Внешнеторговая политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 07:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в проведении анализа внешнеторговой политики России.
Для достижения цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность внешнеторговой политики
2. Рассмотреть виды внешнеторговой политики.
3. Изучить законодательную базу в области внешней торговли.
4. Рассмотреть регулирование экспорта и импорта.
5. Провести анализ торговли России за 2005 – 2010 гг.
6. Рассмотреть вступление России в ВТО.

Содержание

Введение 4
1 Внешнеторговая политика: теоретический аспект 6
1.1 Сущность внешнеторговой политики 6
1.2 Виды внешнеторговой политики 7
1.3 Законодательная база в области внешней торговли 9
2 Национальный механизм и регулирование внешнеторговой политики 13
2.1Тарифные регулирования внешнеторговой политики 13
2.2 Классификация нетарифных ограничений 17
3 Внешнеторговая политика России 21
3.1 Регулирование экспорта и импорта 21
3.2 Анализ внешней торговли России за 2005 – 2010 гг. 24
3.3 Россия и ВТО 29
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

курсовая по вэд.docx

— 286.89 Кб (Скачать)

     В настоящее время Таможенный кодекс регулирует перемещение товаров  через таможенные границы, устанавливает  таможенные режимы, порядок таможенного  оформления и таможенного контроля. Нарушения таможенных правил и ответственность  за это также предусмотрены специальными разделами.

     В Таможенном кодексе даются определения  основных понятий, используемых в таможенной системе страны. Рассматриваются  такие вопросы, как страна происхождения  товара, таможенные процедуры, режимы, платежи и др.

     В Федеральном законе "Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности" сформулированы основные направления, принципы и организационные основы внешней торговли России. Внешнеторговая деятельность России рассматривается в этом законе как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли. 
В соответствии с указанным законом правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают любые российские и иностранные лица.

     Участники внешнеторговой деятельности:

  • Внешнеторговые фирмы разных форм собственности, которые выступают главными субъектами внешнеторговых связей;
  • Государственные внешнеторговые организации – правопреемники общесоюзных внешнеторговых объединений и вновь созданные, имеющие статус федеральных государственных предприятий;
  • Участники мелкооптовой торговли.

     Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеторговую деятельность, подлежат учету в таможенных органах, причем этот учет носит добровольный характер. 
К методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России относятся:

  • Таможенно – тарифное регулирование;
  • Методы нетарифного регулирования;
  • Запреты и ограничения внешней торговли;
  • Меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

     В данном законе зафиксировано также  положение о национальном режиме в отношении товаров, происходящих из иностранных государств: товарам, происходящим из иностранного государства, предоставляется режим не менее  благоприятный, чем режим, предоставляемый  аналогичным товарам российского  происхождения.

     Специально  сформулированы положения о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью, особых видах запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

     Таким образом, в этой главе была раскрыта сущность внешнеторговой политики. Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг, а также целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля. Свободная торговля – это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Протекционизм – это система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. 
 

 

      

      2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

      2.1 Тарифные методы регулирования внешнеторговой политики 

      Классическим  методом регулирования внешнеторговой политики является таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим методам регулирования внешней торговли. Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми обладают товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения,  государство создаёт предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентно способность. Взимая таможенные пошлины при экспорте  товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворён спрос среди собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам является нежелательным. Важнейшая функция таможенных тарифов – защита национальных производителей от иностранной конкуренции. Таможенные тарифы являются многоколонными, то есть один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны прохождения. Основы таможенного регулирования составляют таможенные пошлины.

      Таможенные  пошлины выполняют функцию налогов, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы. Это наиболее активная мера государственного регулирования экспортно-импортных операций. Учитывая, что меры государственного регулирования достаточно многообразны, таможенные пошлины имеют широкую классификацию. В зависимости от того, накладываются ли таможенные пошлины на экспортный, импортный или проходящий транзитом товар, они бывают экспортными и импортными.

      Экспортные  пошлины применяются с целью ограничения вывоза товара. Их цель является получение дополнительной валюты для пополнения казны. Они удорожают стоимость вводимых на мировой рынок товаров. В развитых странах этот вид пошлин применяется редко, а в ряде стран они запрещены вообще законом.  Введения таможенного тарифа на экспорт может осуществляться когда внутренняя цена на экспортируемый продукт ниже мирровый цены. В этом случае тариф на экспорт и , как следствие, ограничения экспорта, рассматриваются государством в первую очередь в качестве меры поддержания на необходимом уровне предложения товара на внутреннем рынке при одновременном увеличении поступлений в  бюджет.

      Введение  экспортного тарифа может осуществляться, когда внутренняя цена на экспортируемый продукт ниже мировой цены и приводит к потерям производителей и увеличению выигрыша потребителей. При этом несет потери государство.

      Импортные пошлины представляют собой налогообложение ввозимых в страну товаров с целью защиты внутреннего рынка и пополнения бюджета. В развивающихся государствах импортные пошлины применяются, прежде всего, а средство финансовых поступлений. Такие пошлины сравнительно легко контролировать, а процедура их сбора довольно проста.

      Наиболее  распространенным экономическим инструментом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт. При её введении отечественная цена импортного товара устанавливается на уровне выше мировой, что затрагивает интересы покупателей, отечественных производителей аналогичных  товаров и непосредственно интересы государства.

     Фактический уровень таможенной защиты.  Ввиду того, что отрасли производства технологически взаимосвязаны, фактический уровень вводимого тарифа на импорт конкретного товара может значительно отличаться от номинального. В связи с этим вводимый тариф будет защищать не только отечественных производителей конкретного товара, но и другие технологически связаннее с данным товаром национальные производства.  Таможенные тарифы строятся таким образом, что уровень обложения повышается с увеличением степени обработки импортируемого товара.

     Фактический уровень таможенной защиты может  быть определен по формуле:

       (2.1)

     где

     t – номинальный уровень таможенной  пошлины на импорт конечного продукта,

       – доля стоимости импортированного сырья в цене конечного продукта в условиях отсутствия таможенного тарифа,

       – номинальный тариф на импортное сырье.

     Из  формулы следует, что уровень  защиты повышается не только по мере увеличения разницы в величинах пошлин на конечную продукцию. Но и по мере понижения  степени обработки, то есть уменьшения добавленной стоимости.  Такая  практика является особенно дискриминационной  по отношению к развивающимся  странам, которые стремятся повысить степень обработки вывозимого сырья  и тем самым « облагородить»  свой экспорт.

     Транзитные  пошлины взимаются с товаров, пересекающих территорию страны транзитом. Применение их сдерживает товарные потоки.  Подобные пошлины рассматриваются как нежелательные, нарушение нормальное функционирование между народных связей.

     В зависимости от метода установления уровня таможенных пошлин они подразделяются на специфические и адвалорные.

     Специфические пошлины взимаются в виде фиксированной суммы с единицы измерения. Рассчитывается по формуле:

       (2.1)

      где

      Рвнут – внутренняя цена импортного товара,

      Рим – цена импорта (таможенная стоимость товара),

      Тс  – ставка специфической пошлины.

     Специальные пошлины используются в основном для обложения сырьевых товаров.

     Адвалорная  пошлина устанавливается в виде процента от таможенной стоимости товара и равна:  

     где

     Рвнут – это внутренняя цена импортного товара,

     Рим – это цена импорта (таможенная стоимость товара),

     Тад – ставка адвалорной пошлины.

     Использования адвалорной пошлины требуется проведения таможенной оценки товара с целью  определения его реальной стоимости.

     Таможенная  стоимость товара  включает в себя его цену и расходы по транспортировке и страхованию.

     Адвалорные   пошлины на машины и оборудование более удобны, так как им свойственна  большая дифференциация и высокая  подвижность цен.  Сейчас  около 70-80 % всех таможенных пошлин приходится на долю адвалорных.

     Торгующие страны могут находиться  в различных договорно-политических отношениях. В зависимости от этого могут устанавливаться пошлины, взимаемые с поставляемого товара.  Они бывают преференциальными (особо льготными), договорными (льготными) и генеральными, т.е. максимальными.

     Право использования преференциальных пошлин во взаимной торговле получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки. Ставки этих пошлин минимальны, а в ряде случаев товар вводится беспошлинно.

     Договор, по которому принимается решение  о предоставлении договорных, или минимальных, пошлин, называется договором о «режиме наибольшего благоприятствования».

     Генеральная (максимальная)  пошлина в 2-5 раз выше всех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны.

      2.2  Классификация нетарифных ограничений.

      Хотя  таможенные тарифы и являются важнейшими инструментом внешнеторговой политики, но их роль постепенно ослабевает. Это  объясняется тем, что возрастающая интернационализация производства способствует большей открытости национальных экономик развитий стран. Однако степень  воздействия государства на международную  торговлю возросла в результате расширения нетарифных методов регулирования.

      Существует  более 50 различных способов нетарифного  ограничения внешней торговле, которые  используют различные страны.

      При всем многообразии нетарифных методов  их можно условно разделить на две большие группы: экономические  и административные. Первые, подобно  пошлинам таможенного тарифа, действуют  через рыночный механизм, удорожая либо импортные, либо экспортные товары. Вторые непосредственно ограничивают доступ импортных товаров и поставку отечественных  товаров за границу.

Информация о работе Внешнеторговая политика России