Государственное регулирование внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена глобализацией национальных экономик разных стран и необходимостью сохранения конкурентоспособности национальных товаров и экономической безопасности каждой отдельной страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ……………………………………………………………………….4
Тарифные методы регулирования внешней торговли………………..........4
1.1.1 Таможенный тариф на импорт…………………………………………….4
1.1.2. Тариф на экспорт…………………………………………………………..5
1.1.3. Таможенный союз…………………………………………………………5
1.2 Нетарифные методы регулирования внешней торговли…………………..6
1.2.1. Квотирование……………………………………………………………....6
1.2.2. Экспортные субсидии……………………………………………………..7
1.2.3. Демпинг…………………………………………………………………….7
1.2.4. Экономические санкции…………………………………………………..8
2 ТРАДИЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ..9
2.1 Протекционизм……………………………………………………………….9
2.2 Фритредерство………………………………………………………………..21
3 РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РФ…………………………….28
3.1 Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ………………………………………………………………………………….28
3.2 Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в РФ……………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...34
СИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….36

Работа содержит 5 файлов

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 14.95 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.docx

— 16.36 Кб (Открыть, Скачать)

Основная часть курсовой.docx

— 59.75 Кб (Скачать)

     Имеются также и существенные качественные отличия квот от тарифов: изменение  тарифов регламентируется национальным законодательством в рамках международных  соглашений, поэтому правительство  не имеет права самостоятельно повышать тарифы. В этом случае оно ужесточает импортные квоты, делает внешнеторговую политику глубоко селективной посредством  распределения лицензий между конкретными  предприятиями.

     Основными способами размещения государственных  импортных лицензий являются следующие:

     1 Затратный способ размещения. Лицензии выдаются предприятиям, имеющим большой объем производственных мощностей и других ресурсов. В этом случае предприятие с целью получения большего количества лицензий осуществляет избыточные инвестиции в неиспользуемое оборудование.

     2 Аукционный способ размещения. Государство продает лицензию по наивысшей цене, предложенной участвующими предприятиями.

     3 Система явных предпочтений. Лицензии предоставляются более авторитетным фирмам в объеме, соответствующем их в суммарной величине импорта в период до введения импортных квот.

     В 70-е годы стала распространяться специфическая форма количественного  ограничения импорта — добровольные  экспортные ограничения. Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) — это разновидность экспортной квоты. В рамках добровольных экспортных ограничений страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну. Видимость добровольности покрывает стремление избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений. По существу ДЭО являются  вынужденной мерой.

     ДЭO, вводимые страной-экспортером, имеют для страны-импортера более негативный результат, чем условия действия тарифов или импортной квоты, поскольку в этом случае цены ввозимые товары могут быть более высокими, чем в случае тарифных ограничений или квотирования импорта. Таким образом компенсируется снижение объемов экспорта путем повышения цен на него. Отношение международных организаций к добровольным экспортным ограничениям носит отрицательно-осуждающий характер, свидетельством чего является задача отмены ДЭО к 2000 г. в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле.

     Кроме трех основных к нетарифным торговым ограничениям относятся также разновидности  скрытого протекционизма, в условиях которых контролируется дотаможенное движение товаров, т.е. сама возможность  участия товаров в импорте  и экспорте. К ним относятся  санитарно-технические и валютные ограничения импорта товаров.

     К санитарно-техническим ограничениям относятся следующие виды:

     -обязательное  соблюдение национальных стандартов;

     - сертификаты качества импортной  продукции;

     - требования к специфической маркировке  и упаковке товаров;

     - требования к экологическим характеристикам  товаров потребительского назначения  и  товаров производственного  назначения,

     Санитарно-технические  стандарты являются выражением стремления государств в рамках преодоления таможенных ограничений оградить нацию от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию ее граждан. С 1993 г. в государствах — членах Европейского сообщества действует директива о защите потребителей, в соответствии с которой производители потребительских товаров обязаны поставлять к реализации только товары, не представляющие угрозу жизни и здоровью граждан государства.

     Кроме того, чтобы предъявлять и удерживать высокий уровень санитарно-технических  ограничений в отношении внешних  партнеров, необходимо иметь отлаженную и гибкую систему отражения таких  стандартов в национальной экономике. Подобная система необходима национальной экономике для повышения уровня конкурентоспособности национальных фирм на внутреннем и на мировом  рынках, для обеспечения совместимости  оборудования, приведения всех структур национальной экономики к единому  технологическому укладу.

     Главную роль в решении этого вопроса  играет позиция государства. Например, Министерство международной торговли и промышленности Японии, устанавливая новые технические стандарты, добивается от фирм их неукоснительного соблюдения, что является серьезным стимулом развития инновационных процессов, обеспечивает нормальную конкуренцию  на внутреннем рынке, содействует повышению  конкурентоспособности японских фирм на мировом рынке. Новые стандарты  способствуют быстрому освоению новых  моделей и приобретению уже освоенными товарами новых характеристик.

     В современных условиях при отсутствии новой упорядоченной международной  валютной системы и продолжении  валютного кризиса ужесточаются валютные ограничения на импорт товаров, что приводит к возрождению клиринговых  соглашений как формы компенсационной  торговли. Компенсационная торговля существует в различных формах, а  именно:

        встречных закупок, когда страна-экспортер обязуется в рамках соглашения закупить в импортирующей стране товары в пропорции, указанной в контракте о продаже;

      -   компенсации экспорта оборудования, когда закупается продукция, произведенная с использованием этого оборудования;

     -    оффсетной сделки, в условиях которой компенсация осуществляется посредством включения в экспортируемый материал элементов, производимых в стране-импорте (например, при реализации вооружений);

     - компенсационной торговли — свитч, представляющей трехстороннюю коммерческую операцию, при совершении которой на третью страну распространяется двустороннее соглашение о клиринге текущих счетов купли и продажи.

     Классический  протекционизм и неопротекционизм в форме нетарифных методов воздействия  па процессы международной торговли являются дорогими методами сохранения самодостаточности национальной экономики. В 80-е гг., по оценкам экспертов  Мирового банка, стоимость протекционистских  мер для американского потребителя  оценивалась: по автомобилям — млрд. долл., по одежде от 8,5 до 12 млрд. долл.; для  стран Европейского сообщества —  по одежде от 1,4 до 6,6 млрд. долл. в год. Это не помешало, однако, США и  в 90-е годы участвовать в торговых войнах и устанавливать протекционистские  ограничения, например, на импорт стали из России. К началу 90-х годов только 20% мирового обмена товарами и услугами отвечало требованиям ГАТТ, т.е. совершалось по правилам свободной торговли. 1/4 всего объема торговли осуществлялась в условиях действия протекционистских механизмов, 1/4 приходилась на долю транснациональных корпораций, 1/4 составляла долю компенсационной торговли.

     Долевое соотношение протекционизма и свободной  торговли в объеме мировой торговли показывает их относительно равное соотношение, однако противостояние сторонников  не прекращается. 

     2.2 Фритредерство

     Свободная торговля — политика невмешательства государства в международную торговлю (free trade — фритредерство). В этом случае последняя осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно.

     Поскольку фритредерство является противоположностью ортодоксального протекционизма, то все его позитивные аспекты выступают как критика протекционизма. Положительные воздействия свободной торговли состоят в том, что она:

     - стимулирует процессы конкуренции как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом;

     - позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;

     - создает возможности для использования международной специализации, которая является основой роста прибылей производителей, и потребителей;

     - содействует расширению границ рынка: создает oсновы для массового производства и получения положительного эффекта от него.

     Сторонники  фритредерства полагают, что аргументы  в пользу протекционизма являются дискуссионными, поскольку цели, которые он ставит перед собой, можно достичь с меньшими издержками.

     Предшественником  свободы торговли в 20 в. стал «новый экономический порядок», который был предложен в форме международных торгово-экономических отношений  США как ведущей державы мира, вышедшей из второй мировой войны еще более богатой и процветающей, чем прежде. «Новый экономический порядок» являлся в тот период основой реализации интересов США и их ТНК во взаимоотношениях с менее развитыми странами.

     Современный французский экономист М. Пебро  дает классическое определение свободы  торговли: «это наиболее благоприятное  правило игры для лидирующей экономики».Страны у которых наблюдается серьезный  разрыв в уровнях технологических  укладов, не смогут стать полноценными, равноправными партнерами. Свобода  торговли будет проявляться для  стран с более низким технико-технологическим  укладом как закон товарообмена (закон стоимости), в соответствии с которым развитая страна всегда получает несравнимо более значимую выгоду от обмена, чем бедная. «Слепое  применение принципа свободы торговли привело бы к подчинению слабого сильным, к возникновению объективной ситуации экономического колониализма, невыносимой для стран», — делает вывод М. Пебро.

     Развитые  страны Запада, имеющие прочные позиции  на мировых рынках, заинтересованы в том, чтобы внешнеторговая политика России проводилась в духе фритредерства, поскольку это создает для  них безусловные односторонние  преимущества.

     Признавая определенные позитивные стороны свободы  торговли, следует заметить, что  такая политика должна быть прагматичной, а протекционизм  — стимулирующим  национального предпринимателя. Примером может служить путь развития, который прошли развитые страны.

     В период после промышленного переворота, когда Англия  являлась техническим лидером, «фабрикой мира», США и Германия развивались под давлением английской промышленности  и являлись поставщиками сырья (США — хлопка, Германия — хлеба), а также покупателями английских промышленных товаров. Чтобы избавиться от экономической зависимости, эти страны встали на путь протекционизма, чем создали условия для укрепления национальной промышленности. За короткий период произошли ограничения и даже разрыв традиционных экомических связей. Однако, укрепив национальную промышленностъ и подчинив своему влиянию внутренний рынок, американский и германский капитал выходят на международный рынок и пользуются выгодами международного разделения труда уже в качестве лидирующих партнеров. Существование прямо противоположных подходов к политике внешней торговли и равнозначимое теоретическое обоснование свидетельствуют об их равноценности и бесперспективности абсолютизации каждого из них. Очевидно, что строгое применение развивающимися странами принципов свободы торговли поставило бы под сомнение возможности протекания процессов индустриализации в этих странах.

     Наиболее  развитые страны стоят на позициях прагматизма в каждом конкретном случае. Признавая ценность свободы  торговли и являясь автором теории абсолютных преимуществ, А.Смит тем  не менее считал, что необходимо избегать чрезмерной насыщенности национального  рынка иностранными товарами, которая  обострила бы проблему занятости. Дж. Милль, обосновавший теорию международной  стоимости, рекомендовал обеспечить определенный уровень защиты развивающимся странам  и зарождающимся отраслям промышленности. Такие позиции поддерживаются многими  развивающимися странами и на пороге 21 в.

     В противоположность ВТО, которая  ставит задачи дальнейшей либерализации  торговли, развивающиеся страны считают  эту задачу преждевременной, полагая  необходимым сосредоточиться на анализе выполнения действующих  соглашений.

     Для них это наиболее актуально, поскольку  развивающиеся страны все чаще заявляют о наличии трудностей, с которыми им приходится сталкиваться при реализации заключенных соглашений.

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 13.63 Кб (Открыть, Скачать)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.docx

— 15.42 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли