Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:13, реферат
Всероссийская перепись населения является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально - экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем с целью определения перспектив социально-экономического развития страны.
Изменения обусловлены взаимодействием ряда причин, среди которых можно выделить вынужденную иммиграцию из стран ближнего зарубежья (например, русских, армян, таджиков, осетин некоторых других национальностей), возвратную этническою миграцию в эти же страны (украинцев, азербайджанцев, казахов, узбеков, киргизов, эстонцев), а так же в национальные территориальные образования в пределах России (мордвы, татар, башкир, чувашей, марийцев, удмуртов, коми и других) и эмиграцию в государства дальнего зарубежья (прежде всего немцев и евреев).
Анализ ответов на вопрос 
программы о родном языке показал, 
что подавляющая часть 
При микропереписи впервые получены сведения о том , на каком языке разговаривают жители области дома, на работе, в учебных заведениях и дошкольных учреждениях. Как выяснилось, свыше три четверти (79%) нерусского населения общается дома на русском языке (в том числе в городских поселениях – 85,1%, в сельской местности – 50,1%); удельный вес разговаривающих по-русски на работе существенно выше – 96% (в городах – 99,9%, на селе – 73,6%); в учебных заведениях и дошкольных учреждениях русским языком пользуются 99,2% учтенных микропереписью нерусских (99,8% горожан и 96,7% сельских жителей).
Более других (кроме русских) общаются на языке своей национальности: дома – кабардинцы (87,5%), цыгане (68,6%), киргизы и йезиды (по 61,1%), даргинцы (53,3%), марийцы (42,5%), армяне (41,2%), азербайджанцы (35%), таджики (34,5%) и аварцы (34,5%),; на работе – марийцы (29,1%) и татары (6%).
3. Источники средств 
Данные микропереписи показали, что у 45,4% опрошенных зарплата, получаемая на предприятиях, организациях и учреждениях всех форм собственности, по – прежнему является основным источником существования. В 1989 г. такой доход имело 52,4% жителей области. Пенсию в качестве источника средств существования называли 26% респондентов; различные пособия – 25%; стипендию получали 2,8% опрошенных; пособие по безработице – 0,6%.
В тоже время принципиально новыми возможностями получения доходов, предоставленными в рамках проводимых в стране реформ, пользуется не значительная часть охваченного микропереписью населения. Предпринимательскую деятельность, как источник дохода, назвало 0,8% обследованных, доходы от фермерской деятельности – 0,4% сельских жителей, доходы от собственности (дивиденды, доходы от сдачи в аренду жилья, автомобиля, другой собственности) – 0,2% опрошенных.
В итогах микропереписи заметно повышение активности населения в поисках дополнительных источников доходов. Удельный рост респондентов, указавших более одного источника средств существования, увеличился в области с 12,6 % в 1989 г. до 58,2% в 1994 год. Среди них в наиболее типичных сочетаниях назвали: 30,2% - заработную плату и доход от личного и подсобного хозяйства; 16,9% - пенсию и доход от личного и подсобного хозяйства; 3,1% - заработную плату и пенсию. 84,7% из числа всех иждивенцев отдельных лиц получали различные государственные пособия. Наличие трех и более источников средств существования отмечено у 4,4% респондентов.
Принимаемые государством меры по защите наиболее социально уязвимых слоев населения, наряду сростом числа пенсионеров, обусловили почти трехкратное увеличение части населения области, получающих пенсию и различные государственные пособия – с 19,3% в 1989 г. до 52% в 1994 г.
Хотелось бы еще привести данные о численности постоянного и обследованного населения (см. таблица 5) и о распределение населения по пол (см. таблица 6), по микропереписи 1994 года.
Таблица 5:
| Численность | Процент обследованного в микропереписи населения | ||
| Постоянного населения На 01.01.94г. /тыс. чел./ | Обследованного населения на 14.02.94 г /человек/. | ||
| Российская Федерация | 147977,1 | 7346961 | 4,96 | 
| Уральский регион | 20380,4 | 1016762 | 4,99 | 
| Свердловская область | 4656,7 | 232842 | 5,00 | 
| в том числе: городское население | 4057,1 | 203410 | 5,01 | 
| г. Екатеринбург | 1345,5 | 68020 | 5,06 | 
| г. Нижний Тагил | 428,7 | 22208 | 5,18 | 
| г.Каменск-Уральский | 205,8 | 10268 | 4,99 | 
| г. Первоуральск | 142,6 | 7889 | 5,53 | 
| г. Серов | 102,0 | 4572 | 4,48 | 
| г. Асбест | 83,2 | 4054 | 4,87 | 
| Сельское население | 599,6 | 29432 | 4,91 | 
Таблица 6:
| 
 Численность /человек/ | 
 На 1000 человек приходится | На100 женщин приходится мужчин | |||
| Мужчин | Женщин | Мужчин | Женщин | ||
| Российская Федерация | 3373246 | 3973715 | 459 | 541 | 849 | 
| Уральский регион | 467597 | 549165 | 460 | 540 | 851 | 
| Свердловская область | 106001 | 126841 | 455 | 545 | 836 | 
| в том числе: городское население | 
 92091 | 
 111319 | 
 453 | 
 547 | 
 827 | 
| г. Екатеринбург | 30306 | 37714 | 446 | 554 | 804 | 
| г. Нижний Тагил | 10024 | 12184 | 451 | 549 | 823 | 
| г. Каменск-Уральский | 4623 | 5645 | 450 | 550 | 819 | 
| г. Первоуральск | 3539 | 4350 | 449 | 551 | 814 | 
| г. Серов | 2040 | 2532 | 446 | 554 | 806 | 
| г. Асбест | 1794 | 2260 | 443 | 557 | 794 | 
| Сельское население | 13910 | 15522 | 473 | 527 | 896 | 
Очередная перепись должна была состояться в 1999 году, однако отложена с нехваткой денежных средств (и кризисом 1998 года).
Перепись 2002 г. будет первой 
переписью населения в 
Согласно одному из главных принципов проведения переписей, персональные данные никогда не попадут куда – либо, кроме Госкомстата, и не будут преданы гласности. В том числе они закрыты и для других государственных учреждений и ведомств. Для обеспечения защиты данных переписи 2002 г. при участии МВД и ФАПСИ была создана Государственная техническая комиссия. Помимо технической и программно – технологической защиты компьютеров, будет создана специальная зона безопасности, куда станут пропускаться только специалисты, имеющие непосредственное отношение к обработке данных.
Предполагалось также, что 
перед проведением переписи счетчики 
могут проводить 
К сожалению, согласно недавним социологическим исследованиям, лишь половина опрошенных выразила готовность честно ответить на все вопросы. Однако у оставшейся половины есть ещё время серьезно подумать и изменить свое мнение. Ведь без полной и объективной информации невозможно нормально управлять государством, тем более таким огромным и сложным, как наша держава.
Заключение.
В заключение своей работы 
я хотела бы отметить то, что дальнейшая 
демократизация нашего многонационального 
общества предполагает разработку и 
осуществление в стране новой 
современной государтсвен6ной 
Успешная реализация реформ, духовное и экономическое состояние общества во многом зависят от развития интеллектуального потенциала страны, проще говоря – от образовательного уровня населения. Казалось бы, в этой области особых оснований для беспокойства быть не должно. Сопоставим хотя бы итоги микропереписи 1994 года с материалами 1989 г., получается, что образовательный уровень россиян повысился почти во всех возрастных группах, и особенно в старших возрастах, в которые ныне вступили люди достаточно образованные. Однако среди молодежи в возрасте от 15 – 19 лет картина сложилась обратная: доля молодых людей этого возраста с незаконченным высшим или средним (полным и неполным) образованием за 5 лет уменьшилась более чем на 4 пункта: с 94,5% до 91%. Чтобы как – то стабилизировать и улучшить эту ситуацию необходимо было изначально хотя бы узнать это, т.е. была необходима перепись и она была проведена.
Дальнейшее развитие реформ, 
необходимость регулирования 
Еще один блок важной информации – о жилищных условиях населения, эту информацию можно получить, только проведя перепись. Обеспеченность жильём всегда была в России одним из болезненных вопросов. По данным микропереписи 1994 г., у 14% домохозяйств на одного человека приходилось менее 7 кв. м. жилой площади, и свыше 6% городских домохозяйств располагались в коммунальных квартирах. В ближайшее время положение может ещё более усугубиться в связи с ограниченностью муниципального жилищного строительства, высокой стоимостью предлагаемых для продажи квартир, а в ряде регионов, кроме того, из – за резкого повышения потребности в жилье для расселения и обустройства семей вынужденных мигрантов.
И хотелось бы отметить, что одним из главных факторов успешного проведения переписи будет готовность к ней самого населения, понимание её целей и государственного значения для формирования эффективной социально – экономической политики. Такого понимания можно добиться только при умелой организации разъяснительной работы с использованием всех средств массовой информации.
Перепись является одним источником обо всех численных, национальных и др. изменениях в обществе, она представляет важнейшую информацию для правительства в целях установления годового бюджета, в какую сферу общественной жизни следует вложить большие затраты. Я считаю, что переписи следует проводить не реже, чем в 10 лет, тогда мы будем иметь полную информацию о жизни людей в стране.
Перепись 2002 г. будет первой 
переписью населения в