Глобализация как основная тенденция мирохозяйственного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

В этой связи целью данной работы является:

1) Разобрать само понятие глобализации и рассмотреть ее роль в формировании современной мировой политики и экономики

2)Исследовать положительное и отрицательное влияние глобализации на развитие мирового сообщества.

Работа содержит 1 файл

Глобализация как основная тенденция мирохозяйственного развития.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Реальное воздействие на регулирование товарного рынка оказывает небольшое число ассоциаций. Наибольших успехов достигли практически только члены ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти), чему способствовали такие благоприятные факторы, как особенность нефти как базисного сырьевого фактора; концентрация ее добычи в небольшом числе развивающихся стран; высокая степень зависимости развитых стран от импорта нефти; заинтересованность ТНК в росте цен на нефть. В результате усилий стран ОПЕК уровень цен на нефть был существенно повышен, введена новая система арендных платежей, пересмотрены в пользу развивающихся стран соглашения об эксплуатации их природных ресурсов западными компаниями. ОПЕК в современных условиях оказывает существенное воздействие на регулирование мирового рынка нефти путем установления цен на нее. Важным является и то, что Россия, являясь крупным экспортером нефти в мире, заинтересована в согласованности действий со странами ОПЕК. И в настоящее время происходит процесс сближения и согласованности экспортной деятельности России и ОПЕК.

 

3. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ  И ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО

3.1 Роль международных политических и экономических (торговых) организаций

     В настоящее время в период быстрого развития научно – технического прогресса  невозможно существование государств без их взаимодействия. Взаимодействие может осуществляться как через  политические, так и экономические  отношения. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимаются решения по глобальным вопросам, таким как: экономические кризисы, экология, вопросы войны и мира, борьба со СПИДом и наркоманией.

     Международная организация (International agency) - постоянное объединение межправительственного или неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения в целях содействия решению оговоренных в соглашении международных проблем. Международные организации характеризуются:

  • наличие учредительного документа;
  • постоянным или регулярным характером деятельности;
  • использование в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем;
  • принятия решений путем голосований или консенсуса;
  • (обычно) рекомендательным характером принятия решений.

     Различают межправительственные, неправительственные, всемирные и региональные международные  организации.

     Всемирная торговая организация (ВТО) World Trade Organization (WTO), основанная в 1995 году - глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. В настоящее время правилами ВТО регулируется почти 95% стоимостного объема мировой торговли.

     Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC) - Организация  стран-экспортеров нефти - картель, образованный 1960г. некоторыми странами-производителями нефти с целью координации политики нефтедобычи и контроля за мировыми ценами на сырую нефть. ОПЕК устанавливает квоты на объемы производства нефти. Сегодня в ее состав входят 11 стран: Алжир, Индонезия, Иран, Ирак. Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия. (www.opec.org)

     Международный банк реконструкции и развития (Всемирный  банк), создан 27 декабря 1945 в Вашингтоне. Цель банка – помогать развитию государств-членов путем предоставления кредитов тем странам, которые не могут привлечь частный капитал на приемлемых условиях. Международный валютный фонд (МВФ – IMF), создан 27 декабря 1945. Его цель – способствовать стабильности иностранных валют, осуществлять международное сотрудничество в области финансов и международной торговли. Штаб-квартира размещается в Вашингтоне. Штаб-квартира организации находится в Риме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.1Интеграция  в мировое сообщество 

     В начале 70-х годов прошедшего века, когда еще не было столь популярно понятие глобализации, внимание социальных мыслителей привлекали так называемые глобальные проблемы человечества, среди которых — предотвращение ядерной катастрофы, проблемы экологии, демографии, исчерпаемости ресурсов и т.д.

     Конец ХХ столетия останется в памяти человечества эпохой великих надежд, отчасти сбывшихся, отчасти нереализовавшихся. На протяжении ближайших лет предстоит увидеть, в какой степени эти ожидания были обоснованными, а в какой — иллюзорными. Особого внимания заслуживает вопрос о том, суждено ли воплотиться в жизнь мечте о глобализации современного мира, о свободном хозяйственном обмене между его регионами, едином информационном пространстве и доминировании в мировом масштабе принципов гуманистического социального устройства.

     Идея  глобализации — одна из самых молодых социологических конструкций; вплоть до 1987 г. в базе данных библиотеки Конгресса в Вашингтоне не содержится упоминаний о книгах, в названии которых использовалось бы понятие “глобализация”. В научный оборот его ввел Р. Робертсон, впервые использовавший данный термин в 1983 г.; в 1985 г. он дал его подробное толкование, а в 1992 г. изложил основы своей концепции в специальном исследовании. С начала 90-х годов количество книг и статей на эту тему стало увеличиваться лавинообразно, и сегодня подавляющее большинство экономистов считает, что хозяйственная глобализация является наиболее значимым социальным процессом конца ХХ века, хотя многие признают в то же время, что “переходный период будет исключительно трудным для всех его современников” [2].

     Идея  глобализации стала популярной по нескольким причинам. Во-первых, западный мир вышел  из тяжелых испытаний 70–80-х годов  и восстановил свою роль мировой экономической доминанты. Во-вторых, информационная революция позволила связать воедино отдельные регионы планеты. В-третьих, крушение коммунизма, а затем и кризис в Азии создали иллюзию победы либеральных ценностей в мировом масштабе. В-четвертых, серьезное значение имел растущий культурный обмен между странами периферии и “первым миром”.

     Все эти обстоятельства играют, разумеется, значительную роль, однако реальной базой  для глобализации, на наш взгляд, может выступать только неумолимая потребность отдельных экономик в активном взаимодействии друг с другом. Между тем технологический прогресс западных обществ, как это ни парадоксально, объективно вызывает к жизни их возрастающую самодостаточность. Постиндустриальные страны Запада уверенно преодолевают зависимость от развивающихся стран в области поставок сырья (с 1980 по 1997 г. потребление нефти и газа в расчете на доллар валового национального продукта снизилось в США на 29%, а потребности экономик ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в природных ресурсах должны снизиться в ближайшие годы в десять раз — с 300 кг на 100 долл. производимого ВНП в 1996 г. до 31 кг в 2015). Они абсолютно доминируют в сфере высоких технологий (семь ведущих постиндустриальных стран обладают более чем 80% мировой компьютерной техники, более чем 90% высокотехнологичного производства и почти 90% всех зарегистрированных в мире патентов, затрачивая на НИОКР в среднем около 400 млрд. долл. в год). В 90-е годы они добились превосходства даже в сельском хозяйстве (сегодня себестоимость американского зерна ниже, чем производимого в африканских странах, а экспорт сельскохозяйственной продукции из США с начала 70-х годов вырос в сопоставимых ценах почти в десять раз). Следствием этого стала тенденция к самоизоляции постиндустриального мира, что особенно заметно при рассмотрении современной международной торговли, движения инвестиций и перетоков рабочей силы.

     Теория  глобализации стала квинтэссенцией наивно-оптимистической социологической традиции 90-х годов. Глобализация преподносилась как явление новое для экономической, социальной и культурной сфер, как средство повсеместного распространения западных ценностей и инструмент формирования общемирового сообщества, как залог быстрого освоения повсюду в мире научно-технических достижений и вовлечения периферийных регионов планеты в мировое хозяйство. Каждый из этих аспектов глобализации нес определенную идеологическую нагрузку, оказавшуюся, с точки зрения теории, несостоятельной.

     Глобализация  не может считаться принципиально  новым явлением международной жизни. Чтобы убедиться в этом, можно даже не останавливаться на чисто количественных параметрах отдельных ее “волн”, на том факте, что в конце XIX века масштабы международных торговых, инвестиционных и особенно миграционных потоков были несравненно бóльшими, нежели в начале XXI. Гораздо более важным представляется иное обстоятельство, проясняющееся при более пристальном анализе самого понятия “глобализация”. Совершенно очевидно, что данный термин используется для обозначения процессов, в том или ином аспекте охватывающих весь мир. Но что представляет собой этот мир и кто отождествляет его с масштабами всей планеты? Разумеется, подобное тождество могут усматривать лишь представители западной цивилизации, способные свободно передвигаться по всему миру и получать адекватную и своевременную информацию обо всех происходящих на планете событиях. Для большинства же наших современников, населяющих так называемую мировую периферию, мир ограничен пределами их локального сообщества, а всепланетный масштаб тех или иных процессов вряд ли доступен даже их воображению. На рубеже XX–XXI столетий новой оказалась не та совокупность явлений, которая стала обозначаться термином “глобализация”, а глубина нашего осмысления глобализационных процессов; помещая понятие глобализации в центр современной социологии, мы нарушаем философское правило, предписывающее не умножать количество сущностей сверх необходимости.

     Глобализация  не служит инструментом формирования подлинно единого мира. Если в прежние эпохи происходило расширение границ различных, порой даже противостоявших друг другу миров, то современная глобализация, хотим мы того или нет, воплощает собой экспансию исключительно европейской цивилизации. Не следует считать глобализацию инструментом взаимодействия и развития различных культур и традиций; она была и останется средством построения евроцентричного мира. Так называемые “боковые ветви Запада” являются на деле европейскими ветвями, потому что история второй половины XIX и всего ХХ века не дает нам примеров того, чтобы какая-либо из этих ветвей дала бы жизнь тому, что можно было бы назвать порождением Запада как такового. Анализ фактов приводит к выводу, что в современных условиях унификация становится все менее вероятной; об этом же говорит и эволюция методов европейской экспансии. Глобализация, на первых ее этапах поддерживавшаяся политическими методами, ныне переместилась в экономическую и финансовую сферу. Поэтому в наступившем столетии культурная интеграция, против которой направлены наиболее пафосные выступления антиглобалистов, не представляет собой необходимого условия преобладания западных стран над остальным миром и потому вообще может быть снята с повестки дня. Европейская цивилизация сохраняет и сохранит свои культурные основы в хозяйственно субординированном, но культурно и идеологически разнородном мире.

     Глобализация  в экономическом плане не сближает, а субординирует регионы и  страны мира. Каждый этап европейской  экспансии, начиная с развития средиземноморской торговли и до наших дней, был обусловлен научно-техническими достижениями и поступательной сменой господствующих технологических укладов. Именно эта динамика позволила европейцам пройти ряд последовательно сменявших друг друга форм социальной организации за два тысячелетия, в то время как в остальном мире традиционные общества сохранялись в практически неизменной форме. В истории Европы основные факторы, обеспечивавшие хозяйственный прогресс, сменились не один раз: военная сила античности уступила место средневековой монополии на землю, затем ведущую роль стали играть владельцы капитала. Так или иначе, контроль над наиболее редким в обществе ресурсом, редким фактором производства оставался основой социальной поляризации. Но если это так, то мировое неравенство в современных условиях непреодолимо. В самом деле, с начала ХХ столетия западные хозяйственные системы все в бóльшей степени обретали черты “экономик, основанных на знаниях”, где именно знания - способность перерабатывать получаемую информацию и производить новую - оказались главным производственным ресурсом.

     Производство  информации и уникальной продукции, в которой запечатлены основные достижения культуры, радикально отличается от производства других материальных благ:  оно требует высокого, а не низкого, как в индустриальном обществе, уровня образования работников; в процессе производства происходит совершенствование рабочей силы, а не ее истощение; потребление науко- и информационноемкой продукции становится фактором, способствующим, а не препятствующим накоплению капитала, и, наконец, информационный продукт может быть реализован многократно, принося владельцу прибыли, но оставаясь при этом его собственностью. Именно с того момента, как западные экономики стали “основываться на знаниях”, любые попытки “догоняющего” развития, предполагающего мобилизацию традиционных факторов производства, оказались обречены. “Новое неравенство”, этот продукт новой экономики, выступает результатом не столько внешней экспансии западного мира, сколько его внутреннего прогресса; глобализация же, которую нередко считают причиной углубления современного неравенства, не является таковой; просто она не способна стать значимым фактором его преодоления.

     Глобализация  не преодолевает, а закрепляет периферийный характер отдельных стран, что обусловливается ее внутренней логикой. На всех этапах расширения пределов влияния той или иной цивилизации возникало хорошо известное историкам противоречие между метрополией, стремившейся навязать свою волю, и колониями или провинциями, желавшими бóльшей самостоятельности и автономии. Если обратиться к опыту империй прошлого, мы увидим, что все они - от восточных деспотий и Древнего Рима до Британской империи и Советского Союза - распались именно в силу невозможности оптимизировать отношения между центром и периферией. В то же время сама идея колонизации исключала и исключает возможность полного инкорпорирования провинции в единое централизованное государство; даже в СССР, где были достигнуты впечатляющие результаты в решении этой вековечной проблемы, она так и не была снята с повестки дня. В этой связи следует еще раз подчеркнуть, что европейская модель расширения границ своей цивилизации базировалась не столько на покорении иных народов и их инкорпорировании в зону своего влияния, сколько на создании новых обществ европейского типа, в которых сами же европейцы составляли либо абсолютное большинство, либо значительную их часть. Именно поэтому современную глобализацию схематически можно представить в виде нескольких концентрических кругов, идущих от центра к периферии. Первый из них охватывает Западную Европу, США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. Второй включает в себя страны с сильным европейским культурным влиянием и значительной ролью выходцев из Европы; сюда относятся Россия, Латинская Америка и некоторые государства Ближнего Востока, в первую очередь Израиль. В третий круг входят страны, бывшие колониями европейских метрополий и воспринявшие многие из западных ценностей; это, прежде всего, Индия, а также некоторые страны Северной Африки, ЮАР, ряд азиатских государств. Для стран четвертого круга обретение независимости стало скорее проблемой, чем достижением - к ним относится большинство африканских государств. Совершенно отдельное место занимают страны Азии - Япония, Корея, Тайвань, Малайзия и Сингапур, - которые успешно копируют западный образ жизни, сохраняя собственную систему ценностей, а также мусульманские страны, по сей день остающиеся малопонятными выходцам с Запада. Сохранение разделенности современного мира на центр и периферию обусловлено не столько различиями в параметрах экономического развития тех или иных стран, столько глубиной проникновения европейской культуры и европейских традиций в жизнь их народов. Сегодня как никогда очевидно, что перенос культурных достижений предполагает, по словам Т. фон Лауэ, не меньше, чем непрерывную “революцию окультуривания” (revolution of reculturation); возможность подобной революции не подлежит даже обсуждению в условиях, когда одно лишь предположение о перспективе массовой миграции из центра в направлении периферии вызывает улыбку. Таким образом, единый и унифицированный мир не был и не может быть целью глобализационного процесса.

Информация о работе Глобализация как основная тенденция мирохозяйственного развития