Современное машиностроение в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 18:12, реферат

Описание работы

Машиностроение - основа индустрии. Те страны, которые гармонично развивали машиностроительные отрасли, обеспечивали свое экономическое и военно-техническое могущество в мире. Национальная экономика и, как следствие, национальная политика опирались, в первую очередь, на индустриальную мощь государства. Понятие "великой" державы было связано не столько с размером ее территории, сколько с ее индустриальной мощью. Во второй половине XX столетия развитие машиностроения получило новое качество. Технологическое развитие стало в значительной мере наукоемким. Фундаментальные научные открытия в области физики, химии, биологии были достаточно быстро востребованы современной промышленностью, породив технологии современной электроники, микроэлектроники, радиоэлектроники, оптоэлектроники, технологии новых материалов, биотехнологии.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…2


1.Мировой машиностроительный рынок …..………………………………….3


1.1 Общая характеристика рынка …………………………………..…………. 3


1.2 Ведущие мировые производители в области машиностроения....………...5


2. Российский машиностроительный рынок……….………………..……….…7


2.2 Основные экспортёры продукции машиностроения в Россию……............8


2.3 Машиностроение стран Азии на российском рынке……………...……...12

3. Антидемпинговое регулирование. Защита экономических интересов России……...……………………………………………………………………..16

Заключение ………………………………………………………………….…...17


Список литературы ……………………………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Реферат - Современное машиностроение в мировой экономике.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

1) По странам СНГ - отраслевая структура валовой добавленной стоимости, включая косвенно измеряемые услуги финансового посредничества. Структура по странам СНГ, кроме Беларуси, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана,  приведена по КДЕС (NACE), по Беларуси, Таджикистану, Туркмении и Узбекистану – по ОКОНХ , за 2007 г. По остальным странам – по МСОК (ISIC), за последний имеющийся год (2001-2006 гг.).

2)  Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров, обрабатывающая промышленность, производство  и распределение электроэнергии, газа и воды.

3) Включая ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования.

4) Включая прочие услуги.

5) Включая финансовую деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг.

6) 1997 г.

7) Включая транспорт и связь. 

СТРУКТУРА ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ1)

(в процентах)

  Год Произ-водство пищевых продуктов, включая напитки, и табака Текстильное и швейное производство, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви Обработка древесины и произ-водство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное произ-водство, издательская и полиграфическая деятельность Производство кокса и нефтепродуктов Химическое про-изводство, производство рези-новых и пластмассовых изделий Произ-водство прочих неметаллических минеральных продуктов Металлургическое произ-водство и произ-водство готовых металлических изделий Производство машин и оборудования2)
  Россия3) 2007 15,3 1,2 5,2 16,3 9,4 6,1 21,1 20,8
  Европа                  
      Австрия 2004 10,14) 3,0 13,0 9,6 4,0 15,2 35,9
      Болгария 2003 24,1 13,5 8,0 12,3 5,6 16,3 16,9
      Венгрия 2004 15,5 2,5 5,3 7,3 10,3 2,7 8,1 47,1
      Германия 2004 11,5 1,8 6,9 6,7 13,0 2,5 11,5 43,8
      Италия 2004 11,84) 10,8 7,6 3,8 12,2 4,7 15,9 27,0
      Латвия 2005 25,74) 5,6 29,4 5,7 4,9 11,2 10,1
      Литва 2005 20,2 6,7 9,8 30,0 9,9 3,2 4,2 10,4
      Норвегия

2004

24,74) 1,1 15,5 10,5 3,3 10,7 26,2
      Польша 2004 21,8 3,8 8,8 7,8 12,4 4,6 12,0 23,9
      Португалия 2003 16,2 15,2 12,4 8,4 8,8 6,6 8,3 19,2
      Республика  
    Молдова
2007 41,1 7,3 5,1 5,6 13,1 3,1 4,35)
      Румыния 2005 19,3 9,0 7,5 8,2 10,2 4,5 15,1 19,9
      Словения 2005 8,7 6,4 9,7 0,0 17,7 3,7 17,5 31,7
      Соединенное  
    Королевство  
   (Великобритания)
2004 17,6 2,5 12,0 6,6 15,1 3,0 9,3 29,9
      Украина 2007 15,3 0,7 0,86) 3,8 22,0 13,8
      Финляндия 2002 8,6 1,6 25,1 4,2 8,0 2,6 10,6 37,3
      Франция 2004 15,34) 3,2 7,3 6,8 16,7 2,9 9,8 33,6
      Эстония 2003 18,5 11,0 24,4 0,8 9,0 5,1 8,9 13,8
Азия                  
      Азербайджан 2007 6,3 0,4 0,3 9,4 1,1 1,1 1,8 1,4
      Армения 2007 31,0 0,8 2,2 - 3,1 5,6 19,1 3,0
      Вьетнам 2005 26,7 14,7 6,1 0,3 11,4 6,6 10,1 19,1
      Грузия 2005 38,0 0,9 3,3 7,0 5,8 10,4 3,7
      Израиль 2004 14,8 4,0 6,0 26,97) 2,7 9,8 30,8
      Индия 2004 13,4 9,1 2,4 14,6 16,2 3,2 17,5 21,6
      Исламская 
    Республика Иран
2004 11,3 4,5 1,8 7,9 14,6 6,6 17,8 35,0
      Казахстан 2007 8,2 0,4 1,0 2,5 1,6 3,2 16,7 3,6
      Китай 2005 9,3 9,7 3,4 5,5 14,0 4,2 13,5 37,9
      Республика Корея 2005 6,0 4,5 3,7 7,1 13,8 2,7 14,6 45,9
      Турция 2001 18,7 16,6 2,88) 12,4 13,1 4,9 10,7 15,2
      Япония 2005 10,9 1,7 5,9 4,6 13,1 2,5 12,3 47,0
  Африка                  
      Египет 2002 25,3 10,0 3,7 17,8 15,7 6,5 10,5 10,1
      Марокко 2005 29,4 12,0 4,4 12,8 15,3 7,3 8,8 8,9
      Южно- 
    Африканская  
    Республика
2005 17,5 4,3 8,0 24,47) 2,9 15,4 22,0
  Америка                  
      Аргентина 2002 36,5 5,9 6,1 11,9 16,1 1,7 8,5 10,0
      Бразилия 2004 20,6 6,0 6,9 6,8 18,3 2,8 11,9 24,9
      Канада 2002 14,0 2,9 13,9 5,6 12,1 2,3 11,5 31,9
      Мексика 2000 23,3 3,9 5,8 0,7 16,7 4,6 10,7 34,1
      США 2004 14,5 2,6 8,9 7,0 16,6 2,7 9,8 34,4
  Австралия и  
Океания
                 
      Австралия 2003 22,34) 3,3 13,3 5,3 10,4 4,3 18,7 18,2
 

1) По зарубежным странам, кроме стран СНГ, расчет Росстата на основе публикаций UNIDO “International Yearbook of Industrial Statistics» 2007, 2008 по показателю «Выпуск продукции обрабатывающих производств» в ценах производителей.

2) Включая производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования.

3) По показателю «Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами» в фактически действовавших ценах.

4) Без учета производства табачных изделий.

5) Без учета производства транспортных средств и оборудования.

6) Без учета целлюлозно-бумажного производства и издательской деятельности.

7)  Включая производство кокса и нефтепродуктов.

8) Исключая издательскую и полиграфическую деятельность. 
 

1.2 Ведущие мировые  производители в  области машиностроения 
 

Мировые компании

Крупнейшие мировые машиностроительные компании[1]

Компания Стоимость фондов, млрд $ Доходы, млрд $ Прибыли, млрд $ 

General Electric 750,507 (1)*  152,866 (9)  16,819 (4)

General Motors[2]* 479,603  193,517 (5)  2,805

Toyota Motor  227,513  172,616 (7)  10,898 (11)

DaimlerChrysler 248,324  176,687 (6)  3,067 
 

*В скобках указана позиция в общем рейтинге по показателю. 

General Electric — мощнейшая в мире компания по размеру фондов, по прибыльности уступает только нефтяным энергогигантам British Petroleum, ExxonMobil и Royal Dutch/Shell. Несмотря на то, что в сферу деятельности компании входит множество иных направлений, с момента основания основными являются машиностроение и энергетика. 

Среди крупных  машиностроителей серьезная часть  — это компании автомобильной  промышленности, во многом формирующие высокий уровень потребления и состояние экономики в целом. 

Краткая характеристика отдельных отраслей. 

Ведущей отраслью общего машиностроения является станкостроение.

Около двух третьей  его продукции приходится на пять стран-производителей:

Японию, Германию, США, Италию, Россию. Крупнейшей отраслью машиностроения стало автомобилестроение. Оно во многом определяет состояние  экономики крупнейших развитых стран, так как, во-первых, является важной экспортной отраслью, во-вторых, к нему «привязаны» многочисленные поставщики пластмасс, резины, стекла и т.д. За 50 лет выпуск автомобилей увеличился в

5 раз. При  этом 70% приходится на легковые  автомобили. Ведущим странам по  их производству является Япония, США, Германия, Франция, Испания, Италия,

Великобритания, Россия, Республика Корея. 

В мире ежегодно производится около 50 млн. легковых и  грузовых автомобилей. Законодателями мод в мировом автомобилестроении выступают

Япония и США, производящие примерно по 8-10 млн. автомобилей  в год. К числу крупнейших автомобильных фирм мира принадлежат «Дженерал моторс», «Форд»,

«Крайслер» (США), «Тоёта», «Нисан», «Хонда» (Япония), «Фольксваген»

(Германия), «Фиат» (Италия), и др. 

Размещение крупных  автозаводов обычно «кустовое» –  в центре находится головной завод, вокруг него более специализированные предприятия, в том числе поставщики резины, стекла, пластмасс, красителей. Такие «кусты» предприятий имеются вокруг Детройта (США), Вольфсбурга (Германия), Нижнего

Новгорода (Россия) и т. д. 

Повышается роль развивающихся стран в выпуске бытовой и радиотехники. Лидирующее положение наряду с Японией, США, Германией занимают Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Бразилия. 

В мировом (невоенном) судостроении ведущие позиции занимают Япония и Республика Корея. В то же время многие «вчерашние» лидеры (США,

Великобритании, Германия, и др.), по сути, свернули свое судостроение, переключившись главным  образом на судоремонт. 

Очень важную роль в машиностроительном комплексе  мира играют также другие отрасли транспортного машиностроения (вагоностроение, самолетостроение), производство технологического оборудования для промышленных предприятий, станкостроение и т. д. 

Главные регионы  машиностроения 

В целом мире сложились четыре крупных региона  машиностроения:

Северная Америка, Зарубежная Европа, Восточная и Юго-Восточная  Азия, СНГ. 

Первый регион машиностроения – Северная Америка, где производятся практически все  виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и  низкой степени сложности. 

Среди отраслей машиностроение быстрее других растут электротехническая, радиоэлектронная, самолето и ракетостроительная. Так, производство элкетронно-вычелительных машин за последние 10-15 лет увеличилась в несколько раз, и теперь США производит две третьей всех ЭВМ в

Мире. Электротехнические и электронные предприятия размещаются  в крупных городских агломератах, где много квалифицированной  рабочей силы. 

Станкостроение  и производство заводского оборудования по-прежнему концентрируются в городах  Приозерья и северо-восточного побережья США.

Заводы Юга  и Запада получают станки и оборудования с Севера. 

Из отраслей транспортного машиностроения особенно большое развитие получили автомобиле и самолетостроение. Автомобилестроение – национальная отрасль промышленности США. Здесь впервые начался массовый выпуск автомобилей, и теперь каждый работающий американец производит или обслуживает автомобили. Эта отрасль отличается высокой производственной и территориальной концентрацией: большая часть заводов построено в штате

Калифорния. Этот же штат занимает первое место в стране по самолето и ракетостроению. 

Второй регион – зарубежная Европа. 

Западная Европа является историко-географическим регионом, входящим в регион Зарубежная Европа. В мировой торговле на нее приходится около половины суммарного оборота. 

«Лицом» Западной Европы в международном географическом разделении труда является промышленность, и в первую очередь ее ведущая  отрасль – машиностроение. На эту  отрасль приходится около одной  третьей стоимости всей промышленной продукцией. Машиностроение Западной Европы представлено множеством подотраслей. Здесь выпускаются практически все виды машиностроительной продукции, особо выделяется производство станков, оптики, электроники и радиоэлектроники, автомобилей. 

Экономическая и политическая погода в Западной Европе делается в ведущих странах, входящих в «большую семерку»: Германия, Франции,

Великобритании, Италии; лидирующее положение среди  них имеет Германия. 

В международном  разделении труда лицо Германия определяет, прежде всего, развитое машиностроение. Монополистическая элита страны – это концерны новых отраслей – не только автостроение, но и аэрокосмическая техника, «Фольксваген», «Сименс» (электроника), «Дойче телеком»

(информационная  техника) и др. 

Великобритания. В самой крупной отрасли британской промышленности – машиностроении – работает одна четвертая всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около одной третьей капитала, затрачиваемого на производство транспортных средств, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на британских островах после 2-ой мировой войны. Предприятия этой отрасли, имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании. Первым крупным районам автомобилестроения стал Западный Мидленд с центром в

Бирмингеме. Этому  способствовало его центральное  положение, которое облегчало не только получение деталей и вспомогательных  материалов от расположенных вокруг многочисленных предприятий, но и сбыт готовой продукции на внутреннем и внешнем рынке – через Ливерпуль и Лондон. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде,

Лутоне и Данемеге), где имелись в избытке рабочие  руки. 

Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения – самолетостроение. Доминирует здесь одна крупная государственная фирма –

«Бритиш айрспейс». 

По выпуску  самолетов Великобритании уступает в зарубежном мире только США. Она  выпускает около 22 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и несколько  типов самолетов небольших размеров для специальных целей. 

К растущим и  развивающимся производствам относятся  электротехника, занимающая 2-ое место  среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствует в  электротехнике несколько крупных  компаний.

Продукция «тяжелой» электротехники – электромоторы, мощные генераторы, трансформаторы и турбины. Они производятся практически одной крупнейшей монополией – «Дженерал электроник», с которой слились две другие электротехнические фирмы – «Инглиш электрик» и «Ассошиэйтед электрикалиндастриз». 

Особенно быстро развивается электроника. Однако число  рабочих мест на предприятиях электронной  промышленности растет довольно медленно. В

Великобритании  прочно обосновались американские корпорации электронной промышленности. 

Франция. Наряду с Германия и Великобританией  крупную роль в мировой экономике  и международных отношениях играет Франция. Высокоразвитая промышленность этой страны занимает передовые позиции  в мире в атомной энергетике, в  некоторых видах транспортного  машиностроения, химической промышленности. Она заметно уступает промышленности США, Япония, Германия.

Крупнейшие индустриальные центры – Париж, Марсель, Гавр, Дюнкерк, Лилль,

Страсбург, Нант, Тулуза. 

Особое положение  в Западной Европе занимают так называемые малые страны. Их всего 13 (не считая карликовых государств Лихтенштейна, Монако и др.): Австралия, Бельгия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Люксембург,

Информация о работе Современное машиностроение в мировой экономике