Информационное обеспечение международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Наиболее динамичной частью мирового информационного рынка является сектор деловой информации, включающий информацию об отдельных товарных рынках и рынках конкретных стран. И, во многом, владение этим сектором, вкупе с грамотным и своевременным его использованием позволяет наиболее успешно и прибыльно применять экономическую стратегию предприятия, фирмы, государства, союза государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1 Информационные технологии, сущность, этапы развития, основные составляющие 5
1.2 Экономическая информация, виды и источники 6
1.3 Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности 12
1.3.1 Использование Internet в деловых коммуникациях и бизнесе 13
1.3.2 Стандарты передачи цифровой информиции между организациями 16

2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПО ИСПОЛЬЗОВНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 17
2.1 Информационное обеспечение внешней торговли США 17
2.2 Британская модель информационного обеспечения внешней торговли 19

3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 24
3.1 Информационно-маркетинговая система Беларуси 24
3.2 Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли таможенного союза 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 646.50 Кб (Скачать)

Одной из главных  задач маркетингового обслуживания субъектов хозяйствования на современном этапе должно стать содействие увеличению экспорта товаров из Республики Беларусь и снижению импорта товаров. Оно включает:

маркетинговые исследования, в том числе исследования рынка как такового, его состояния и тенденций развития;

создание и  поиск оптимальных товаропроводящих путей;

анализ текущего состояния и тенденций развития мировых товарных и сырьевых бирж;

разработку  комплексного маркетинга.

Данное направление  предполагает реализацию следующих  аспектов:

мониторинг  мирового рынка сырьевых ресурсов и  энергоносителей;

анализ товарных рынков в конкретных регионах, их емкости, платежеспособности потребителей, уровня конкуренции и т.д.;

проведение  маркетинговых исследований на внутреннем и внешнем рынках по различным группам товаров и услуг;

поиск конкретных рыночных ниш для предложения  предприятиям, работающим в близких областях, занять эти ниши;

выработка наиболее целесообразной и конкурентной стратегии конкретного предприятия;

продвижение продукции  белорусских предприятий на мировые  рынки и грамотное ее позиционирование;

прогнозно-аналитические  исследования внешнеэкономической  деятельности;

создание системы  многоуровневого маркетинга на территории Республики Беларусь, включающей маркетинговое обслуживание как отдельных предприятий, так и регионов в целом.

В настоящее  время самым важным является создание организационной структуры, обеспечивающей объединение потенциала всех разрозненных информационных систем, государственных и частных, для создания единого информационного пространства в Республике Беларусь. Этой структурой может стать Министерство иностранных дел Республики Беларусь. Выбор государственного органа в качестве такой структуры обеспечит отсутствие субъективных подходов в его работе. На основе Программы информационного обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности и с учетом удовлетворения потребностей субъектов хозяйствования в информации Министерство иностранных дел Республики Беларусь должно содействовать развитию системы информационно-маркетинговой поддержки субъектов хозяйствования во всех регионах республики.

С целью комплексной  информационной поддержки экспорта продукции и услуг белорусских  предприятий РУП "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен" при Министерстве иностранных дел Республики Беларусь разработан Национальный портал по вопросам внешнеэкономической деятельности и торговли (сайт www.export.by). Он является одним из основных элементов создаваемой в республике Национальной компьютерной системы коммерческой информации, которой могли бы пользоваться все предприятия.

 

3.1 Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли таможенного союза

 

Одним из наиболее важных путей развития современного информационного обеспечения внешней торговли в Республике Беларусь является также создание совместных информационных продуктов со странами таможенного союза. Ведь именно с таможенным союзом наша республика наиболее тесно связывает свое экономическое и политическое взаимодействие в будущем.

В настоящее  время таможенные, налоговые и  другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС.

Работы по развитию национальных систем проводятся государствами  –членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми  актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.

В этой связи  эффективное решение задачи надёжной интеграции информационных систем в  рамках таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.

С этой целью государства-члены таможенного союза создают интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли таможенного союза (ДАЛЕЕ – ИИСВВТ). ИИСВВТ является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами.

Целью создания Системы являются обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории таможенного союза, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

ИИСВВТ раскрывает общее видение процесса создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза (далее – Система). Она учитывает мировой опыт и сложившуюся практику обеспечения унификации и стандартизации процессов информационного взаимодействия между гражданами, организациями и государственными органами. Концепция направлена на реализацию совместных усилий обеспечения выгод и экономических интересов всех государств – членов таможенного союза (далее – государства-члены).

Концепция разрабатывается  на основе Решения Комиссии таможенного  союза от 25 июня 2009 года №61 «О разработке Комплекса мероприятий по созданию интегрированной информационной системы  внешней и взаимной торговли».

Основные требования к построению Системы:

система не должна подменять национальные системы государств-членов;

система не должна требовать от государств-членов внесения изменений в средства обеспечения информационной безопасности информационных систем государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю;

в Системе должен поддерживаться регламентированный доступ участников к общим информационным ресурсам, необходимым для межгосударственного  взаимодействия государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю в рамках Системы;

архитектура Системы  должна предусматривать возможность  информационного взаимодействия с  внешними информационными системами;

система должна обеспечивать сбор, обработку и хранение регламентированной информации о внешней и взаимной торговле;

система должна обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к документам, таких как аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования в соответствии с международным стандартом ISO 15489-1:2001 Information and documentation. Records management. General;

система должна предоставлять возможность обмена данными и электронными документами, имеющими юридическую силу (или взаимно признаваемыми как таковые);

система должна обеспечивать обмен юридически значимыми электронными документами на основе доверенных сервисов в соответствии с международными рекомендациями ITU‑T серия X.842 (Информационные технологии – Методы защиты – Руководящие указания по применению и управлению службами доверенной третьей стороны).

 

Архитектура Системы представляет собой совокупность иерархической  и сетевой моделей (рис. 1, 2).

 

Рис 1. Сетевая модель архитектуры системы.

 

 

Рис 2. Иерархическая модель архитектуры системы.

 

Интеграция  услуг и сервисов, предоставляемых Системой уполномоченным органам государств-членов организуется на принципах сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) с использованием различных технологий, в том числе:

удаленного web-доступа  пользователей к централизованным инфомационным ресурсам;

web-служб и  маршрутизации сообщений для  взаимодействия прикладных процессов.

В рамках иерархической  модели поддерживается формирование и  использование следующих централизованных информационных ресурсов:

нормативно-справочная информация, находящаяся в ведении Комиссии и используемая в Системе;

нормативно-правовая информация таможенного союза;

хранилище данных, предназначенное для обеспечения  деятельности Комиссии.

В рамках сетевой  модели поддерживается реализация «общих процессов таможенного союза» по следующим направлениям:

таможенный  контроль;

налоговый контроль;

фито-санитарный контроль;

ветеринарный  контроль;

санитарно-карантинный  контроль;

транспортный  контроль;

другие виды государственного контроля в области  внешней и взаимной торговли.

Для создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза необходимо выполнить двухэтапный комплекс следующих мероприятий:

Сроки реализации и стоимость мероприятий должны быть определены в технико-экономическом  обосновании Системы.

Для нормативного обеспечения процесса создания Системы  необходимо принять следующие документы:

Соглашение  о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы  внешней и взаимной торговли таможенного  союза;

Таможенный  кодекс таможенного союза;

Соглашение  о применении информационных технологий при обмене электронными документами  во внешней и взаимной торговле на таможенной территории таможенного  союза;

нормативные документы (правила) для организационного обеспечения  функционирования Системы.

Контроль использования  и защита Системы от несанкционированных  действий должны обеспечиваться на основе создания комплексной системы мониторинга  и учета операций при работе с  государственными информационными  системами и ресурсами.

Представляется, что создание Системы позволит достичь следующих положительных результаты:

восстановление  нарушенных экономических связей и  развитие экономической интеграции на таможенной территории таможенного  союза;

сокращение  экономических и административных барьеров во взаимной торговле;

ускорение и  рост товарооборота между государствами-членами  и транзита по их территории;

улучшение экономических  показателей внешней и взаимной торговли в результате использования  интегрированных информационных ресурсов.

Создание Системы позволит осуществлять мониторинг внешней и взаимной торговли на таможенной территории таможенного союза.

Система позволит наладить постоянное информационное взаимодействие с другими информационными системами  государств-членов.

Основной ожидаемый  эффект от создания Системы:

единообразное применение мер тарифного и нетарифного  регулирования, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер на таможенной территории таможенного  союза;

обеспечение единого  торгового режима в отношении  третьих стран;

своевременное и обоснованное взыскание и уплата налогов и таможенных пошлин;

централизованный  учет и контроль применения льгот, лицензий, квот, санитарных и ветеринарных сертификатов и т.п.;

обеспечение Комиссии и руководства государств–членов  всеми видами статистического наблюдения и анализа внешней и взаимной торговли таможенного союза.

Создание Системы  будет содействовать реализации политики внешней торговли таможенного  союза.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Настоящее время - период, характеризующийся небывалым  ростом информационных потоков. Происходит смена способов производства, мировоззренческих установок, культурных стереотипов, общественных и межгосударственных отношений. Внедрение новых информационных технологий привносит изменения не только во внутреннюю политику самых разных по уровню развития стран мира, но и в отношения между этими странами. Более того, современные информационные технологии меняют роль в мировой системе международных организаций, общественных движений, финансовых групп, преступных организаций, отдельных лиц. Эти изменения находят отражение в процессе выработки внешнеполитических решений.

Поиск необходимой  информации о рынках, ценах, клиентах, товарах - важный этап внешнеторговых операций. Но сбор ее и анализ - весьма кропотливое дело. Коммерческая информация, как и научно-техническая, и социальная, включает в себя множество накопленных знаний и понятий. Поскольку все большее число предприятий нашей страны самостоятельно выходит на внешний рынок, их интересует информация о зарубежных предприятиях, рынках и ценах, а также стандартах качества, научно-технических достижениях. Но прежде чем пользоваться источниками информации, надо знать, где их найти.

Информация о работе Информационное обеспечение международной торговли