Современное машиностроение в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 18:12, реферат

Описание работы

Машиностроение - основа индустрии. Те страны, которые гармонично развивали машиностроительные отрасли, обеспечивали свое экономическое и военно-техническое могущество в мире. Национальная экономика и, как следствие, национальная политика опирались, в первую очередь, на индустриальную мощь государства. Понятие "великой" державы было связано не столько с размером ее территории, сколько с ее индустриальной мощью. Во второй половине XX столетия развитие машиностроения получило новое качество. Технологическое развитие стало в значительной мере наукоемким. Фундаментальные научные открытия в области физики, химии, биологии были достаточно быстро востребованы современной промышленностью, породив технологии современной электроники, микроэлектроники, радиоэлектроники, оптоэлектроники, технологии новых материалов, биотехнологии.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…2


1.Мировой машиностроительный рынок …..………………………………….3


1.1 Общая характеристика рынка …………………………………..…………. 3


1.2 Ведущие мировые производители в области машиностроения....………...5


2. Российский машиностроительный рынок……….………………..……….…7


2.2 Основные экспортёры продукции машиностроения в Россию……............8


2.3 Машиностроение стран Азии на российском рынке……………...……...12

3. Антидемпинговое регулирование. Защита экономических интересов России……...……………………………………………………………………..16

Заключение ………………………………………………………………….…...17


Список литературы ……………………………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Реферат - Современное машиностроение в мировой экономике.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Такую угрожающую ситуацию еще больше усугубляет износ  основных фондов промышленных предприятий, который по ряду направлений составляет сегодня от 50 до 74%. Как отметил докладчик, эксплуатируемое российскими машиностроительными заводами оборудование используется более чем по 20 лет, при норме эксплуатации в два раза меньшей. 

Язев также подчеркнул, что более-менее приличный уровень технологий наблюдается сегодня только в ракетно-космической отрасли и авиастроении. Что касается остальных направлений, к примеру, станкостроения и электронной промышленности, то там, по словам депутата Госдумы, «произошел серьезнейший обвал». 

Не отличалось оптимизмом и выступление зампреда «Союза машиностроителей России» Владимира  Гутенёва. Он также обратил внимание на нехватку современного оборудования в отрасли. По его словам, объем  современных обрабатывающих центров и ЧПУ (числовое программное управление) на предприятиях машиностроения не превышает сегодня 5%, а его состав по своему техническому уровню соответствует середине 80-х годов прошлого века. И это в то время, когда за рубежом доля высокотехнологичного оборудования приближается к 50%. 

Между тем, в  сравнении с иностранными производителями  и при одинаковом объеме производства российским предприятиям требуется  в 20-30 раз больше сотрудников, - сообщил  собравшимся гендиректор ОАО  «Ижевский машзавод» Владимир Гродецкий. По его словам, расходы предприятий на содержание персонала в 2-3 раза превышают зарубежные, притом, что им выплачивают в 10 раз меньшую зарплату, а сами предприятия содержат в 10 раз больше производственных помещений, чем требуется для реальных производственных нужд. 

Выводы, к которым  приходили докладчики, были фактически одинаковы - продукция российского  машиностроения в большинстве своем  неконкурентоспособна. Как отметил  Владимир Гутенёв, на зарубежном рынке  более-менее конкурировать могут не более 50-ти российских компаний, а уровень технологий, которые использует большинство производителей, относятся к 60-70-м годам прошлого века. 

Что касается мер  по выводу отрасли из кризиса, то тут  мнения выступавших экспертов разошлись. Валерий Язев считает, что принципиальным окажется принятие базового закона о промышленной политике, где бы были обозначены приоритеты дальнейшего развития отрасли. При этом он отметил, что депутатами уже были подготовлены 2 законопроекта, но были отклонены правительством по причине декларативности предлагаемых мер. 

В другом направлении  мыслит гендиректор «Уралмашзавода»  Назим Эфендиев, предложивший разработать  модную нынче систему ограничений  на импорт продукции, аналогичной выпускаемой  в России. По его мнению, таким механизмом сможет стать увеличение таможенных пошлин на ввозимую из-за рубежа машиностроения продукцию - на 30% для новой техники, и на 20% для бывшей в употреблении. По мнению г-на Эфендиева, подобный протекционизм заставит потребителей покупать отечественную продукцию и вывести машиностроение из кризиса. Впрочем, тот же Валерий Язев указал на двоякость подобной политики - производители могут успокоиться отсутствием иностранных конкурентов, а кроме того, повысить цены на свою продукцию. 

В свою очередь гендиректор Ижмаша Владимир Гродецкий заявляет, что спасти отрасль невозможно только лишь заменой «изношенного станка на новый» или абсолютным импортозамещением. Было бы неплохо, заявляет руководитель завода, создать федеральную целевую программу по технологическому перевооружению предприятий оборонки. И решать вопрос с привлечением финансовых средств на поддержку отрасли в рамках госпрограмм по техперевооружению. 
 
 

  В новый  2008 год российское машиностроение  вступило предельно раздерганным, но с надеждой. Главная потеря, конечно, кадры.

   "Некому  разрабатывать новое оборудование  и станки, некому стало на них  работать", - с горечью констатировал  первый вице-премьер Дмитрий Медведев  на предновогоднем заседании  бюро Союза машиностроителей  России, подводя итоги не только минувшего года, а всего пореформенного периода развития отрасли. Что уж там говорить о рядовых заводах, если в знаменитом Королеве, на головном предприятии ведущей ракетостроительной корпорации, уникальную оснастку для здешних станков "тачает" один-единственный рабочий, которому за семьдесят и рядом с ним ни одного ученика... Года три назад в городе, который именуется наукоградом Российской Федерации, закрыли факультет всемирно известной Бауманки, созданный в 1961 году по инициативе Сергея Павловича Королева. Как говорится, приехали. 

 Впрочем,  все это не новость. Уже разработаны  и переданы в правительство  предложения по подготовке высококвалифицированных  кадров для машиностроения (в  этом году, к слову, начнется  подготовка первых 20 студентов, которые по получении дипломов на практике будут постигать опыт торговли продукцией оборонно-промышленного комплекса). Идет структурная перестройка отрасли. В прошлом году был образован Союз машиностроителей России, создана госкорпорация "Российские технологии", призванная, как было заявлено, вытащить не только оборонную, но и другую конкурентоспособную машиностроительную продукцию на мировой рынок. Практически готовы или в стадии разработки аналогичные решения для атомного машиностроения, станкостроения. В конце прошлого года государство добилось фактического контроля над двумя крупнейшими компаниями - "Силовыми машинами" и ОМЗ (Объединенные машиностроительные заводы), которая, кстати, одной из первых в отрасли вышла на мировой рынок капитала, разместив свои акции на европейских биржах. 

 Структура  российской экономики исторически  сложилась таким образом, что  машиностроение является технологическим  ядром промышленности и определяет  состояние национальной безопасности. Нет смысла менять этот принцип.  Но его сохранение возможно только на основе преобразования машиностроения в конкурентоспособный, высокотехнологичный и восприимчивый к инновациям комплекс, интегрированный в систему международного разделения труда. 
 

Динамика падения  производства оборудования по годам в России с 1992 года

Пятница, 13 Март 2009 14:52

Производство  промышленной продукции в натуральном  выражении, Российская Федерация, значения показателей за 1992-2007 годы.

Объемы производства металлорежущих станков по годам

Объемы производства станков с ЧПУ по годам 
 
 

Объемы производства кузнечно-прессового оборудования по годам 

Промышленное  производство России: первый квартал 2009 года

Среда, 15 Апрель 2009 00:00  

РосСтатом опубликована статистическая информация о промышленном производстве за первые три месяца 2009 года.

Индекс промышленного  производства1) в I квартале 2009г. по сравнению с I кварталом 2008г. составил 85,7%, в марте 2009г. по сравнению с мартом 2008г. - 86,3%, по сравнению с февралем 2009г. - 111,1%.

1) Индекс промышленного производства исчисляется по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" на основе данных о динамике производства важнейших товаров-представителей (в натуральном или стоимостном выражении). В качестве весов используется структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности за базисный (2002) год.

Отношение объемов  выпуска важнейших видов продукции  к 1 кварталу 2008 года: среди прочего "Металлорежущие станки - 44,4%" что в абсолютном количестве составляет 539 штук. Отношение объёма произведенных металлорежущих станков за март'09 к марту'08: 28,2%, к февралю'09: 62,3 процента. 

ТОВАРНАЯ  СТРУКТУРА ИМПОРТА
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 
(в фактически действовавших ценах)
                           
  1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
  Миллиардов  долларов США
Импорт - всего 46,7 46,5 53,1 43,6 30,3 33,9 41,9 46,2 57,3 75,6 98,7 138 200
в том  числе:                          
машины, оборудование и   транспортные средства 15,7 14,9 15,5 15,5 10,1 10,6 14,2 16,8 21,4 31,1 43,4 65,7 102
прочие 1,9 1,7 1,6 1,6 1,1 1,4 1,8 2,0 2,5 3,2 3,7 4,8 7,1
  В процентах к итогу
Импорт - всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том  числе:                          
продовольственные товары и 28,1         21,8   22,5 21,0 18,3 17,7 15,7 13,8
сельскохозяйственное  сырье          
(кроме  текстильного) 25 25,1 24,8 26,7 22
минеральные продукты 6,4 6,7 5,8 5,4 4,0 6,3 4,1 3,7 3,8 4,0 3,1 2,4 2,3
продукция химической 10,9         18,0   16,7 16,8 15,8 16,5 15,8 13,8
промышленности, каучук 14,2 14,4 15,1 16 18,2
кожевенное  сырье, пушнина и 0,3         0,4   0,5 0,4 0,3 0,3 0,3 0,4
изделия из них 0,2 0,3 0,3 0,3 0,5
продукция лесной и 2,4         3,8   4,2 4,2 3,8 3,3 2,9 2,7
целлюлозно-бумажной          
промышленности 3,2 3,6 3,8 3,6 4
текстиль, текстильные 5,7         5,9   5,3 4,8 4,3 3,7 4,0 4,3
изделия и обувь 5,0 4,5 4,1 5,2 5,5
металлы, драгоценные 8,5         8,3   6,4 7,3 8,0 7,7 7,7 8,2
камни и изделия из них 9,9 7,1 7,2 7,3 7,4
машины, оборудование и 33,6         31,4   36,3 37,4 41,2 44,0 47,7 51,0
транспортные средства 32,1 35,3 35,6 33,3 34
прочие 4,1 3,7 3,9 3,7 3,6 4,1 4,3 4,4 4,3 4,3 3,7 3,5 3,5
 
ТОВАРНАЯ  СТРУКТУРА ЭКСПОРТА
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
 
 
(в фактически  действовавших ценах)
                           
  1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
  Миллиардов  долларов США
Экспорт - всего 78,2 85,2 85,1 71,3 72,9 103 99,9 107 134 182 241 301 352
в том  числе:                          
машины, оборудование и 8,0         9,1   10,1 12,0 14,1 13,5 17,4 19,7
транспортные средства 8,5 9,2 8,1 8,0 10,5
прочие 1,0 1,3 0,8 0,6 1,3 1,6 1,2 1,6 1,9 2,1 2,5 3,1 4,4
  В процентах к итогу
Экспорт - всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том  числе:                          
продовольственные 1,8         1,6   2,6 2,5 1,8 1,9 1,8 2,6
товары  и          
сельскохозяйственное  сырье          
(кроме  текстильного) 2,0 1,9 2,1 1,3 1,9
минеральные продукты 42,5 48,1 48,4 42,8 44,9 53,8 54,7 55,2 57,3 57,8 64,8 65,9 64,7
продукция химической 10,0         7,2   6,9 6,9 6,6 6,0 5,6 5,9
промышленности, каучук 8,7 8,3 8,7 8,5 7,5
кожевенное  сырье, пушнина и   изделия из них 0,4 0,3 0,5 0,6 0,3 0,3 0,2 0,3 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1
продукция лесной и 5,6         4,3   4,6 4,2 3,9 3,4 3,2 3,5
целлюлозно-бумажной          
промышленности 4,2 4,2 4,9 5,1 4,4
текстиль, текстильные 1,5         0,8   0,8 0,7 0,6 0,4 0,3 0,3
изделия и обувь 1,1 1,1 1,1 1,1 0,8
металлы, драгоценные камни 26,7         21,7   18,7 17,8 20,2 16,8 16,3 16,1
и изделия  из них 24,1 24,0 27,6 26,1 18,8
машины, оборудование и 10,2         8,8   9,5 9,0 7,8 5,6 5,8 5,6
транспортные  средства 10,0 10,7 11,4 10,9 10,5
прочие 1,3 1,5 0,9 0,8 1,8 1,5 1,2 1,4 1,4 1,1 1,0 1,0 1,2

Информация о работе Современное машиностроение в мировой экономике