотворчестве, в экономике, в управленческой и дипломатической деятельности. К периферии делового стиля относят информативную рекламу, патентный стиль и обиходно-деловую речь (заявления, объяснительные записки, расписки и т.п.). Организационно-распорядительная документация (ОРД) — вид деловой письменности, наиболее полно представляющий ее специфику. Вместе с различными видами законодательной речи (лицензия, правила, устав, указ и т.п.) ОРД представляет собой центр деловой письменности, ядро официально-делового стиля.

     Документ  — это текст, управляющий действиями людей и обладающий юридической значимостью. Отсюда повышенное требование точности, не допускающей инотолкования, предъявляемое к тексту документов. Соответствовать этому требованию может только письменная речь, подготовленная и отредактированная. В устной речи достичь такой степени точности практически невозможно ввиду ее неподготовленности, спонтанности, вариативности. Помимо требования денотативной точности (денотат — предмет или явление окружающей нас действительности, с которыми соотносится данная языковая единица) к языку документов предъявляется требование коммуникативной точности — адекватного отражения действительности, отражения мысли авторов в речевом фрагменте (предложении, тексте).

     Соответствие  требованию точности того и другого  вида будет означать безупречное реферирование действительности и безупречное выражение мысли. Легко ли достичь этого на практике? Безусловно, нет. Поэтому-то документы не пишутся, а составляются, разрабатываются специалистами. Поэтому в них сплошь используются клишированные стандартные фразы: 

  Во  исполнение приказа  № ...

  В соответствии с Протоколом о взаимных поставках  на... год...

  Договор вступает в силу со дня подписания. 

     Стандартизация  языка деловых бумаг обеспечивает ту степень коммуникативной точности, которая придает документу юридическую силу. Любая фраза, любое предложение должны иметь только одно значение и толкование. Чтобы достичь такой степени точности в тексте, приходится повторять одни и те же слова, названия, термины: При предварительной оплате Заказчик обязан в трехдневный срок со дня оплаты вручить Исполнителю заверенную банком копию платежного документа или известить его телеграммой. При невыполнении Заказчиком требования настоящего пункта Исполнитель вправе по истечении десяти дней со дня подписания договора реализовать товар.

     Поэтому то, что считается недостатком всякой другой письменной речи и рассматривается как лишнее слово, в языке документов является непременной и характерной стилистической чертой синтаксической и текстовой организации. Эта же черта абсолютно не характерна для устной деловой речи: повторение одних лексем является в спонтанной диалогической речи не приемом, т.е. возникает тогда, когда говорящему необходимо обдумать следующую фразу в процессе говорения, при каких-то колебаниях в выборе синтаксической конструкции. 

  А. — Тогда / тогда мы что сделаем / что сделаем // Мы показываем вам документ по факсу / где / по какой цене... 

     Подробность изложения в официально-деловом  стиле сочетается с аналитизмом  выражения действий, процессов в  форме отглагольного существительного: 

  

 

     Подчеркнутая логичность, безэмоциональность изложения при стандартном расположении текстового материала на листе также весьма существенно отличают письменную деловую речь от устной. Устная речь чаще всего бывает эмоционально окрашенной, асимметричной по принципу текстовой организации. Подчеркнутая логичность устной речи указывает на официальность обстановки общения. Деловое устное общение должно протекать на фоне положительных эмоций — доверия, сочувствия, доброжелательности, уважения.

     Информацию  в документе несут не только текстовые фрагменты, но и все элементы оформления текста, носящие обязательный характер, — реквизиты. Для каждого вида документов существует свой набор реквизитов, предусмотренный государственным стандартом — ГОСТом.

     Реквизит  — это обязательный информационный элемент документа, строго закрепленный за определенным местом на бланке, листе. Наименование, дата, регистрационный номер, сведения о составителе и т.д. постоянно располагаются в одном и том же месте — первые три в верхней части, а последний — в нижней части листа после подписей.

     Число реквизитов бывает различным и зависит от вида и  
содержания документов. Унифицированные системы  документации Унифицированная система организационно – распорядительной  документации Требования   к  оформлению  документов

Unified systems of documentation.

Unified system of managerial documentation.

Requirements for presentation of documents 

ГОСТ Р 6.30-2003

     устанавливает максимальный состав реквизитов и порядок их расположения. К ним относятся:

    01 - Государственный герб Российской Федерации;

    02 - герб субъекта Российской Федерации;

    03 - эмблема организации или товарный  знак (знак обслуживания);

    04 - код организации;

    05 - основной государственный регистрационный  номер (ОГРН) юридического лица;

    06 - идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);

    07 - код формы документа;

    08 - наименование организации;

    09 - справочные данные об организации;

    10 - наименование вида документа;

    11 - дата документа;

    12 - регистрационный номер документа;

    13 - ссылка на регистрационный номер  и дату документа;

    14 - место составления или издания  документа;

    15 - адресат;

    16 - гриф утверждения документа;

    17 - резолюция;

    18 - заголовок к тексту;

    19 - отметка о контроле;

    20 - текст документа;

    21 - отметка о наличии приложения;

    22 - подпись;

    23 - гриф согласования документа;

    24 - визы согласования документа;

    25 - оттиск печати;

    26 - отметка о заверении копии;

    27 - отметка об исполнителе;

    28 - отметка об исполнении документа  и направлении его в дело;

    29 - отметка о поступлении документа  в организацию;

    30 - идентификатор электронной копии  документа.

     Форма служебного документа — это совокупность элементов его оформления и содержания, оцениваемых с точки зрения их состава, объема, последовательности, расположения и взаимной связи. К элементам оформления документа относятся его реквизиты, а к элементам содержания — структурные части основного текста. Докладная записка, акт, лицензия, контракт, деловое письмо имеют только им присущие индивидуально разработанные ГОСТом формы.

Информация о работе Развитие делового стиля русского литературного языка