Анализ особых экономических зон и возможностей в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ особых экономических зон и возможностей, которые они предоставляют в современном мире.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

определить содержание и систематизировать виды особых экономических зон;

выявить условия создания и функционирования особых экономических зон в таких странах как Гана, Китай, Испания;

изучить мировой опыт регулирования деятельности особых экономических зон и на основе этого охарактеризовать ОЭЗ в России.

Содержание

Введение

Глава 1. Особые экономические зоны в мировой экономике

1.1 Сущность особых экономических зон и их роль в мировой экономике

1.2 Разновидности ОЭЗ

Глава 2. Характеристика ОЭЗ зарубежных стран

2.1 ОЭЗ в Гане

2.2 ОЭЗ в Китае

2.3 ОЭЗ в Испании

Глава 3. Особые экономические зоны России

3.1 Особенности особых экономических зон России

3.2 Классификация особых экономических зон

3.3 Условия создания и функционирования ОЭЗ

3.4 Характеристика ОЭЗ "Алабуга"

Заключение

Глоссарий

Список литературы

Работа содержит 1 файл

оэз.docx

— 74.16 Кб (Скачать)

      Комплексная зона

      В России существуют зоны трёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные и туристско-рекреационные особые экономические зоны.

      Зона  свободной торговли (ЗСТ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т.п.).

      Промышленно-производственная зона (ППЗ) - часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы. 22

      Технико-внедренческая зона (ТВЗ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

      Туристско-рекреационная зона - территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность - создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

      По степени интеграции в экономику:

      Зоны, интегрированные в национальную экономику

      Анклавные (изолированные) зоны

      По системам льгот:

      Налоговые: налоговые "каникулы" - частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т.п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4% (до 20%) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26% до 14%) [1]

      Таможенные (импорт) - частично или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т.п., ввозимых для использования внутри зоны;

      Таможенные (экспорт) - частично или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

      Финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

      Административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж. 23

3.3 Условия создания и функционирования ОЭЗ

 

      В ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России: никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования.

      На  территории ОЭЗ не допускается:

      Добыча  и переработка полезных ископаемых;

      Производство  и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;

      ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся  в государственной собственности. 24

      Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса.

      Основными целями создания ОЭЗ являются:

      развитие  обрабатывающих и высокотехнологичных  отраслей экономики;

      производство  новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;

      развитие  туризма и санаторно-курортной  сферы.

      22 декабря 2005 постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон:

      четыре  технико-внедренческих (инновационных) в городах:

      Дубна,

      Зеленоград,

      Санкт-Петербург (посёлок Стрельна, зона "Нойдорф"),

      Томск;

      две промышленно-производственные зоны в  городах:

      Елабуга,

      Липецк - ОЭЗ "Липецк".

      3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристко-рекреационного типа:

      ОЭЗ туристско-рекреационного типа:

      в Краснодарском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 70;

      в Ставропольском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 71;

      в Иркутской области - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 72;

      в Республике Бурятия - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 68;

      в Республике Алтай - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 67;

      в Алтайском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 69;

      в Калининградской области - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 73;

      В 2008 году было зарегистрировано более 50 резидентов ОЭЗ. 25

3.4 Характеристика ОЭЗ "Алабуга"

 

      Особая  экономическая зона "Алабуга" относится к промышленно-производственному типу. ОЭЗ на территории Елабужского района Республики Татарстан

      Особая  экономическая зона промышленно-производственного  типа "Алабуга" была создана Постановлением Правительства Российской Федерации № 784 от 21 декабря 2005 года.

      На территории промышленно-производственной особой экономической зоны не допускается: 26

      размещение  объектов жилищного фонда. (часть четвертая в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)

      разработка  месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных  лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической  деятельности; (п.1 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)

      переработка полезных ископаемых, за исключением  промышленного розлива минеральных  вод, иного использования природных  лечебных ресурсов, и переработка  лома цветных и черных металлов; (п.2 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)

      производство  и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

      Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление  которых не допускается в особой экономической зоне. (часть шестая в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)

      Органы управления ОЭЗ:

      управление  особыми экономическими зонами возлагается  на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные  органы;

      наблюдательный  совет особой экономической зоны.

      Резидент особой экономической зоны промышленно-производственного типа.

      Резидентом  промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в  соответствии с законодательством  Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно - производственной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

      Индивидуальный  предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами  особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в  реестр резидентов особой экономической  зоны.

      Резидент  промышленно-производственной особой экономической зоны вправе вести  на территории особой экономической  зоны только промышленно-производственную деятельность в пределах, предусмотренных  соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности. Для целей Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация. 27

      Основной  целью деятельности ОЭЗ "Алабуга" является оказание содействия развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации в целом, путем создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства.

      Изучение  опыта других стран показало, что  проект, который будет осуществляться в Республике Татарстан, является уникальным по своим задачам и условиям. Татарстан - один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Республика расположена в центре крупного индустриального района, где развита нефтедобыча (ОАО "Татнефть"), нефтепереработка, нефтехимический комплекс (ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Казаньоргсинтез", ОАО "Нижнекамскшина" и др.), машиностроение (ОАО "КАМАЗ", ООО "Северсталь-Авто") и авиастроение.

 

Заключение

 

      Эффективная реализация такой формы экономического взаимодействия с остальным миром  как особая экономическая зона может  осуществляться при соблюдении следующих  обязательных условий:

      формирования  на федеральном уровне четкой концепции  в области ОЭЗ, учитывающей как  общегосударственные, так и региональные интересы;

      разработки  и принятия соответствующей законодательно-нормативной  базы, регулирующей процесс создания и функционирования ОЭЗ;

      организации ОЭЗ на ограниченной территории, исключающей  нарушение принципа единого экономического пространства страны;

Информация о работе Анализ особых экономических зон и возможностей в современном мире