Внешнеторговая политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 07:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в проведении анализа внешнеторговой политики России.
Для достижения цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность внешнеторговой политики
2. Рассмотреть виды внешнеторговой политики.
3. Изучить законодательную базу в области внешней торговли.
4. Рассмотреть регулирование экспорта и импорта.
5. Провести анализ торговли России за 2005 – 2010 гг.
6. Рассмотреть вступление России в ВТО.

Содержание

Введение 4
1 Внешнеторговая политика: теоретический аспект 6
1.1 Сущность внешнеторговой политики 6
1.2 Виды внешнеторговой политики 7
1.3 Законодательная база в области внешней торговли 9
2 Национальный механизм и регулирование внешнеторговой политики 13
2.1Тарифные регулирования внешнеторговой политики 13
2.2 Классификация нетарифных ограничений 17
3 Внешнеторговая политика России 21
3.1 Регулирование экспорта и импорта 21
3.2 Анализ внешней торговли России за 2005 – 2010 гг. 24
3.3 Россия и ВТО 29
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

курсовая по вэд.docx

— 286.89 Кб (Скачать)

      К методам  экономического характера  относят различные налоги и сборы, особые виды таможенных пошлин, меры валютного  регулирования, субсидии и другие.

      Практически во всех странах применяется пограничное налогообложение товаров. Его целью является в первую очередь создание одинакового налогового режима для одних и тех же товаров иностранного и отечественного производства. К таким мерам относится применение акцизного сбора, других уравнительных налогов и сборов, в том числе лицензионного сбора, сбора за регистрацию.

      К мерам валютного и финансового характера относятся различные ограничения на расходования иностранной валюты: множественность валютных курсов, налоги при операциях с иностранной валютой, беспроцентный залог. Под множественностью валютных курсов подразумевается установление дифференцированного курса пересчета национальной валюты в иностранную в зависимости от рода сделки, партнера или товара. В ряде развивающихся государств налоги при операциях с иностранной валютой составляют 50-60% от стоимости ввозимых товаров.

      Государство для защиты своих производителей не только ограничивает импорт, но и  поощряет в форме субсидий отечественных  экспортеров. Экспортные субсидии могут  быть в формах прямых дотации, льготного  налогообложения, льготного кредита.

      В развитых странах широкое применение находят антидемпинговые меры в форме взимания с импортных товаров дополнительных высоких пошлин.

        Демпинг определяется как продажа товара по ценам ниже издержек производства. Международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже мировой или ниже внутренней. Выявление демпинга выступает причиной наложение карательной антидемпинговой пошлины, которая несколько раз превышает обычную.

      Главным недостатком ценовых или стоимостных  методов регулирования остается их косвенное воздействие на национальную экономику. Часто иностранные экспортеры идут на их выплату за счет понижения  собственной прибыли. При импорте  товара с низкой эластичностью экономические  барьеры могут и не повлиять на уровень импорта. Это приводит к  более широкому использованию методов  административного регулирования  внешней торговли.

      Из  всех нетарифных административных барьеров наибольшее распространение получила квота. Квота представляет собой  ограничение производства продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны, которое действует  в течение некоторого периода.

      В мировой практике используются индивидуальные, тарифные, глобальные и другие виды квот.

      Индивидуальные  квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам . различают пропорциональную квоту, которая определяется по доле каждой страны в импорте за базовый период, и двухстороннюю квоту, предоставляемую в обмен на встречные торговые уступки или политические обязательства другой страны.

      Тарифные  квоты предусматривают поставку определенного количества товара в обычном режиме, а для поставки сверх этого количества устанавливается более жесткий тариф. Например, Япония установила тарифные квоты на мясной скот, сыр, кукурузу,  солод,  первичный спирт.

      Глобальные  квоты устанавливают размер общего количества импорта товара на определенный период без распределения его между странами-поставщиками, что позволяет избирательно подходить к выбору страны-поставщика.

      Рассматривая  действие импортной квоты и таможенного  тарифа, можно отметить, что их воздействие  на уровень благосостоянии страны в  целом идентично. Однако главное  отличие их в том, что при введении импортной квоты происходит замена рыночного механизма административным регулированием, в то время как  при введении тарифа рыночный механизм лишь корректируется.

      Одним из сравнительно новых видов нетарифных мер стало добровольное самоограничение экспорта, практикуемое развитыми странами для сдерживания импорта. Хотя внешне такая форма ограничения торговли представляется добровольной, она является результатом давлением страны-импортера. Добровольное самоограничение экспорта осуществляется, как правило, под угрозой применение жестких протекционистских санкций, в результате которых страна-экспортер может потерять большую часть национального рынка.

      В целом общие масштабы применения нетарифных мер развитыми странами  увеличились с 1960 – 1990 гг. почти вдвое. Сейчас в этих странах с помощью не тарифных методов регулируется примерно 1\5 импорта. В частности, промышленно развитие страны этими методами регулируют ввоз более 60% одежды, 50% черных металлов, 40% пряжи, тканей и продовольствия, 20% обуви.

      Таким образом, в этой главе был рассмотрен национальный механизм и регулирование  внешнеторговой политики. Классическим методом регулирования внешнеторговой политики является таможенные тарифы. Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми обладают товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте. При всем многообразии нетарифных методов их можно условно разделить на две большие группы: экономические и административные. Экономические подобно пошлинам таможенного тарифа, действуют через рыночный механизм, удорожая либо импортные, либо экспортные товары. Административные непосредственно ограничивают доступ импортных товаров и поставку отечественных товаров за границу. 
 

 

      

      3 ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

      3.1 Регулирование экспорта и импорта

      В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе  для защиты внутреннего рынка  РФ и стимулирования прогрессивных  структурных изменений в экономике  РФ, устанавливаются импортные и  экспортные таможенные пошлины. Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях:

  • обеспечения национальной безопасности страны;
  • выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
  • защиты внутреннего рынка страны.

      Постановления Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта  принимаются и официально опубликовываются не позднее, чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

      Распределение квот и выдача лицензии при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или проведения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квот.

      Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта  товара (работ, услуг) могут устанавливаться  исходя из национальных интересов, включающих:

  • соблюдение общественной морали и правопорядка;
  • охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
  • сохранение культурного наследия народов РФ;
  • защиту культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на них;
  • необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;
  • обеспечение национальной безопасности РФ;
  • защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;
  • выполнение международных обязательств РФ.

      Ввозимые на территорию товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ.

      Ввоз  экологически опасной продукции  подлежит специальному контролю.

      Запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:

  • не соответствуют вышеназванным стандартам и требованиям, установленным в РФ
  • не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ
  • запрещены к использованию как опасные потребительские товары
  • имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей

      Указанные товары должны быть вывезены обратно  или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты РФ в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ.

      В целях защиты национальных интересов  РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров  двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению  оружия массового уничтожения и  иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля.

      Вывоз указанных выше товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

      На  отдельные виды товаров на экспорт  и (или) импорт устанавливается государственная  монополия. Перечни таких товаров  определяются федеральными законами.

      Экспорт – вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезённые в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

      Стимулирование  экспорта является в современных  условиях важным направлением торговой политики многих развитых стран, и, в  последние годы, развивающихся стран, в которых создана развитая система  государственной поддержки и  содействия национальному экспорту, за годы своего существования доказавшая свою эффективность. Наряду с созданием благоприятного макроэкономического климата для экспортеров широко используются специальные меры для развития экспортного производства и расширения экспорта.

      В целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров  на внешнем рынке, роста экономического потенциала и повышения доли высокотехнологичной  и наукоемкой продукции в общем  объеме российского экспорта разработана  система мер государственной  поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая использование  торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов.

      Среди мер государственной поддержки  экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.

      Министерство  экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку политики в вопросах содействия экспорту.

      Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития России осуществляет практическую реализацию системы мер содействия экспорта.

      Импорт  – ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезённые товары, предназначенные для потребления в народном хозяйстве страны, для реэкспорта, и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте. К реэкспортным товарам относятся товары, ввезённые в страну, а затем вывезенные за границу без переработки.

    1. Анализ внешней торговли России за 2005-2010 гг.

     В 2005 г. внешнеэкономический комплекс оставался динамично развивающимся  сектором национальной экономики России, стимулирующим ее экономическое  и социальное развитие. В силу сочетания  ряда благоприятных внутренних и  внешних факторов внешнеторговый оборот России в 2005 году увеличивался высокими темпами.

     В 2005 г. внешнеторговый оборот РФ составил 369,2 млрд долл. США. Положительное сальдо внешнеторговой деятельности составило 118,4 млрд долл. США. Экспорт в 2005 г. превысил импорт в 1,9 раз.

     В 2006 г. продолжились тенденции прошлого года, поскольку сохранилась благоприятная  ценовая конъюнктура на мировых  рынках. Внешнеторговый оборот РФ составил 467,8 млрд долл. США, что на 26,7% больше, чем в 2005 г. Сальдо внешнеторговой деятельности составило 139,3 млрд долл. США, причем на 85% оно было обеспечено за счет торговли со странами дальнего зарубежья.

Информация о работе Внешнеторговая политика России