История религий древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Комплекс неполноценности, вызванный в своё время, особенно в XIX веке,

наглядным сравнением отсталой Азии с передовой Европой, ныне остался в

далёком прошлом. Традиционная структура Востока, опирающаяся на

установившиеся веками нормы великих цивилизаций, в свою очередь

санкционированные и освещённые религиями, снова выходит на передний план

и даже укрепляется в новых условиях. Заимствовав кое-что из западного

стандарта, и отвергнув этот стандарт в целом, современный Восток вернулся

“на круги своя” и именно с этих привычных традиционных позиций стремится

к развитию. Пусть не к такому, как на Западе. Можно довольствоваться

намного меньшим, лишь бы при этом не утерять своего, - таково, примерно,

кредо многих стран современного Востока. И роль религии при этом

первостепенна.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3

2. Религия и религиоведение…………………………………………………4

1. Основные функции религии……………………………………………..4

2. История изучения религии………………………………………………6

3. Восток: общество и религия……………………………………………….6

1. Возникновение и ранние формы религии………………………………8

2. Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока………….8

4. Монотеистические религии………………………………………………..9

1. Иудаизм…………………………………………………………………...9

2. Христианство……………………………………………………………10

3. Ислам (Коран, символ веры, обряды и праздники)…………………..11

4. Ислам в России………………………………………………………….15

5. СМИ и Ислам……………………………………………………………17

5. Религии Древней Индии………………………………………………….17

1. Брахманизм……………………………………………………………...18

2. Джайнизм………………………………………………………………..19

3. Буддизм………………………………………………………………….20

6. Религия в Древнем Китае………………………………………………...21

1. Конфуций и конфуцианство…………………………………………...22

2. Даосизм………………………………………………………………….22

3. Китайский буддизм и религиозный синкретизм……………………..23

7. Буддизм и синтоизм в Японии…………………………………………..24

1. Ламаизм…………………………………………………………………25

8. Заключение……………………………………………………………….25

9. Список литературы………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

религии.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

      В своё время, несколько столетий  назад,  страны  Востока  –   в  первую

очередь Южного (Индия),  Юго-Восточного  и тем более Дальнего  (Китай)  –

представлялись  европейцам  царствами  сказочной  роскоши,  редких  и  ценных

продуктов. Позже, когда эти страны были открыты  и изучены, на передний  план

вышли  представления  об  отсталости  и  закостенелости   Востока.   Пытаясь

объяснить это  явление,  первые  европейские  востоковеды  начали  энергично

изучать страны Востока, их историю,  культуру,  религию,  социальный  строй,

политические  институты, семейные связи, нравы, обычаи и т.п.

      Именно религия и санкционируемая  ею  традиция  во  многом  определяет

облик той или  иной цивилизации. В  жизни  общества,  в  истории  и  культуре

народа она  играла высокую роль: и христианство, и ислам, и  индо-буддизм,  и

конфуцианство – все эти доктрины вкупе с местными религиями  типа  даосизма,

синтоизма, джайнизма  настолько чётко определили лицо цивилизации, что  могут

считаться её “визитной  карточкой”.  Особенно  это  относится  к  религиям  и

цивилизациям  Востока.

      И это не только потому, что  восточных религий и цивилизаций  много,  а

западная лишь одна (христианство). Здесь существеннее другое: в  современном

мире, столь остро  ощущающем  процесс  развития  и  стремление  развивающихся

стран уравняться с развитыми, страны Запада  уверенно  задают  тон  в  сфере

технического  прогресса.

      Итак,  современный  Восток  более  религиозен  и  традиционен,  нежели

Запад, причём не только вследствие меньшей развитости, но  также  и  потому,

что  национально-религиозная  традиция  для   него   –   защитный   панцирь,

позволяющий сохранить  своё национальное  “Я”,  своё  этническое  лицо,  свои

нравы и обычаи. 

3.1 Возникновение  и ранние формы религии. 

      Истоки первых религиозных представлений  предков современного  человека

тесно связаны  с возникновением у них ранних форм духовной  жизни.  Возможно,

что  ещё  до  завершения  процесса  “разумности”  тысячелетиями  накопленная

практика  охоты  или  погребения  покойников  уже   формировала   у   членов

первобытного  стада нормы поведения.

      Во-первых, практика захоронений. Пещерный “разумный”  человек  хоронил

своих близких  в специальных погребениях,  покойники  проходили  через  обряд

определённой  подготовки их  к  загробной  жизни:  тело  их  покрывали  слоем

красной охры, рядом  клали предметы обихода, украшения,  утварь  и  т.п.  Это

означает,  что  хоронивший  своих  умерших  коллектив  уже  имел  зачаточные

представления о загробном существовании.

       Во-вторых,  практика  магических  изображений  в  пещерной  живописи.

Подавляющее большинство  известных  науке  пещерных  рисунков  –  это  сцены

охоты, изображения  людей и животных, либо людей, ряженных в животных.

      Тотемизм возник из веры той  или иной  группы  людей   в  их  родство  с

определённым  видом  животных  или  растений.  Постепенно  он  превратился в

основную форму  религиозных представлений возникающего  рода.  Члены  родовой

группы верили в  то,  что  они  произошли  от  предков,  сочетавших  в  себе

признаки людей  и их тотема.

      Анимизм – вера  в  существование   духов,  одухотворение  сил  природы,

животных, растений и неодушевлённых  предметов,  приписывание  им  разума  и

сверхъестественного могущества. 

3.2 Религиозные  системы древних обществ Ближнего  Востока. 

      Первые в истории человечества  очаги  цивилизации  и   государственности

появились  на  Ближнем  Востоке.  Сложившиеся,  в  первую  очередь  в  пойме

Двуречья, ранние надобщинные политические структуры  являли собой  на  рубеже

IV-III тысячелетия   до  Н.Э.  небольшие  административные  образования  типа

городов-государств.   Храм   каждого   из   городов-государств    посвящался

конкретному божеству.

      Религиозная  система  Древнего  Египта.  В  Египте  не  было  традиции

автономного  существования  городов-государств.  Правитель  –   Фараон   был

обоготворён,  считался  сыном   бога   солнца   и   почитался   как   символ

благосостояния  и процветания страны.  Пирамиды  –  символ  древнего  Египта,

символ степени  обожествления его фараонов. 

4. Монотеистические  религии: Иудаизм. 

       Все  три  монотеистические  религиозные  системы,  известные  истории

мировой культуры, тесно связаны друг с  другом,  вытекают  одна  из  другой.

Первая и древнейшая из них – иудаизм, религия древних  евреев.

      История древних евреев и процесс  формирования их  религии  известны  в

основном по материалам  Библии,  точнее,  по  её  древней  части  –  Ветхого

Завета. В начале II тысячелетия до Н.Э. евреи  были  политеистами,  то  есть

верили в различных  богов и духов, в существование  души. В каждой  более  или

менее  крупной  этнической  общности  был  свой  главный  бог,  к   которому

апеллировали  в первую очередь. Яхве был  одним  из  такого  рода  божеств  –

покровителем  и божественным предком одного и  колен иудейского народа.  Позже

культ Яхве стал выходить на первое место, оттесняя других. Яхве хранит  свой

народ и открывает  ему все пути.

      Итак, квинтэссенция Ветхого Завета  – в  идее  богоизбранничества.  Бог

един для всех – великий Яхве. Но всемогущий Яхве  из  всех  народов  выделил

один – еврейский.

      Иудаизм не только резко выступал против многобожия и  суеверий,  но  и

был религией, не терпящей существования наряду  с  великим  и  единым  Богом

никаких других богов и духов. Отличительная  черта иудаизма выражалась в  его

исключительной  вере во всемогущество Яхве.

      Иудаизм  евреев  диаспоры.  Разгром  храма  (7-ой  год)  и  разрушение

Иерусалима   (133-й)   положили   конец    существованию    древнееврейского

государства и  вместе с ним – древнему иудаизму.  В  диаспоре  возникла  иная

религиозная организация  – синагогальная. Синагога – молитвенный дом,  своего

рода религиозный  и общественный центр еврейской  общины, где раввины  и  иные

знатоки Торы толкуют  священные тексты и молятся Яхве.

       В  иудаизме  евреев  диаспоры  большое  внимание  уделялось   ритуалам

обрезания, омовений,  постов,  строгому  соблюдению  обрядов  и  праздников.

Правоверный еврей  должен потреблять только кошерное  мясо  (не  свинину).  В

дни пасхальных  праздников  полагалось  есть  мацу  –  пресные  лепёшки  без

дрожжей и соли. Евреи отмечали праздник судного дня, иам-кинур (осенью).

      Иудаизм сыграл определённую  роль  в  истории  культуры,  в  частности

восточных культур. Через христианство  и  ислам  принципы  монотеизма  стали

широко  распространятся  на  Востоке.  Страны  и  народы Востока,  особенно

Ближнего,  тесно  связанного  с  иудаизмом  общими  корнями   и   культурно-

генетической  близостью. Иудаизм оказывал непосредственное влияние с  помощью

евреев диаспоры. Иудаизм получил распространение  у части горцев  Кавказа,  в

Средней Азии, в Эфиопии.

      С течением времени он всё  более  замыкался  в  рамках  своих  общин  и

обособился  от  окружавших  его  религий.  Существуя  главным   образом    в

христианской  или  исламской  среде,  иудаизм  практически  оказывался  лишь

наиболее ранним вариантом господствующей религии. 

4.2 Христианство  в странах Востока. 

      Христианство – наиболее распространённая  и  одна  из  самых  развитых

религиозных систем мира. Это, прежде всего, религия Запада. Но  христианство

тесно связано  с Востоком и его  культурой.  Оно  многими  корнями  уходит  в

культуру древнего Востока, откуда оно черпало свой  богатый  мифопоэтический

и ритуально-догматический  потенциал.

      Как религия появилась сравнительно  поздно, в  условиях  уже   развитого

общества   с   острыми   социальными,   экономическими    и    политическими

противоречиями.

      Основная идея христианства –  идея  греха  и  спасения  человека.  Люди

грешны перед  Богом, и именно это уравнивает их всех.

      Кроме русской, остальные  православные  церкви,  оказавшиеся  в  сфере

господства исламского мира, не получили широкого влияния.  Под  их  духовным

воздействием  находились лишь греки, часть южных  славян, румыны.

      Коптская монофизитская церковь  сложилась  в  Египте  –   настаивала  на

единой божественной сущности Христа. Армяно-григорианская  близка  к  греко-

византийскому   православию,    викториане    –    последователи    епископа

константинопольского  Нестория – своеобразные предтечи  православия.  Римско-

католическая  церковь связана с  Востоком  сравнительно  поздним  временем  и

сводится к  миссионерскому движению (Азия, Африка, Океания).

      В целом христианство в лице  различных  церквей  и   сект  является,  не

едва ли наиболее распространённой мировой религией, доминирующеый  в  Европе

и Америке, имеющей  весомые позиции в Америке  и  Океании,  а  также  в  ряде

регионов Азии. Однако именно  в  Азии,  то  есть  на  Востоке,  христианство

распространено  слабее всего. 

4.3 Ислам. 

      Ислам – третья и последняя  из развитых монотеистических  религий.  Она

также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями  уходила  в  ту  же  почву,

питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что  и

христианство  и иудаизм. Эта религиозная система  сложилась на  базе  двух  её

предшественников. Священной книгой мусульман является Коран.

      Ислам сыграл огромную роль  в истории и культуре не  только арабов,  его

первых  адептов,  но  и  всех  народов  ближневосточного  региона,  а  также

иранцев,  тюрков,  индийцев,  индонезийцев,  многих  народов  средней  Азии,

Информация о работе История религий древнего Востока