Современное машиностроение в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 18:12, реферат

Описание работы

Машиностроение - основа индустрии. Те страны, которые гармонично развивали машиностроительные отрасли, обеспечивали свое экономическое и военно-техническое могущество в мире. Национальная экономика и, как следствие, национальная политика опирались, в первую очередь, на индустриальную мощь государства. Понятие "великой" державы было связано не столько с размером ее территории, сколько с ее индустриальной мощью. Во второй половине XX столетия развитие машиностроения получило новое качество. Технологическое развитие стало в значительной мере наукоемким. Фундаментальные научные открытия в области физики, химии, биологии были достаточно быстро востребованы современной промышленностью, породив технологии современной электроники, микроэлектроники, радиоэлектроники, оптоэлектроники, технологии новых материалов, биотехнологии.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…2


1.Мировой машиностроительный рынок …..………………………………….3


1.1 Общая характеристика рынка …………………………………..…………. 3


1.2 Ведущие мировые производители в области машиностроения....………...5


2. Российский машиностроительный рынок……….………………..……….…7


2.2 Основные экспортёры продукции машиностроения в Россию……............8


2.3 Машиностроение стран Азии на российском рынке……………...……...12

3. Антидемпинговое регулирование. Защита экономических интересов России……...……………………………………………………………………..16

Заключение ………………………………………………………………….…...17


Список литературы ……………………………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Реферат - Современное машиностроение в мировой экономике.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Швейцария и  Швеция. Иногда к ним относят Испанию. 

Несмотря на то, что удельный вес каждой из этих стран в мировой экономике сравнительно невелик, взятые в совокупности, они представляют мощную силу. Их доля в промышленном производстве Западной Европы составляет около 30%, а во внешней торговле – 40%. Большинство из них имеет высокоинтенсивное сельское хозяйство. 

Особенно внушительны  позиции малых стран Европы в  производстве оборудования, станкостроении, судостроении, электротехнической. 

Восточная Европа включает Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию,

Болгарию, Словению, Хорватию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину,

Македонию, Албанию, а также Литву, Латвию и Эстонию. 

Польша –  самая крупная из этих стран по экономическому потенциалу.

Машиностроение  здесь, достигло высокого уровня, однако, оно отличается повышенной металлоемкостью. Здесь производят машины и оборудование для промышленности, строительства и сельского хозяйства, развито также транспортное и тракторостроение. По большинству видов производимой в этой отрасли продукции Польша занимает лидирующие места в Европе. Особое место в машиностроении Польши принадлежит судостроению – отрасли международной специализации. В Польше производят суда различных типов и назначения. 

Быстро развивается  электротехническая промышленность, в  т. ч. производство бытовой техники. Главные центры машиностроения: Варшава,

Лодзь, Вроцлав, Познань, Гданьск, Быдгощ. 

В Чехии (Прага, Пльзень, Брно и др.), машиностроение наиболее развито. Оно поставляет на внешний рынок станки, комплектное  оборудование для предприятий, вычислительную технику, бытовые приборы и т. п. 

Третий регион – Восточная и Юго-восточная  Азия, в котором лидирует

Япония. В него входят и «азиатские тигры», специализирующиеся прежде всего на выпуске бытовой  электронике, и Китай. 

Япония (столица  – г. Токио) – островное государство в Тихом океане у восточных берегов Евразии. Она занимает архипелаг Японских островов, наиболее крупные из них: Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо. Япония – один из

«экономических  столпов» современного мира. 

Свидетельства бурного роста, разносторонности и высокого технического развития японского машиностроения можно найти почти в любом уголке земного шара. Суда, построенные на японских верфях, бороздят воды всех океанов. Японские фотоаппараты, транзисторные приемники и швейные машины завоевали репутацию изделий самого высокого класса, и спрос на них на мировом рынке очень велик. 

Японские автомобили, автобусы, грузовики и железнодорожный  подвижной состав осуществляют перевозки  на дорогах 5 континентов планеты.

Электрогенераторы, сделанные в Японии, обеспечивают светом и энергией дома и промышленные предприятия в Азии, Африке, Австралии, в Северной и Южной

Америке. Японское прядильное и ткацкое оборудование является базой развития текстильной  промышленности во многих странах Азии и других континентов. 

Производство  электрических аппаратов представляет собой наиболее быстрорастущую отрасль  машиностроения. Фантастически быстрый  рост этой отрасли определяется тем, что для развивающейся страны нужны были мощные электроагрегаты, а также тем, что очень быстро рос спрос на бытовые электроприборы. Электрические аппараты, включая продукцию электронной промышленности, направляются на экспорт, в основном, в Северную Америку,

Азию и Европу. Одним из основных достижений японского  машиностроения за последние годы явился феноменально быстрый рост производства изделий электронной промышленности. Такие изделия электронной промышленности, как телевизоры, магнитофоны, радиоприемники, стереофонические радиолы составляют 46,7% общего выпуска продукции. 

Китай – великое древнее государство. Современный Китай – Китайская

Народная Республика (столица – г. Пекин) – занимает третье место в мире по размерам территории (9,6 млн. кв. км.) после России и Канады. 

Машиностроение  отличается разнообразием выпускаемой  продукции, причем преобладают не специализированные, а универсальные предприятия, которые размещены рядом с крупными городами, металлургической базой и морскими портами. Уровень используемой КНР техники и технологии пока не очень высок, имеется много изношенного оборудования, все еще низка производительность труда. Однако в последние годы в результате проводимой экономической реформы КНР добилась заметных успехов в изготовлении бытовой электроаппаратуры, приборов, ЭВМ, новейших средств связи и т.д. Широкое распространение получили предприятия с привлечением иностранного капитала. 

Главные центры машиностроения – Шанхай, Шэньян, Тань-цзинь, Харбин,

Пекин, Лоян, Чанчунь  и др. 

Группа новых  индустриальных стран Азии, состоит  из двух «эшелонов».

К первому из них было принято относить Республику Корею, Сингапур, Тайвань и Гонконг, которые из-за осуществленного ими быстрого экономического скачка стали называть четверкой «азиатских тигров» (или «драконов»). Затем их примеру последовали еще три страны – члены АСЕАН, образовавшие как бы

«второй эшелон»  НИС Азии, - Малайзия, Таиланд и  Индонезия. 

В 70-80-х гг. произошла  перестройка экономики этих стран  по образцу японской модели. В них  возникла крупная автомобильная, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, судостроительная и  особенно электротехническая и электронная промышленность; ежегодно здесь выпускают десятки миллионов радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, видеомагнитофонов. 

«Экономическое  чудо» этих стран объясняется  как активностью местных бизнесменов, так и тем, что ТНК избрали их в качестве важной сферы приложения своих капиталов, ориентируясь, прежде всего на выгоды их ЭГП и исключительно выносливую, дисциплинированную и в то же время относительно дешевую рабочую силу. Но почти вся наукоемкая, да и другая продукция предназначена для сбыта на рынках стран Запада. 

Тайвань вышел  на одно из первых мест в мире по экспорту мониторов, кинокамер, швейных машин; Республика Корея – судов, телевизоров, магнитных дисков; Малайзия – кондиционеров, электронных компонентов и т. д. На внешнем рынке промышленная продукция этих стран обладает высокой конкурентоспособностью. 

Четвертый регион – Содружество Независимых Государств (СНГ). Для

России, Белоруссии и Украины, входящих в этот регион, машиностроение – одна из главных  отраслей международной специализации. 

В машиностроении Белоруссии ведущее место занимает авто и тракторостроение (Минск, Жодино, Могилёв) и станкостроение (Минск, Витебск,

Гомель). Развито  – приборостроение и радиоэлектроника. 

Главные отрасли  машиностроения Украины: тяжелое машиностроение, автомобиле -, вагоно-, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, приборостроение (Киев, Донецк, Запорожье, Днепропетровск). 

Сегодня в России существует около 48 тыс. заводов машиностроительной отрасли. На российских предприятиях производят в основном отдельные детали и узлы машин и механизмов, которые поступают на головные заводы, где из них собирают уже готовые изделия. На многих машиностроительных заводах изготавливают запасные части или узлы для ремонта уже работающих машин, поломка которых совсем не редкость. Это освобождает от необходимости изготавливать на головном заводе абсолютно все детали и узлы, которые нужны для производства готовой продукции. 

Машиностроение  выпускает самую разную продукцию: и шагающий экскаватор весом в тысячи тонн, и почти невесомые, по сравнению с ним, ручные часы. Объём производства готовых изделий тоже разный: легковых автомобилей, например, выпускают сотни тысяч, а баллистических ракет – всего несколько штук в год. 

Российское машиностроение подразделяется на энергетическое, авиационное, транспортное, сельскохозяйственное. 

Энергетическое  машиностроение производит различное  оборудование для электростанций, а  также двигатели для морских  и речных судов и др. Такие гигантские и сложные изделия как паровые котлы, весом тысячи тонн и высотой с 10-ти этажный дом выпускают Белгородский, Таганрогский и Бийский котельные заводы. Турбины и генераторы, требующие труда высококвалифицированных рабочих и инженеров, и уникального оборудования производят в Санкт- Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Заводы по изготовлению реакторов для АЭС находятся в Санкт-Петербурге и Волгодонске. 

Авиационное машиностроение выпускает технику самого высокого класса. Авиационная техника оснащена различными приборами, имеет электронные устройства, которые помогают управлять летчику машиной, ориентироваться в пространстве, использовать систему вооружения. В мире широко известны российские фирмы «Сухой», «Миг», «Бериев», «Туполев»,

«Камов», «Миль», «Ильюшин». Центры самолетостроения в Казани, Нижнем

Новгороде, Самаре, Саратове, Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Иркутске,

Улан-Удэ, Таганроге. 

Транспортное  машиностроение имеет для нашей  страны стратегическое значение. Производство автомобилей в отечественном транспортном машиностроении занимает первое место. В столице разместились два завода –

«Москвич» и  «ЗИЛ». В Поволжье – заводы-гиганты  в г. Тольятти, Ульяновске,

Набережных-Челнах, Горькове. Промышленные автобусы выпускают  в Павлове (на

Оке), вездеходы - в Заволжье и Арзамасе, самосвалы - в Саранске. Крупнейшие центры морского судостроения – Санкт-Петербург, Выборг, Северодвинск,

Комсомольск-наАмуре, Астрахань. Морские и речные суда производят в

Рыбинске, Зеленодольске, Волгограде, Навашине, Городце. 

Сельскохозяйственное  машиностроение ориентированно на производстве техники для больших коллективных хозяйств (колхозов). В России много  тракторных заводов, которые производят почти все известные типы тракторов.

Самые мощные колесные тракторы «Кировец» изготовленные на Кировском заводе в Санкт-Петербурге, а самые маленькие – во Владимире. 

Ведущее место  в электронном машиностроении принадлежит  Москве и московской области, Зеленограду, Санкт-Петербургу, Пскове, Новгороде,

Саратов, Уфа, Пермь, Ижевск, Новосибирск, Красноярск, Владивосток.

 

  1. Российский машиностроительный рынок
 

Крупнейшие российские машиностроительные компании[3]

Компания  Доходы, млн $ Прибыли, млн $ 

АвтоВАЗ  5570,3 (16)*  160,2 (37)

Группа "СОК" 1705,6 (33)  —

АХК Сухой  1496,9 (37)  84,4 (63)

КамАЗ  1612,7 (35)  7,3 
 

*В скобках  указана позиция в общем рейтинге  по показателю. 

Компании-автомобилестроители, ориентированные прежде всего на внутренний рынок, составляют верхушку списка, однако их ряды поправляют исторически  сильные экспортные компании ВПК. 

Крупным игроком  на рынке грузовой и строительной техники является группа «Русские машины», а изготовителем продукции нефтегазового  машиностроения группы ГМС, Интегра, Римера, Кунгур, Борец. 

В Екатеринбурге  прошла 2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития машиностроительного комплекса Российской Федерации в современных условиях». 

Большинство докладчиков  озвучивали неутешительные цифры, иллюстрирующие падение объемов производства, и  далеко не новые, формальные меры по выводу отрасли из кризиса. Среди наиболее популярных сегодня - «махровый» протекционизм, принятие очередных законопроектов и программ господдержки. 

Первым неутешительную статистику реального состояния  российского машиностроения озвучил  зампред Госдумы Валерий Язев. По его словам, с начала этого года машиностроение стало наиболее пострадавшим сектором российской промышленности. К примеру, за 5 месяцев 2009 года производство машин и оборудования в России (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) сократилось на 27,6%. Уровень производства легковых автомобилей снизился на 61,5%. Сильнее всего кризис ударил по производству грузовиков, который упал на 73%. Не лучше дела обстоят и с автобусами - падение составило 65,4%. 

По словам Язева, общероссийский машиностроительный комплекс создает только 3% ВВП, а общая доля машиностроения в выпуске промышленной продукции в России равняется 20%. В то же время в Китае машиностроители занимают в промпроизводстве долю в 40%, в США - 46%, а в ФРГ - 54%. При этом доля машиностроительной продукции в экспорте из России не превышает сегодня 5%. А на мировых рынках российская высокотехнологичная продукция занимает лишь 0,2% - 0,3%. 

Информация о работе Современное машиностроение в мировой экономике