История религий древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Комплекс неполноценности, вызванный в своё время, особенно в XIX веке,

наглядным сравнением отсталой Азии с передовой Европой, ныне остался в

далёком прошлом. Традиционная структура Востока, опирающаяся на

установившиеся веками нормы великих цивилизаций, в свою очередь

санкционированные и освещённые религиями, снова выходит на передний план

и даже укрепляется в новых условиях. Заимствовав кое-что из западного

стандарта, и отвергнув этот стандарт в целом, современный Восток вернулся

“на круги своя” и именно с этих привычных традиционных позиций стремится

к развитию. Пусть не к такому, как на Западе. Можно довольствоваться

намного меньшим, лишь бы при этом не утерять своего, - таково, примерно,

кредо многих стран современного Востока. И роль религии при этом

первостепенна.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3

2. Религия и религиоведение…………………………………………………4

1. Основные функции религии……………………………………………..4

2. История изучения религии………………………………………………6

3. Восток: общество и религия……………………………………………….6

1. Возникновение и ранние формы религии………………………………8

2. Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока………….8

4. Монотеистические религии………………………………………………..9

1. Иудаизм…………………………………………………………………...9

2. Христианство……………………………………………………………10

3. Ислам (Коран, символ веры, обряды и праздники)…………………..11

4. Ислам в России………………………………………………………….15

5. СМИ и Ислам……………………………………………………………17

5. Религии Древней Индии………………………………………………….17

1. Брахманизм……………………………………………………………...18

2. Джайнизм………………………………………………………………..19

3. Буддизм………………………………………………………………….20

6. Религия в Древнем Китае………………………………………………...21

1. Конфуций и конфуцианство…………………………………………...22

2. Даосизм………………………………………………………………….22

3. Китайский буддизм и религиозный синкретизм……………………..23

7. Буддизм и синтоизм в Японии…………………………………………..24

1. Ламаизм…………………………………………………………………25

8. Заключение……………………………………………………………….25

9. Список литературы………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

религии.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Кавказа, Поволжья, Балкан, части населения  Африки.  Ислам  возник  в  среде

арабов, коренных жителей Аравии.

      Краеугольным  камнем  религиозной   теории  мусульман,  основным  кредо

ислама является широко известная фраза: “Нет Бога кроме Аллаха,  и Мухаммед

пророк его”. Здесь только один Аллах – Бог  единственный и  безликий,  высший

и всемогущий, творец всего сущего и его верховный  судья.  Роль  Мухаммеда  в

возникновении ислама трудно переоценить. Именно  он  был  основателем новой

религии, определил  её основные параметры, сформулировал  суть её принципов  и

придал ей её неповторимую специфику. 

Коран. 

      Основные идеи и принципы вероучения  Мухаммеда зафиксированы  в   Коране

– священной  книге мусульман. Основное  содержание  также  тесно  связано   с

Библией,  как  и  сам  ислам  близок  к  иудео-христианству.  Текст   Корана

отрывочен   и  нередко  противоречив,  хотя  в  пределах   отдельной   главы

чувствуется стремление сохранить единство темпа  и  сюжета.  Противоречия  в

тексте легко  объяснить: изрекая истины в экстатическом  или  близком  к  нему

состоянии, пророк не мог быть строго логичным. Коран  состоит из  114  разных

по характеру  и  объёму  глав.  Если  исключить  первую  из  них,  небольшую

молитву, то все остальные  113  сур  (глав)  расположены  в  нём  в  порядке

убывающего объёма, так что последние из  них  состоят  всего  из  нескольких

строк. В этих главах можно найти рассуждения  о порядке развода,  рассуждения

о мироздании, о  взаимоотношениях с миром сверхъестественных  сил.  Много

места уделяет  Коран  основам  мусульманского  права,  встречаются  в  нём  и

мифологические  сюжеты.  Словом  Коран,  как  и   Библия   –   своего   рода

божественная  энциклопедия,  “книга  книг”,   свод   знаний,   заповедей   и

инструкций.  Около  четверти  текста  Корана  посвящено  описаниям  жизни  и

деятельности  различных пророков. 

Символ веры ислама. 

      Коран и Сунна (предание) были  доступны не  каждому.  До  широких   масс

простого народа,  неграмотных  крестьян  заповеди  ислама  доходили  лишь  в

устной форме  проповедей и в виде священных  заповедей.

        Основных   обязанностей   мусульманина   ислам   насчитывает   пять:

исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.

       Принцип   исповедания   –   центральный   в   исламе.   Чтобы   стать

мусульманином,  достаточно  соблюсти  именно  его,  то   есть   торжественно

произнести фразу  о том, что нет Бога кроме Аллаха и Махаммед пророк его.

      Молитва – обязательный каждодневный  пятикратный  ритуал,  от  которого

могут  быть  освобождены  лишь  больные,  немощные  и  малые  дети.  Молитву

полагается совершать  на заре, в полдень,  пополудни,  при  закате  солнца  и

перед сном. Чаще всего  её  совершают  индивидуально.  Молитву  совершают  в

одежде, в чистом месте, на  специальном  коврике  и  обратившись  в  сторону

Мекки. Мусульманин  во время молитвы Аллаха ни о чём  не просит.

      Пост. Один главный и обязательный  пост, но зато он длится целый   месяц

(рамазан, рамадан). На протяжении всего месяца, кроме детей и больных,  с

рассвета до заката солнца не имеют права ни есть,  ни  пить,  ни  тем  более

развлекаться  и курить. После заката и перед  восходом, - едят и  пьют  весьма

умеренно.

      Милостыня. Каждый имущий обязан  раз в году делиться  своими  доходами,

выделяя часть  их в качестве милостыни в пользу бедных. Милостыня  собиралась

специальными  сборщиками, её не редко раздавали  в дни праздников натурой.

      Хадж  –  пятый  и  последний   из  обязательных  столпов   веры.  Каждый

здоровый мусульманин раз в жизни может  посетить  святые  места  в  Мекке  и

поклониться  Каабе. Кроме того, каждый паломник приносит жертву. 

Исламские обряды и праздники. 

      Один из основных обрядов –  суннат (обрезание).  Мальчиков   примерно  в

семилетнем возрасте подвергали этой операции. В исламе  обряд  обрезания  7-

летних мальчиков  служит своего рода религиозным  символом  принадлежности  и

считается  обязательным.  Этот  обряд  символизирует   взросление   ребёнка,

переход его  в новое, “взрослое” состояние.  Вытерпеть  боль  –  дело  чести

мальчика. После  обрезания  мальчик  более  уже  не  возвращался  на  женскую

половину дома: его отделяют от сестёр и приобщают  к мужчинам дома (семьи).

      Ещё один важный семейный обряд  –  свадьба.  Молодых  венчает  один  из

служителей ислама.

       Торжественно, со  специальными  ритуальными  обрядами,  отмечается  в

семье мусульманина и рождение ребёнка, особенно сына. И, наконец,  последний

из серии обрядов  – похороны. Этот обряд совершается  обычно в день  смерти  и

исполняется с  участием духовных лиц.

      Все семейные обряды  мусульман   сопровождаются  праздниками.  Один  из

всеобщих  религиозных  праздников  –  ураза-бойрам,   праздник   разговенья.

Длится 3 дня.

      Другой большой мусульманский праздник приходится на  7-ой  день  после

окончания поста. Это –  курбан-байрам,  великий  праздник  жертвоприношения.

Снова режут  скот в честь Аллаха и во имя  райского  будущего.  Этот  праздник

тянется не менее 4-х дней.

      Ещё один  праздник,  связанный  с  памятью  пророка  –  раджаб-байрам,

праздник в  честь великого вознесения Мухаммеда. Другой  праздник  приходится

на 27-й день месяца рамазана, то  есть  на  конец  поста.  В  честь  него  –

обильные пиршества  не устраиваются – всё-таки ещё пост.  Мусульмане  в этот

день усиленно молятся, обращаясь к Аллаху и  читая Коран. 

4.4 Ислам в  России. 

      Российская Федерация – государство  с безусловно преобладающим   русским

этносом, с соответствующей  культурно-конфессиональной  доминантной.  Ислам,

несмотря  на  глубокие  исторические  корни,  многовековое  присутствие   на

нынешней   территории   России,   на   инкорпорированность   в    российскую

субцивилизацию, является религией меньшинства.  Это,  в  конечном  счёте,  и

определяет место  мусульман в конфессиональном и этнополитическом  ландшафте

российского общества.

      С другой стороны, положение  ислама в российской  культурной  традиции,

а мусульман  в российском обществе неординарно  и “весьма значимо”.

      В  Российской  империи,  а   затем  в Советском Союзе сложились три

обширных, устойчивых мусульманских ареала: собственно российские  мусульмане

– татары, башкиры, частично  исламизированные  древние  народы  Поволжья,  в

силу  ряда  причин  подвергшихся  более  или  менее   жёсткой   ассимиляции;

мусульмане Северного  Кавказа, которые,  несмотря  на  постоянную  с  момента

вхождения в  состав Российской империи борьбу за  политическую  независимость

и этнокультурную самобытность, постепенно включались в российское  общество;

мусульмане  Средней  Азии,  позже  других  вошедшие  в  состав   империи   и

сохранившие  этнокультурную  и  конфессиональную  самостоятельность,   образ

жизни и традиционные экономические уклады, что в  конечном  счёте  позволяет

рассматривать  их  в   качестве   своего   рода   “ассоциированного   члена”

российского, а  затем  советского  общества.  Отношение  к  мусульманам  было

лучше и терпимее, чем  отношение  к  исламу.  Неоднозначно  отношение  самих

мусульман к  России: одни согласны с тем, что  совместное проживание  в  одном

государстве оказалось  продуктивным, другие  настаивают  на  чуждости  ислама

российской традиции, считая оптимальным их раздельное существование, что  на

практике может  быть реализовано лишь в форме  выхода  мусульман  из  состава

России.

      В России проживает от 11 до 22 млн. мусульман, принадлежащих к более

чем 40 этносам.

      Крупнейшими мусульманскими этносами  России являются:

Татары –  свыше 5 млн. (3,8%  общей  численности  населения  и  второе  место

после русских);

Башкиры – свыше 1 млн.;

Чеченцы – около 1 млн.;

Аварцы –  свыше 0,5 млн.;

Кабардинцы –  свыше 360 тыс.;

Даргинцы –  около 300 тыс.;

Ингуши –  свыше 170 тыс.

      Кроме того, в России проживают  свыше 1 млн. азербайджанцев, до 1  млн.

казаков, а также  десятки тысяч узбеков, киргизов, таджиков.

      Все они с полным основанием  могут  быть  отнесены  к   верующим.  Да  и

критерии того, кого следует считать верующим, до сих пор не  обрели  строгих

научных определений. Тем не менее, есть основание считать,  что  подавляющее

большинство  представителей  мусульманских  этносов  всё-таки   может   быть

отнесено к  носителям исламской конфессионально-культурной традиции.

      В  условиях,  когда  христианская  Россия  оказалась  перед   проблемой

сохранения  в  системе  международных  отношений  статуса  великой  державы,

вполне допустима  ситуация, при которой стабильность и развитие её  отношений

с  мусульманским  миром  может  стать   одним   из   существенных   факторов

поддержания её авторитета и независимого от Запада политического курса.

       В  свою   очередь,   мусульманские   государства   заинтересованы   в

существовании сильной России, способной  хоть  как-то  ограничивать  военно-

политическое  господство Запада. 

4.5 СМИ и Ислам. 

      Данные о положении дел в   мусульманской  общине  можно  почерпнуть  из

обычных, Российских  средств  массовой  информации.  Наиболее  интересные  и

пространные посвящённые  исламу печатаются в “Независимой газете”, которая  с

1997  года  издаёт   специальное   приложение   “НР-религии”   с   отдельной

мусульманской  страницей.  Обращаются  к  исламу   либеральные   “Известия”,

Информация о работе История религий древнего Востока