Роль экономической дипломатии в международном бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:48, реферат

Описание работы

Экономическая дипломатия, как и дипломатия, вообще, является составной частью внешней политики, международной деятельности государства; именно внешняя политика определяет цели и задачи экономической дипломатии, которая представляет собой совокупность мероприятий, форм, средств и методов, используемых для осуществления внешней политики.

Содержание

Введение 3
Роль экономической дипломатии 5
Основные методы работы экономической дипломатии 10
Особенность экономической дипломатии 12
Заключение 25
Список литературы: 26

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 99.29 Кб (Скачать)

     Процессы  глобализации, сопровождаются усилением  международной конкуренции и  настоятельно требуют активного  участия государства в продвижении  и защите национальных интересов  на мировом рынке.

     Государственная поддержка в различных формах служит сегодня важнейшим фактором успешной деятельности отечественных  компаний и страны в целом, на мировом  рынке. Речь идет не о подмене рыночных принципов хозяйствования, а о  повышении конкурентоспособности  национальных производителей, работающих в жесткой конкурентной рыночной среде. Укрепление национальной конкурентоспособности  предполагает комплекс взаимосвязанных  и взаимодополняющих мер как  в области внутриэкономической (содействие технологическому развитию, инновационной  деятельности), так и в области  внешнеэкономической (продвижение  экспорта, улучшение условий доступа  на внешние рынки, привлечение зарубежных инвестиций, технологий) политики. Поэтому  в этом ряду особое место занимает экономическая дипломатия, формирующая  благоприятную внешнюю среду  для практического решения задач  повышения конкурентоспособности.

     Привлечение иностранных инвестиций, — существенная задача экономической дипломатии. Для  ее осуществления основным средством  является создать благоприятную  среду для встреч экспортеров  и их потенциальных партнеров  определить и ясно сформулировать приоритеты и показать все выгодные стороны  экспортируемых товаров и технологий. Но необходимо подчеркнуть важность детально разработанной экспортной стратегии государства, определяющей основные направления экспорта товаров. Это должно быть основной задачей торгово-экономических миссий.

     Практически повсеместно наблюдается укрепление институционной и организационной  базы, повышение статуса экономической  дипломатии в системе государственной  власти. Увеличивается число, расширяются  функции, и улучшается качество работы торгово-экономических миссий страны в области поддержки внешнеэкономической  деятельности, лоббирования интересов  отечественных компаний за рубежом, торгово-политического содействия, мобилизации эффективных внешних  ресурсов на цели развития. Обеспечение  для государства благоприятных  условий международного экономического сотрудничества, способствующие, в  конечном счете, повышению уровня и  качества жизни его населения, также  является приоритетной задачей экономической  дипломатии.

     Большую роль в этом играют торгово-экономические  миссии, являющиеся островком государства  в чужой стране, накапливающие  обширные знания по стране пребывания, имеющие непосредственные политические и иные контакты благодаря своему многолетнему присутствию в других странах, их работа должна быть направлена на получение доступной и надежной информация об уровне и серьезности  интересов и приоритетов страны пребывания, степени объективной  заинтересованности в инвестициях, взаимной выгоды, даже если при этом приходится идти на уступки, то выгода должна быть больше, чем сами уступки.

     Создание  позитивного имиджа восприятия своей  страны — главная задача дипломатических  миссий, министерств иностранных  дел и профессиональных дипломатов вообще — хотя их фактические возможности  коренным образом или временно влиять на изменение существующего восприятия их страны за границей часто ограничены. Брайан Хокинг, знаменитый современный теоретик дипломатии, проанализировав влияние восприятия страны на решения, принимаемые иностранными бизнесменами о начале своей деловой активности, сказал, что на 72%, восприятие страны является основой для принятия решений по вкладыванию инвестиций или иных форм экономического сотрудничества с этой страной. Мировой Банк, в его публикации: «Маркетинг Страны: реклама, как инструмент для привлечения иностранных инвестиций», показывает ключевую позицию положительного образа страны для привлечения иностранных инвестиций. Даже между странами, не имеющими никаких дипломатических взаимоотношений и обремененных серьезными политическими проблемами может существовать интенсивный экономический обмен. Тем более двусторонние взаимоотношения, основанные на положительном восприятии национальной идентичности, является основанием для более динамичного и легкого развития торгово-экономических взаимоотношений. Инициатива, новшество и изобретательность вот качества успешной организации действий, которые находятся на вооружении дипломатических миссий. Здесь, важны все методы ведения дипломатической деятельности, в том числе консульская и культурно-просветительская работа, отношения со СМИ, диаспорой и другие сферы работы дипломатических представительств, основной задачей которых является создание положительного привлекательного имиджа своего государства в стране пребывания. 

 

Основные  методы работы экономической дипломатии

 
  1. Анализ

     Дипломатическая миссия является основной структурной  единицей в представлении своему государству  информации об основных принципах и структуре и тенденциях развития экономики страны пребывания, ее планов и программ, валютно-финансового состояния, развития внешнеэкономических связей, конъюнктуры рынков товаров и услуг; ее экспортного и импортного потенциала, о запросах прямых инвестиций в экономику страны, собранной через официальные источники, к которым миссия имеет непосредственный доступ. Все это позволяет создать потенциал для дальнейшего экономического сотрудничества.   

  1. Создание  директив для присутствия на рынке.

     Одной из главных задач дипломатических миссий является содействие участникам внешнеэкономических отношений своей страны в их работе на рынках страны пребывания, защита и осуществление контроля над соблюдением интересов страны в процессе их деятельности и ее координация без вмешательства в их хозяйственную деятельность; представление своего государства как страны, чье финансовое, экономическое и политическое положение позволяет рассматривать ее в качестве надежного партнера в области внешнеэкономической деятельности, оказывать содействия своим участникам внешнеэкономической деятельности в ее осуществлении, организовывать переговоры, конгрессы, семинары, круглые столы, выставки; прорабатывать поступающие предложения своих предприятий по  организации экспорта — импорта товаров и услуг, инвестиционных запросов и предложений, оказывать им консультационно-информационные услуги, использовать местных экспертов для анализа экономики и рынка, где требуются потому специальные знания, которых может не иметь профессиональный дипломат. 

  1. Сыгранность.

     Сыгранность — метод  организации работы дипломатических миссий. Дипломаты это «отряд особого назначения», их работа требует командной игры для решения главных политических и экономических задач в стране пребывания, для этого нужно использовать ведущих специалистов, аналитиков и экспертов для анализа политической и общественной жизни страны пребывания. Основой такой сыгранности является глава дипломатической миссии, обладающий желанием работать и опытом, будучи открытым к применению инновационных дипломатических механизмов, гармонизирующий направление и цели дипломатической миссии с текущей ситуацией и потребностями,  и выполняющий основные  задачи по созданию положительного имиджа своей страны, способствующий содействию дальнейшего развития двусторонних политических и торгово-экономических связей, улучшению структуры взаимной торговли, реализации новых перспективных направлений деятельности дипломатической миссии. 

  1. Организация экономических систем дипломатии —  установленные модели

     Сегодня, министерства иностранных дел во всем  мире используют несколько моделей работы относящихся к торгово-экономической внешней деятельности. 

  1. Объединенная  модель

     Объединенная  модель представляет собой комплекс развития двухсторонних торгово-экономических связей под эгидой министерства иностранных дел. Министерство иностранных дел — главный координатор экономических интересов страны на международном уровне. Оно определяет стратегию и приоритеты в сотрудничестве со всеми правительственными организациями и региональными органам исполнительной власти в стране пребывания миссии.  

  1. Частично-объединенная модель 
 

 Министерство  иностранных дел  и Министерство экономики совместно организовывают работу по развитию торгово-экономических отношений, торгово-экономическая миссия выделяется в отдельное подразделение дипломатической миссии, и находится в двойном подчинении у министерств иностранных дел и министерства экономики, является независимой от дипломатической миссии и имеет свой бюджет. Руководитель торгово-экономической миссии подчиняется главе дипломатического представительства, который контролирует его работу. Приоритеты деятельности торгово-экономической миссии определяются Министерством экономики.   

  1. Передача  задач по организации торгово-экономических связей третьему лицу
 

 Министерство иностранных дел становится при этом пассивной стороной в обеспечении контроля над торгово-экономической ситуацией в стране пребывания дипломатической миссии, и пользуется услугами третьего лица только тогда, когда такая потребность возникает, для этого дает задания агентствам по продвижению экспорта и маркетинговых исследований в объективной заинтересованности в инвестициях, с которыми заключает соответствующие договора. 
 
 

 

Особенность экономической дипломатии

 

     Главная особенность экономической дипломатии в начале XXI века заключается в ее сравнительно открытом характере. Делается ставка на лидерство в постановке актуальных проблем мирохозяйственного развития, которые охватывают торгово-политические и интеграционные аспекты взаимоотношений, рыночные стратегии и вопросы глобального и регионального развития. К ним относятся:  решение  проблемы безопасности в мире, в том числе энергетической, борьбы с терроризмом и стихийными бедствиями, нераспространения оружия массового уничтожения, инициативы по Ближнему Востоку, Северной Африке, Кавказу, преодолению голода и бедности, обеспечению долговой устойчивости беднейших государств, развитию предпринимательства и торговли, борьбе с коррупцией, интеллектуальным пиратством и контрафактной продукцией, проблемы в области образования, здравоохранения, охраны окружающей среды и пр.  Конечно, вышеперечисленные вопросы  и проблемы обсуждаются на самом высоком уровне, но на практике ведется серьезная борьба за доминирование на мировой арене, не исключаются и силовые методы достижения запланированной цели. Яркий пример, события на Кавказе, инициированные во многом, как показывают факты, действиями США и других, заинтересованных в ослаблении сильного конкурента стран. В результате борьбы интересов за распределение сфер влияния в мире возникли два новых государства – Абхазия и Южная Осетия, пока не признанные большинством стран в мировом сообществе, но уже « подавшие серьезную заявку на соответствующую запись в мировом реестре». Налицо конфликт интересов большинства и меньшинства, наиболее сильных, которые стремятся стать еще сильнее за счет подавления сильнейших и ближайших конкурентов и использования наименее развитых субъектов для реализации своих целей, как это было всегда. « Разделяй и властвуй!» - этот принцип мировой политики и борьбы за превосходство хорошо известен даже непрофессионалам.  

     Особую  активность проявляют, несомненно, промышленно-развитые страны ( ПРС) , в распоряжении которых находятся огромные финансовые, организационные, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы. Большинство ПРС опираются на мощный экономический фундамент и имеют глобальные и зачастую конфликтующие интересы. Впрочем, это вполне объяснимо, продолжается « Большая Игра» за власть в мире, на мировом экономическом пространстве, которая предполагает право сильнейшего по своему усмотрению распоряжаться всеми видами мировых ресурсов, а это весьма заманчиво. Можно согласиться с Р. Киплингом, что, действительно,  « Большая Игра» закончится только тогда, «когда все умрут». Поэтому методы экономической дипломатии в качестве средства «бескровного сражения» за мировое экономическое, а значит и политическое превосходство в мире в условиях глобализации и обострения глобальной конкуренции приобретают особо важное значение.  Геополитические подходы в оценке ситуации в мире в начале XXI века преобладают. Сторонники силового решения возникающих проблем даже экономического характера, к сожалению, пока доминируют в правящих элитах стран. Но все более и более актуальным в плане сохранения мира на планете становится геоэкономический, бескровный подход к формированию современного мирового экономического пространства и нового мирового порядка. Фрэнсис Фукуяма и Жак Аттали оказались в этом вопросе провидцами. В частности, Фрэнсис Фукуяма в начале 90-х гг. прошлого века провозгласил начало особого планетарного существования, которое будет проходить под знаком Рынка и Демократии, которые объединят весь мир в слаженную рационально функционирующую машину. Такой «Новый Порядок», по мнению Ф. Фукуямы предполагает, что все регионы мира начинают переорганизовываться по новой модели, вокруг его наиболее экономически развитых центров. Жак Аттали считает, что в настоящий момент наступила третья эра – « эра денег», которые, по его мнению, являются универсальным эквивалентом ценности, поскольку, приравнивая все вещи к материальному цифровому выражению, с ними предельно просто управляться наиболее рациональным способом. Другими словами, в конце XX –начале XXI века не просто наступила «эра денег», но наступила « эра предельного рационализма», основанная на единой либерально-демократической идеологии, рыночной ( капиталистической) системе,  развитии информационных технологий, что в целом ведет к формированию единого однородного мирового пространства.  Такой прагматичный подход, например,  является приоритетным и  в позиции руководства России. В частности, оценивая ситуацию, сложившуюся после августа 2008  и отношения РФ и США президент России Д. Медведев отметил превалирующий в российской позиции прагматизм, в том числе и экономического характера.

Информация о работе Роль экономической дипломатии в международном бизнесе