Государственное регулирование внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена глобализацией национальных экономик разных стран и необходимостью сохранения конкурентоспособности национальных товаров и экономической безопасности каждой отдельной страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ……………………………………………………………………….4
Тарифные методы регулирования внешней торговли………………..........4
1.1.1 Таможенный тариф на импорт…………………………………………….4
1.1.2. Тариф на экспорт…………………………………………………………..5
1.1.3. Таможенный союз…………………………………………………………5
1.2 Нетарифные методы регулирования внешней торговли…………………..6
1.2.1. Квотирование……………………………………………………………....6
1.2.2. Экспортные субсидии……………………………………………………..7
1.2.3. Демпинг…………………………………………………………………….7
1.2.4. Экономические санкции…………………………………………………..8
2 ТРАДИЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ..9
2.1 Протекционизм……………………………………………………………….9
2.2 Фритредерство………………………………………………………………..21
3 РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РФ…………………………….28
3.1 Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ………………………………………………………………………………….28
3.2 Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в РФ……………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...34
СИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….36

Работа содержит 5 файлов

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 14.95 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.docx

— 16.36 Кб (Открыть, Скачать)

Основная часть курсовой.docx

— 59.75 Кб (Скачать)

     3 Протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом: технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что если для одних отраслей технологической цепочки введена протекционистская зашита, то ее потребуют также и технологически связанные с ними отрасли. В итоге возникает новый протекционизм, или неопротекционизм.

     4 Протекционизм наносит ущерб экономическим интересам потребителей: отечественный потребитель дороже платит за товар причем, не только за импортный, облагаемый таможенной пошлиной, но и за товары национальной промышленности.

     5 В условиях протекционизма национальная экономика не может оптимально использовать преимущества международной специализации, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями. Определяемые спецификой применения выделяются следующие виды протекционизма. 

     Различают следующие виды протекционализма:

     1 Отраслевой протекционизм, направленный на защиту возникающих и оформляющихся отраслей промышленности и аграрного сектора (отрасли ВКП, молодые отрасли НТР и сельского хозяйства).

     2 Скрытый протекционизм, для осуществления которого используются механизмы внутренней экономической политики.

     3 Селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является «эмбарго» — запрет на поставки.

     4 Интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционное объединение в отношении всех остальных мегасубъектов.

     Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (тарифы на экспорт  и импорт) и нетарифные барьеры.

     Тарифы  на импорт, или импортная пошлина, это мера протекционизма, в условиях которой отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, и к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. В результате получается величина, равная мировой цене, умноженной на ставку тарифа.

     Тарифы  на импорт защищают отечественных производителей, занятых импортозамещающих отраслях, конкурирующих с ними, но отечественные потребители проигрывают, поскольку им приходится оплачивать тариф на импорт. Этот факт становится очевидным при сравнении отечественных и мировых цен в условиях свободной торговли и протекционизма. В условиях свободной торговли отечественные цены будут приближаться к цене равновесия на мировом рынке. Относительный дефицит на конкретную товарную группу будет покрываться импортом. Введение тарифа на импорт повысит отечественные цены и сократит объемы импорта. В условиях протекционизма у отечественных производителей есть возможности расширять производство, поскольку они не платят тариф, и, следовательно, «золотое равенство» предельных издержек и предельного дохода достигается отечественными фирмами при большем объеме производства, который для них является оптимальным. С ростом цен у отечественных потребителей нет другого выхода, как только сокращать потребление и импортных, и отечественных товаров.

     В целом положительный эффект от введения тарифа на импорт, наблюдаемый у  отечественных производителей, не перекрывает  отрицательного эффекта и потерь, которые несет отечественный  потребитель. Это ощущается сильнее  в условиях общей инфляционной тенденции, которая усиливается введением  дополнительных таможенных ограничений.

     Введения  протекционистских мер защиты требуют  от правительства также смежные  отрасли, связанные с конкретной отраслью технологической цепочкой и поставляющие ей сырье и материалы. В связи с этим, различают номинальный и фактический уровни тарифов на импорт.

     Фактический уровень тарифа на импорт в отрасливеличина, отражающая уровень возрастания добавленной стоимости единицы продукции в отрасли в условиях функционирования всей тарифной системы. Когда конечная продукция отрасли будет защищена более высоким таможенным тарифом на импорт, чем ее промежуточная продукция, то фактический уровень тарифа превысит его номинальный уровень, а именно, уровень ставки, указанной в таможенном тарифе.

     Механизм  тарифов на экспорт является зеркальным отражением механизма тарифов на импорт.

     В этом случае отечественная цена оказывается  ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное  производство сокращается. В результате величина экспорта падает.

     Отрицательный эффект, ощущаемый отечественными производителями, настолько велик, что относительный  выигрыш отечественных потребителей не перекрывает его.

     Тарифицирование экспорта ставит страну-экспортера в  монопольное положение на мировом  рынке и заставляет импортирующие  страны переплачивать за покупаемый товар. Особенно значительна монопольная  прибыль в том случае, когда  установление экспортных барьеров осуществляется одновременно несколькими странами объединенными интеграционными  процессами. Примером протекционистской  политики может служить Общий  внешний таможенный тариф, принятый в странах Европейского Союза.

     Таможенные  тарифы конкретизируются совокупностью  ставок  таможенных пошлин.

     Таможенная  пошлина — это налог, которым облагаются импорт и экспорт товаров и услуг, начисляемый либо с количества, либо со стоимости.

     В соответствии со спецификой начисления различают следующие пошлины:

     1 Специфические таможенные пошлины: (налог начисляется на единицу обложения).

     2 Адвалорные таможенные пошлины: (налог начисляется в прцентах к таможенной стоимости объекта обложения).

     3 Комбинированные таможенные пошлины: (размер налога усиливается при сочетании методов обложения).

     Объектом  наложения специфических пошлин являются стандартизированные товары. Их значение изменяется в зависимости  от конъюнктуры цен и фазы экономического цикла. Специфические пошлины в  большей мере ограничивают импорт товаров  с более низкими ценами. В условиях роста цен в период экономического подъема значение специфических  пошлин утрачивается, наблюдается снижение уровня протекционистской защиты.

     Адвалорные  пошлины налагаются на товары, имеющие различны качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Уровень протекционистской защиты не зависит от конъюнктуры цен и сохраняет устойчивое положение, поскольку независимо от цены адвалорная пошлина увеличивает цену импортного товара. Однако при изъятии адвалорной пошлины возникают трудности в связи с необходимостью таможенной оценки стоимости товара.

     В практике мировой торговли и международных  отношений выделяются особые конъюнктурные таможенные пошлины, к числу которых относятся следующие:

     1 Антидемпинговые таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам. (Демпинг - практика экспорта товаров по ценам, значительно ниже тех, по которым товар реализуется на внутреннем рынке. Демпинг применяется в периоды циклических спадов, когда на внутреннем рынке  невозможна реализация  произведенной продукции в связи с сокращением отечественного спроса). Отрицательный эффект демпинга испытывают производители страны-экспортера, поскольку он серьезно затрудняет развитие импортоконкурируюших отраслей.

     2 Компенсационные таможенные пошлины. Такие пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии, предоставляемые экспортирующими странами отечественным производителям.                                 

     Демпинг и удлиняющие сроки его действия экспортные субсидии отечественным  производителям оказывают дестабилизирующее  влияние на протекание экономических  процессов в национальных экономиках импортирующих стран. Проведение демпинговой  политики и политики экспортных субсидий»  заставляет производителей импортоконкурирующих отраслей сворачивать производство. Прекращение подобной политики делает необходимым, наоборот, наращивание  производства данной товарной группы.

     В практике мировой торговли товарами и услугами демпинговая политика и политика экспортных субсидий относятся  к разряду «недобросовестной  конкуренции». В рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле разработано специальное антидемпинговое  законодательство, позволяющее импортирующим  странам принимать ответные меры в виде антидемпинговых пошлин.

     3 Сезонные таможенные пошлины. К ним относятся пошлины, налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства. Срок их действия ограничен сроками движения подобных товаров. По характеру оформления различают автономные, конвенционные, и преференциальные таможенные пошлины.

     Введение  автономных пошлин является результатом односторонних решений законодательных органов государственной власти. Конкретизация их ставок осуществляется соответствующими  министерствами  (министерствами экономики, финансов, торговли) с последующим утверждением в правительстве.

     Введение  конвенционных пошлин — результат двусторонних или многосторонних соглашений. Классическим примером является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

     Специфическими  в ряду таможенных пошлин являются преференциальные пошлины Их отличают и количественные, и качественные характеристики. Преференциальные пошлины всегда имеют более низкие ставки в рамках единой тарифной системы.

     Такими  пошлинами облагаются товары и услуги, экспортируемые из развивающихся стран. Например, в соответствии с Общей  системой преференций (1971 г.) странами Европейского Союза в одностороннем  порядке предоставлены преференции  для товаров из развивающихся  стран. В рамках Первой конвенции  Ломе (столица Того), подписанной  в 1975 г. странами Европейского сообщества и 46 развивающимися странами Африки, бассейна Карибского моря и Тихого океана (АКТ), последним предоставлялась возможность  беспошлинного экспорта промышленной и тропической сельскохозяйственной продукции. Вторая конвенция Ломе, подписанная  в 1979 г. Европейским сообществом  и 58 странами АКТ, предоставила новые  возможности развивающимся странам  в области миграции рабочей силы, энергетической политики, развития сельского  хозяйства и стабилизации экспортной выручки производителей минеральных  ресурсов. Третья конвенция Ломе, вступившая в силу в марте 1985 г, расширила  положения Второй конвенции. В нее  вошли особые статьи, касающиеся судоходства, рыболовства и стимулирования инвестиций. Четвертая конвенция Ломе подписана  в 1989 г. Ее подписали 69 стран АКТ, в  отношении которых в настоящее  время действуют преференциальные пошлины. Вторая половина 20 в. в целом  характеризуется значительным снижением  тарифных барьеров, о чем свидетельствуют  количественные показатели их динамики: если в конце 40-х годов средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов  в проышленно развитых странах составлял 40—50%, то в середине 90-x гг. эта цифра снизилась до 4—5%.

     Снижение  тарифных ограничений по внешней  форме должно свидетельствовать  о нейтрализации протекционистских  тенденций. Однако анализ современного состояния международных экономических  отношений, наоборот, показывает, что, если классические, традиционные методы протекционистских механизмов используются в меньшей мере, то вместо них  начинают применяться нетрадиционные методы, которые все равно возрождают протекционистские тенденции. Расширение протекционистских форм и методов  осуществляется в результате использования  нетарифных торговых ограничений, количество видов которых в настоящее  время достигает 50. Особенно активно  такие ограничения используют индустриально  развитые страны, хотя сами являются демонстративными сторонниками свободы торговли. К  середине 90-х гг. 14% всех товаров, импортируемых  странами Европейского Союза, ЮНА и  Японией, попадали под нетарифные ограничения.

     Основными видами нетарифных торговых ограничений  являются антидемпинговые меры, экспортно-импортные  квоты, добровольные экспортные ограничения (ДЭО).

     Введение  антидемпинговой пошлины должно быть обосновано протоколом специальной комиссии по установлению факта демпинга и определению ущерба от него, который грозит отечественным производителям. Однако отечественные производители импортозамещающей продукции стремятся создавать искусственные ситуации видимости демпинга в условиях, когда низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек иностранных конкурентов, а не демпинговой политикой.

     Экспортно-импортные  квоты (контингент) — наиболее распространенный вид нетарифных торговых ограничений. Квотирование  (контингентирование) — ограничение в количественном или  стоимостном  выражении объема продукции, разрешенной ввозу или вывозу из страны. В связи с этим различают импортные квоты и экспортные квоты.

     В условиях тарифных ограничений количества ввозимых и вывозимых товаров  не регламентируются, требуется проплатить ставку тарифа по количеству, таможенной стоимости или их сочетанию. Квотирование ограничивает объемы внешней торговли  определенным количеством тонн, штук, литров. Государство выдает лицензии на экспорт или импорт ограниченного объема продукции и накладывает запрет на нелицензированную торговлю.

     Кроме того, квоты отличаются от тарифов  тем, что абсолютно нивелируют воздействие  внешней конкуренции на внутренний цены. И, наконец, импортные квоты  изолируют внутренний нок от проникновения  новых и новейших иностранных  товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом  протекционистской политики.

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 13.63 Кб (Открыть, Скачать)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.docx

— 15.42 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли