История религий древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Комплекс неполноценности, вызванный в своё время, особенно в XIX веке,

наглядным сравнением отсталой Азии с передовой Европой, ныне остался в

далёком прошлом. Традиционная структура Востока, опирающаяся на

установившиеся веками нормы великих цивилизаций, в свою очередь

санкционированные и освещённые религиями, снова выходит на передний план

и даже укрепляется в новых условиях. Заимствовав кое-что из западного

стандарта, и отвергнув этот стандарт в целом, современный Восток вернулся

“на круги своя” и именно с этих привычных традиционных позиций стремится

к развитию. Пусть не к такому, как на Западе. Можно довольствоваться

намного меньшим, лишь бы при этом не утерять своего, - таково, примерно,

кредо многих стран современного Востока. И роль религии при этом

первостепенна.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3

2. Религия и религиоведение…………………………………………………4

1. Основные функции религии……………………………………………..4

2. История изучения религии………………………………………………6

3. Восток: общество и религия……………………………………………….6

1. Возникновение и ранние формы религии………………………………8

2. Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока………….8

4. Монотеистические религии………………………………………………..9

1. Иудаизм…………………………………………………………………...9

2. Христианство……………………………………………………………10

3. Ислам (Коран, символ веры, обряды и праздники)…………………..11

4. Ислам в России………………………………………………………….15

5. СМИ и Ислам……………………………………………………………17

5. Религии Древней Индии………………………………………………….17

1. Брахманизм……………………………………………………………...18

2. Джайнизм………………………………………………………………..19

3. Буддизм………………………………………………………………….20

6. Религия в Древнем Китае………………………………………………...21

1. Конфуций и конфуцианство…………………………………………...22

2. Даосизм………………………………………………………………….22

3. Китайский буддизм и религиозный синкретизм……………………..23

7. Буддизм и синтоизм в Японии…………………………………………..24

1. Ламаизм…………………………………………………………………25

8. Заключение……………………………………………………………….25

9. Список литературы………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

религии.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

6.2 Даосизм. 

      Даосизм возник в Китае практически  одновременно с учением  Конфуция  в

виде самостоятельной  философской  доктрины.  Основателем  философии  даосов

считается древнекитайский  философ Лао-цзы. В  центре  доктрины  –  учение  о

великом Дао, всеобщем законе и Абсолюте. Дао господствует везде и  во  всём,

всегда и безгранично. Его никто  не  создал,  но  всё  происходит  от  него.

Познать Дао, следовать  ему, слиться с ним – в этом  смысл,  цель  и  счастье

жизни. 

6.3 Китайский  буддизм. 

      Буддизм  проник  в  Китай   из  Индии.  Распространяясь   и  укрепляясь,

буддизм  подвергался  значительной китаизации.  Уже в IV  веке  китайские

буддисты, пытались доказать, что Будда – воплощение Дао.  Дао-ань  –  первый

известный китайский  патриарх буддизма.  Он  ввёл  для  китайских  буддистов-

монахов фамильный  знак  Ши.  Вторым  после  Дао-аня  авторитетом  китайских

буддистов был  Хуэй-юань. Китаизация буддизма в его  деятельности  проявилась

в установлении культа Будды Запада-Амитабы. Буддизм  просуществовал  в  Китае

почти  2  тысячелетия.  Он  оказал  огромное  воздействие  на   традиционную

китайскую культуру (искусство, литература, архитектура). 

 Религиозный  синкретизм в Китае. 

      Система синкретизма складывалась, прежде всего, на  нижнем  уровне,  в

рамках народных верований и обычаев. Среди  необразованного  крестьянства  и

малограмотных горожан  она  господствовала  практически  абсолютно.  Средний

китаец обычно не видел разницы между  тремя  религиями.  На  верхнем  уровне

тоже наблюдалось  некоторое сближение и взаимовлияние  доктрин.

      Система в целом вобрала   в  себя  все  основные  особенности  духовной

китайской культуры. Так, незначительная роль мистики и  метафизика в  религии

и  философии  Китая  обусловили  то,  что  в  китайской  традиции  не   было

существенной  грани между богом, героем и обычным  человеком,  особенно  после

его смерти.  Любой  покойник  мог  быть  обожествлён,  стать  божеством  или

героем, патроном или бессмертным.

      Система  богов,  ритуалов  и   культов  в  рамках  гигантской  культуры

религиозного  синкретизма  была  сложной  и  многоярусной.  К  числу   богов

относились основатели 3-х религий: Конфуций, Лао-цзы и  Будда. 

7. Буддизм и  синтоизм в Японии. 

      Проникнув в Японию в середине VI века, учение Будды оказалось   оружием

в острой политической борьбе знатных родов за власть. Уже к  концу  VI  века

эта борьба была  выиграна  теми,  кто сделал  ставку  на  буддизм.  Буддизм

распространился  в  Японии  в  форме  Махаяны  и  немало  сделал   там   для

становления и  упрощения развитой культуры и государственности.  Уже  с  VIII

века влияние  буддизма стало определяющим  и  в  политической  жизни  страны.

Быстро росло  количество буддийских храмов: в 623 году их стало 46. В  Японии

нашли свою вторую родину многие школы-секты буддизма.

      Сложный процесс  культурного   синтеза  местных  племён  с  пришельцами

заложили основы собственно японской культуры,  религиозно-культовый  аспект,

который получил  наименование синтоизма. Синто (“путь  духов”)  –  обозначение

мира  сверхъестественного,  богов  и  духов.  Истоки  синтоизма  восходят  к

глубокой древности  и включают в себя все присущие первобытным народам  формы

верований и  культов  –  тотемизм,  анимизм,  магию,  культ  мёртвых,  культ

вождей.

      Древние синтоисткие мифы сохранили  свой, собственно  японский  вариант

представлений о сотворении мира. Так, первоначально существовали  два  бога:

бог и богиня. Синтоистский храм делится на 2 части: внутреннюю  и  закрытую,

где обычно хранится символ ками (синтай) и наружный зал  для молений. 
 

7.1 Ламаизм. 

      В позднем средневековье, в  районе Тибета, возникла своеобразная  форма

мировой религии  – ламаизм. Доктриальной основой  ламаизма (от тиб.  “лама”  –

высший, то есть адепт учения, монах)  является  буддизм.  Новая  модификация

буддизма –  ламаизм –  впитала  в  себя  немало  от  первоисточника.  Ламаизм

явился своего рода синтезом  едва  ли  не  всех  основных  его направлений.

Учение Дарани – тантризм, сыграл существенную роль в  становлении  ламаизма,

так как едва ли не вся  специфика  ламаизма,  многие  его  культы  и  обряды

возникли в  первую очередь на основе  буддийского  тантризма.  Основы  теории

ламаизма были заложены Цзонхавой. Ламаизм отодвинул  на задний план  нирвану,

как высшую цель спасения, заменив её  космологией.  Вершина  её  будда  будд

Адибудда, владыка  всех миров. 

8. Заключение. 

        Религия   санкционировала   и    освещала    политическую    власть,

способствовала  обожествлению  правителя,  превращению  его  в  божественный

символ, связующее  единство данной общности. Кроме того,  тесно  связанная  с

консервативной  традицией и закрепившая  её  механизм,  освещавшая  её  нормы

религия всегда стояла также  на  страже  незыблемости  социальной  культуры.

Другими  словами,  по  отношению  к  государству  и  обществу  религия  была

центрирующей  основой. Известно, что разные религиозные  системы далеко  не  в

одинаковой  степени  укрепляли   традиционную   социальную   структуру   или

существующую  политическую  власть.  Там,  где  религиозная  система   слабо

поддерживала  государство, власть и вместе с ней  общество  гибли  легче,  как

это видно на примере древних ближневосточных империй,  будь  то  персидская,

ассирийская или  какая-либо иная. Там же, где она  функционировала  нормально,

оптимально, результат  был иным. Так, в Китае религиозная  система  энергично

освещала  политическую  структуру,  что  способствовало  её  сохранению   на

протяжении тысячелетий  в почти неизменённом виде. В Индии  же  религия  была

индифферентна к государству – и государства  там  легко  возникали  и  гибли,

были непрочными и нестабильными. Зато по отношению  к  социальной  структуре

религия действовала  активно  и  эффективно,  и  это  привело  к  тому,  что,

несмотря на частую и  лёгкую  смену  политической  власти,  структура  с  её

кастами в качестве ведущей силы сохранилась в Индии  в почти неизменном  виде

до наших дней.

       Таким  образом,  религия   на  Востоке   всегда   делала   ставку   на

стабильность,  консервацию   существующей   нормы,   сохранение   социально-

политического  статуса-кво.  Во   многом   обусловленная   именно   религией

внутренняя  стабильность  мешала  развитию  Востока,  заставляя  его  веками

топтаться на месте. Вторжение европейского капитала и  колониальные  захваты

дали толчок разложению старой структуры и  медленному,  крайне  болезненному

созданию новой.  Болезненному  потому,  что  внутренние  восточные  общества

оказались недостаточно подготовленными к кардинальной  трансформации  такого

рода. 
 
 

 Список литературы. 

     1. Васильев Л.С. “История религий  Востока: религиозно-культурные

        традиции и искусство”. М: 2000 г.

     2. Ерасов Б.С. “Культура, религия  и цивилизация на Востоке”, 1992г.

     3. Еремеев Д.Е. “Ислам: образ жизни  и стиль мышления”, 1990г.

     4. А. Малашенко “Исламское возрождение  в современной России”. М:1998г.

     5. Наумкин В.В. Россия и ислам  // Современный ислам: культура и

        политика. М: 1994г.

Информация о работе История религий древнего Востока