Вступление Кыргызской Республики в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Все члены ГАТТ (127 стран, включая Югославию) присоединились к ВТО путем принятия всех сроков и условий, обговоренных на Уругвайском Раунде, включая (i) соответствие их торговой политики и правового режима, регулирующего международную торговлю, с требованиями соглашений ВТО* ; (ii) сокращение их промышленных и сельскохозяйственных тарифных ставок и субсидий, и (iii) устранение экспортных субсидий и субсидий по импортному замещению промышленной продукции.

Работа содержит 1 файл

Вступление Кыргызстана в ВТО.docx

— 90.10 Кб (Скачать)

Значительный рост крестьянских (фермерских) хозяйств сопровождается ростом среднесписочной численности  работников. В 2001 г. крестьянских хозяйств насчитывалось 4567, а в 2011 г. - 84692 (увеличение в 18,5 раза), численность работников соответственно увеличилась с 15,8 тыс. до 887 тыс. человек (в 56 раз), видимо, за счет увеличения числа работников в отдельных хозяйствах.

 

Стремительность развития малого предпринимательства и увеличение количества наемных работников в  негосударственном секторе экономики  определили целый ряд проблем, затрудняющих широкомасштабное развитие занятости  в малом и среднем бизнесе  республики. К ним следует отнести:

  • утерянные за десятилетия традиции занятия бизнесом и связанная с этим психологическая переориентация населения;
  • отсутствие опыта организации самостоятельного дела, поскольку предпринимательская деятельность требует специальной системы обучения и приобретения практических навыков;
  • недостаточное развитие мощностей по выпуску необходимых для нужд малого и среднего бизнеса средств производства и предметов труда;
  • отсутствие инвесторов у большинства перспективных бизнес-проектов;
  • излишнее давление существующей системы налогообложения;
  • слабость правовых мер защиты интересов предпринимателей и инвесторов.

В отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства, несмотря на некоторые подвижки в сферу  материального производства, преобладает  торгово-посредническая деятельность. Так, например, в 2008 г. доля объема розничного товарооборота малых и средних предприятий в общем объеме торгово-посреднического оборота составляла 99,8%, из них на малые предприятия приходилось 37,1%, на средние - 1,5%, на индивидуальное предпринимательство - 61,2%, в 2010 г. соответственно - 99,6%, - 24,3%, 1,2%, - 74,1%1.

Таким образом, несмотря на происходящее в последние пять лет  ухудшение макроэкономической обстановки, число малых и средних предприятий  увеличивается, что способствует формированию и насыщению рынка потребительских  товаров и созданию зрелой рыночной экономики.

 

Современное состояние малого предпринимательства показывает, что  с точки зрения потребностей экономики  нашей республики уровень его  развития не соответствует задачам  формирования цивилизованного рынка. Предпринимательская деятельность сегодня в силу многих причин является наиболее предпочтительной в сфере  торговых, посреднических операций. На снижение малого бизнеса оказало  влияние ухудшение общеэкономической  ситуации, непосильное налоговое  бремя, недоступность к кредитным  ресурсам, сырью, новой технике, бездействующим производственным мощностям и площадям.

Для эффективного функционирования нашей экономики в условиях рыночных отношений необходимо иметь 100-150 тыс. малых предприятий. Действует же сейчас около 5 тыс. Это означает, что  малый бизнес как особый сектор рыночной экономики в Кыргызстане еще  не сформировался, а значит просто не используется его потенциал. Для кардинального изменения сложившейся ситуации необходимо удалить препятствия, существующие для частных предпринимателей и производственной деятельности, создать благоприятную для их развития среду. Это потребует совершенствования законодательной базы, коррекции экономических регуляторов, обеспечения государственной поддержки предпринимательства.

Главным принципом государственной  поддержки должно стать создание преимущественно экономических  и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. В системе первоочередных мер, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса следует, на наш взгляд, особо выделить нижеследующие направления.

I. Разработка и внедрение Государственной Программы развития малого и среднего бизнеса на основе комплексного изучения состояния предпринимательства в Республике, определение его перспективных направлений и выделения отраслевых и региональных приоритетов для организации государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

II. Совершенствование законодательной и нормативно - правовой базы малого предпринимательства, включая следующее:

- дополнить законами, обеспечивающими  неприкосновенность частной собственности,  гарантирующими независимость и  надежную защиту предпринимателей, направленными на реальное стимулирование  развития новых форм хозяйствования  и производства или конкурентоспособной  продукции; 

- принять нормативные  и законодательные акты, закрепляющие  неотъемлемые права на собственность  и снижающие регламентацию предпринимательской  деятельности со стороны государства,  а также допустить к участию  в приватизации по специальным  проектам, в международных тендерах  и аукционах кыргызских предпринимателей  без требования декларации источников  происхождения капиталов; 

- облегчить процедуру  оформления совместных с иностранным  капиталом проектов на территории  Республики, правительственные гарантии  под иностранные инвестиции для  негосударственного сектора давать  только под заклад конкретной  собственности заемщика.

III. Улучшение финансового обеспечения потребностей предпринимательского сектора, что предполагает необходимость:

- усилить экономическую  стабилизацию, снижая уровень инфляции  и бюджетный дефицит, избегая  при этом инфляционных способов  финансирования дефицита и используя  налоговую политику;

- увеличить депозитные  ставки до уровня, обеспечивающего  положительную реальную прибыль  вкладчика, с целью привлечь  сбережения и мобилизовать отечественные  финансовые ресурсы от вкладчиков  к инвесторам;

- укрепить банковский  сектор, полностью списав неоплаченные  займы в "Промстройбанке", "Агропромбанке"  и АКБ Кыргызстан, а также создать  современную банковскую систему,  имеющую отделения, на основе  программы "ФинСАК";

- выйти на устойчивый  реальный положительный уровень  ставки процента по долгосрочным  кредитам, имея в виду, что только  в этом случае инвестиционные  кредиты при доступных для  предпринимателей низких номинальных  ставках процента станут выгодными  и для банков;

- улучшить систему распределения  внешних ресурсов путем сокращения  этапов одобрения займов и  установления максимального временного  ограничения на этот процесс,  а также через повышение роли  коммерческих банков в распределении  кредита; 

- стимулировать развитие  небанковских финансовых институтов (страховые и лизинговые компании, пенсионные и инвестиционные  фонды), что очень важно для  создания конкурентоспособного  финансового сектора и увеличения  имеющихся в наличии отечественных  финансовых ресурсов для финансирования  через инвестиции.

IV. Усиление стимулирующей и регулирующей функций налогообложения, в том числе:

- предоставить существенные  налоговые льготы на первые  два года (вплоть до полного  освобождения) фермерским хозяйствам  и другим видам малого бизнеса,  занимающиеся производством, переработкой  и транспортировкой сельскохозяйственной  продукции, исходя из того, что  в сочетании с Земельным Кодексом  это может стать фактором, обеспечивающим  приток капиталов и трудовых  ресурсов в сельское хозяйство,  выравнивая диспаритета цен промышленной и сельскохозяйственной продукцией, насыщения внутреннего рынка республики продовольствием, преодоления резких территориальных различий в деловой активности сельскохозяйственных и промышленных областях республики;

- отменить налоговые льготы, предусмотренные Законом об иностранных  инвестициях и установить более  низкие и унифицированные налоговые  ставки для иностранных инвесторов  и предприятий, производящих продукцию  на экспорт. 

- составить четкую классификацию  всех налоговых и неналоговых  сборов, налоговых льгот и условий  при которых они предоставляются,  т.е. доступную для понимания  не только налоговым инспекторам,  но и всем хозяйствующим субъектам. 

Разработка мер по развитию франчайзинга, обеспечивающего дополнительные источники финансирования, более  высокие темпы развития малого бизнеса  и его большую устойчивость в  рыночной среде, а также по развитию лизинговых фирм, сдающих в аренду малым предприятиям машины и оборудования;

Совершенствование организационных  условий для формирования элементов  рыночной инфраструктуры, которые поощряли бы предпринимательскую деятельность (бизнес-информация, система образования  и специальной подготовки кадров, центр или ассоциация малого и  среднего бизнеса и т.п.).

 

  1. Проблемы малого и среднего бизнеса в КР

 

В настоящее время уровень  развития малого и среднего предпринимательства  в Кыргызстане еще далек от требований рыночной экономики. В статье анализируются проблемы, препятствующие становлению этого важнейшего сектора  экономики Кыргызской Республики. Проводимая государством политика в отношении  малого и среднего предпринимательства  носит декларативный характер, предусматривает  лишь "косметические" меры и не решается комплексно. Автор предлагает оптимизировать государственную политику с учетом комплекса политических, экономических, организационных и  культурных проблем.

Ключевые слова: малое  и среднее предпринимательство, бизнес, политические, экономические, организационные проблемы, налогообложение  и налоговое администрирование, таможенная тарифная политика.

Как показывает мировой опыт, достаточно развитые малые и средние  формы предпринимательства являются залогом и фундаментом социально-экономического благополучия страны, важнейшим фактором, влияющим на экономический рост и  повышение благосостояния населения. В условиях экономического и политического  кризиса необходимость для Кыргызской Республики развивать малое и  среднее предпринимательство стала  еще более очевидной. В Стратегии  развития страны на 2009-2011 годы президент  страны Курманбек Бакиев отмечает важность малого и среднего бизнеса для устойчивости экономического роста и необходимость создания благоприятного инвестиционного климата и вообще благоприятной бизнес-среды для его развития.(Специальный выпуск Администрации Президента Кыргызской Республики // Стратегия развития страны 2009-2011. Бишкек, 2009. - С. 36.

 

В настоящее время уровень  развития малого и среднего предпринимательства  в Кыргызстане еще далек от требований рыночной экономики. Он дает лишь немногим выше трети внутреннего  валового продукта (ВВП), в нем 13,2% общей численности занятого населения, а в развитых странах этот сектор является основным работодателем и на него приходится 60-80% ВВП(Статистический сборник Национального статистического комитета Кыргызской Республики // Малое и среднее предпринимательство в КР 2003-2007. Бишкек, 2008. - С. 7.). Наличие многих нерешенных проблем в становлении этого сектора экономики отмечалось в ходе различных независимых исследований по линии проектов международных организаций (Всемирный банк, ПРООН, ТАСИС, ЮСАИД, ЕБРР, Хельветас) и ряда местных консалтинговых компаний (М-вектор, Эксперт, Марка аудит, Эль Групп). Наиболее значительными являются исследования "Определение нужд и потребностей бенефициариев программы ПРООН по сокращению бедности в области малого и среднего бизнеса для развития доходоприносящей деятельности" и "Национальный опрос мнения предпринимателей Кыргызстана" при поддержке Программы ТАСИС "Развитие МСБ", проведенные в 2004-2005 годах. С тех пор прошло несколько лет, но полученные результаты не потеряли своей актуальности. Согласно этим исследованиям, основная часть нынешних трудностей и препятствий на пути развития малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике лежит за рамками самой сферы малого и среднего предпринимательства. Можно назвать целый ряд проблем, характерных и для экономики в целом: нестабильность и неадекватность законодательной базы государственного регулирования, налоговый прессинг и усложненность систем налогообложения, недостаток навыков ведения бизнеса, отсталость технологий и отсутствие инноваций, нехватка квалифицированных кадров, высокая себестоимость продукта бизнеса, ограниченные возможности финансирования, усиление конкуренции со стороны монополистических структур, падение покупательной способности населения, коррупция и произвол со стороны государственных служащих, усиление давления криминальных структур и многие другие.

Для развития предпринимательства  малых и средних форм в Кыргызской Республике предстоит решить комплекс сложных проблем политического, экономического, организационного и  культурного контента.

Во-первых, политические проблемы (барьеры), негативно влияющие на предпринимательский  климат, являются главным препятствием для развития сектора малого и  среднего предпринимательства. Широкий  круг проблем государственного стратегического  планирования и управления сектором, нестабильность правовых норм и деструктивное  влияние правовой среды, рост коррупции, теневой экономики и преступности, связанной с предпринимательской  деятельностью, прогрессирующее социальное расслоение исключают образование  в Кыргызстане достаточно многочисленного  среднего класса. Политическая нестабильность в целом не позволяет ему нормально  развиваться и в частности  негативно влияет на транспарентность бизнес- процессов.

Политические проблемы малого и среднего предпринимательства  в Кыргызской Республике:

отсутствие или слабо  разработанная государственная  стратегия развития сектора МСП;

слабость экономического законодательства, медленный прогресс законодательных реформ, касающихся МСП, нестабильность юридических норм и неисполнение законов;

отсутствие или расплывчатость законодательства, регулирующего права  собственности и процедур банкротства;

деструктивно высокие  ставки налогов, таможенных сборов и  других видов выплат;

различные формы прямого  и косвенного вмешательства в  деятельность МСП, в некоторых случаях  насилие со стороны сотрудников  официальных органов и местных  администраций.

высокий уровень бюрократизма и трудности преодоления предпринимателями  бюрократических преград;

различные формы коррупции  и рост теневой экономики;

влияние криминальных структур на деятельность МСП;

общий социально-экономический  дисбаланс и вытекающая из этого  депрессия бизнес-среды;

изменчивость политической ситуации;

отсутствие стимулов развития малого и среднего бизнеса;

недостаток инициатив  и программ по развитию МСП.

Политически или институционально малый и средний бизнес в Кыргызстане  остается недостаточно защищенным. Слабо  разработанная общая стратегия  МСП, антистимулирующая политика и сложные бюрократические инструкции, унаследованные от прошлого, медленный прогресс в правовой реформе в области собственности и банкротства, отсутствие надежного правового (в том числе судебного) обеспечения, региональный экономический дисбаланс создают для предпринимателей непривлекательные условия ведения бизнеса. Двусмысленность положений законодательства позволяет государственным органам использовать самые разные формы воздействия на бизнес и побуждает предпринимателей к уходу в теневой бизнес.

Информация о работе Вступление Кыргызской Республики в ВТО