Европейский союз и россия: Партнерство и противоречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:58, дипломная работа

Описание работы

Для Республики Беларусь отношения с Российской Федерацией и Европейским союзом являются приоритетными в силу исторических, культурных, географических и экономических причин. Для формирования и проведения политики в отношении обоих субъектов необходимо понимание современного состояния российско-европейских отношений и возможность прогнозирования их развития, что определяет актуальность выбранной темы исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В 2000-2004 гг.
1.1 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом
1.2 Сотрудничество России и Европейского союза в рамках основных саммитов и встреч на высшем уровне
1.3 Развитие совместных инициатив и программ, начатых в 90-е гг. ХХ в.
2. РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ ПОСЛЕ РАСШИРЕНИЯ (2004-20011)
2.1 Политическое сотрудничество России и Европейского союза после его расширения
2.1 Сотрудничество по другим направлениям
3. РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
3.1 Взаимодействие России с Европейским союзом по вопросам ВТО
3.2 Калининградский вопрос
3.3 Проблемы энергетической безопасности в отношениях России и Европейского союза
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

Последовавший за ним в мае 2007 г. саммит Россия-ЕС в Самаре не принес какого-либо прорыва в отношении начала переговорного процесса о СПС-2. Более того, на данном саммите европейские державы поддержали Польшу в предъявлении России вышеупомянутых условий.

В развитии данных событий нуждаются в уточнении два момента. Первый касается касается взаимоотношений РФ со странами Евросоюза как в отдельности, так и в целом. По отношению к России все страны ЕС можно разделить на три группы: скептики (Литва, Латвия, Эстония, Польша), локомотивы (Германия, Финляндия, Франция) и индифферентные (Португалия) [16;145]. Польский кризис является один из проявлений неурегулированности российских отношений со странами – бывшими республиками СССР, то есть первой группой. Вторым моментом в двусторонних отношениях является то, что после расширения Евросоюз стал очень дифференцированным партнером, не имеющим единого голоса по многим вопросам. Ряд проблемных вопросов, имеющихся сегодня в российско-европейских отношениях, может быть решен на основе переговоров с отдельными странами (группами стран), однако некоторые вопросы требуют согласованной позиции. Среди основных проблем можно выделить “свертывание” демократии в России, соблюдение прав меньшинства в странах Балтии, проблема признания независимости Косово, конкуренция на пространстве СНГ, а так же другие негативные моменты (дела Литвиненко и Политковской, перенос памятника советским солдатам в Таллинне и др.) [15;25].

2008 год стал сложным годом для развития двусторонних отношений. Хотя на июньском саммите Россия – ЕС в Ханты-Мансийске было принято Совместное заявление о запуске переговоров по новому соглашению Россия-ЕС, целью которого было заявлено заключение стратегического соглашения в основных сферах взаимодействия, содержащихся в Дорожных картах по четырем общим пространствам Россия, война в Грузии и второй “газовый конфликт” России с Украиной в декабре 2008 - январе 2009 гг.  привели не только к изменению международной обстановки и состоянию двусторонних отношений России и Евросоюза, но и трансформации позиций сторон по ряду вопросов. Важным итогом стало усиление противоречий между Россией и Евросоюзом, вызванных признанием Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, различной трактовкой  шести принципов договора Медведева-Саркози и его выполнения, провалом механизмов сотрудничества и взаимодействия между Россией и ЕС в чрезвычайных ситуациях. Августовский кризис показал реальное состояние двусторонних отношений и  перспективы заключения нового соглашения о партнерстве. Последовавший “газовый кризис” поставил вопрос о включении в новый договор пункта об энергетической безопасности во главу угла (См. глава 4).

На фоне событий на Кавказе ожидалось,  что саммит в Ницце в ноябре 2008 г. станет площадкой для взаимных упреков и обвинений. Однако набравший силу мировой экономический кризис в некоторой мере консолидировал стороны и подтвердил взаимную заинтересованность в продолжении полномасштабного сотрудничества по всему спектру отношений.

В рамках механизма “Нового соседства” в июне 2008 г. Саммит Евросоюза одобрил инициативу Польши и Швеции о создании нового направления общей внешней политики ЕС – “Восточного партнерства”. Эта инициатива Стокгольма и Варшавы предусматривает создание специальной системы регионального партнерства с Украиной, Молдавией, Арменией, Азербайджаном, Грузией и Беларусью. Возможные направления сотрудничества в рамках “Восточного партнерства” предусматривают постепенное упрощение визового режима с этими странами, отказ от торговых ограничений и энергетическое взаимодействие. 23 февраля 2009 г. на заседании Совета Европейского союза в Брюсселе, министры иностранных дел стран - членов ЕС определили участие шести республик бывшего Советского Союза в данной инициативе [58]. Позиция России по этому вопросу была озвучена  главой МИДа Сергеем Лавровым. “Планы Евросоюза - не что иное, как попытка создать “сферу влияния” в восточно-европейских странах, граничащих с Россией”, - отметил он [59]. Россия выступает категорически против программы “Восточного партнерства”, так как видит в ней угрозу своим интересам на пространстве СНГ.

Что касается нашей страны, то включение Беларуси в данную программу и “газовый  конфликт” России с Украиной повысил стратегическое значение Беларуси и для РФ и для ЕС.  Если Беларусь будет вырвана из союза с Россией, это позволит быстро создать в Восточной Европе сильное региональное сообщество наций, которое станет барьером между западной Европой и Россией и возьмёт на себя основную часть борьбы ЕС против России. Распад союза РБ и РФ означал бы мгновенное возникновение такого блока. Таким образом, данная инициативы стала еще одним камнем преткновения в довольно сложных двусторонних отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Сотрудничество по другим направлениям

Евросоюз на рассматриваемом периоде продолжил оказание технической помощи России в рамках финансовых Программ – ТАСИС, ECHO и др. Однако в новой Стратегической программе по России на период 2007-2013 Евросоюз сделал оговорки о необходимости перехода из стадии “донор-реципиент” на уровень софинансирования. Европейский союз фактически стал отказываться от использования термина “ТАСИС” в отношении сотрудничества с РФ. Так, в материалах Европейской комиссии 2005 года, вместо него получило распространение название: “Программа сотрудничества Европейского союза и России” (EU – Russia Cooperation Program). Обсуждается возможность замены программы ТАСИС на программу ФАРЕ, которая, отличие от ТАСИС, предусматривает возможность кредитов. Таким образом, фактически был начат переход к механизму “Нового соседства”, который был рассмотрен в Главе 2.

Относительно программы “Северное измерение”, существовавшей как отдельная политическая и экономическая инициатива ЕС, то в данный период проект перешел на качественно новый уровень с подключением к ней других стран, не являющихся членами Евросоюза: Норвегии и Исландии [46]. Одним из ключевых моментов реализации нового этапа политики “Северного измерения” является то, что она станет региональным воплощением “дорожных карт” по четырем Общим пространствам Россия–ЕС. Российская Федерация, Европейский союз, Норвегия и Исландия обретают статус партнеров обновленного “Северного измерения”.

Новый этап для политики “Северного измерения” начался в 2005 году. На министерской конференции 21 ноября 2005 г. были одобрены Директивы для разработки политической декларации и рамочного документа по политике “Северного измерения” начиная с 2007 года [46]. В ней был закреплен предложенный российской стороной принципиально новый подход к развитию политики “Северного измерения”, предусматривающий перевод сотрудничества на равноправную, взаимовыгодную основу. 

В качестве возможных проектов с российской стороны рассматриваются следующие:

       завершение строительства очистительных сооружений “Северный коллектор” в Санкт-Петербурге;

       разработка модели сохранения истоков рек Балтийского бассейна, расположенных на Вепсской возвышенности;

       создание единой международной системы мониторинга малых и средних рек водосборного бассейна Балтийского моря;

       создание единой межгосударственной системы мониторинга биологического и ландшафтного многообразия региона ответственности государств–участников “Северного измерения”;

       реанимирование проекта евро-арктического железнодорожного коридора “Баренц-линк”, а также строительство скоростной железной дороги по маршруту Санкт-Петербург–Хельсинки [46].

Таким образом, ввиду трансформации “Северного измерения” в сотрудничество четырех равных сторон – РФ, ЕС, Норвегии и Исландии - появляется возможность превращения данного проекта в ключевой формат для регионального взаимодействия на севере Европы.

21 ноября 2007 года в Санкт-Петербурге состоялась первая встреча старших должностных лиц обновленного “Cеверного измерения”, в ходе которой были подготовлены условия проведения первой министерской встречи обновленного “Северного измерения”, которая состоялась в Санкт-Петербурге 28 октября 2008 года [59]. Итогом данной встречи стало учреждение Партнерства «Северного измерения» по транспорту и логистике. Главной целью нового Партнерства будет совершенствование основных транспортных коммуникаций и логистических связей Партнеров по СИ в целях стимулирования устойчивого экономического роста на региональном и глобальном уровнях посредством сосредоточения на ограниченном числе приоритетов, отражающих как региональные, так и национальные приоритеты[59]. Планировалось, что Партнерство приступит к работе с 1 января 2010 г.

При подведении итог развития двустороннего сотрудничества в период с 2004 по 2008 год,  необходимо сделать ряд выводов.

1.       Расширение Европейского союза оказало существенное влияние на развитие российско-европейских отношений во всех аспектах двустороннего взаимодействия. Отсутствие у “нового” Евросоюза консолидированной позиции в отношении РФ, расхождения по ряду вопросов сотрудничества, а так же по международным проблемам, сложности в разработке нового СПС создают препятствия для ведения продуктивного диалога и осуществления стратегического партнерства.

2.       Нынешнее состояние отношений России и ЕС находится в прямой зависимости от темпов и результатов интеграционных процессов в экономике Европейского союза после расширения. Серьезное отставание развития экономик новых членов, введение единого таможенного тарифа и антидемпинговых процедур в отношении РФ, жесткая позиция Евросоюза по ратификации Россией Энергетической хартии с целью ограничения российского экспорта энергоносителей привели к образованию серьезных преград для торгово-экономического сотрудничества.

3.       Важным этапом развития российско-европейских отношений в этот период стало принятие “дорожных карт” по формированию четырех общих пространств. Однако реализации данных проектов находится только в начале своего пути ввиду наличия сложностей в быстрой адаптации как законодательств, так и экономических, а так же ввиду разногласий по некоторым позициям соглашений.

4.       В рассмотренный период активизировался проект “Северное измерение”, который с 2005 г. вошел в новую фазу своего развития. В настоящее время этот проект рассматривается как наиболее перспективный и динамично развивающийся в рамках российско-европейского сотрудничества.

5.       Продолжается предоставление Евросоюзом технической помощи РФ в рамках программы ТАСИС, однако в последнее время наблюдается переход к принципу софинансирования совместных проектов, то есть трансформация программы ТАСИС по отношению к России.

6.       События 2008 г.  привели не только к изменению состояния двусторонних отношений России и Евросоюза, но и трансформации позиций сторон по ряду вопросов. Важным итогом стало усиление противоречий между Россией и Евросоюзом и возникшая в связи с этим неопределенность в отношении разработки и подписания нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

7.       Между Россией и Европейским союзом существует огромный потенциал сотрудничества, который реализуется лишь частично. РФ и ЕС – естественные партнеры в силу географической, культурной, экономической близости. Как Россия, так и Евросоюз являются ключевыми друг для друга партнерами, как на региональном, так и на глобальном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

3. РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

3.1 Взаимодействие России с Европейским союзом по вопросам ВТО

Для России сфера торговли с ЕС являлась особо чувствительной в силу того, что по решению Всемирной торговой организации (ВТО) именно ЕС стал ее главным агентом, с которым Россия должна была определить условия своего присоединения к ВТО. Евросоюзу принадлежит около 50% голосов ВТО [7;190]. К тому же он, наряду с США, Канадой и Японией, входит в число ключевых оппонентов России – “группу квадро»”. На них ориентируются другие страны, ведущие переговоры с Российской Федерацией.

В конце 2001 г. Европейский союз выдвинул требование унификации российских внутренних и внешних цен на энергоносители (и, прежде всего, на природный газ) в качестве условия вступления в ВТО. Помимо этого, были предъявлены условия по сокращению объема государственного субсидирования аграрного сектора, допуску на российские рынки банковских, страховых и телекоммуникационных услуг и др. Все эти требования вначале полностью отвергались Россией, что практически завело переговоры в тупик.

Исходя из важности для страны членства в ВТО, российская сторона заняла в дальнейшем более гибкую и взвешенную позицию, пойдя на частичные уступки. После длительного торга, в ходе которого Евросоюз, в свою очередь, отказался от ряда неприемлемых для России требований, были найдены подходы к урегулированию наиболее спорных вопросов. В ходе дискуссий были сняты два главных препятствия на пути к подписанию протокола. Первым из них являлись низкие тарифы на газ на территории России, что в Брюсселе рассматривалось как практика скрытых субвенций. Второе препятствие заключалось в пошлинах за транзит через территорию Сибири, установленных для европейских авиакомпаний: Россия обязалась пересмотреть систему пошлин, чтобы к 2013 году сделать ее транспарентной и недискриминационной [7;190]. Данные договоренности позволили на саммите в Москве 21 мая 2004 года окончательно договориться с ЕС об условиях присоединения России к ВТО. Протокол о завершении двусторонних переговоров по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации - это, как отметил на пресс-конференции по окончании встречи на высшем уровне В.В.Путин, “давно ожидаемая сбалансированная договоренность” [7;190].В рамках подписанного соглашения Евросоюз снял требования по:

       немедленной ликвидации монополии “Газпрома”;

       либерализации российского рынка газа;

       выравниванию внутренних и экспортных цен на газ.

По последнему вопросу Россия взяла на себя только одно юридическое обязательство - обеспечить, чтобы цена на газ соответствовала издержкам производства плюс прибыль и расходы на инвестиции, что отвечало российским интересам [7;191].

Информация о работе Европейский союз и россия: Партнерство и противоречия