Современное машиностроение в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 18:12, реферат

Описание работы

Машиностроение - основа индустрии. Те страны, которые гармонично развивали машиностроительные отрасли, обеспечивали свое экономическое и военно-техническое могущество в мире. Национальная экономика и, как следствие, национальная политика опирались, в первую очередь, на индустриальную мощь государства. Понятие "великой" державы было связано не столько с размером ее территории, сколько с ее индустриальной мощью. Во второй половине XX столетия развитие машиностроения получило новое качество. Технологическое развитие стало в значительной мере наукоемким. Фундаментальные научные открытия в области физики, химии, биологии были достаточно быстро востребованы современной промышленностью, породив технологии современной электроники, микроэлектроники, радиоэлектроники, оптоэлектроники, технологии новых материалов, биотехнологии.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…2


1.Мировой машиностроительный рынок …..………………………………….3


1.1 Общая характеристика рынка …………………………………..…………. 3


1.2 Ведущие мировые производители в области машиностроения....………...5


2. Российский машиностроительный рынок……….………………..……….…7


2.2 Основные экспортёры продукции машиностроения в Россию……............8


2.3 Машиностроение стран Азии на российском рынке……………...……...12

3. Антидемпинговое регулирование. Защита экономических интересов России……...……………………………………………………………………..16

Заключение ………………………………………………………………….…...17


Список литературы ……………………………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Реферат - Современное машиностроение в мировой экономике.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Современное машиностроение в  мировой экономике 

Содержание 
 
 
 
 

Введение ………………………………………………………………………..…2 

  1. Мировой машиностроительный рынок …..………………………………….3                                                                               
 

1.1  Общая характеристика рынка …………………………………..…………. 3 

1.2  Ведущие  мировые производители в области машиностроения....………...5 

2.  Российский машиностроительный рынок……….………………..……….…7   

2.2  Основные  экспортёры продукции машиностроения в Россию……............8 

2.3  Машиностроение стран Азии на российском рынке……………...……...12

3.  Антидемпинговое регулирование. Защита экономических интересов России……...……………………………………………………………………..16

Заключение ………………………………………………………………….…...17 

Список литературы ……………………………………………………………...18

 

Введение 
 

     Машиностроение — это отрасль тяжёлой промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

     Появление понятия "машиностроение" в своем  начальном развитии, как направление человеческой деятельности, связано с энергетическими революциями. Переход от энергии животных и природных энергий (ветра и воды) к энергии паровых машин, создал условия перехода от кустарного производства к промышленному - появлению первых фабрик и заводов. Невозможность значительного отрыва производства от источников энергии привела к образованию первых промышленных центров. Появление электроэнергетики - генераторов электроэнергии и электродвигателей - дало дальнейший толчок к промышленному развитию. Все это привело к созданию целостной среды экономического развития и среды обитания человека - индустриального общества.  

     Машиностроение  - основа индустрии. Те страны, которые гармонично развивали машиностроительные отрасли, обеспечивали свое экономическое и военно-техническое могущество в мире. Национальная экономика и, как следствие, национальная политика опирались, в первую очередь, на индустриальную мощь государства. Понятие "великой" державы было связано не столько с размером ее территории, сколько с ее индустриальной мощью. Во второй половине XX столетия развитие машиностроения получило новое качество. Технологическое развитие стало в значительной мере наукоемким. Фундаментальные научные открытия в области физики, химии, биологии были достаточно быстро востребованы современной промышленностью, породив технологии современной электроники, микроэлектроники, радиоэлектроники, оптоэлектроники, технологии новых материалов, биотехнологии.  

     Современное машиностроение базируется на наукоемких технологиях. Таким образом, в конце XX столетия была продемонстрирована зависимость машиностроительных производств не только от развития энергетики, но в значительной мере и от развития наукоемких технологий.  

Деление отраслей машиностроения по группам:

1.1 Общее машиностроение (транспортное машиностроение (железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая промышленность, но без автомобилестроения), сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности (исключая легкую и пищевую).

1.2 Тяжёлое машиностроение (подъёмно-транспортные машины (грузоподъемные краны, лифты, подъемники (вышки), машины непрерывного транспорта (контейнеры и пр.); железнодорожное машиностроение; судостроение; авиационная промышленность; ракетно-космическая отрасль; производство технологического оборудования)

1.3 Среднее машиностроение (автомобилестроение; тракторостроение; станкостроение; инструментальная промышленность;, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности)

1.4 Точное машиностроение (приборостроение; радиотехническое и электронное машиностроение; электротехническая промышленность)

1.5 Производство металлических изделий и заготовок (производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры, массовых металлоизделий (метизов) — проволока, канаты, гвозди, крепеж). 
 
 
 
 
 

Всего пять крупнейших транснациональных структур осуществляют более половины мирового производства наукоемкой продукции (авиакосмические  системы, автомобили, электронное оборудование, судостроение и др.) Две-три транснациональных компании владеют глобальными телекоммуникационными сетями. В корне изменилось понятие рынка и конкуренции на рынке.

 

 

1. Мировой машиностроительный рынок 

1.1  Общая характеристика  рынка

Машиностроение - ведущая отрасль мировой промышленности как по числу занятых (80 млн. человек), так и по стоимости выпускаемой  продукции (более 1/3 всего промышленного  производства). В состав машиностроения входят десятки разных подотраслей. Но главную роль играют общее машиностроение, транспортное машиностроение, электротехника и электроника. Всего в мире ежегодно производится более 1 млн. металлорежущих станков и тракторов, 50 млн. автомобилей, 130 млн. телевизоров.

Основным конструкционным  материалом в машиностроении является черный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой. Однако в машиностроении, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли. Непосредственно к машиностроению относятся следующие проблемы: уменьшения потребления металла за счет повышения его качества и снижения веса изделий, сокращения отходов и потерь металла при его обработке – за счет производства большей доли проката.

География мирового машиностроения отличается очень большой  неравномерностью: почти 9/10 всего производства приходится на страны Севера. Главный машиностроительный регион мира - Северная Америка, где выпускаются практически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой степени сложности. Второй регион - зарубежная Европа, - который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет свои позиции и в некоторых новейших отраслях. Третий регион включает Японию, Корею и некоторые НИС Юго-Восточной Азии; здесь также сочетается продукция массового машиностроения с выпуском изделий самой высокой сложности. Четвертый регион - страны СНГ, в особенности Россия, Украина, Белоруссия. 

В последние  два-три десятилетия машиностроение получило развитие и в некоторых  странах Азии, Африки и Латинской  Америки. В первую очередь это  относится к Бразилии, Аргентине, Мексике, Индии, НИС Азии. Некоторые из них уже вошли в "первую десятку" стран, например, по выпуску электронной продукции, включая бытовую электронику (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны и др.), хотя многие построенные в них высокотехнологичные предприятия, во-первых, являются филиалами западных фирм и, во-вторых, представляют собой сборочные заводы. Подавляющее же большинство развивающихся стран имеют слабо развитое машиностроение. 

Распределение по отраслям промышленности.

Электронная промышленность — самая наукоемкая отрасль современного машиностроения. В машиностроении отдельных стран (Япония, США, Республика Корея и др.) электронная промышленность заняла ведущие позиции. Очень велика экспортность всех электронных товаров. В составе отрасли самую большую долю по стоимости занимает производство различных видов вычислительной техники — до 40—45 %. Основную часть этой продукции дают крупные фирмы (ТНК) США, Японии, ряда стран Юго-Восточной Азии (Республика Корея, о. Тайвань и др.) и в меньшей степени Западной Европы. Фирмы Зап. Европы специализируются на выпуске мобильных средств связи, оборудования для промышленности, научных приборов.  

Транспортное  машиностроение (производство наземных, водных и воздушных транспортных средств) — вторая по значению отрасль современного машиностроения.  

Автомобилестроение. В мировом выпуске автомобилей  устойчиво сохраняется высокая  доля легковых автомашин (около 75 %). Велика доля грузовиков малой грузоподъемности (до 2 т), в том числе пикапов, фургонов, комбинированных легковых машин. Гораздо меньше доля тяжелых грузовиков и пассажирских автобусов (всего несколько сот тысяч). Непрерывно растет доля специальных автомобилей, используемых в промышленности, городском хозяйстве (медицинских, пожарных, полицейских и т. д.).  

Производство  автомобилей концентрируется в  немногих компаниях мира. Так, четыре крупнейших из них («Дженерал моторе», «Форд», «Фольксваген», «Тойота») выпускают  почти половину всех автомобилей  в мире, а вместе с пятью другими  меньшими — более 3/4. Продуцентами автомобилей организован их выпуск в нескольких десятках стран. Географию мировой автомобильной промышленности определяют Западная Европа, Северная Америка и Япония. Суммарно на них приходится 80 % выпуска всех видов автомашин. Лидером отрасли стала Западная Европа (31 %), где выделяются Германия, Франция, Испания. Этот регион отличается четко выраженной экспортной специализацией: на вывоз идет 3/4 всех автомобилей. Мировым лидером автомобилестроения среди отдельных стран остается США (12 млн штук). Однако на экспорт поступает не более 4 % продукции, и страна является самым крупным их импортером (ввоз автомобилей в 6-7 раз больше, чем вывоз). Япония — вторая страна мира по уровню развития отрасли.  

Авиационная промышленность в Западной Европе сложилась в немногих странах (Франция, Великобритания, Германия), изготавливающих пассажирские авиалайнеры и лишь некоторые типы военных самолетов. Европейские фирмы объединились в консорциум. Очень развитую авиационную промышленность прежде имел СССР, где, как и в США, производились все виды продукции отрасли, особенно ракетно-космической. С распадом страны мощная АРКП сильно сократила производство, не обеспечивая даже собственные потребности.  

В географии  судостроения мира в XX в. произошли коренные изменения. Малая экономическая эффективность судостроения (высокая материалоемкость, трудоемкость) при ншысокой цене готовой продукции привела к резкому падению производства судов в Западной Европе и США. Оно переместилось в страны Азии, где выделяются Япония (до половины судов в мире), Республика Корея и КНР. Эти азиатские страны стали экспортерами судов мирового значения.  

Производство  железнодорожного оборудования — старейшая  отрасль, производящая локомотивы (тепловозы, электровозы), разнообразные специализированные товарные вагоны, цистерны, а также пассажирские вагоны. Выпуск продукции отрасли в больших объемах продолжается в КНР, Индии, в меньшей степени в США, Канаде, Японии. Страны Зап. Европы все более переходят на изготовление скоростных пассажирских поездов для своих железных дорог, поставляя также на экспорт некоторые типы локомотивов и вагонов. Очень сильно сократилось производство подвижного состава в России, хотя она остается одной из ведущих в мире по роли железных дорог.  

Почти всю продукцию общего машиностроения выпускают лишь немногие государства мира: США, Германия, Япония, до 1991 г. — СССР. Однако и они специализируются на отдельных видах продукции: страны Зап. Европы — на станкостроении и оборудовании для легкой пром-сти. США, Япония, Германия — на энергетическом, химическом оборудовании. Крупное станкостроение создано в Японии, КНР. Атомное и металлургическое оборудование выпускают в США, Японии, Германии, Франции. 

Станкостроение

Обзор мирового производства станков в 2008 году  

Несмотря на спад во второй половине года, общий объем мирового производства в 2008 году увеличился на 15%. В 28 странах, охваченных исследованием, в прошлом году было произведено станков на 81 с половиной миллиардов долларов, а в 2007 году суммарная стоимость составила $ 71 млрд.

Японская станкостроительная промышленность крупнейший производитель  с объемом производства в 15.8 млрд. долларов. Немецкое производство на втором месте с объемом в $ 15.7 миллиардов. Китай и Италия, третий и четвертый  среди производителей, имели сильные показатели за весь год. США на седьмом месте.  

Китай по-прежнему крупнейший в мире потребитель станков, потратил на них более $ 19 млрд. На долю Китая как потребителя приходится 24% от стоимости всех новых станков  по всему миру. Другими крупными потребителями являются Германия, Япония и США. 

Информация о работе Современное машиностроение в мировой экономике