Особенности религиозного состава населения России и её регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение особенности религиозного состава населения России и её регионов.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
* Рассмотреть феномен религии;
* Мировые религии и их конфессии и на территории России.
* Религии новые и национальные.
* Самоидентификация верующего человека в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1.РЕЛИГИЯ КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. 4
1.1.МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ РОССИИ. 7
1.2.РЕЛИГИИ НОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ (МЕСТНЫЕ). 27
2.РЕЛИГИОЗНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ. 29
2.1.СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОПРОС ROMIR MONITORING. 29
2.2.О РЕЛИГИОЗНОМ ОБРАЗОВАНИИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 195.50 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ) 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа  

По  дисциплине: «Демография»

    На  тему: «Особенности религиозного состава населения России и её регионов ». 
     
     
     
     
     
     

                                                                                     Выполнил: студент 4,5  курса

                                                                      Кропачёв А.В.                                            

                                                                       Группа ИЖГУ-4,5

                                                                       Учебный  шифр 0862 пГМУ-1094

                                                                     Рецензировал: доц. Латышева Н.А. 
 
 

2010г. 

 

 

Содержание 

 

Введение.

     Проблема  понимания религии, ее сущности и  природы сегодня становится предельно  актуальной. Многие великие умы человечества в разные годы пытались разобраться  в религиозных вопросах. По этой обширной теме написаны буквально горы литературы. И по сей день не утихают споры, высказываются различные точки зрения о сущности религии и перспективах ее развития.

     Мировая религия имеет весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Под мировыми религиями на сегодняшний день принято понимать буддизм, христианство и ислам. По последним данным сейчас в мире проживает 2,1 млрд. христиан, 1,3 млрд. мусульман, 376 млн. буддистов, а также 900 млн. индуистов, 394 млн. даосистов и 1,1 млрд. атеистов все они представлены на территории России.

     Целью работы является рассмотрение особенности религиозного состава населения России и её регионов.

     В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

  • Рассмотреть феномен религии;
  • Мировые религии и их конфессии и на территории России.
  • Религии новые и национальные.
  • Самоидентификация верующего человека в России.
 

 

1.Религия как уникальное явление.

      Особенность религии заключается в том, что  она представляет собой такой  пласт культуры, который непосредственно связан с опытом массового сознания, с многовековым нравственно-психологическим наследием. Это не абстрактное миросозерцание, а мироощущение, способ каждодневного поведения, в котором решающую роль играют не доводы разума и логика, а обыденное сознание, мироощущение. Согласно Марксу, религия – не теоретическое, а практически-духовное освоение действительности, мира.

      Религия – феномен многослойный, многогранный, в ней житейские, обыденные переживания  прихотливо смыкаются с высокими метафизическими спекуляциями. Размышления великого богослова и бесхитростного верующего оказываются категориями одного порядка, они дополняют друг друга

      Религия – сложное, неоднозначное явление, и потому существует множество различных  подходов к ее определению и объяснению. В настоящее время среди обществоведческих наук выделилась отдельная дисциплина – религиеведение, являющееся комплексной отраслью человеческого знания. Религиеведение как теоретическая дисциплина сформировалась в результате усилий представителей богословско-теологической, философской и научной мысли.

     Для богословско-теологического подхода  к религии характерно ее истолкование как особого, сверхприродного явления, как результат сверхъестественной связи человека с Богом. Например, известный православный богослов и священнослужитель Александр Мень (1935-1990) подчеркивает, что религия есть ответ человека на проявление Божественной сущности. Эта связь, по его мнению, органически вытекает из естественного стремления человеческой души к родственной ей, но превосходящей Божественной субстанции. Конечная цель богословско-теологического подхода - защита и оправдание религиозного вероучения, доказательство непреходящей значимости религии для каждой конкретной личности и человечества в целом.

      По  мнению Дюркгейма, религия – это созданный человеком социальный институт, формирующийся естественным образом как ответ на отдельные условия его существования с целью удовлетворения определенных социальных потребностей. Источником религии, согласно Дюркгейму, является сам социальный способ обитания людей, в ней общество как бы обожествляет само себя. Религия, ее нравственные ценности становятся мощным стимулом роста и модернизации общества.

      В рамках структурно-функционального  анализа известный американский социолог Т. Парсонс (1902-1979) развивает положение о религии как факторе, обеспечивающем интеграцию общества, поддержание социального порядка.

      Известный интерес представляют концепции, объясняющие  феномен религии исходя из закономерностей  психологической науки. Эта отрасль знания получила название «психология религии». В конце XX в. она оформляется в самостоятельную и довольно влиятельную научную дисциплину. Самый весомый вклад здесь принадлежит американскому философу У. Джеймсу (1842-1920) и австрийскому психоаналитику З. Фрейду (1856-1939). Основная идея психологии религии заключается в том, что источник религии находится не в окружающей человека действительности, а в самом человеке, в его внутреннем мире, а точнее – в эмоционально-волевой среде. В своих объяснениях Джеймс исходил из индивидуальной психики: "Условимся под религией подразумевать совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содержанием устанавливается отношение к тому, что она почитает”. Основатель "гуманистического психоанализа" американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980) придерживается более широкой трактовки религии. Он полагает, что под религией можно понимать любую систему взглядов и действий, которой руководствуется какая-то группа людей и которая дает человеку ориентиры для жизнедеятельности и объекты поклонения. Религиозность усматривается в любом служении идеалу, независимо от того, кому поклоняется человек: идеалу, богам, святым; вождям, классу, партии; успеху, богатству, силе. В этом плане каждый человек является религиозным, а религия неизбежно присуща всем историческим эпохам. Фромм различает авторитарную и гуманистическую религии. Если под первой подразумевается способ повиновения могущественной власти, обретение чувства безопасности, утрата собственного достоинства, то вторая ориентирует человека на реализацию своего потенциала, веру в собственные силы. Американский мыслитель отдавал предпочтение религии гуманистического толка и призывал людей следовать именно ей.

      Итак, религия являет собой многоуровневое явление, поэтому изучение и истолкование этого феномена осуществляется в рамках различных дисциплин, разных философских и социологических направлений.

      Религия есть мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение  и специфические действия, которые основываются на вере в существование той или иной разновидности Сверхъестественного.

      Вера  в Сверхъестественное есть краеугольный камень любой религии. В отдалённых уголках Земли, у наиболее отсталых народов существуют религии, не имеющие ни материальных объектов поклонения, ни профессиональных служителей культа, даже не имеющие своего учения как такового. Но наличие веры в сверхъестественные силы уже позволяет говорить о существовании религии, пусть даже в зачаточной форме.

      Если  религия как форма мировосприятия возникла естественным образом и существует уже сорок тысячелетий, то значит, она для чего-то нужна и исполняет в обществе определённые функции.

     Компенсаторная - возмещает человеку ограниченность информации об окружающем его мире;

     мировоззренческая - формирует систему взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы и ценностные ориентации;

     регулятивная - поддерживает определённый режим жизни верующих и отношений  между ними;

     коммуникативная - облегчает верующим установление контакта между собой;

     интеграционная - объединяет верующих вокруг общей  идей.

1.1.Мировые религии России.

     Приводимые  в работе сведения сводятся к самым существенным характеристикам (в догматическом отношении, в особенностях отправления культа и прочее), дающим возможность понимания, прежде всего, основного отличия той или иной номинации. Почти все данные о численности церковных организаций на территории России приблизительны.

Христианство.

      Христианство – самая распространённая религия в мире. Всего насчитывается более миллиарда последователей этого учения. Христиане составляют абсолютное большинство среди верующих Америки, Австралии, Европы и России.

     Православие — одно из 3-х основных направлений христианства. Как и у подавляющего большинства других христиан, важнейшим догматом у православных является вера в единого Бога, имеющего три ипостаси: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога — Духа Святого. Сын Божий Иисус Христос по православному вероучению (как и вероучению основной массы других христиан) имеет двойную природу: Бога и человека. Православные признают как Священное писание (Новый и Ветхий заветы), так и Священное предание (постановления церковных соборов и учения Отцов Церкви), считают, что для спасения людей необходима помощь духовенства. У православных семь таинств — культовых действий, призванных дать человеку Божью благодать: крещение, миропомазание, евхаристия (причастие), покаяние (исповедь), брак, священство, елеосвящение (соборование). Таинства в православии имеют свою специфику, несколько отличающую их от культовых действий в других направлениях христианства. Так, обряд крещения выполняется путём погружения крещаемого в воду, миропомазание совершается сразу же вслед за крещением и т. д. Есть и другие специфические черты в православной обрядности. Например, богослужения в православных храмах сопровождаются только хоровым пением (инструментальная музыка отсутствует), люди молятся стоя.

     Несколько иные требования по сравнению с др. христианскими конфессиями предъявляет  православие и к духовенству. Священники могут быть как женатыми, так и давшими обет безбрачия.

     Христианство  впервые проникло на терр. совр. России в 6 в., распространившись среди причерноморских адыгских племён. Помимо адыгов христианство приняли также предки осетин, народы Чечни и Дагестана. Правда, с завоеванием последнего арабами в 7—8 вв. христианство стало вытесняться оттуда исламом. Позже христианство было вытеснено и из других регионов Северного Кавказа.

     В города древней Руси христианство начало проникать еще задолго до того, как эта религия стала государственной. Однако интенсивное распространение  христианства на древнеруские земле началось лишь с 988, когда великий князь Владимир Святославич (Владимир Святой) принял решение о крещении Руси и осуществил своё намерение. Христианство пришло на Русь из Византии в своей вост. форме (позже, после происшедшего в 1054 раскола в христианстве, эта форма стала называться православием). Новая религия оказала большое положительное влияние на нравственное состояние древнерусского общества, способствовала прогрессу культуры и укреплению государственности древней Руси, а на более поздней исторической стадии — и формированию этнического самосознания русского народа. На протяжении веков в результате миссионерской деятельности шёл процесс обращения в христианство народов, населяющих Русское государство.

Информация о работе Особенности религиозного состава населения России и её регионов