Информационное обеспечение международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Наиболее динамичной частью мирового информационного рынка является сектор деловой информации, включающий информацию об отдельных товарных рынках и рынках конкретных стран. И, во многом, владение этим сектором, вкупе с грамотным и своевременным его использованием позволяет наиболее успешно и прибыльно применять экономическую стратегию предприятия, фирмы, государства, союза государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1 Информационные технологии, сущность, этапы развития, основные составляющие 5
1.2 Экономическая информация, виды и источники 6
1.3 Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности 12
1.3.1 Использование Internet в деловых коммуникациях и бизнесе 13
1.3.2 Стандарты передачи цифровой информиции между организациями 16

2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПО ИСПОЛЬЗОВНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 17
2.1 Информационное обеспечение внешней торговли США 17
2.2 Британская модель информационного обеспечения внешней торговли 19

3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 24
3.1 Информационно-маркетинговая система Беларуси 24
3.2 Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли таможенного союза 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 646.50 Кб (Скачать)

Стандартная международная  торговая классификация ООН (далее  - СМТК)(Standard International Trade Classification – SITC). Эта система стала основной для многих национальных внешнеторговых классификаций большинства промышленно развитых стран. На базе СМТК многие страны рассчитывают индексы, а по ним общие индексы внешней торговли. В основе построения СМТК лежит степень обработки товаров. Исходя из этого признака все товары делятся на разделы, отделы, группы и подгруппы. Это в определенной степени обеспечивает известную сопоставимость статистических показателей различных стран и дает возможность проводить анализ товарной структуры международной торговли. СМТК содержит 10 разделов, 67 отделов, 261 группу и 1033 подгруппы. Гармонизированная система описания и кодирования товаров (Harmonized Commodity Description and Coding System).

Номенклатура  гармонизированной системы базируется в основном на прежней номенклатуре Совета таможенного сотрудничества, известной в международной практике как Брюссельская таможенная номенклатура, и внешнеторговом товарном классификаторе ООН. Гармонизированная система является попыткой создать универсальную систему классификации и имеет шесть ступеней классификации: разделы - 21; группы - 96; подгруппы - 33; товарные позиции - 1241; подпозиции - 3553; субпозиции - 5019. За основу построения этой товарной номенклатуры взята совокупность различных признаков товаров: происхождение, вид материала, назначение товара, его химический состав. Группы товаров формируются исходя из принципов последовательности обработки: сырье - полуфабрикат - готовое изделие.

Одним из видов  источников информации по МЭО являются публикации МСИ. Основной публикацией является “Bulletin of the International Statistical Institute”. Также МСИ готовит к изданию материалы очередных сессий МСИ, выпускает журнал “ISI News”, совместно с французским национальным институтом “Annual Review of International Statistics”. Статистические издания ООН. “Годовой справочник - Statistical Yearbook” - содержит большое количество сведений экономической и социальной направленности.

“Месячный статистический бюллетень - Monthly Bulletin of Statictics”- содержит сведения по многим отраслям национального хозяйства свыше 200 стран и территорий, а также специальные таблицы по важнейшим социально экономическим вопросам.

“Годовой статистический справочник по национальным счетам - Yearbook of National Accounts Statistics” - приводятся сведения о национальной валюте свыше 200 стран и территорий мира. Данные по странам соответствуют ныне действующей Системе национальных счетов ООН (далее - СНС) по следующим показателям: использование ВВП, НД; распределение ВНП по отраслям экономики; пофакторное распределение дохода от внутреннего производства; ресурсы и использование товаров и услуг; расходы на содержание государственного аппарата; частные расходы; формирование основного капитала; текущие операции (доходы и расходы) и операции с капиталами обществ, институтов, государственных учреждений и частных хозяйств, операции с заграницей.

“Годовой внешнеторговый справочник - Yearbook of International Trade Statistics” - приводятся сведения о территории и населении свыше 200 стран. Даются сведения о внешней торговле в стоимостных показателях, в текущих ценах, а также по экспортируемым и импортируемым товарам.

“Статистический внешнеторговый товарный справочник - Commodity Trade Statistics” - содержит сведения по одной или нескольких странах.

“Мировая торговля (приложение) - World Trade Annual (Supplement)” - приведены данные о внешней торговле 24 стран, на долю которых приходится около 4/5 мировой торговли и 1300 товарных позиций, расположенных по схеме СМТК ООН.

Региональные  комиссии, действующие в рамках ЭКОСОС выпускают собственные статистические сборники. Кроме этого в систему ООН входит целый ряд специализированных учреждений, статистические издания которых могут представлять большой интерес при проведении анализа экономического положения страны. Это в первую очередь МВФ, ФАО, МОТ и др. Кроме перечисленных служб большую статистическую работу в Секретариате ООН ведут ЮНКТАД и ЮНИДО и международные организации, действующие вне системы ООН. К наиболее крупным из последних относятся ОЭСР и ЕС. Наконец, большая группа статистической информации содержится в национальных, включая правительственные и неправительственные, службах и их статистических и аналитических изданиях.

 

1.3 Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности

 

Неотъемлемой  частью системы управления и планирования внешнеэкономических связей являются изучение и прогнозирование рынков сбыта. Как показывает мировой опыт, самые дорогостоящие рыночные исследования несопоставимы с размерами потерь, возникающих в результате выхода на рынок с изделиями, лишь частично удовлетворяющими его требованиям. Даже крупнейшие промышленные компании развитых стран, имеющие мощные исследовательские подразделения (например, "Дженерал моторс", "Сименс" и др.), не в состоянии полностью обеспечить свои потребности в той или иной систематизированной информации (в виде исследований, обзоров, рекомендаций) и обращаются к услугам специализированных фирм-консультантов.

Экспортная  деятельность и ее результативность в решающей степени определяются в производственной сфере, где создаются материальные предпосылки для рыночного успеха товаров. Информация о конъюнктуре рынка становится всё более необходимой уже на ранних стадиях разработки промышленных изделий. Статистический анализ, проведенный международными концернами, показал, что отсутствие конъюнктурной информации на стадии научно-исследовательских и конструкторских разработок в 75 % случаев ведет к неудачному сбыту готовой продукции. Прогнозная и оперативная информация о рыночной конъюнктуре и поведении товара на рынке является предпосылкой планирования обновления ассортимента продукции, регулирования цен и сбытовой сети, оптимизации каналов товародвижения, организации технического сервиса и расширения ассортимента предоставляемых услуг.

Рынок информационных услуг обычно подразделяется:

на глобальный (общепланетарный);

на международный (охватывающий группы стран);

на национальный (телевидение, радиовещание и другие средства массовой информации);

на региональный (теле- и радиопередачи по определенному  региону);

на локальный (местное радиовещание, местные газеты и журналы);

на точечный (информационные сети в учебных заведениях, научных учреждениях, библиотеках, музеях и т.п.).

Примерно 3/4 современного мирового рынка информационных услуг  приходится на операции пяти экономически наиболее развитых стран. При этом доля США на мировом рынке информационных услуг составляет свыше 50%, что значительно больше доли этой страны, например, в мировой торговле (12%). На втором месте находится Япония, объем операций купли-продажи информационных услуг в которой в 1995 г. оценивался в 3,5 млрд. дол., т.е. приближался к 10% мирового рынка. Третье место занимает Великобритания. Во всех перечисленных странах основу рынка составляют собственно информационные услуги.

В странах с  рыночной экономикой системы информационного обслуживания участников международной торговли создаются на базе информационно-консультативных служб государственного и частного типа. Данные фирмы сосредоточивают свое внимание главным образом на предоставлении широкого спектра услуг по исследованию конъюнктуры рынка, анализу финансовой деятельности, обучению кадров, предоставлению других справочных данных. В своей деятельности по сбору необходимой информации они пользуются услугами широко известных международных коммерческих автоматизированных банков данных, создают собственные банки данных узкого профиля для своих клиентов.

В настоящее  время быстрыми темпами увеличивается  количество исследовательских и  консультационных фирм, которые создаются  на коммерческой основе для организации и управления производством, а также осуществления маркетинговых исследований на внешнем рынке. Они оказывают услуги по изучению и прогнозированию мировых рынков, консультируют по вопросам применения различных методов сбыта, проведения рекламной деятельности. Ведущими исследовательскими агентствами являются "Dun and Brad-street", "Maxwell Foundation", "WPP Group", "Интернешнл рисерч ассошиэйтс" ("ИНРА"), "Марплен", "Маркет фэктс интернешнл". Например, "ИНРА" имеет отделения более чем в 50 странах обоих полушарий, "Марплен" и "МФИ" располагают полевыми службами во всех странах Западной Европы, Японии, Австралии, странах Латинской Америки.

В отличии от оперативной информации, сбор которой  ограничен кругом практических задач, решаемых коммерческой организацией на внешнем рынке, ценовая продукция указанных выше производителей информационных услуг доступна самому широкому кругу пользователей. Поэтому полученные от них материалы по мировым ценам служат важным дополнением оперативных источников информационного обеспечения конъюктурно-ценовой работы. В практике ценообразования во внешнеэкономической деятельности нашли широкое применение следующие периодические материалы по мировым ценам:

публикации по ценам биржевых товаров, т.е. биржевым котировкам. Данные цены являются ценами сделок, совершаемых на товарных биржах. Биржевые котировки устанавливаются с регулярностью работы товарной биржи, например на Лондонской бирже цветных металлов – два раза в день, на утренней и вечерней сессии. Основной периодической публикацией по биржевым котировкам является журнал „Metal Bulletin”;

специальные публикации по справочным ценам. Данные ценовые показатели чаще всего являются ценами, по которым предлагается приобрести товар. По нефти, нефтепродуктам примером публикации по справочным ценам является ежедневный бюллетень “Oilgram Price Report”, а по черным металлам – журнал “Metal Bulletin”; на рынке вертолетов пользуется известностью американское издание “Blue Book”, а среди дилеров, продающих импортные ЭВМ, популярны справочники “DataPro”, “Auerbach Technology Reports” и “The Software Users’ Year Book”;

статистические публикации по индексам экспортных, импортных и внутренних оптовых цен, а также специализированным индексам цен. Разработчиками этой ценовой информации являются международные организации, органы официальной государственной статистики и авторитетные издательства. Работу этих организаций характеризует научно обоснованная методика расчетов индексов и представительность статистической выборки исходные данных. Вполне очевидно, что во внешнеторговом ценообразовании предпочтение отдается использованию индексов экспортных и импортных цен;

цены статистики внешней торговли зарубежных стран, которые получают путем деления данных о стоимостных объемах экспортированных или импортированных товаров на их физический объем.

Новые возможности в информационном обеспечении конъюктурно-ценовой  работы открываются благодаря созданию и развитию рынка электронных  информационных услуг. Современные  компьютеры и телекоммуникационные технологии дают доступ практически ко всем приведенным выше видам ценовой информации, которые накапливаются в автоматизированных базах данных (далее - АБД), в совокупности составляющих зарубежные информационно-вычислительные ресурсы.

Организация сбора такой информации отличается в зависимости от применения технических носителей и способов получения данных из АБД. Основным способом является удаленный диалоговый режим работы с зарубежными информационно-вычислительными ресурсами (online interactive mode). В этом случае терминальное устройство пользователя подключается к ЭВМ с интересующими его АБД с помощью средств связи, идентичных высококачественным телефонным сетям. При таком режиме работы по линии связи предается диалог: от пользователя в ЭВМ поступают запросы, а в обратном направлении – отобранная из базы данных ценовая информация. Другие виды электронных информационных услуг основываются на предоставлении пользователю автоматизированных баз или отдельных групп массивов данных, целиком записанных на различные магнитные носители: магнитные ленты, дискеты, компакт-диски. Поскольку чаше требуется лишь какая-то, возможно незначительная, часть больших объемов информации, такие виды услуг пользуются меньшим спросом. Поэтому преобладающая часть электронных информационных услуг приходится на удаленный диалоговый режим работы.

 

1.3.1 Использование Internet в деловых коммуникациях и бизнесе

 

Пользователи электронной  почты Internet достаточно часто решают свои деловые проблемы, обмениваясь  письмами, контрактными предложениями, информацией о ценах, конъюктуре рынка и других коммерческих вопросах. Однако следует иметь в виду, что сравнительно недавно коммерческие организации не допускались к подключению к Internet-узлам. Первоначально это ограничение было снято для исследовательских организаций, а также учебных центров коммерческих фирм. Затем были приняты общие организационные решения: доступ к Internet стал возможным для любых коммерческих организаций; был организован домен верхнего уровня COM, куда вошли многие коммерческие сети. Возник консорциум сетей CIX (Commercial Internet Exchange), предоставляющих коммерческие услуги на базе Internet. Участники внешнеэкономических связей, предоставляющие в этот банк данных сведения о ценах своих контрактов и предложений, имеют льготный режим ценового информационного обеспечения. Фирмы, ведущие бизнес для данной группы продуктов, могут анализировать мнения, комментарии, технические проблемы и другие потребительские аспекты, по котором существенно знать обобщенные мнения потребителей. Например, список Info-High-Audio посвящен высококачественной аудиотехнике: оценкам потребителями усилителей, наушников, стереосистем, аудиокассет и другого подобного оборудования. Производители аудиотехники и менеджеры по торговле могут регулярно анализировать сообщения пользователей, хотя часто и достаточно субъективные, но весьма важные с точки зрения оценки важнейших потребительских факторов.

Информация о работе Информационное обеспечение международной торговли