Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:51, курсовая работа
Все члены ГАТТ (127 стран, включая Югославию) присоединились к ВТО путем принятия всех сроков и условий, обговоренных на Уругвайском Раунде, включая (i) соответствие их торговой политики и правового режима, регулирующего международную торговлю, с требованиями соглашений ВТО* ; (ii) сокращение их промышленных и сельскохозяйственных тарифных ставок и субсидий, и (iii) устранение экспортных субсидий и субсидий по импортному замещению промышленной продукции.
Возможности расширения малой экономики в таких регионах республики как Иссык-Кульская, Таласская, Нарынская области, ограничиваются следующими факторами: неравномерность размещения производительных сил по областям и районам; "точечный" характер развития промышленных комплексов республики; наличие социально-отсталых районов, фактически неадаптированных к рыночным формам хозяйствования; высокий уровень дифференциации в потреблении услуг по регионам, между городами и сельской местностью из-за нерационального размещения сети предприятий, оказывающих торговые, бытовые и другие услуги населению; низкий уровень профессиональной подготовленности рабочей силы для включения в индустриальную сферу, а также ее ограниченная социальная мобильность; отсутствие финансово-экономических механизмов стимулирования и поддержки малого бизнеса в республике; неотработанность организационных и правовых основ регулирования малого предпринимательства на всех уровнях хозяйствования; рост цен на материально-технические ресурсы, потребляемые сельским хозяйством (энергоносители, комбикорма, ветеринарные аппараты), который опережает рост цен на продукцию этой отрасли, а также острый недостаток сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней.
Особенно остро стоит проблема развития индивидуальных и фермерских хозяйств. Данные о структуре продукции сельского хозяйства республики по категориям хозяйств показывают, что результаты частного хозяйствования еще слишком скромны.
Так, доля крестьянских (фермерских) хозяйств составляла в 2005 г. всего лишь 16%. Главная причина этого заключается в том, что до сих пор не созданы условия, необходимые для эффективной деятельности частного хозяйствования. С одной стороны, это связано с проблемой обеспечения фермеров материально-техническими и кредитными ресурсами, а с другой стороны, - с неудовлетворительным исполнением законов ("О крестьянском хозяйстве", "О земельной реформе", Новый Земельный Кодекс) из-за противодействия определенных политических сил, руководителей хозяйств, работников государственного аппарата.
В Указе Президента Республики "О мерах по дальнейшему развитию и государственной поддержке земельной и аграрной реформы в Кыргызской Республике" .(ноябрь 2005 г.) определены меры по радикальному преобразованию сельского хозяйства, в том числе:
- введение рыночного механизма 
кредитования сельских 
- создание благоприятных 
условий для деятельности 
В то же время необходимо, 
на наш взгляд, разработать комплексную 
Программу государственной 
Конкретный комплекс мер региональной государственной поддержки предпринимательства зависит от размеров имеющихся в распоряжении местных властей финансовых, материальных, организационных ресурсов и конкретных целей развития предпринимательства в регионе, от социально-экономических и природно-климатических условий.
Основу любой рыночной 
экономики составляет частный сектор, 
где малые и средние 
Для государства и политиков 
сектор МСП важен, прежде всего, потому, 
что он во многом замещает государство 
в решении сложных социально-
Ученые макро - экономисты воспринимают данный сектор в контексте комплексных задач системных изменений, происходящих в переходный период: развития частного сектора, реструктуризации и возможности более эффективного распределения и использования ресурсов. Целевая модель рыночной экономики предполагает, что ее наиболее важные и ценные механизмы будут запушены через конкурентный рынок с его горизонтальными связями между большим числом производителей. Согласно этой модели, такие традиционные функции государства плановой экономики, как создание рабочих мест, определение национальной специализации, улучшение международной конкуренции и т.д., лучше всего выполняются частным сектором, а именно, сектором малого и среднего предпринимательства. Макроэкономисты рассматривают выполнение этих функций в широком контексте всей экономической системы. При новой
организации национальной экономики сектор малых и средних предприятий воспринимается ими как решающая сила, способная стать
ценным экономическим 
стимулом, в частности, через механизм 
мультипликатора, и содействовать 
распространению важнейших 
Восприятия и ожидания самих предпринимателей изменяются с течением времени. Члены бизнес - сообщества (новые предприниматели и те, кто начал свой бизнес раньше, в условиях частичных реформ) приветствуют частный сектор, заменяющий старый стиль, центральную плановую бюрократию и позволяющий им самостоятельно принимать решения, создавать потенциально новые возможности для роста. Однако чрезмерное налогообложение, государственная бюрократия, вмешательство в их бизнес со стороны и т.д. заставляют их искать убежище в неформальном секторе.
После централизованной плановой экономики значительная часть населения республики не приняла данный сектор, считая его труднодоступным и не достаточно надежным для получения стабильного дохода или работы. На первый взгляд, жесткие правила ведения бизнеса, постоянная неуверенность и риск в сфере малого и среднего бизнеса должны были бы оттолкнуть предпринимателей. Однако он воспринимается ими как серьезная альтернатива старому укладу жизни с его механизмами социальной защиты и определенной системой предоставления гарантий на получение рабочего места. В настоящее время происходит смешение старых и новых позиций, появляется прогрессивное предпринимательское восприятие, растущее пропорционально достижениям в создании классической рыночной среды.
Для Кыргызстана сектор малого 
и среднего предпринимательства 
рассматривается как основной катализатор 
изменений, происходящих в экономике, 
поскольку он быстрее и полнее 
учитывает изменения спроса населения 
на отдельные виды продукции и 
услуг, весьма мобилен при внедрении 
новшеств. Малые предприятия менее 
капиталоемкие, могут функционировать 
на основе имеющейся инфраструктуры, 
эффективно используют региональные трудовые 
и материальные ресурсы. Цикл "идея 
- практическое внедрение" занимает 
у них обычно немного времени. 
Нельзя не учитывать и новую объективную 
тенденцию в экономике развитых 
капиталистических стран, предпочитающих 
мелкие производства крупным. На наш 
взгляд, в настоящее время сочетание 
предприятий разных размеров улучшит 
их приспособляемость к 
Сектор малого и среднего 
бизнеса может стать двигателем 
экономического развития страны, поскольку 
более динамично реагирует на 
рыночные изменения. Гибкость и высокая 
адаптивная способность при не очень 
больших затратах - главное преимущество 
малых предприятий. В Комплексных 
основах развития Кыргызской Республики 
до 2010 г. указывается: "Частное предпринимательство, 
в том числе малый и средний 
бизнес, будет приоритетной сферой 
обеспечения устойчивого 
Мы полагаем, что данный 
сектор экономики Кыргызстана 
Стремительными темпами развивались крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальное частное предпринимательство: рост соответственно в 13 и 12 раз; значительно возросло количество действующих малых предприятий (в 3,5 раза). В развитии малых предприятий в республике прослеживаются три периода: с 2000 по 2002 г. - когда наблюдался бурный рост малых предприятий; с 2003 по 2009 г. - отмечалась некоторая стабилизация их развития (эти этапы выделяет, например, Т.К.Камчыбеков1), в 2000-2001 гг. незначительное сокращение темпов роста числа малых предприятий произошло из-за отмены для них экономических льгот и некоторого ухудшения макроэкономической ситуации.
Количественный рост субъектов этого сектора сопровождался ежегодным ростом его доли в объеме валовой добавленной стоимости. (табл. 1).
| 2001г | 2002г | 2003г | 2004г | 2005г | 2006г | 2007г | 2008г | 2009г | |
| Малые пред-тия: зарег-рированные дейст-щие | – 2269 | – 5089 | 15135 5942 | 15480 5984 | 19150 5433 | 20761 6458 | 21296 7400 | 17264 7490 | 7555 1024 | 
| Средние предприятия | – | – | – | 1015 | 1160 | 1411 | 1597 | 1075 | 1024 | 
| Крест-кие (ферм-ие) хозяйства | 4567 | 8695 | 15580 | 21264 | 23180 | 31078 | 38724 | 49277 | 84692 | 
| Инд. част. Пред - во: кол. физ. лиц, тыс. чел. | 7,7 | 10,5 | 26,5 | 41,8 | 42,4 | 63,2 | 77,1 | 89,7 | 111,3 | 
Ежегодно увеличивается вклад этого сектора экономики в объем валовой добавленной стоимости: в 2007 г. - 35,5%; в 2008 г. - 39,5; в 2009 г. - 42; в 2010 г. - 42,7; в 2011 г. - 42,9%. Особенно следует отметить увеличение этого показателя по крестьянским (фермерским) хозяйствам: в 2007 г. - 12,3%; в 2009 г. - 14,6; в 2010 г. - 16,1; в 2011 г. - 16,4%.
В Кыргызстане количество малых и средних предприятий в расчете на 1000 человек за период с 2008 по 2010 гг. осталось прежним - 1,8, из них малые предприятия - 1,6, а средние - 0,2. В Баткенской и Жалал-Абадской областях их количество не изменилось -
0,5 ед. в расчете на 1000 человек. В таких областях, как Иссык-Кульская, Нарынская, Ошская, Таласская и Чуйская количество малых предприятий в расчете на 1000 человек уменьшилось, что объясняется оттоком населения в город, а также разорением определенного их числа. В Бишкеке их число за исследуемый период увеличивалось с 6,1 в 2008 г. до 6,5 в 2010 г., оно увеличилось с 5,6 до 6,0 ед.в расчете на 1000 человек.
Если учесть, что в странах с развитой рыночной экономикой в среднем на менее чем 30 человек населения приходится одно малое предприятие, то ориентировочное число малых предприятий для условий Кыргызстана составляет, по различным оценкам, 100-160 тыс.4. Следовательно, их количество в Кыргызстане должно увеличиться. Малые и средние предприятия предоставили работу сотням тысяч Кыргызстанцев.
В целом в сфере малого и среднего бизнеса в 2011 г. был занят 1 млн. 112,2 тыс. человек, или 62,0% всего занятого в отраслях экономики населения.
Количество работников, занятых на средних предприятиях в 2011 г., составило 66,3 тыс. человек, что на 30,0 тыс. человек меньше, чем в 2004 г., между тем количество средних предприятий осталось почти на том же уровне.