Роль экономической дипломатии в международном бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:48, реферат

Описание работы

Экономическая дипломатия, как и дипломатия, вообще, является составной частью внешней политики, международной деятельности государства; именно внешняя политика определяет цели и задачи экономической дипломатии, которая представляет собой совокупность мероприятий, форм, средств и методов, используемых для осуществления внешней политики.

Содержание

Введение 3
Роль экономической дипломатии 5
Основные методы работы экономической дипломатии 10
Особенность экономической дипломатии 12
Заключение 25
Список литературы: 26

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 99.29 Кб (Скачать)

     « Эра предельного рационализма»  предполагает, по мнению Ж.Аттали, также отмену геополитического дуализма, а единый мир все же получает новую геополитическую структуру, основанную на сей раз на принципах « геоэкономики». Этот подход, в принципе, не нов. Впервые концепции « геоэкономики» предложил развивать историк Фритц Рериг, а популяризировал ее французский экономист Фернан Бродель. В России идеи «геоэкономики» развил и структурно оформил Э. Кочетов. « Геоэкономика» - это особая версия мондиалистской геополитики, которая рассматривает приоритетно не географические, культурные, идеологические, этнические, религиозные и пр. факторы, составляющие суть геополитического подхода к управлению  развитием мира. «Геоэкономический подход», который предполагает опору на чисто экономическую реальность в ее отношении к пространству, представляется несомненно, более предпочтительным и более гуманным в плане возможности сохранения человеческих жизней и мира на земле . Все сводится к тому, где располагаются центры мировых бирж, полезные ископаемые, информационные центры, крупные производства.  Следовательно, приоритетными методами оперирования в новой геоэкономической реальности, должны стать и постепенно становятся таковыми экономические и финансовые средства. Перефразируя лозунг американских менеджеров, можно заключить, что «кто владеет экономическими ресурсами, тот владеет миром». Конечно, информационный и силовой фактор, как показывают события августа 2008 года, никто не отменял, но в условиях глобальной экономической конкуренции средства экономической, желательно « бескровной» дипломатии в развитии международного ( глобального) бизнеса приобретают , с нашей точки зрения, приоритетный и в случае особой новизны стратегии оперирования на мировой экономической арене и виртуозности ее осуществления, инновационный характер. Именно такой подход может стать инновационной основой внешнеэкономической стратегии России.

     Стремительное расширение глобальной финансовой деятельности является следствием не столько развития международных торговых и производственных связей, сколько фактически революцией в коммуникационной и информационной областях благодаря использованию электронной технологии. Последнее позволило с большой скоростью осуществлять крупномасштабные финансовые операции, вызванные не только действительно развивающимся бизнесом, но и крупномасштабными спекуляциями и отмыванием "грязных" денег в едином трансграничном потоке денежных средств. В результате объемы финансовых операций стали выходить далеко за рамки потребностей реального сектора экономики, и финансовые проблемы в одной стране быстро распространяются на другие страны, в том числе благополучные в экономическом отношении, что подрывает стабильность операций на мировом валютно-финансовом рынке.

     Кроме того, возникают новые формы финансовых сделок зачастую слабо связанных  с развитием реального сектора  и потому обоснованно вызывающие растущие опасения в мире. Среди  этих форм необходимо отметить так  называемые глобальные финансовые продукты (международные акции, размещаемые консорциумами банков на фондовых рынках вне страны эмитента), краткосрочные вложения, или "горячие" деньги, в интересах получения инвестором

     Процесс глобализации в финансовой сфере, с  одной стороны, является катализатором  развития аналогичных процессов  в иных сферах экономической жизни, а с другой - способствует усилению напряженности в современном  мировом хозяйстве. Если раньше финансовые рынки обслуживали прежде всего экономику - поставку товаров и услуг, кредитование экспорта, инвестиционные сделки, то с середины 80-х годов отмечается доминирование спекулятивных операций. Если раньше банки выступали финансовыми посредниками между товаропроизводителями и потребителями, то теперь они все чаще становятся участниками операций на фондовом рынке, в том числе осуществляют портфельные вложения, не дающие права контроля над объектом инвестиций. Расширение использования зарубежных заемных средств в крупных масштабах становится более опасным для стран и групп стран, причем как для дебиторов, так и кредиторов.

     Таким образом, финансовые институты, призванные содействовать производственной и торговой деятельности, создают ей дополнительные проблемы вследствие хаотичных колебаний валютных курсов, котировок ценных бумаг и банковских процентных ставок. За повышением последних часто следует бегство спекулятивного капитала из страны-дебитора, влекущее за собой падение обменного курса ее валюты и повышение цен на импортируемые товары.

     Зарубежные  и российские исследователи справедливо  отмечают возросшую угрозу перерастания региональных финансовых кризисов в общемировые. Косвенно об этом же свидетельствует активизация деятельности мирового сообщества (в лице МВФ, Всемирного банка и Банка международных расчетов) по усилению контроля за международными денежными потоками, по ограничению некоторых их видов, особенно сомнительного происхождения, и противодействию недобросовестному поведению участников международных финансовых рынков.

     Острые  противоречия в условиях глобализации проявляются в мировой торговле, по-прежнему являющейся основой международных экономических отношений. Либерализация торговли открывает возможности для увеличения последней, но сохраняющиеся до сих пор протекционистские барьеры в отдельных секторах, замещение одних видов таких барьеров другими, более эффективными, и иные негативные явления препятствуют реализации этой возможности и порождают конфликтные ситуации во всех регионах.

     Реалии  глобализации все более настоятельно требуют активных действий государства  по защите национальных экономических  интересов на международной арене, и преуспевают сегодня именно те страны, которые проводят наступательную внешнеэкономическую политику. Россия же выступает пока преимущественно как пассивный участник процессов глобализации, стремящийся вписаться в существующие правила игры и реагирующий на инициативы других стран, но не пытающийся предлагать собственные решения и лоббировать их реализацию. Сохранение такой ситуации может привести не только к консервации позиций России как экспортера сырья и простейших полуфабрикатов, но и к снижению темпов экономического развития. Наиболее принципиальные выводы и рекомендации исследования, позволяют наметить крупные среднесрочные и долгосрочные цели российской экономической дипломатии и основные меры по их реализации:

     1. Экономическая дипломатия в условиях  глобализации приобрела значительное  число новых черт, освоила более  эффективные механизмы и инструменты обеспечения национальных интересов в динамичном мировом хозяйстве. В последние годы отмечается активизация экономической дипломатии на всех уровнях - многостороннем, плюрилатеральном и двустороннем, причем различные уровни экономической дипломатии рассматриваются странами - участницами мирохозяйственных отношений как взаимодополняющие и используются в комплексе для достижения наилучших результатов. Рост числа двусторонних, региональных и межрегиональных торгово-экономических соглашений, с одной стороны, отражает успехи экономической дипломатии, а с другой - свидетельствует о высокой конкуренции в этой сфере, где сталкиваются стратегия и тактика экономической дипломатии различных стран. Быстрое развитие либерализационных и интеграционных процессов в глобальной экономике способствует дальнейшей интенсификации и усложнению форм экономической дипломатии. .

     Главные задачи, решаемые сегодня экономической  дипломатией, - использование преимуществ и новых возможностей, возникающих в связи с глобализацией, для укрепления национальной конкурентоспособности и достижения стратегических целей страны на международной арене; обеспечение, как минимум, равноправных и недискриминационных условий интеграции в мировое хозяйство, а как максимум - выгод и привилегий в международном торгово-экономическом сотрудничестве; защита и лоббирование интересов отечественного бизнеса на глобальном рынке; содействие привлечению эффективных внешних ресурсов в национальную экономику.

     2. Соответствие экономической дипломатии  зарубежных стран возросшим требованиям  и ожиданиям в эпоху глобализации  обеспечивается разработкой национальных внешнеэкономических стратегий, определяющих мирохозяйственные приоритеты страны; усилением институтов и механизмов, ответственных за решение стоящих перед экономической дипломатией задач (прежде всего институтов государственной поддержки внешнеэкономической деятельности, реализующих национальную торговую политику, оказывающих помощь менее развитым странам); налаживанием действенных механизмов координации внешнеэкономической политики; постоянным и существенным бюджетным финансированием мероприятий экономической дипломатии. Отмеченное позволяет в полной мере задействовать имеющиеся у государства ресурсы и возможности для укрепления международной конкурентоспособности страны средствами экономической дипломатии.

     3. Возможности экономической дипломатии, как и многих других функций  активного влияния государства  на развитие национальной экономики,  на протяжении большей части  переходного периода использовались  Россией явно недостаточно. Вследствие  этого задачи эффективного позиционирования России в системе мирового хозяйства не были полностью решены, что в свою очередь негативно сказалось на международной конкурентоспособности страны.

     Сегодня необходимо придать системный характер деятельности в сфере экономической  дипломатии, широко используя имеющийся  зарубежный опыт. Требуется (1) разработать  национальную внешнеэкономическую  стратегию, определяющую страновые, региональные, отраслевые и иные приоритеты внешнеэкономической политики; (2) осуществить ряд институциональных мероприятий (в том числе усилить функцию реализации торговой политики страны в системе исполнительной власти, вывести функции поддержки экспорта и инвестиций на уровень федерального агентства, создать российское агентство развития для оказания технического и иного содействия развивающимся странам); (3) преодолеть функциональную и отраслевую раздробленность подразделений, участвующих в разработке и реализации внешнеэкономической политики, путем формирования координационного механизма федерального уровня по вопросам ВЭД; (4) установить четкие порядок и нормативы госрасходов в поддержку экономической дипломатии.

     4. Значимым фактором повышения  динамизма, обоснованности и целеустремленности  российской экономической дипломатии  должно стать широкое привлечение к ее осуществлению парламентских, общественных и деловых кругов, их активное участие в работе неправительственных организаций и форумов, тесно связанных с деятельностью официальных межгосударственных структур. Необходимо долговременное партнерство между государством и бизнесом в разработке стратегии и тактики внешнеэкономической политики, в освоении и закреплении на перспективных мировых рынках, в преодолении дискриминации на внешних рынках и защите справедливых интересов отечественных производителей на внутреннем рынке РФ, в продвижении позитивного имиджа России как делового партнера на международной арене. Требуется скоординировать усилия государства и бизнеса во внешнеэкономической сфере, что позволит максимизировать преимущества от участия России в процессах глобализации и минимизировать связанные с этим риски и издержки.

     5. Важным условием повышения эффективности  и народнохозяйственной отдачи экономической дипломатии России становится постепенное смещение акцентов с мобилизационной и адаптационной дипломатии, обеспечивающих решение неотложных социально-экономических задач и институциональную интеграцию страны в систему мирового хозяйства, в пользу активной, наступательной дипломатии, позволяющей добиваться преимуществ на глобальном рынке и последовательно укреплять международную конкурентоспособность страны. С учетом этого необходимо усилить государственную поддержку ВЭД, лоббистскую работу на мировом рынке, деятельность по нейтрализации неблагоприятных для России явлений в мировой экономике и устранению барьеров на внешних рынках. Предлагаемое изменение акцентов российской экономической дипломатии в современных условиях имеет объективные основания, заключающиеся в обострении международной конкуренции при непосредственном участии в ней зарубежных правительств, усилении противодействия российской экспансии на мировом рынке по мере укрепления отечественной экономики, достижении высокой степени институциональной интеграции России в мировое хозяйство, создающей благоприятное поле для применения инструментов активной экономической дипломатии.

     6. Особенности отечественной экономики  и участия России в международном  разделении труда (топливно-сырьевая специализация экспорта, ориентация значительной части зарубежных поставок на сектор госзакупок, растущее участие в международных тендерах и др.) предопределяют повышение роли дипломатии на высшем уровне как наиболее эффективного инструмента защиты и лоббирования интересов страны на глобальном рынке. В связи с этим возрастает значение участия России в совещаниях "восьмерки", ключевых региональных и двусторонних саммитах.

     Получение синергического эффекта осуществления экономической дипломатии "в верхах" предполагает последовательность и взаимосвязь постановки более общих вопросов торгово-экономического сотрудничества в рамках многосторонних и региональных саммитов, что позволяет усилить влияние России в тех или иных сферах деятельности и регионах, и обсуждения конкретных коммерческих проектов в ходе двусторонних встреч высших должностных лиц. С изменением внутриэкономической и мирохозяйственной ситуации возникают дополнительные благоприятные возможности для российской экономической дипломатии на высшем уровне сокращаются "пассивы" дипломатии, и увеличиваются ее "активы" (т.е. набор аргументов для убеждения партнеров, включающий возросшую роль России как гаранта энергообеспечения многих стран, емкий и быстрорастущий внутренний рынок, др.).

Информация о работе Роль экономической дипломатии в международном бизнесе