Национальные религии в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:15, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить особенности основных национальных религий мира.
Задачи:
- Изучить основные особенности религий, которые относятся к типу национальных;
Рассмотреть: - историю, основные особенности вероучения и культа Иудаизм.Нормативно-регулирующую систему иудейской религии;
- историю, основные особенности вероучения и культа индуизма;
- историю даосизма, основные особенности вероучения и культа;
- конфуцианство, его историю, основные особенности вероучения и культа, нормативно - регулирующую систему конфуцианства.

Содержание

Введение 3
1. Основные особенности религий, которые относятся к типу национальных 4
2. Иудаизм. История, основные особенности вероучения и культа. Нормативно-регулирующая система иудейской религии 5
3. Индуизм. История, основные особенности вероучения и культа 9
4. Даосизм. История, основные особенности вероучения и культа 11
5. Конфуцианство. История, основные особенности вероучения и культа. Нормативно-регулирующая система конфуцианства 13
Заключение 17
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Нац. религии в совр. мире.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

 

Введение

 

     Современная духовная ситуация в мире очень сложная. Кризис охватил все сферы человеческого бытия: политику, экономику, экологию, культуру, религию. При этом с одной стороны, наблюдается рост интереса к проблемам духовности, религии, невиданная ранее информированность населения о разнообразных религиях, священных книгах, с другой стороны, все с большей силой проявляется деградация духовности, культуры, прагматизация всех проявлений человеческой жизнедеятельности. Конфронтации и социальные игры в экономике, политике, культуре, науке, религии все более заслоняют высшее, духовное, горнее начало в человеке и его деятельности.

     Если  исходить из предпосылки, что духовное начало является сущностной чертой человека и религии, то можно предположить, что религия возникла вместе с возникновением человека и будет существовать в тех или иных формах, пока будет существовать человечество.

     Актуальность данной работы заключается в том, что религия рассматривается по преимуществу не как духовный, а как социальный феномен, одно из средств социального допинга или манипуляции массовым сознанием.

     Цель данной работы – изучить особенности основных национальных религий мира.

     Задачи:

-  Изучить основные особенности религий, которые относятся к типу национальных;

  Рассмотреть: - историю, основные особенности вероучения и культа Иудаизм.Нормативно-регулирующую систему иудейской религии;

- историю, основные особенности вероучения и культа индуизма;

- историю даосизма, основные особенности вероучения и культа; 

- конфуцианство, его историю, основные особенности вероучения и культа, нормативно - регулирующую систему конфуцианства. 

 

      1. Основные особенности религий, которые относятся к типу национальных

 

     Характерной чертой национальных религий является то, что они распространяются только на территории своей страны и только среди граждан своей страны: например, индуизм в Индии среди индусов, синто в Японии среди японцев, конфуцианство и даосизм в Китае среди китайцев. Представителем той или иной национальной религии может стать лишь тот, кто принадлежит к этим нациям1.

     Национальные  религии отражают условия жизни народности, а затем и нации, их государства, глав этих государств. Их носителями являются в основном представители данного этноса. Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей (вплоть до организации приема пищи, соблюдения гигиенических правил и т.д.), специфическая обрядность, строгая система предписаний и запретов, отделяющих представителей данных религий и этносов от последователей других этно-религиозных общностей. Из ныне существующих к этому типу религий относятся индуизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм и др.

     Сравнивая все известные нам национальные религии и анализируя причины  их жизнестойкости и непреходящей ценности для народов своих стран, можно выделить основные отличительные черты всех национальных религий:

     1.  Главным субъектом этих религий выступает этнос, нация, народ.

     2.  Четкие этические правила и  нормы установлены для всех  социальных слоев в форме земных  обязанностей и условий благоденствия души в вечности.

     3.  Философия и культ ясны и  понятны для масс, основаны на культе предков, рода и семьи.

 

2. Иудаизм. История, основные особенности вероучения и культа. Нормативно-регулирующая система иудейской религии

 

     Первая  и древнейшая из монотеистических религий - иудаизм, религия древних евреев. Анализ библейских текстов и всей ветхозаветной традиции дает основание заключить, что в начале II тысячелетия до н. э. евреи верили в различных богов и духов и сравнительно легко включали в свой пантеон божеств других народов. Позже культ Яхве стал выходить на первое место, оттесняя других и оказываясь в центре внимания всего еврейского народа. Библейская легендарная традиция повествует о том, что при сыновьях Иакова все евреи оказались в долине Нила, где они были радушно встречены благоволившим к мудрому Иосифу фараоном. После смерти Иосифа и его братьев все двенадцать колен иудеев продолжали еще несколько веков жить в Египте, однако жизнь их с каждым поколением становилась все более тяжелой. С рождением Моисея (в колене Левия) еврейский народ обрел своего вождя, который сумел вступить в непосредственный контакт с Яхве и, следуя его советам, вывел евреев из «плена египетского» в «страну обетованную», т. е. в Палестину. Согласно библейским сказаниям, Моисей был первым еврейским законодателем, именно ему принадлежат знаменитые десять заповедей, начертанных на скрижалях по повелению Яхве. Моисей считается отцом иудейской религии, иногда даже называемой по его имени мозаизмом.

     Многие  серьезные исследователи отмечают, что в исторических документах, в частности древнеегипетских, нет прямых данных, подтверждающих эту легендарную традицию, и что вся версия о египетском плене и исходе евреев из Египта в Палестину сомнительна. Не исключено, что небольшое семитское племя действительно оказалось в Египте либо близко от него, прожило там ряд веков, затем покинуло эту страну (может быть, даже вследствие конфликта), унеся с собой немало из культурного наследия долины Нила2.

     Завоевав  Палестину (Ханаан) и жестоко расправившись  с ее оседлым населением, древние  евреи осели в этой стране, перешли к земледельческому образу жизни и создали здесь свое государство. Иерусалимский храм с течением времени, стал не только центром, но и практически единственным местом, где совершались ритуалы и жертвоприношения в честь Яхве. Весь период древнееврейской истории до 586 г. до н. э., когда Иерусалим был завоеван Вавилонией, храм разрушен, а множество евреев во были уведены в плен в Вавилон, называется периодом Первого храма. После завоевания Вавилонии персидским царем Киром евреям в 538 г. до н. э. разрешили возвратиться в Иерусалим, а храм был отстроен заново. В период Второго храма еще резче и последовательнее, чем прежде, стал осуществляться очищенный от наслоений прошлого культ единого и всемогущего Яхве.

     Вся история и теория иудаизма нашли свое отражение в Библии в ее Ветхом завете. Хотя Библия, как сумма священных книг стала комплектоваться еще на рубеже II-I тысячелетии до н. э., основная часть текстов и, видимо, редакция общего свода датируется периодом Второго храма.

     В период  Второго храма, т. е. примерно с V в. до н. э., иерусалимские жрецы весьма строго следили за тем, чтобы евреи не вступали в брачные связи с иноплеменниками, с «необрезанными язычниками» (обряд обрезания, совершавшийся над всеми младенцами мужского пола на восьмой день их жизни и символизировал приобщение к вере в великого Яхве). Как и другие монотеистические религии, иудаизм не только резко выступал против многобожия и суеверий, но и был религией, не терпящей существования наряду с великим и единым Богом никаких других богов и духов.

     Разгром храма (70-й год) и разрушение Иерусалима (133-й год) положили конец существованию древнееврейского государства и вместе с ним - древнему иудаизму. В диаспоре возникла иная религиозная организация - синагогальная. Синагога - это молитвенный дом, своего рода религиозный и общественный центр еврейской общины, где раввины и иные знатоки Торы толкуют священные тексты, молятся Яхве (но не приносят жертв!) Сформировавшийся к III—V вв. своего рода комментарий к Торе - Талмуд, стал основным сводом религиозных предписаний.

     Талмуд  представляет собой вершину, которой достиг процесс толкования письменной Библии. Со временем его стали рассматривать как своего рода свод законов с упором на практическую сторону жизни. Однако первоначально многие случаи из области прецедентного права и их решения, рассматриваемые в Талмуде, были скорее теоретическими, чем практическими. Представляется, что значение имел сам факт спора, как для самих амораим (толкователей Талмуда), так и для редакторов Талмуда. Об этом говорит то обстоятельство, что целые разделы Талмуда были посвящены богослужению в Храме, в то время как сам Храм был разрушен за несколько столетий до составления Талмуда. Изучение системы жертвоприношений стало ко времени амораим вопросом чисто академическим.

     Письменная  Тора включает в себя как материалы, связанные с Моисеевым законом, так и повествовательные. По мере развития устной Торы предания также принимали как форму закона, так и художественную форму.

     Правовые  обычаи называются «Галаха». Принято считать, что это слово происходит от глагола «идти» или «ходить» на иврите. Отсюда «Галаха» означает «путь». Оно описывает «путь», которым Божий народ совершает те или иные поступки, используя такие формулировки, как: «Такой-то делает это; а такой-то делает то», и не употребляет повелительное наклонение: «Делай это; не делай того!» С помощью Галахи раввины пытаются направлять жизнь еврейского народа, чтобы он строил общество и служил Богу теми способами, которые они считают правильными. В законах они видят перспективу на будущее. С помощью этих законов, даже если временами они уходят от практической жизни раввины описывают, как нужно поступать в идеальном мире3.

     Именно  Галаха, правовая традиция, обеспечивает преемственность времен от античности к настоящему времени. И как всякая живая традиция, она все время подвергается процессу адаптации в ответ на постоянно меняющиеся нужды людей. Там, где в предмет изучения входят темы, не имеющие прямого отношения к современной жизни, его целью становится посмотреть, как первоначальные законы можно было бы применить. Звенья, связывающие реальную действительность с идеальным миром Талмуда, продолжают коваться.

Именно  религия предков - иудаизм - должна была сохранять этнокультурную общность потомков древних иудеев. В иудаизме евреев большое внимание уделялось ритуалам обрезания, омовений, постов, а также строгому соблюдению обрядов и праздников. Правоверный еврей должен был потреблять только кошерное (т. е. разрешенное для пищи) мясо, но ни в коем случае, например, не свинину. В дни пасхальных праздников полагалось есть мацу - пресные лепешки, сделанные без дрожжей и соли. К числу священных дней евреев относится и суббота - день, когда не следовало заниматься какой-либо работой, вплоть до приготовления пищи, зажигания огня.

     Иудаизм как монотеистическая религия, как  развитая культурная традиция с мифопоэтическим и философским интеллектуальным потенциалом сыграл определенную роль в истории культуры, в частности в истории восточных культур.

 

3. Индуизм. История, основные особенности вероучения и культа

 

     Индуизм, прежде чем приобрести современные  формы, прошел несколько этапов в  своем развитии, занявших по времени не одно тысячелетие. Первым этапом на этом долгом пути стала ведическая религия, возникшая во II тысячелетии до н. э. Веды — это сборник памятников древности, фиксирующих архаичные религиозные представления об устройстве мира. Ведическая религия есть религия жертв. Обряд принесения жертвы был строго регламентирован и совершался под контролем жреца.

     В то же время в Индии полным ходом  шел процесс экономического развития и социального расслоения, в результате которого начали образовываться первые касты. Наиболее почитаемой стала каста наследственных жрецов — брахманов. В религии Индии начинается новый период, называемый брахманизмом. В верховные божества выдвигается Брама (Брахма). Постепенно складывается учение о карме — законе воздаяния и возмездия в последующих воплощениях человека. Философское обоснование кармическая теория получает в Упанишадах — богословском сочинении той эпохи.

     Вместе  с увеличением числа каст возрастала степень социальной несправедливости и характер угнетения низших каст. Поиск религии социального равенства привел к возникновению буддизма. Так начинается новый этап — собственно индуизм. Выход индуизма на авансцену совершился почти без борьбы. Этому способствовала склонность индийцев сближать различных богов, брахманы великолепно умели совмещать в одной религии десятки различных направлений. Индуисты отказались от кровавых жертвоприношений под влиянием джайнизма и буддизма.

     Если  из разнообразных обликов индуизма попытаться вычленить какое-то подобие  теологии, то мы найдем в центре его понятие о триедином Абсолюте. Классический индуизм говорит о трояком проявлении божества в лице Брамы, Вишну и Шивы.

     В образе Шивы соединились все понятия о сверхужасном и запредельном. Шива несет в себе загадочное двуединство эроса и смерти, которое человек наблюдает в природе. Это проявляется в женской ипостаси Шивы — Шакти. В Шакти видели не только благословенную Мать, Парвати, светлую зарю Ушас, но и жуткое существо, пожирающее своих детей, подобно Природе. Ее многорукие изваяния, особенно распространенные на юге Индии, внушают ужас.

Информация о работе Национальные религии в современном мире