Европейский союз и россия: Партнерство и противоречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:58, дипломная работа

Описание работы

Для Республики Беларусь отношения с Российской Федерацией и Европейским союзом являются приоритетными в силу исторических, культурных, географических и экономических причин. Для формирования и проведения политики в отношении обоих субъектов необходимо понимание современного состояния российско-европейских отношений и возможность прогнозирования их развития, что определяет актуальность выбранной темы исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В 2000-2004 гг.
1.1 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом
1.2 Сотрудничество России и Европейского союза в рамках основных саммитов и встреч на высшем уровне
1.3 Развитие совместных инициатив и программ, начатых в 90-е гг. ХХ в.
2. РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ ПОСЛЕ РАСШИРЕНИЯ (2004-20011)
2.1 Политическое сотрудничество России и Европейского союза после его расширения
2.1 Сотрудничество по другим направлениям
3. РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
3.1 Взаимодействие России с Европейским союзом по вопросам ВТО
3.2 Калининградский вопрос
3.3 Проблемы энергетической безопасности в отношениях России и Европейского союза
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

Соглашением также  было предусмотрено, что таможенные пошлины на промышленные товары не будут превышать 7,6%, а на сельхозпродукцию - 13%. Как отмечается в коммюнике Европейской комиссии, ЕС обязался увеличить открытость в области телекоммуникационных, транспортных и финансовых услуг, деятельности информационных агентств и туризма [7;191]. Все остальные обязательства в сфере энергетики являлись политическими, так как они не влекли за собой никаких глобальных изменений в газовой отрасли. Переходный период, установленный для выполнения взятых Россией обязательств, колеблется в пределах от двух до десяти лет. Российская сторона добилась того, что снижение действующих ставок Таможенного тарифа России будет происходить не единовременно, а в течение двух-семи лет в зависимости от товара.

Таким образом, подписанное в 2004 году Россией и ЕС Соглашение о вступлении России в ВТО имело принципиальное значение, поскольку были устранены многие разногласия по существенным вопросам, касающимся субсидий и тарифов. Договоренности с ЕС по проблемам, связанным с расширением этого объединения, и по условиям присоединения России к ВТО сняли некоторые наиболее острые торговые проблемы. Несмотря на это, достигнутый компромисс стал важным шагом на пути присоединения Росси к ВТО, так как четыре подписанных протокола обеспечивают согласие более половины стран, входящих в Рабочую группу по решению этого вопроса.

Новый виток возможный противоречий и угроза срыва достигнутых соглашений по вступлению России в ВТО возникли в 2009, когда главы правительств России, Казахстана и Белоруссии решили уведомить ВТО о вступлении в нее в качестве единой таможенной территории. Все три страны приостановили двусторонние переговоры по присоединению к организации на время проведения консультаций по формированию единой позиции Таможенного союза. Данная позиция ставила под угрозу рассмотренное выше соглашение между Россией и Евросоюзом  2004 г. Однако в октябре 2009 года было объявлено, что Россия, Казахстан и Белоруссия возобновят переговоры о присоединении к ВТО по-отдельности, но на согласованных позициях.

 

 

 

3.2 Калининградский вопрос

Калининградская область Российской Федерации появилась на политической карте мира в результате Второй мировой войны. Вопрос о передаче Советскому Союзу города Кёнигсберга и прилегающего к нему района был решен на Потсдамской конференции  в июле  августе 1945 г. В 1946 г. была образована Кёнигсбергская область в составе РСФСР,  4 июня того же года она была переименована в честь скончавшегося председателя Президиума Верховного Совета СССР  М.И. Калинина.

Сегодня  Российский анклав Калининград, находящийся между Польшей и Литвой в южной части Балтийского региона, представляет собой небольшую часть так называемого “Балтийского сообщества” с населением около 1 миллиона человек.

На протяжении 1990-х годов роль Калининградского региона в контексте расширяющегося Европейского Союза явно недооценивалась ни Москвой, ни Брюсселем. Более дальновидными в этом плане оказались балтийские государства, инициировавшие еще в 1997 году проведение большой конференции, посвященной “Калининградской проблеме”. РФ на данной конференции, несмотря на приглашение, не присутствовала.

Проблема Калининградской области остро встала в связи с ожидавшимся  приемом в 2004 г. в Европейский Союз Польши и Литвы, что предполагало введение более строгого режима охраны их границ, то есть отмену действовавшего до этого момента безвизового режима проезда для жителей Калининградской области, что в свою очередь делало пересечение границ этих государств  российскими гражданами крайне затруднительным.

Таким образом, в Калининградской проблеме в один узел сплелись сразу несколько правовых положений: свобода передвижения внутри страны, территориальная целостность и суверенитет государства - в данном случае России и Литвы, а также правила Шенгенского договора и безопасность внешних границ Европейского Союза. 

В результате длительных переговоров с руководителями Литвы и государств-членов ЕС на Брюссельском саммите Россия – ЕС (ноябрь 2002 г.) было принято Совместное заявление о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации в части, касающейся пассажирского транзита. Были согласованы и утверждены новые регламенты ЕС, вводящие в Шенгенское законодательство новые документы для обеспечения калининградского транзита людей через территорию Литвы: Упрощенный транзитный документ (УТД) для многократных пересечений литовской территории всеми видами наземного транспорта и Упрощенный проездной документ на железной дороге (УПД-ЖД) для разовых поездок транзитным поездом. Согласно этим документам, однократный проездной документ по железной дороге выдавался бесплатно непосредственно в поезде, а  многократный УТД выдавался в литовских консульствах сроком на 3 года на основании личных обращений граждан. Порядок выдачи УПД-ЖД был закреплен в специальном Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики, подписанном в Москве 20 июня 2003 г.

Найденное решение являлось лишь одним из элементов общей стратегии и тактики переговоров России с Евросоюзом по данной проблеме, конечной целью которых является полное взаимное снятие визовых ограничений со странами Евросоюза. Если введение режима УТД/УПД-ЖД являлось первым этапом, рассчитанным на краткосрочную перспективу, то на втором этапе стороны предусматривали возможность введения скоростного безостановочного безвизового транзитного поезда через территорию Литовской Республики.

Что касается вопроса о транзите из Калининградской области в Россию через Польшу, то, несмотря на предложения Евросоюза ввести аналогичные документы для проезда через ее территорию,  Польша отказалась вводить специальные пропуски для такого транзита. До декабря 2007 г. для такой поездки требовалось получение польской национальной визы.

Такая ситуация сохранялась до декабря 2007 г., когда Польша и страны Балтии ввели Шенгенское визовое обеспечение. В июне 2007 г. вступило в силу Соглашение между РФ и Евросоюзом об упрощении взаимных поездок граждан, подписанное в мае 2006 г.  Данное соглашение не ликвидировало бесплатный транзитный проезд по железной дороге из Калининграда через территорию Литвы, однако определило порядок проезда в Калининградскую область для жителей других регионов Российской федерации. Также это соглашение ликвидировало бесплатные для жителей Калининграда визы в Литовскую республику, заменив их обычным визовым режимом.

Если в области пассажирского транзита ситуация находится в процессе урегулирования, то в области транзита товаров из (в) Калининградской области никакого соглашения подписано не было. В Совместном заявлении о расширении ЕС и отношениях Россия - ЕС (27 апреля 2004 г., Люксембург) стороны подтвердили, что на основе статьи 12 СПС и статьи 5 ГАТТ они будут применять на практике принцип свободы транзита товаров, включая энергетические, между Калининградской областью и остальной территорией России. Предполагалось, что транзитные товары не станут подвергаться излишним задержкам или ограничениям и будут освобождаться от таможенных пошлин и транзитных сборов и других сборов, связанных с транзитом. Однако в реальности калининградский грузовой транзит сразу после расширения ЕС подорожал в два раза. Евросоюз отклонил все предложения России по заключению суммарного соглашения по калининградскому грузовому транзиту.

Еще одной важной проблемой транзита в контексте расширения ЕС является договоренности между Россией и Литвой о транзите военных грузов и военнослужащих.

Еврокомиссия видит решение вышеизложенных вопросов в заключении двусторонних соглашений РФ с Польшей и Литвой. Однако ввиду сложных отношений России с этими странами (Польша до недавнего времени блокировала начало переговоров о Новом соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Евросоюзом и РФ, срок действия нынешнего  соглашения истек в декабре 2007 года), данное предложение будет довольно сложно реализовать. Что касается Нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве, то Калининградская область хочет добиться отдельного упоминания о себе в нем, так как проблемы и перспективы данной области во многом зависят именно от контактов России и Европы.

Ввиду последних событий, Калининградская область стала соединяющим звеном России и ЕС. Если ЕС и Россия движутся в направлении Общеевропейского экономического пространства, а также безвизового режима, о чем неоднократно подтверждалось как европейской, так и российской сторонами, то решение транзита через Калининградскую область в современных условиях представляется одним из ключевых моментов двустороннего сотрудничества.

Представляется необходимым рассмотреть позицию Европейского союза по калининградской проблеме в контексте российско-европейских отношений.

    Во-первых, интерес Евросоюза к калининградской проблеме естественным образом связан с расширением ЕС в 2004 г. Поэтому неудивительно, что пик обсуждения проблемы приходился как раз на период, непосредственно предшествовавший расширению, — 2001-2002 гг. В целом ЕС видит в самом существовании Калининградского анклава внутри своей территории серьезную проблему, затрудняющую расширение. В этом и заключается концептуальное расхождение позиций между Россией и Евросоюза: если Россия видит регион как “выигрышную карту” на переговорах с Евросоюзом, то позиция ЕС носит более прагматический характер: он рассматривает область с точки зрения собственной безопасности как источник “мягких рисков” (организованная преступность, нелегальная миграция, наркотрафик, загрязнение окружающей среды, распространение СПИДа и др.).

    Во-вторых, с этим концептуальным расхождением связан и разный подход к проблеме. Россия стремится сделать из Калининграда политическую проблему, максимально расширяя ее контекст: РФ беспокоит то, как сможет существовать российский регион, ставший анклавом внутри другого политического, правового, экономического пространства. Возникают закономерные опасения, что это приведет к ослаблению связей области с основной частью России и ее “дрейфу на Запад”. Поэтому в принятых федеральных документах по Калининградской области основной акцент делается на то, что необходимо обеспечить благоприятные внешние условия жизнедеятельности и развития региона как неотъемлемой части Российской Федерации. Средством создания этих условий видится превращение области в активного участника трансграничного и регионального сотрудничества, в российский регион сотрудничества с Европейским союзом. Напротив, для ЕС переговоры носят практически ориентированный, технический характер.

    В-третьих, следует отметить, что “градус” интереса к Калининградской области определяется, помимо прочего, и внутренним развитием самого Евросоюза, в частности тем, какая страна на данном этапе осуществляет президентство в ЕС. Так, подъем интереса к этой территории был не в последнюю очередь связан с президентством Швеции, которая была вовлечена в проблему в силу географической близости и реализации “Северного измерения”.

На сегодняшний день можно предположить 3 сценария развития событий Калининградской проблемы в российско-европейских отношениях:

1. Сохранение “статус-кво”. Данный вариант является маловероятным и  не является перспективным ввиду двух обстоятельств. Во-первых, Калининградская область не является экономически развитым регионом России, поэтому сохранение существующего положения с визовыми ограничениями пассажирского и грузового транзита явилось бы большим препятствием для развития данной области. Во-вторых, важным моментом является и то обстоятельство, что экономика Калининградской области тесно связана с Евросоюзом: доля ЕС-27 во внешней торговле региона составляет 75-80%. Поэтому Евросоюз, в свою очередь, также заинтересован в создании выгодных условий для торгово-экономического сотрудничества с этой областью.

2. Превращение Калининградской области в  военный “форпост” России. В связи с сегодняшними событиями, происходящими в Европе, а именно расширением НАТО в восточно-европейском направлении, планами США разместить радар в Чехии и десять ракет-перехватчиков в Польше, реализация которых еще не снята с повестки дня несмотря на начатый процесс отказа от этой идеи Соединенными Штатами Америки, данный вариант становится вполне вероятным. Подтверждением реальности этого сценария может служить заявление Дмитрия Медведева, сделанное 5 ноября 2008 г., о том, что Россия при необходимости развернет в Калининградской области ракетные комплексы “Искандер” для нейтрализации элементов системы противоракетной обороны (ПРО) США в Европе.

Однако развитие данного сценария имело бы самые негативные последствия как для развития российско-европейских отношений, так и для развития самой области. Против размещения ракетного комплекса в Калининграде уже высказались прибалтийские страны, а также ряд других стран-членов Евросоюза, что может стать препятствием для заключения нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС. Для  Калининградской области развитие событий по данному сценарию будет означать изоляцию и практически полное отсутствие рыночных стимулов для развития экономики.

3.  Реализация проекта “Пилотного региона” российско-европейского сотрудничества и партнерства. Именно этот сценарий рассматривается как наиболее перспективный и желаемый. В отличие от двух предыдущих он является позитивным для всех сторон. Он определяет миссию региона, которая отвечает реальным интересам реальных игроков. В первую очередь – России и ЕС, которые заинтересованы в строительстве общих пространств и не заинтересованы в том, чтобы калининградский фактор препятствовал этому процессу. В не меньшей степени этот сценарий отвечает интересам самой области, которая из объекта политики внешних по отношению к ним игроков превратиться в активного субъекта этой политики.

Информация о работе Европейский союз и россия: Партнерство и противоречия