Роль экономической дипломатии в международном бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:48, реферат

Описание работы

Экономическая дипломатия, как и дипломатия, вообще, является составной частью внешней политики, международной деятельности государства; именно внешняя политика определяет цели и задачи экономической дипломатии, которая представляет собой совокупность мероприятий, форм, средств и методов, используемых для осуществления внешней политики.

Содержание

Введение 3
Роль экономической дипломатии 5
Основные методы работы экономической дипломатии 10
Особенность экономической дипломатии 12
Заключение 25
Список литературы: 26

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 99.29 Кб (Скачать)

     7. Присоединение к ВТО - один из важнейших инструментов повышения эффективности внешнеэкономической политики и экономической дипломатии России в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Членство в ВТО, создающее предпосылки для стабильности внутреннего законодательства и транспарентности торговой политики, базирующихся на общепринятых международных нормах, с одной стороны, обеспечит благоприятные условия для дальнейшего углубления интеграции страны в мировое хозяйство и проведения адаптационной дипломатии, а с другой - будет способствовать повышению привлекательности отечественной экономики для иностранных инвестиций и осуществлению эффективной мобилизационной дипломатии.

     Среди новых возможностей и системных  преимуществ, возникающих в связи  с членством России в ВТО, наибольшее значение для экономической дипломатии имеют (1) улучшение условий доступа  на мировые рынки товаров и услуг на основе продолжающейся многосторонней либерализации, предсказуемости развития торгово-экономических отношений со странами - членами ВТО; (2) использование механизма ВТО по разрешению споров, что позволит оспаривать и отменять необоснованные ограничения на внешних рынках и будет удерживать торговых партнеров от произвольных односторонних действий; (3) участие в качестве полноправного партнера в формировании международного торгового режима, охватывающие все новые сферы трансграничного экономического сотрудничества. В рамках разработки внешнеэкономической стратегии России необходимо подготовить программу действий по эффективному использованию преимуществ и инструментария ВТО в национальных интересах: наметить параметры работы по снижению тарифных и нетарифных барьеров для российской продукции на внешних рынках в разбивке по странам; определить действующие ограничительные меры, которые должны быть пересмотрены и отменены или приведены в соответствие с правилами этой организации; сформулировать концептуальные подходы и конкретные направления участия России в многостороннем регулировании мирохозяйственных связей, в том числе выработать позицию страны на предстоящих переговорах в рамках ВТО по сельскому хозяйству, промышленным субсидиям, субсидиям в гражданском авиастроении, что непосредственно затрагивает долгосрочные экономические интересы РФ.

     8. Учитывая мировой опыт и современные мирохозяйственные тенденции, российской экономической дипломатии следует придать более комплексный характер, позволяющий эффективно задействовать различные уровни дипломатии и тем самым добиваться наилучших результатов. Необходимо шире использовать возможности плюрилатеральной, особенно интеграционной, и двусторонней дипломатии для усиления российского коммерческого присутствия на стратегически важных, перспективных рынках. Будущее членство России в ВТО, обеспечивающее ей недискриминационный режим на внешних рынках, надо сочетать с интенсивным участием нашей страны в региональных и двусторонних либерализационных интеграционных инициативах, создающих преимущества перед третьими странами. Сложившийся дисбаланс между активной многосторонней торгово-политической дипломатией России и пока менее успешной плюрилатеральной и двусторонней дипломатией затрудняет реализацию национальных экономических интересов на международной арене и требует устранения.

     Принципиальное  значение для России в современных  условиях имеет выработка взвешенной, соответствующей международным обязательствам и долгосрочным экономическим интересам страны тактики и стратегии интеграционного сотрудничества с зарубежными государствами. В рамках разработки внешнеэкономической стратегии России необходимо определить, во-первых, приоритетных партнеров для выстраивания привилегированных отношений в торгово-экономической области, во-вторых, ключевые региональные организации и объединения, перспективные для углубления хозяйственного взаимодействия, в том числе на интеграционной основе, в-третьих, собственно интеграционных партнеров для формирования зоны реальной интеграции с российским участием. При этом важно обеспечить согласованность различного уровня и масштаба интеграционных инициатив с участием России, сделав их, как минимум, не противоречащими друг другу, а как максимум - взаимодополняющими и усиливающими геоэкономические позиции РФ в евразийском регионе.

     После вступления в ВТО, имея четкие обязательства перед мировым сообществом в торгово-политической области, Россия может и должна активизировать работу по заключению двусторонних преференциальных торгово-экономических соглашений. В ближайшие годы станут ясны трудности адаптации российской экономики к либерализации условий доступа иностранных товаров и услуг на внутренний рынок РФ, что позволит более полно учесть национальные интересы в процессе переговоров об участии России в соглашениях о свободной торговле с зарубежными странами. Россия должна быть готова к тому, что к ней будут обращаться с предложениями о заключении двусторонних преференциальных соглашений, а главное, должна предвосхищать события и сама активно использовать механизм двусторонних договоренностей для продвижения национальных экономических интересов в конкретных регионах.

     9. Значительные резервы усиления коммерческого присутствия России на мировом рынке заключаются в расширении участия отечественных компаний в реализации крупных инфраструктурных и иных проектов, финансируемых международными и региональными банками развития, правительствами зарубежных стран. Для увеличения масштабов и повышения эффективности участия в международных тендерах требуется комплекс организационных мер, включая: (1) заблаговременное подробное информирование российских компаний о планируемых международных тендерах и условиях участия в них; (2) создание тендерных отделов в составе торговых представительств России в крупнейших странах и странах базирования штаб-квартир международных и региональных банков развития, а также специального тендерного подразделения в структуре Минэкономразвития, координирующего работу тендерных отделов торгпредств, согласовывающего выступления российских участников, оказывающего им помощь в подготовке и продвижении конкурсной документации; (3) вступление России в многосторонние региональные банки развития, прежде всего в Азиатский банк развития, для получения права на участие в проводимых ими международных тендерах.

     10. Весомым фактором расширения  коммерческого присутствия отечественных  компаний на внешних рынках  может стать дипломатия кредитора, использующая финансовые рычаги воздействия на правительства зарубежных стран. России следует пересмотреть свою преимущественно пассивную позицию в вопросах долгового урегулирования, шире использовать такое урегулирование для продвижения национальных экономических интересов, укрепления геоэкономического и геостратегического положения страны, получения выгодных контрактов. При этом целесообразно добиваться опережающего урегулирования проблемных, в первую очередь безнадежных долгов развивающихся государств перед Россией как правопреемницей СССР, не дожидаясь соответствующих инициатив со стороны «восьмерки» и Парижского клуба кредиторов, минимизирующих фактические выплаты по задолженности перед Россией и лишающих ее каких-либо инструментов влияния в странах-должниках.

     По  мере восстановления и поступательного  развития российской экономики будет  возрастать роль технического и иного  содействия (официальной помощи развитию) бедным и беднейшим государствам как обязательного вклада ведущих индустриальных стран в достижение провозглашенных ООН «целей развития тысячелетия». Официальная помощь развитию, частично реализуемая посредством «связанных» кредитов, может стать для России эффективным средством продвижения собственных экономических интересов на рынках государств – получателей финансовых ресурсов, стимулирования экспорта пока еще недостаточно конкурентоспособной на мировом рынке продукции обрабатывающей промышленности, прежде всего машин и оборудования.

     11. В условиях глобализации все  большее значение приобретает  «антиконкурентная» составляющая экономической дипломатии. Наряду с прямой поддержкой российского бизнеса важно стремиться к договоренностям с зарубежными странами и крупными ТНК о сотрудничестве на мировых товарных рынках; поощрять создание международных консорциумов с участием отечественных компаний; не допускать губительной конкуренции между российскими экспортерами, особенно при проведении международных тендеров; добиваться, где это возможно, ограничения конкуренции со стороны других стран путем связывания в той или иной форме их экспортного ресурса (например, самим покупать энергоносители в Центральной Азии и оставаться единственным на постсоветском пространстве поставщиком энергоресурсов в европейский регион); содействовать оптимизации экспортных пропорций в случае поставок отечественных товаров, имеющих схожее (конкурентное) применение (например, газа, котельного топлива, угля и электроэнергии).

     12. Для России, как страны, обладающей  богатейшими природными ресурсами,  имеющими не только национальное, но и общемировое значение, исключительно важным направлением экономической дипломатии выступает дипломатия крупнейшего на планете донора сырьевых ресурсов. Это очень мощный фактор влияния России на международной арене, однако использовать его надо с большой осторожностью, поскольку напрямую затрагиваются интересы национальной безопасности зарубежных стран - импортеров отечественного сырья. Иными словами, Россия может в случае необходимости апеллировать к статусу сырьевой сверхдержавы, но при этом она ни в коем случае не должна ставить под сомнение свою репутацию надежного поставщика, гарантирующего бесперебойное снабжение партнеров сырьевыми ресурсами.

     Дипломатия  крупнейшего донора сырьевых ресурсов предполагает работу по четырем основным направлениям. Первое направление - это ресурсоизбыточные развивающиеся страны, представляющие растущий интерес для России в качестве дополнительного источника сырья, способного существенно укрепить ресурсную базу отечественной добывающей промышленности и усилить позиции нашей страны на сырьевом рынке (речь идет о наращивании коммерческого присутствия РФ в сырьевом секторе таких стран, приобретении прав на разработку месторождений полезных ископаемых). Второе направление предусматривает сотрудничество с другими странами - крупными нетто-экспортерами промышленного сырья в обеспечении стабильного функционирования рынков стратегически важных сырьевых товаров, в первую очередь энергоносителей. Основная задача такого взаимодействия - коллективное регулирование мирового энергетического рынка в интересах поддержания приемлемого для производителей и потребителей уровня цен. Третье направление предполагает тесное сотрудничество России с крупнейшими потребителями и нетто-импортерами сырья, прежде всего энергоносителей, - странами «восьмерки», Китаем, Индией, Р. Корея и рядом других. Центральным вопросом для России является привлечение указанных государств к формированию системы международной энергетической безопасности при решающем участии нашей страны: Россия выступает как гарант бесперебойного обеспечения растущих потребностей ведущих мировых держав в энергоносителях, а последние активно инвестируют в разработку новых месторождений на территории РФ и создание необходимой инфраструктуры. Четвертое направление - участие России в многостороннем и региональном сотрудничестве по прогнозированию, регулированию и стимулированию товарных рынков, прежде всего рынков энергоносителей и цветных металлов, подверженных влиянию спекулятивных факторов. Необходимо выстроить систему взаимодействия России с международными товарными организациями и соглашениями, главной целью которой является повышение устойчивости и предсказуемости российского экспорта за счет нахождения баланса интересов производителей и потребителей продукции.

     13. По мере оздоровления российской экономики и накопления финансовых резервов, урегулирования проблемы внешней задолженности меняются приоритеты мобилизационной дипломатии. Сегодня для обеспечения устойчивого долговременного хозяйственного роста Россия нуждается не в инвестициях вообще, а в прямых инвестициях, несущих передовые технологии и ноу-хау, иностранной рабочей силе и, в ряде случаев, сырье, укрепляющем ресурсную базу промышленности и тем самым национальную экономическую безопасность. В свою очередь российские инвестиции за рубежом становятся все более действенным средством активной экономической дипломатии, открывают доступ к заграничным ресурсам и конкурентоспособным активам, а в перспективе могут служить средством экономического и политического влияния на партнеров. С учетом углубления интеграции России в мировое хозяйство, сопровождающейся диверсификацией и усложнением форм международного экономического сотрудничества, повышением в нем доли инвестиционной, производственной и кооперационной составляющих, возрастает значение имиджевой экономической дипломатии, ставящей целью формирование позитивного образа страны в глазах зарубежного делового сообщества.

     14. Необходимо выстроить эффективную  систему политико-дипломатического лоббирования и сопровождения проектов и сделок с российским участием за рубежом, чего России крайне не хватало в прошлом десятилетии. Именно из-за этого Россия лишилась многих крупных и выгодных подрядов, выставлявшихся в разное время на официальные торги. Причем в большом числе случаев наши компании ничуть не уступали конкурентам. Существует настоятельная потребность в усилении политико-дипломатической поддержки процессов транснационализации российского бизнеса, все чаще сталкивающейся с противодействием и различными ограничениями на внешних рынках.

     Система политико-дипломатического лоббирования должна, исходя из зарубежного опыта, иметь четкое организационное оформление. В связи с этим в составе МИДа или Минэкономразвития необходимо создать специальное структурное подразделение, куда будет стекаться вся информация о проблемах некоммерческого (административного, процедурного, технического) характера, затрудняющих доступ отечественных компаний на внешние рынки, и которое будет координировать усилия различных государственных структур и загранпредставительств по преодолению таких проблем. В зависимости от характера и экономической значимости проблемы к ее решению могут привлекаться как рядовые сотрудники загранпредставительств, так и послы, министры, первые лица страны. Очень важно обеспечить не только оперативное политико-дипломатическое реагирование на возникающие проблемы, но и тесную увязку официальных визитов, дипломатических мероприятий с решением задач в сфере торгово-экономического сотрудничества.

Информация о работе Роль экономической дипломатии в международном бизнесе