Государственное регулирование внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена глобализацией национальных экономик разных стран и необходимостью сохранения конкурентоспособности национальных товаров и экономической безопасности каждой отдельной страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ……………………………………………………………………….4
Тарифные методы регулирования внешней торговли………………..........4
1.1.1 Таможенный тариф на импорт…………………………………………….4
1.1.2. Тариф на экспорт…………………………………………………………..5
1.1.3. Таможенный союз…………………………………………………………5
1.2 Нетарифные методы регулирования внешней торговли…………………..6
1.2.1. Квотирование……………………………………………………………....6
1.2.2. Экспортные субсидии……………………………………………………..7
1.2.3. Демпинг…………………………………………………………………….7
1.2.4. Экономические санкции…………………………………………………..8
2 ТРАДИЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ..9
2.1 Протекционизм……………………………………………………………….9
2.2 Фритредерство………………………………………………………………..21
3 РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РФ…………………………….28
3.1 Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ………………………………………………………………………………….28
3.2 Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в РФ……………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...34
СИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….36

Работа содержит 5 файлов

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 14.95 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.docx

— 16.36 Кб (Открыть, Скачать)

Основная часть курсовой.docx

— 59.75 Кб (Скачать)

     1 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

     1.1 Тарифные методы регулирования внешней торговли

     1.1.1 Таможенный тариф на импорт

     Наиболее  распространенным видом ограничения  торговли является таможенная пошлина  на импорт, представляющая самой государственный  денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем  таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой  цены.

     Существуют  два основных вида таможенных пошлин: специфические и адвалорные. Специфические  пошлины определяются в виде фиксированной  суммы с единицы измерения (веса, площади, объёма и т.д.) Адвалорные пошлины  устанавливаются в виде процента от таможенной стоимости товара.

     Таможенный  тариф в узком смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым  товарам, систематизированный в  соответствии с товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности.

     Использование таможенных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую ситуацию.

       С точки зрения целевой направленности  можно говорить о протекционистском или фискальном характере тарифов. Протекционистский характер тарифов используется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, поднимает тем самым национальные цены на импортируемый товар, снижает его конкурентоспособность и защищает внутренний рынок.

     Цель  фискальных пошлин — преимущественно  обеспечение государственного бюджета  налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно выполняют пошлины на товар, который не производят в данной стране. Как правило, они бывают не очень высокими.

     Таможенные  тарифы включают в себя обычно три вида пошлин: максимальные, минимальные и льготные. Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые — в тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении режима наибольшего благоприятствования. Третьи — разновидность торговых пошлин — обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран.

     1.1.2. Тариф на экспорт

     Введение  таможенного тарифа на экспорт может  быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт  находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, путем выплаты  соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как  необходимая мера для поддержания  достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного  экспорта субсидируемого продукта. Государство  может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки  зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с  переходной экономикой. Промышленные развитые страны используют их редко, а  в США налогообложения экспорта запрещено конституцией.  

     1.1.3. Таможенный союз

     Одним из направлений развития тарифных методов  регулирования внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем  создания зон  свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной  торговли, участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины  в торговле между собой, но сохраняют  каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлинную торговлю между странами – участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.

     В настоящее время в мире насчитывается  более 30 различных интеграционных объединений  во всех частях света, абсолютное большинство  которых использует в той или  иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение  – Европейский союз (ЕС), одним  из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного  союза. 

     1.2 Нетарифные методы регулирования внешней торговли

     По  сравнению с тарифными методами, наиболее расширенными формами и  методами регулирования внешнеторговой деятельности являются нетарифные ограничения. Они представляют не меньшую угрозу либерализации торговли. К нетарифным  барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 2000 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности. 

     1.2.1. Квотирование

     Наиболее  распространенной формой нетарифного  ограничения является квота.  Квотирование представляет собой ограничение  в количественном или стоимостном  выражении объема продукции, разрешенной  к ввозу в страну (импортная  квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.

     Государственное воздействие распространяется и  на регулирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации иностранной собственности, с другой — защитить собственные интересы, например, через установление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях, перечни отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступность информации и т.д.

     Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного  объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование может иметь и  самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например государство предоставляет право  какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия).  

     1.2.2. Экспортные субсидии

     В особую группу мер, которые использует государство, регулируя отношение страны с мировым хозяйством, относятся так называемый активный протекционизм или различные формы стимулирования экспорта.

     Для защиты национальных производителей государство  может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам  для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать  товар на внешнем рынке по более  низкой цене, чем на внутреннем.

     Экспортные  субсидии могут быть прямыми ( выплата  дотации производителю при его  выходе на внешней рынок ) и косвенными ( путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.). 

     1.2.3. Демпинг

     Распространенной  формой конкурентной борьбы на мировом  рынке является демпинг, когда экспортер  продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию; во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и  внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли. 

     1.2.4. Экономические санкции

     Крайней формой государственного ограничения  внешней торговли являются экономические  санкции, например, торговое эмбарго  – запрещение государством ввоза  в какую-либо страну или вывоза из какой –либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции  по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.

     Рассмотренные методы и формы государственного регулирования лишь некоторых основных инструментов внешнеторговой политики, На практике используется гораздо больше. В частности, за последнее время  широкое распространение получили так называемые технические барьеры, представляющие собой административное регулирование, при котором происходит дискриминация импортных товаров  в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений  и др.

 

     

     2 ТРАДИЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

     В условиях развития международных экономических  отношений все большую значимость приобретает оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. По-прежнему внешняя  торговля остается определяющей формой международных связей, и от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место в современной мировой экономике.

     Основными направлениями внешнеторговой политики государства являются  протекционизм  и фритредерство.  

     2.1 Протекционизм

     Традиционный  протекционизм это теория и практика регулирования внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной: конкуренции.

     На  практике протекционизм развивается  и применяется с периода возникновения  международных торговых отношений. В 20 в. особенно сильное влияние протекционизма наблюдалось в период между двумя  мировыми войнами. Сохранится такая  практика, надо полагать, и в 21 в., как  специфическая мера защиты экономических  субъектов национальной экономики. Внешним проявлением протекционизма является положительное сальдо торгового  баланса, т.е. превышение экспорта над  импортом, что и служит основой  для сохранения протекционистских  тенденций.

     Как теория внешнеэкономического поведения  протекционизм утвердился в 19 в. в  процессе соперничества с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свобода торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах.

     Представители этой теории указывают  на тот очевидный  факт, что под защитой протекционизма проходили становление и развитие американской, германской, французской  промышленности и национального  капитала.

     В развивающейся национальной экономике  протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и  формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции  эффективных иностранных фирм, функционирующих  на мировом рынке достаточно длительное время.

     Кроме того, протекционистские меры имеют  ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий.

     В периоды серьезных обострений отношений  между государствами и усиления международной напряженности, протекционистские  меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

     Основными аргументами выдвигаемыми противниками протекционизма против этой теории, являются следующие:

     1 Протекционизму присуща определенная нелогичность: ставя целью достижение положительного сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса.

     2 В условиях протекционизма секторы национальной экономики. защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями сохранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии.

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 13.63 Кб (Открыть, Скачать)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.docx

— 15.42 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли