Проблемы развития туристического бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Целью курсового исследования является развитие теоретических, методологических и методических подходов к организации системы развития внутреннего туризма на федеральном и региональном уровнях и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию.

Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:

•изучить аппарат понятий и категорий внутреннего туризма;
•сформулировать экономические функции внутреннего туризма, выявить
роль и место внутреннего туризма в системе отраслей народного хозяйства, определить его социально-экономическое воздействие на общество и окружающую среду;

•разработать модель государственного регулирования внутреннего туризма;
•исследовать нормативно-правую базу государственного регулирования внутреннего туризма в Российской Федерации и оценить степень ее соответствия экономической природе и современному уровню развития туризма в России;
•изучить возможности эффективного использования новых организационных форм государственного регулирования внутреннего туризма на основе привлечения инвестиционного капитала.
Объектом исследования выступает деятельность туристических организаций, государственных органов и общественных организаций по внутреннему туризму на федеральном и региональном уровнях.

Предметом исследования являются методология, методический инструментарий, факторы, закономерности и тенденции развития внутреннего туризма в России.

Метод. В процессе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы: методы системного и сравнительного анализа.

Проведенный эконометрический анализ основных закономерностей развития российского туризма позволил разработать прогнозы и определить тенденции его функционирования в системе экономических отношений, сложившихся сегодня в стране и международном масштабе.

Тщательный анализ туристских потоков демонстрирует явно выраженную тенденцию к насыщению и стабилизации.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

1.2 Тенденция и проблемы развития внутреннего туризма  

      До  сих пор внутренний туризм России, потенциал которого, по оценкам многих экспертов, чрезвычайно велик, демонстрирует  крайне низкие темпы развития. Доля туризма в ВВП страны составляет около 2%, что значительно ниже показателей других стран. Реальным мерам преодоления такого положения был посвящен круглый стол, который прошел на прошлой неделе в ТПП РФ. Он был организован ТПП РФ, Московской ассоциацией предпринимателей и компанией «Финансовый и организационный консалтинг». В стране сейчас, как сказал заместитель председателя Комитета корпоративного развития МАП Сергей Марков, выделяются пять лидеров – Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Кавказские Минеральные Воды (КМВ). Именно они и стали основными обсуждаемыми регионами на встрече.

      Преодолеть  кризис, сказал заместитель начальника Управления развития внутреннего туризма  Федерального агентства по туризму  Геннадий Пилипенко, должны помочь две  перспективные ведомственные целевые  программы по развитию внутреннего туризма – «Туристические центры России 2006-2008 гг.» и «Развитие туристско-рекреационного комплекса Южного региона России»4. Они уже разработаны и отправлены на согласование. Если они будут приняты, их реализация начнется в середине 2006 года. Это поможет вдвое увеличить доходы от туристической деятельности и поток туристов в определенные районы России, повысить занятость населения и увеличить налоговые выплаты.

      Виталий Михайленко, первый заместитель председателя правительства Ставропольского  края, глава администрации Кавказских Минеральных Вод, считает, что меры по поддержке программ развития санаторного лечения должны носить системный и долговременный характер и согласованно осуществляться на трех уровнях власти – федеральном, региональной и местном. Между тем именно государственная политика часто бывает очень непоследовательной. Мешает также разобщенность туристского сообщества, отсутствие серьезных профессиональных дискуссий на актуальные темы. Очень бы помогло становлению туризма на Кавминводах, считает г-н Михайленко, открытие в регионе новых санаториев от каждого крупного субъекта РФ. Это особенно актуально, т.к. в санаториях края нет проблем с загрузкой, однако возникают сложности со строительством здравниц.

      Сейчас  различные объекты санаторно-курортного комплекса принадлежат 43 владельцам, 73% из них – федеральные. Профсоюзы все чаще расстаются со своими санаториями, поэтому г-н Михайленко – сторонник инициации процесса акционирования и приватизации объектов санаторно-курортного комплекса. Начальник отдела Кавминвод турфирм «Раена» Валерий Осипов также считает, что профсоюзы и другие ведомства часто становятся неэффективными собственниками, в то время как существование льготных путевок сдерживает развитие турбизнеса. Свое видение развития курортов Кавминвод на круглом столе представил исполнительный директор компании «Финансовый и организационный консалтинг» Моисей Фурщик.

      Занимаясь по заказу Ростуризма проблемами повышения  их эффективности, его компания пришла к выводу о необходимости разработать менее длительные лечебно-оздоровительные программы, разнообразить их по интенсивности и стоимости, более активно применять сезонные скидки. Проанализировав статьи расходов учреждений санаторно-курортного комплекса, докладчик заметил, что из-за низкой мотивации руководства государственных и профсоюзных санаториев ресурсы часто используются неэффективно. Моисей Фурщик уверен: надо разработать и внедрить программу сокращения издержек, а также привлечь профессиональные управляющие компании. В конечном итоге, необходима комплексная государственная программа развития Кавказских Минеральных Вод, которая позволит создать условия для масштабного привлечения инвесторов в этот уникальный регион. 
 

2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА  В РОССИИ 

2.1 Социальные проблемы развития индустрии туризма 

      Человека, впервые приступившего к исследованию современных проблем туристского  бизнеса, ожидает много неожиданных  и удивительных открытий. Ведь большинство  понимает туризм лишь как увлекательный  вид отдыха, позволяющий сменить привычную обстановку и образ жизни, способствующий восстановлению трудоспособности, получению ярких, запоминающихся впечатлений, возможность узнать много нового о культуре, быте, традициях своего народа и народов других стран.

      Но  мало кто задумывался о том, что туризм обеспечивает занятость миллионов людей, что удельный вес доходов от туризма в общей сумме поступлений от экспорта весьма высок (в Испании – 60 %, в Австрии – 40 %)5 и составляет основу государственного бюджета ряда стран. По уровню доходов туризм уступает лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, а как источник поступлений валюты международный туризм занимает второе место в мире после товарного экспорта.

      Много проблем стоит перед российским туризмом: слаба правовая база, недостаточны инвестиции в туризм, не разработана государственная стратегия туристской индустрии, но основная проблема – человеческий фактор, от самых высоких ступеней государственной иерархической лестницы и до уровня обслуживания на местах.

      Но  прежде чем говорить о социальных проблемах туризма в нашей стране необходимо дать краткую характеристику этой отрасли народного хозяйства, его основных концепций и видов.

      Экономическая эффективность функционирования туризма  во многом определяется его видом, предполагающим соответствующий набор услуг, удовлетворяющих потребности туристов.

      Выделяют  два вида туризма: внутренний и международный.

      Внутренний  туризм – путешествия внутри своей  страны лиц, постоянно проживающих  в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

      На  долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы  на международный туризм.

      Международный туризм – это туризм в другую страну с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

      В зависимости от цели поездки выделяют следующие разновидности туризма: рекреационный, познавательный, оздоровительный, научный, деловой, спортивный отдых, шоп-туры, приключенческий, паломнический, экзотический, экотуризм и т.п.

      Рекреационный туризм характеризуется длительностью  путешествия, небольшим количеством  городов, входящих в маршрут, широким  использованием авиационного транспорта. Познавательный туризм выполняет функции расширения кругозора и интеллекта. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на человека подразделяется на климато-, море-, грязелечение и т.д. Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных форумов и конференций. Сравнительно новым в международном бизнесе является научный туризм. Образовательные поездки за границу стали одним из установившихся сегментов российского турбизнеса.

      По  способу передвижения туристов различают: пешеходный, авиационный, морской, речной, автотуризм, железнодорожный, велосипедный и смешанный. По интенсивности туристских потоков различают постоянный и  сезонный туризм. По продолжительности туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный) и т.п.

      Существуют  факторы, которые определяют развитие туризма и формируют направленность туристских потоков. Благоприятные факторы приводят регион или страну к лидерству в мировом туризме, неблагоприятные - снижают туристский поток. Такие факторы нужно устанавливать как можно более полно для каждого конкретного сегмента рынка.

      Тенденция увеличения продолжительности оплачиваемого  отпуска, а также деление его  на две части приводит к тому, что человек может совершать  путешествия два раза в год  и на более долгий период времени, что помогает развитию туризма.

      Сейчас  в уровне общественного сознания людей потребление материальных благ не главное. Человек нуждается  в духовных ценностях, в том числе  в путешествиях, которые удовлетворяют  эстетические потребности населения. Люди в таких путешествиях узнают историю, культуру, условия жизни в других странах.

      Материально-технические  факторы характеризуют состояние  и возможности материально-технической  базы туризма. Развитие ее, а также  создание новых форм обслуживания туристов ведет к интенсификации туристских передвижений.

      Важно подчеркнуть основную функцию туризма  – социальную. Сложна жизнь в  современном большом городе, человек  постоянно находится в стрессовых ситуациях, а это приводит к истощению, быстрому изнашиванию организма. Человек  устает как физически, так и психологически, что ведет к возникновению конфликтных ситуаций как в быту, так и на производстве, снижению уровня активности. И для того, чтобы пополнить свои внутренние ресурсы, истощившиеся в ходе производственной деятельности и при выполнении повседневных бытовых обязанностей, человек должен активно отдыхать.

      Изменение окружающей обстановки, рода занятий, общение с новыми людьми снимает  с человека стрессовое состояние, снижает  накопившуюся усталость, ведет к  полному восстановлению его жизненных и физических сил, растраченных им (человеком) в большом городе. Ведь сегодня в большинстве городов, в особенности промышленных, экологическая обстановка оставляет желать лучшего. Информация, которой человек вынужден оперировать, огромна. Все это происходит на фоне все возрастающей урбанизации. Человек все более отдаляется от природы.

      Еще одна проблема социального плана  – низкий уровень жизни населения  отсталых, слаборазвитых районов, решается с помощью привлечения в эти  местности туристов, в такой район начинается приток денежных средств, увеличивается процент занятого населения, начинает развиваться инфраструктура туризма, сервисные службы (дороги, бытовые услуги, кафе, рестораны, парки развлечений) и т. д.

      Туризм  способствует сохранению и своевременной реставрации исторических памятников, архитектурных сооружений, улучшению экологии региона.

      В России влияние туристской индустрии  на экономику страны пока незначительно, финансирование туризма производится по остаточному принципу. Малая поддержка туристской отрасли приводит к тому, что Россия теряет миллиарды рублей, которые могли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока, а так же теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест (зарубежная практика показывает, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около 10 человек).

      В деятельности значительной части турфирм  России (более 30%) присутствует иностранный  капитал, и в итоге большая  часть прибыли от въездного туризма  поступает не в бюджет страны, а иностранным компаниям.

Активная  реклама туризма, разработка специализированных туров, привлечение иностранного капитала в туристский бизнес – еще несколько  компонентов для достижения успеха.

      Что же касается экологии в нашей стране, то, конечно же, мы не можем не сказать о загрязнении многих районов промышленными отходами, в том числе и радиоактивными, но, как считают многие зарубежные эксперты, показатели экологической ситуации в курортных зонах Западной Европы не выше наших.

      Для того чтобы вывести туристский бизнес в России из кризиса не нужно придумывать что-то новое, нужно модернизировать и усовершенствовать уже существующую производственно-техническую базу.

      Перспективы развития туристского рынка России позволяют предвидеть, что через 10 лет в нем будет задействовано около 3 млн. рабочих мест, придет в туризм и много молодёжи, заканчивающей специализированные учебные заведения, в том числе и Российскую Международную Академию туризма. 
Необходимо грамотное управление сферой туризма и поддержание его саморазвития, передать больше организационных и управленческих полномочий на места, что позволит заинтересовать местные органы в оказании поддержки туризму.

      Следует подчеркнуть важность одной из главных  задач индустрии туризма - развитие обслуживающей стороны туристского бизнеса, внедрение высокой культуры сервиса, заключающейся в умелом удовлетворении нужд клиента. Она должна пропитывать деятельность компании сверху донизу. По ней будет определяться стиль работы руководства, которое может укреплять свою политику личным примером общения с подчиненными. Для того чтобы в компании удовлетворялись интересы клиента, необходимо поощрение служащих, которые действуют в интересах фирмы. И если руководство фирмы хочет видеть от служащих качественное обслуживание клиентов, оно само в первую очередь должно показывать свое расположение как к клиенту, так и к служащим.

Информация о работе Проблемы развития туристического бизнеса в России