Тоговые отношения РФ и ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Одной из основных тенденций развития мировой экономики на рубеже XX-XXI вв. становится усиление интеграционных процессов. Интеграция рассматривается как проникновение отдельных элементов экономики одних стран в экономику других стран, процесс объединения национальных хозяйств в единую систему. Начинается он на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все большее количество стран. Наиболее совершенным примером такого процесса является создание Европейского сообщества (ЕС).

Содержание

Введение 3
Глава 1. ЕС – основная интеграционная группировка в современное время 3
1.1. Этапы развития Европейского Союза 3
1.2. Политика ЕС в отношении России 3
Глава 2. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом 3
2.1. Экономические отношения Россия – ЕС 3
2.2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС 3
2.3. Договорно-правовая база для торговых отношений 3
Глава 3. Последствие расширения ЕС для экономики России 3
3.1.Стратегическое видение Россией и ЕС двустороннего партнерства 3
3.2. Отношения Россия - ЕС: направления и перспективы 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3
Список использованных интернет ресурсов 3

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 79.11 Кб (Скачать)

С расширением ЕС связана и проблема калининградского транзита. Однако России не стоит рассчитывать на введение ЕС каких-либо специальных режимов передвижения российских граждан на данном направлении. Единственным условием, при котором такой спецрежим может быть введен, является гипотетическое установление контроля Евросоюза над регионом и де-факто утеря российского суверенитета над данной территорией. 

Подавляющая часть  экспертов согласилась, что согласованное на сегодняшний день «решение» проблемы свободы передвижения людей и грузов между Калининградом и другими регионами России не удовлетворительно, и может рассматриваться как провал российской стороны. Де-факто существующий формат транзита ничем не отличается от полноценного визового режима, причем право предоставления транзитных документов принадлежит иностранным государствам и носит разрешительный характер. Происходит резкое удорожание грузового транзита. 

Также маловероятно заключение отдельных двусторонних соглашений об облегчении режима транзита, не противоречащих Шенгенским правилам, как в случае с аналогичными соглашениями между Россией и Германией, Россией  и Францией.

 

Глава 2. Развитие торгово-экономических  отношений между  Россией и Европейским  союзом

2.1. Экономические отношения  Россия – ЕС

 

Как известно, Европейский  союз является крупнейшим внешнеторговым партнером Российской Федерации. На долю ЕС приходится более 50% российского  внешнеторгового оборота и около 79% накопленного иностранного капитала в экономике России. Доля России во внешней торговле ЕС приблизилась к 10%. В целом Россия занимает пятое место среди торговых партнеров Евросоюза (после США, Швейцарии, Китая и Японии). Несмотря на то, что такая асимметрия в торговле уже сейчас становится заметным ограничителем двусторонних отношений, Россия объективно нуждается не столько в снижении общей доли ЕС во внешней торговле, сколько в диверсификации экспорта и развитии других направлений, в том числе и для традиционных товаров.  

Транспортная составляющая сотрудничества требует особого  внимания. Российская Федерация занимает уникальное положение наиболее удобного и безопасного на данное время  маршрута движения Европа – Азия. Потенциально Россия могла бы извлекать из своего географического положения существенные экономические выгоды. В настоящее  время Европейский союз стремится  к усилению своего присутствия на российских транзитных магистралях, в  первую очередь – воздушной. С  этой целью Комиссия ЕС (КЕС) ведет  борьбу за отмену выплат европейскими компаниями компенсационных платежей за пролеты по транссибирской магистрали. В случае положительного для ЕС решения  данного вопроса будет создан важнейший прецедент, который позволит странам Евросоюза наращивать масштаб  перевозок через российскую территорию, существенно теснить позиции  российских авиаперевозчиков и не компенсировать России финансовые потери. Одновременно Россия недостаточно использует потенциал  железнодорожных перевозок Европа – Азия, который способствовал  бы ее реальной интеграции с Европой  и в мировое хозяйство в  целом. Повышение экологических  требований затруднит проекты по транспортировке российских энергоносителей  через Балтийское море. 

Эксперты сходятся во мнении, что существует прямая зависимость  между качеством экономической  политики внутри России и состоянием торгово-экономических отношений  с ЕС. В связи с этим улучшение  их состояния невозможно без внутренних изменений в России, модернизации ее экономики и повышения качества государственного управления экономикой.  

В настоящее время  структура российского экспорта на рынок ЕС полностью отражает и  соответствует реальной конкурентоспособности  российской продукции. Более того, экспорт  российских нефти и газа в страны ЕС имеет традиционный характер и  выступает в качестве своеобразной «подушки безопасности» против непредсказуемого осложнения политических отношений. Но для углубления отношений с Евросоюзом этого недостаточно. Расширение товарной номенклатуры и изменение соотношения  отдельных ее статей возможны только через развитие производства конкурентоспособных  товаров и услуг внутри России. 

Сами страны ЕС, по мнению участников ситанализа, не проявляют  чрезмерной заинтересованности в расширении спектра товаров российского  экспорта, рассматривают и, в среднесрочной  перспективе, будут рассматривать  Россию скорее как сырьевой придаток. В сочетании с поддержанием элементарной политической стабильности, обеспечение устойчивых поставки энергоресурсов являются главными приоритетами политики ЕС. 

При этом нельзя забывать, что сами страны ЕС стремятся к  развитию новых источников природных  энергоресурсов с целью обезопасить  себя от потенциальных внутрироссийских катаклизмов и лишить Россию теоретической  возможности использовать свои энергоресурсы  в качестве инструмента политического  влияния.

Политико-экономические  системы России и ЕС сейчас малосовместимы. Российские реформы изначально проходили  под сильным влиянием так называемого  англосаксонской модели и не ориентировались  на континентальные стандарты Евросоюза. Несмотря на то, что влияние европейских  образцов постепенно усиливается, эта  тенденция не является превалирующей  в развитии российского законодательства, в том числе из-за неясных перспектив отношений с Евросоюзом. Как Россия не определилась с «европейским выбором», так и ЕС не определился с долгосрочной политикой в отношении России.  

Относительно отношений  с ЕС в контексте вступления России в ВТО эксперты расходятся во мнениях о том, как расценивать условия, на которых Россия подписала с Евросоюзом протокол о завершении переговоров, а также каким образом использовать это с максимальной выгодой. 

Большинство экспертов придерживаются мнения, что, несмотря на позитивное значение подписания протокола, уступки, на которые Евросоюз заставил пойти Россию, могут нанести значительный урон как российской экономике в целом, так и отдельным российским корпорациям. Среди последних – ОАО «Аэрофлот», РАО «Газпром», РАО РЖД (повышение «калининградских» тарифов) и др. Неясен и вопрос о балансе выгод и ущерба в результате ратификации Россией Киотского протокола. Как бы то ни было, сам факт «закрытия» темы ВТО позитивен, так как снимает с российско-европейской повестки дня один из главных раздражителей, если разумеется, КЕС не попытается его снова открыть.

В настоящее время  практически нет механизмов и  инструментов защиты интересов российского  частного бизнеса на уровне отношений  Россия – Евросоюз. Во-первых, за редкими  исключениями сам российский бизнес не готов серьезно инвестировать  в создание такой лоббистской  инфраструктуры, а, во-вторых, современный  формат взаимоотношений бизнеса  и властей в России не способствует защите интересов российских предпринимателей вовне. 

Во многом поэтому  переговорный процесс Россия – ЕС остается закрытым и непрозрачным для  российского бизнес-сообщества, что  приводит к недостаточному и неполному  учету его интересов ответственными ведомствами. Консультации с представителями  бизнеса ведутся только на самой  ранней стадии переговорного процесса с Брюсселем. Часто для решения  политических задач российские представители  на переговорах с ЕС жертвуют материальными  интересами бизнеса, даже если это касается крупных корпораций с государственным  участием. КЕС действует ровно  противоположным образом: скрупулезно  торгуется даже по мелким вопросам.

 

2.2. Внешнеторговый товарооборот  между Россией  и ЕС

 

Евросоюз продолжает оставаться основным торговым партнером  России: доля ЕС в 2009 г. составила 50,3% российского  внешнеторгового оборота, в т.ч. 68,1% - экспорта и 31,9% - импорта. Россия, со своей  стороны, продолжает входить в тройку ведущих партнеров ЕС (после США  и Китая), а также возглавляет  список стран-поставщиков в ЕС природного газа и находится на второй позиции  по поставкам нефти и нефтепродуктов. 

Объем взаимной торговли между Россией и странами ЕС, который  в 2009 г. вследствие мирового кризиса  снизился на 38,3%, активно восстанавливается. В 2010 г. торговый оборот России с государствами  ЕС составил 306,2 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2009 г. на 29,6%, в том  числе экспорт – 210,6 млрд. долл. (прирост  на 30,8%), импорт – 95,6 млрд. долл. (увеличение на 26,8%). 

Объем накопленных  инвестиций в российской экономике, поступивших из стран-членов ЕС, достиг в конце III квартала 2010 года 210 млрд. долл. - 79% от общей суммы накопленных  иностранных инвестиций в экономике  России. При этом, доля Евросоюза  в общем объеме накопленных прямых иностранных инвестиций в России на конец сентября 2010 г. составила 80,7% (88,9 млрд. долл.). Объем накопленных  российских инвестиций в странах-членах ЕС на конец сентября 2010 года составил 43 млрд. долл. - 60% общего объема российских инвестиций, накопленных за рубежом. 

Забавно, что объемы импорта из стран ЕС по данным таможенной статистики Федеральной таможенной службы и по информации Европейского статистического агентства довольно существенно различаются: ФТС РФ указывает, что за девять месяцев ввезено товаров на $65 млрд — а Евростат говорит о €61 млрд (что составляет более $80 млрд). При этом объемы учитываемого ФТС российского экспорта в Евросоюз за тот же период сопоставимы с данными европейских статистиков: таможенная служба дает цифру в $153 млрд, Евростат — €113 млрд, или $149 млрд. Частично этот факт объясним данными о том, что в первые девять месяцев 2010 года около 85% импорта РФ из Евросоюза составляли товары промышленного производства (медикаменты, автомобили, мобильные телефоны и самолеты), оформление таможенной стоимости которых колеблется в широких пределах, а три четверти экспорта РФ в страны ЕС приходилось на энергоресурсы (нефть, газ и уголь), поставки которых оформляются централизованно.  

Поэтому любые отклонения от статистики официальных органов  ЕС допустимы, и являются следствием особенностей торгового законодательства между странами.  Ниже приведены  данные с сайта ФТС РФ по торговому  обороту между РФ и ЕС за 2009 и 2010 годы  и отдельно по каждой стране-члену  ЕС.  
 
 

 

С точки зрения структуры, в структуре российского экспорта в ЕС преобладают топливо и сырье (до 90%), а импортируются, главным образом, потребительские товары и оборудование (по оценке, 66-67%).  

Энергоносители составляют 67% российского экспорта в ЕС. Лидерами по объемам импортируемого из России топливно-энергетического сырья  являются Германия и Италия: в эти  две страны поставляется свыше половины (54%) всех экспортируемых в Евросоюз энергоносителей. На рынки ЕС поставляется существенная часть российского  экспорта металлов (35%), древесины и  целлюлозы (30%), продуктов химии (24%). 

В списке товаров  с наибольшей долей в объеме торговле в первую тройку попадают ядерные  реакторы. Предположительно, так отражается ввоз радиоактивных отходов для  переработки в России или импорт сырья для производства ядерного топлива. 

  Германия

ГТК (ТН ВЭД)

Италия

ГТК

Поставки  из России Топливо, изделия  из недрагоценных металлов, алюминий Топливо,чёрные металлы
Поставки  в Россию Реакторы ядерные  и их части, электротехника,

автомобили

Реакторы ядерные  и их части, электротехника
 

ЕС, объединяющий 27 стран, получает из России четвертую часть  необходимых энергоносителей, а  больше половины совокупных российских поставок нефти и около четверти газа идут в Европу (хотя экспорт  газа приходится частично компенсировать импортом из Центральной Азии). В  последнее время доходы федерального бюджета России почти на 50 % складываются из налогов нефтегазовой сферы (налог  на добычу сырья, налог на прибыль, экспортные пошлины). Конечно, далеко не все они  связаны с импортом в Европу, но данное направление наиболее прибыльно: цены и экспортные пошлины здесь  намного выше, чем внутри России и СНГ.

2.3. Договорно-правовая  база для торговых  отношений

 

Прогрессу в экономических  отношениях РФ – ЕС способствует наличие  солидной договорно-правовой базы для  их осуществления. В результате двухлетних переговоров 24 июня 1994г. было подписано  на греческом острове Корфу (вступило в силу с 1 декабря 1997г.) Соглашение о  партнерстве и сотрудничестве (СПС) между РФ и ЕС. Оно содействует  переводу отношений РФ – ЕС на качественно  новый уровень ассоциативных  связей. В нем не зафиксированы  цели создания зоны свободной торговли (указывалось лишь на начало переговоров  по этому вопросу в 1998г.) и в  перспективе полного членства РФ в ЕС. Тем не менее СПС открыло  новые горизонты экономического сотрудничества РФ – ЕС по всем его  важнейшим направлениям. 

Статьи СПС, относящиеся  к взаимной торговле, стали действовать  еще до 1 декабря 1997г. Их применение предусматривалось и регулировалось Временным соглашением о торговле и связанных с торговлей вопросах, которое вступило в силу с 1 февраля  1996 г. Для России качественно новый момент состоит в том, что в СПС (и Временное соглашение) включены положения, согласно которым взаимная торговля РФ – ЕС во многом определяется нормами ГАТТ, являющегося составной частью правовой базы ВТО. Иными словами, на Россию еще до ее вступления в ВТО распространяются общепризнанные нормы международного права в сфере торговли, что ведет к устранению дискриминации по целому ряду (хотя и не повсеместно) направлений. Обоими соглашениями предусмотрено, что предоставляемый сторонами на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования (РНБ) полностью соответствует нормам ВТО/ГАТТ в отношении таможенных пошлин и других сборов, взимаемых с экспортных и импортных товаров и при переводе платежей по экспорту и импорту (включая методы их взимания); правил и формальностей при осуществлении экспортных и импортных операций; внутренних налогов и других сборов на импортные товары; правил продажи, транспортировки, распределения и использования импортных товаров на внутренних рынках России и ЕС. 

Информация о работе Тоговые отношения РФ и ЕС