Проблемы развития туристического бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Целью курсового исследования является развитие теоретических, методологических и методических подходов к организации системы развития внутреннего туризма на федеральном и региональном уровнях и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию.

Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:

•изучить аппарат понятий и категорий внутреннего туризма;
•сформулировать экономические функции внутреннего туризма, выявить
роль и место внутреннего туризма в системе отраслей народного хозяйства, определить его социально-экономическое воздействие на общество и окружающую среду;

•разработать модель государственного регулирования внутреннего туризма;
•исследовать нормативно-правую базу государственного регулирования внутреннего туризма в Российской Федерации и оценить степень ее соответствия экономической природе и современному уровню развития туризма в России;
•изучить возможности эффективного использования новых организационных форм государственного регулирования внутреннего туризма на основе привлечения инвестиционного капитала.
Объектом исследования выступает деятельность туристических организаций, государственных органов и общественных организаций по внутреннему туризму на федеральном и региональном уровнях.

Предметом исследования являются методология, методический инструментарий, факторы, закономерности и тенденции развития внутреннего туризма в России.

Метод. В процессе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы: методы системного и сравнительного анализа.

Проведенный эконометрический анализ основных закономерностей развития российского туризма позволил разработать прогнозы и определить тенденции его функционирования в системе экономических отношений, сложившихся сегодня в стране и международном масштабе.

Тщательный анализ туристских потоков демонстрирует явно выраженную тенденцию к насыщению и стабилизации.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Введение 

      Актуальность. Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т. е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.

      Нередко туризм оказывался в разных странах  тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах  туризм играет значительную роль в  формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т. е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма. Развитый туризм называют одним из главных феноменов XX века.

      В последние годы и в России стали  уделять больше внимания развитию внутреннего  туризма. Перспективы развития туристского  комплекса России во многом зависят  от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.

      Эффективному  развитию туризма в России во многом мешает отсутствие четкого государственного регулирования развития туризма, неразвитость инфраструктуры, а также недостаточность изучения туризма с научной точки зрения. Анализ отечественной литературы и практики показал неразработанность понятийного аппарата, отсутствие системного подхода и научной методологии обоснования характера и степени государственного регулирования туризма.

      Отсутствие  методологической базы и недостаточность  методических разработок проблемы государственного регулирования развития внутреннего  туризма придает исследованию актуальность.

      Теоретические основы исследования. В курсовой работе использованы исследования отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития и регулирования туризма в условиях рынка: В.И. Азара, И.Т. Балабанова, Е.И. Богданова, К.Г. Борисова, Д. Боуэна, Н.И. Волошина, В.Г. Гуляева, М.В. Ефремовой, И.В. Зорина, Е.Н. Ильиной, Д.К. Исмаева, Н.И. Кабушкина, Г.А. Карповой, В.А. Квартальнова, Ф. Котлера, Т.В. Козырева, К. Купера, М.М. Маринина, Т.В. Муравьевой, А.Г. Папиряна, Р.Ю. Поповой, Л.А. Родигина и других.

      Цели  и задачи исследования. Целью курсового исследования является развитие теоретических, методологических и методических подходов к организации системы развития внутреннего туризма на федеральном и региональном уровнях и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию.

      Достижение  этой цели потребовало решения следующих  основных задач:

  • изучить аппарат понятий и категорий внутреннего туризма;
  • сформулировать экономические функции внутреннего туризма, выявить

роль  и место внутреннего туризма в системе отраслей народного хозяйства, определить его социально-экономическое воздействие на общество и окружающую среду;

  • разработать модель государственного регулирования внутреннего туризма;
  • исследовать нормативно-правую базу государственного регулирования внутреннего туризма в Российской Федерации и оценить степень ее соответствия экономической природе и современному уровню развития туризма в России;
  • изучить возможности эффективного использования новых организационных форм государственного регулирования внутреннего туризма на основе привлечения инвестиционного капитала.

      Объектом  исследования выступает деятельность туристических организаций, государственных органов и общественных организаций по внутреннему туризму на федеральном и региональном уровнях.

      Предметом исследования являются методология, методический инструментарий, факторы, закономерности и тенденции развития внутреннего туризма в России.

      Метод. В процессе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы: методы системного и сравнительного анализа.

      Проведенный эконометрический анализ основных закономерностей  развития российского туризма позволил разработать прогнозы и определить тенденции его функционирования в системе экономических отношений, сложившихся сегодня в стране и международном масштабе.

      Тщательный  анализ туристских потоков демонстрирует  явно выраженную тенденцию к насыщению  и стабилизации.

      Информационной  базой исследования послужили фундаментальные положения системного подхода, диалектического метода познания экономических процессов и явлений, логического анализа, общей теории экономики и менеджмента, теории стратегического управления, а также работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в исследуемой области. 
 

1 СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 

    1. Формы туризма и мотивы, определяющие потребность  в туристических  услугах
 

      Туризм  является одной из крупнейших и динамичных отраслей мировой экономики, обеспечивая  десятую часть мирового валового национального продукта (ВНП). На сферу туризма приходится 7% мировых инвестиций, каждое 16-ое рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. По данным Всемирной туристической организации в начале 90-х гг. доля туризма составила уже более 10% мировой торговли товарами и услугами, что позволило ему занять третье место после нефтяной и автомобильной промышленности, а к 2005г. индустрия туризма должна выйти на первое место. Каждый 8-ой трудоспособный человек в мире будет занят в этом секторе экономики.

      Рост  туризма является в первую очередь отражением развития производственных сил, укреплением экономической связи между регионами, странами и континентами на основе углубляющегося территориального разделения труда и непосредственно связанным с ним расширением научно-технических и культурных связей, а также развитие спортивной деятельности и стремлением народов к общению и использованию опыта других стран. Достижения НТП, особенно в области транспорта, способствуют увеличению объемов транспортных перевозок, увеличению числа авиарейсов и накоплению большого числа личных автомобилей. Наше поколение стало свидетелем бурного развития массового туризма. «Феномен XX века» - так назвал туризм автор известной книги «Невидимый экспорт» М.М. Ананьев.

      По  нашему мнению, наиболее концентрированно эти моменты выразил П.Г. Олдак, дав следующее определение туризма: «В современном научном собирательном значении, под туризмом понимают все виды движения населения, несвязанные с переменой места жительства и работы...» Что касается понятия экономики туризма, то зарубежные исследователи разработали определение субъекта основной деятельности. Американские исследователи, Макинтош и Голднер, увязывают его с туристическим агентством, давая этому экономическому образованию следующую характеристику: «Агентство действует как полноправный представитель производителя в определенном регионе. Оно функционирует как брокер, соединяя вместе покупателя и продавца для таких поставщиков услуг как гостиницы, фирмы по прокату автомобилей, турфирмы и др. Турагент, таким образом, является экспертом, обладающим знаниями о расписаниях, режимах работы, средствах размещения, валютах, ценах, правилах, аэропортах и вокзалах и прочих аспектах путешествия и туристических возможностей» 1 Естественно, что турагентство как субъект основной деятельности относится ими к сфере услуг. Необходимо отметить, что вопросы постоянного аппарата экономики туризма рассматриваются не только отдельными учеными, но и международными организациями по туризму и путешествиям. В связи с этим, наиболее широко понятие «экономика туризма» можно определить как часть экономики государства, изучающую экономическое отношение, возникающее в процессе производства и потребления туристических услуг и продуктов, предназначенных для удовлетворения потребностей и пожеланий туристов в данном месте и в данное время  Экономическая эффективность туризма во многом определяется его формами. Каждая форма туризма характеризуется своеобразием потребностей туристов и предполагает соответствующий набор услуг, удовлетворяющих эти потребности. В производственно-обслуживающем процессе туризма выделяют:

  • формы туризма;
  • виды туризма;
  • разновидности форм туризма.

      Внутренний  туризм может иметь различные  цели: экскурсии, развлечения, дневные  перемещения к месту работы и  др. Что касается международного туризма, то на первой Конференции ООН по туризму и путешествиям, состоявшейся в Риме в 1963г., было выработано следующее его определение: "иностранный турист - это временный посетитель", т.е. любое лицо, посещающее другую страну, чем та, в которой он обычно постоянно проживает, с любой целью, кроме осуществления профессиональной деятельности, оплачиваемой в посещаемой стране.

      Вид туризма связан со спецификой отражения  финансовых результатов в бюджете  страны или ее региона. По данному  признаку выделяют два вида туризма: активный и пассивный. Международный туризм играет важную роль в мировых экономических отношениях. Он не является обычной формой экспорта (экспорт услуг), поскольку потребители (туристы) прибывают к месту потребления "туристического продукта", а не наоборот. Под туристическим продуктом понимается набор услуг, включаемых в стоимость туристической поездки по заданному маршруту с комплексным обслуживанием. Это основная характерная черта международного туризма создает ряд условий, выгодно отличающих его от остальных экспортных статей. Во-первых, турист берет на себя оплату транспортных расходов. Во-вторых, приобретение иностранными туристами сувениров, одежды и других товаров во время из пребывания в другой стране можно рассматривать как выгодную форму внешнеторговых операций, поскольку в этом случае продажа таких товаров производится по розничным ценам внутреннего рынка. Целый ряд отраслей в различных странах работает на "внутренний экспорт".2 Так, в Японии иностранные туристы покупают значительную часть производимых в стране радиотоваров, в Швейцарии - часов, во Франции - парфюмерных изделий и продукции салонов мод, в Италии - обувь, в Англии - виски и т.д. Приезд иностранных туристов в страну или отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег (валюты) в страну или данный регион. Путешествие граждан одной страны в другие государства и выезд туристов из данного региона страны являются пассивным туризмом. Пассивный туризм является фактором вывоза денег (валюты) из страны или данного региона.

      Формы туризма по видоизменению наиболее характерного признака делятся на отдельные  разновидности. К этим характерным  признакам относятся: главная цель путешествия, характер организации путешествия, интенсивность туристического потока, продолжительность тура (путешествия), возрастной признак, используемый транспорт. В зависимости от цели путешествия выделяют следующие разновидности форм туризма: рекреационная, познавательная, научная, деловая. По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный, самодеятельный (неорганизованный), стационарный, передвижной (круизы), социальный туризм. По интенсивности продаж турпутевок различают постоянный и сезонный туризм. Круглогодичное и относительно равномерное посещение туристских регионов называется постоянным туризмом. Эта разновидность формы туризма характерна, прежде всего, для наиболее известных центров цивилизации, культуры, оздоровления: известные города мира, курорты, места, располагающие уникальными лечебными минеральными водами и целебными грязями. Некоторые регионы привлекают туристов преимущественно в определенное время года. Такой туризм является сезонным. Туристские регионы, посещаемые только в определенное время года (например, только летом или зимой), характеризуются как односезонные, а регионы, посещаемые в любое время года называются двухсезонными. Сезоны по степени интенсивности посещения туристами данного региона делятся на пиковые (наиболее загруженные, тихие (со средней степенью загрузки) и мертвые (незагруженные, почти не посещаемые туриставми). По продолжительности проживания туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. Кратковременный туризм - это туризм с продолжительностью путешествия не более трех суток. Продолжительный туризм - это туризм, при котором срок путешествия составляет более трех суток. В зависимости от продолжительности пребывания в путешествии существенным образом изменяются потребности туриста. Сокращение времени путешествия на определенном (постоянном) маршруте ведет к увеличению в расходах туриста доли транспортной составляющей, то есть его затрат на транспорт. В зависимости от возраста туристов туризм подразделяют на детский, молодежный и зрелый. В зависимости от используемых транспортных средств для передвижения туристов различают следующие разновидности форм туризма: туризм с использованием личного транспорта туриста и туризм с использованием общественного транспорта, то есть транспорта, принадлежащего или арендованного турагентством. К этим разновидностями форм туризма относятся автотуризм, караванный круиз, морской или речной круиз и т.п. Туризм представляет собой совокупность услуг, сложную комбинацию организованных, транспортных, гостиничных, бытовых, культурно-эстетических, а в ряде случаев медицинских мероприятий, призванных обеспечить потребности людей. Особое положение предприятий, занятых производством туристических услуг и товаров, позволяет рассматривать их как отдельную отрасль экономики, то есть индустрию туризма, имеющую собственную «сырьевую» базу (природные рекреационные ресурсы), производственные фонды (предприятия обслуживания туристов и отдыхающих), кадры, а также связи с другими секторами экономики. Советские экономисты М.Э. Немоляева и Л.Ф. Ходорков предложили при определении отраслевых областей туризма выделять в качестве главного признака туристического предприятия (возможность или невозможность его существования без туризма) и на этой основе относить к индустрии туризма: предприятия, предоставляющие услуги по размещению: гостиницы, мотели, кемпинги и т.д. Сюда входят и предприятия общественного питания, если они не являются неотъемлемой частью предприятий, предоставляющих услуги по размещению; туристические фирмы, занимающиеся организацией и продажей туристических поездок;. транспортные организации, занимающиеся туристическими перевозками; учебные заведения по подготовке и повышению квалификации специалистов для индустрии туризма; отраслевые информационные и рекламные службы; органы управления туризмом (государственные учреждения, в функции которых входит управление развитием туризма в стране) и научно-исследовательские организации, занимающиеся сбором и обработкой статистических данных по туризму, составлением научных прогнозов и научными исследованиями в области экономики и социологии туризма; предприятия по производству товаров туристического спроса;  предприятия розничной торговли по продаже товаров туристического спроса

      Однако, помимо предприятий индустрии туризма, обслуживанием туристов занимаются еще очень многие организации. Более того, в отличие от чисто туристических предприятий они могут существовать и без туристов, но при расположении этих организаций в районах наибольшего наплыва туристов, масштабы их деятельности расширятся. К таким организациям относятся:

  • сдающие в аренду легковые автомобили;
  • рестораны, бары, кафе;
  • таксомоторные парки;
  • автохозяйства, предоставляющие автобусы для экскурсионного обслуживания;
  • предприятия сферы досуга (спортивные клубы и учреждения, музеи, театры и кинотеатры, зоологические парки, казино, выставочные и концертные залы) и др.

         Многие исследователи основывают свое понимание гостиниц сфер туризма на признании необходимости учитывать в составе отрасли все виды общественно полезной деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Носитель данной потребности выступает объектом деятельности соответствующих предприятий, предназначенной для удовлетворения его спроса на товары и услуги. Здесь мы считаем уместным поставить вопрос о мотивации туристических путешествий. Среди отечественных исследователей наиболее четко, на наш взгляд, мотивы туристического путешествия выделены в работах В.И. Азара. Он определяет их так: «Мотивы, вызывающие потребность в туризме, могут быть сведены в основном к трем моментам».3

      Во-первых, интерес к историко-культурным, природно-климатическим  и хозяйственным достопримечательностям. К историко-культурным следует относить исторические и археологические  памятники, музеи, художественные галереи, театры и другие объекты. К природно-климатическим следует относить благоприятные климатические условия, красоты пейзажей (леса, моря, озера, горы и т.д.), географические условия, благоприятствующие летнему и зимнему спорту. Особую привлекательность имеют районы, природные условия которых способствуют лечению и оздоровлению туристов. К хозяйственным достопримечательностям следует относить своеобразие форм ведения хозяйства и его высокие производственные результаты в том или ином районе.

      Во-вторых, местные события, которые могут стать причиной посещения туристов, например, музыкальные фестивали, спортивные состязания, выставки, карнавалы и др.

      В-третьих, экономические удобства путешествия (развитая сфера услуг и т.п.). Что касается исследователей современного туризма на Западе, они определяют потребность в туризме различными мотивами. По классификации К. Кранфа, основные мотивы путешествия сводятся к следующему: изучение окружающего мира; культовые и религиозные чувства; проявление физической или духовной силы; лечение и профилактика; наслаждение природой. В соответствии с этими понятиями, на наш взгляд, все мотивы, вызывающие потребность в туризме, можно разделить на три группы: познавательная, экономическая и психологическая.  

Информация о работе Проблемы развития туристического бизнеса в России