Особенности религиозного состава населения России и её регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение особенности религиозного состава населения России и её регионов.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
* Рассмотреть феномен религии;
* Мировые религии и их конфессии и на территории России.
* Религии новые и национальные.
* Самоидентификация верующего человека в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1.РЕЛИГИЯ КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. 4
1.1.МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ РОССИИ. 7
1.2.РЕЛИГИИ НОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ (МЕСТНЫЕ). 27
2.РЕЛИГИОЗНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ. 29
2.1.СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОПРОС ROMIR MONITORING. 29
2.2.О РЕЛИГИОЗНОМ ОБРАЗОВАНИИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

     В настоящее время православие  является основной конфессией у верующих русских, карелов, вепсов, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, марийцев, мордвы, чувашей, осетин, цыган, хакасов, якутов. Православными официально являются большая часть верующих ненцев, манси, хантов, селькупов, кетов, шорцев, эвенков, нанайцев, ульчей, орочей, ороков, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, хотя в большинстве случаев православие сочетается у этих народов с пережитками родоплеменных верований. Православие исповедует и большинство верующих из живущих на территории России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Его придерживается часть западных бурят (в Иркутской обл.), часть калмыков, татар (кряшены, нагай-баки), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, нивхов.

     Русская православная церковь является одним  из звеньев мирового православия (другие звенья: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская; Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Греческая, Албанская, Польская, Чехо-Словацкая, Американская церкви). Пятнадцать указанных православных церквей считаются независимыми друг от друга — автокефальными.

     От  Русской православной церкви в догматическом  отношении практически ничем  не отличаются отколовшиеся от неё  после установления советской власти в России Русская православная церковь за границей, ныне распространившая под названием Российская свободная православная церковь свою деятельность на территории Российской Федерации, и Истинно православная (катакомбная) церковь, имеющая последователей в различных областях России.

     Русская православная церковь за границей была основана в хорватском городе Карловаце (в связи с чем её иногда называют Карловацкой). Эта церковная организация порвала все связи с Русской православной церковью, обвинив её в сотрудничестве с атеистической советской властью. В последние годы ряд приходов Русской православной церкви (например, приход в Суздале), недовольных тем или иным аспектом деятельности высшего церковного руководства, примкнул к Российской свободной православной церкви, однако эта тенденция не получила широкого развития.

     По  тем же причинам, что и карловчане, в 1927 отделилась от Русской православной церкви и Истинно православная церковь, приходы которой были созданы в Кашире, Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, Иванове, Москве, Курске, Барнауле, Иркутске и некоторых других местах. Однако общая численность последователей этой церкви была небольшой — около 20 тысяч.

     Значительно большее число последователей, чем  Истинно православная церковь, имела  близкая к ней конфессиональная группа истинно православных христиан, также осудившая Русскую православную церковь за лояльное отношение к советской власти, отказавшаяся от духовенства, храмов, большинства таинств и проповедующая безбрачие и аскетизм. Как и для сторонников Истинно православной церкви, для истинно православных христиан весьма характерны эсхатологические представления. В отличие от Истинно православной церкви эта конфессиональная группа не представляет собой единого целого и распадается на большое число самостоятельных подразделений: «правильный путь ко спасению», фёдоровцы, стефановцы, массаловцы, самаряне, чердашники, еноховцы, «ревнители церкви», «козловское подполье», николаевцы, михайловцы, евлампиевцы, ерофеевцы, васильевцы, буевщина, липецкие истинно православные христиане, молчальники, седминцы. Истинно православные христиане имелись в Тамбовской, Воронежской, Липецкой, Пензенской, Орловской, Курской, Белгородской, Саратовской, Самарской, Ульяновской, Брянской, Рязанской, Ивановской, Тульской, Вологодской, Кировской области, в Мордовии, Чувашии, Татарстане, Республике Коми, Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Адыгее, Новосибирской, Томской, Кемеровской областях, Красноярском крае и т. д. Помимо Российской Федерации истинно православные христиане жили также на Украине (Луганская, Харьковская, Сумская области), Казахстане (Караганда, Чимкент), Узбекистане {Ташкент). В 1992 истинно православные христиане и верующие Истинно православной церкви объединились в Восточную небесную церковь Откровения Иоанна Богослова.

     К истинно православным христианам нередко относят живущих в Сибири и на Крайнем Севере истинно православных христиан странствующих (30 тыс.) и истинно православных христиан скрытников (5 тыс.), что не совсем верно, так как они имеют старообрядческие корни.

     Ответвлением от православия является и возникшая около 1883г секта иоаннитов. Секта провозгласила известного своей душевной щедростью и бескорыстием православного священника Иоанна Кронштадтского чудотворцем, причём некорые члены секты даже считали его самим Иисусом Христом. В вероучении иоаннитов большое внимание уделяется эсхатологическим мотивам. Обрядность секты не отличается от принятой в Русской православной церкви. Иоанниты встречаются в очень небольшом числе в Псковской, Воронежской областях, Краснодарском крае и некоторых других регионах.

     Сравнительно  недавно возникшей православной сектой является Церковь Божией Матери Преображающейся, ведущая активную проповедническую деятельность в Москве и некоторых других городах.

     От  Русской православной церкви в результате раскола, происшедшего после церковных реформ, проведённых патриархом Никоном, в сер. 17 в. отделилось старообрядчество. Старообрядцы выступили против ряда нововведений в обрядности (замены двуперстного крестного знамения трехперстным, земных поклонов — поясными, движения по солнцу во время богослужения — движением навстречу солнцу и т. д.).

     Старообрядцы-поповцы Белокриницкой иерархии являются в настоящее время самой крупной старообрядческой группой. По вероучению, числу совершаемых таинств они почти тождественны православию, отличаясь от него только сохранением старой обрядности. В России наибольшее число сторонников Белокриницкой иерархии имеется в Московской и Ростовской областях. Есть они также в Калужской, Брянской, Смоленской, Саратовской, Волгоградской, Нижегородской, Костромской, Кировской, Пермской, Тюменской, Новосибирской, Томской областях, Ставропольском и Краснодарском краях, городе Москве, Татарстане и некоторых других регионах.

     Вторая  группа поповцев образовала свою иерархию значительно позже — в 1923. Старообрядческая церковь древлеправославных христиан, как стала называться эта конфессиональная группа, по своей численности существенно уступает церкви Белокриницкой иерархии. Основные районы её влияния: Читинская область и Бурятия, Саратовская, Самарская, Брянская, Курская, Нижегородская, Костромская, Пермская, Пензенская, Московская, Ленинградская области, Удмуртия, Красноярский край. Эта старообрядческая церковь как и церковь Белокриницкой иерархии, очень близка Русской православной церкви по догматике, отличаясь от неё прежде всего сохранением старой обрядности.

     Часовенное  согласие. Сторонники этого согласия из-за отсутствия священников заменили их уставщиками, которые ведут богослужения в часовнях (откуда и само название). Таким образом, данная группа фактически превратилась в беспоповскую. Её представители имеются в Свердловской, Кировской, Оренбургской, Курганской, Тюменской, Томской области, Башкирии.

     Наиболее  многочисленной и организованной группой  старообрядцев-беспоповцев является Поморское согласие, возникшее в 17 в. вскоре после раскола среди населения Русского Поморья. Основными районами распространения поморцев являются Томская, Тюменская, Кировская, Костромская, Нижегородская, Пермская, Оренбургская, Самарская, Ульяновская, Саратовская области, Удмуртия.

     От  поморцев в конце 17 в. отделились федосеевцы, названные так по имени основателя своего согласия Феодосия Васильева. Характерной  чертой этого, в целом близкого к  поморскому, согласия является крайне отрицательное, нетерпимое отношение большинства (но не всех) его сторонников к браку. В России основными районами распространения этого согласия являются Псковская, Новгородская, Кировская, Ульяновская и Тюменская области.

     Из  недр поморского согласия вышел и  филипповский толк. Он был основан в 30-х гг. 18 в. иноком Филиппом (в миру Фотий). Причиной отделения филипповцев от поморцев было примиренческое отношение последних к государственной власти.

В отличие  от поморцев и федосеевцев, живущих  сейчас в основном за пределами своей  исконной территории — Русского Поморья, филипповцы в значительной мере сохранили ареал своего раннего расселения. Они обитают в Архангельской, Мурманской областях и Карелии, а также в Вологодской, Кировской, Костромской, Ярославской, Тверской и Орловской областях, Республике Коми..

     От  филипповцев в последней четверти 18 в. откололся основанный Евфимием толк бегунов (странников). Толк поставил условием для своих сторонников странствование.

     Странников  в настоящее время можно встретить  в Ярославской области, а также  в Кировской, Костромской, Владимирской, Саратовской, Томской областях.

     Ещё одна группа старсюорядцев-беспоповцев — Спасовосогласие — образовалась в конце 17 в. Сторонники этого согласия считают, что благодати на земле ныне нет (она взята на небо), и поэтому не могут совершаться спасительные таинства и проводится богослужения. Спасовцы живут в Нижегородской, Владимирской, Костромской, Ульяновской, Саратовской, Оренбургской и других областях, Мордовии, Алтайском крае.

     Гораздо дальше, чем старообрядцы и истинно-православные христиане, отошли от православия конфессии, обозначаемые собирательным названием  духовные христиане. Некоторые положения  духовного христианства весьма далеки не только от православного вероучения, но и от общехристианских догматических положений. Духовные христиане верят в возможность воплощения Духа Святого в людей, отвергают роль духовенства как посредников между Богом и людьми, считают, что человек может непосредственно общаться с Богом.

     Самая ранняя по времени своего возникновения  группа духовных христиан — хлысты. Они ответвились в 17 в. от беспоповщины, однако по своему вероучению весьма сильно отдалились от старообрядчества и православия.Часть  хлыстов открыто не порывает с православием. Старейшей сектой хлыстовства, возникшей ещё в середине 17 в., является Старый Израиль, имеющий сторонников в Тамбовской области. На рубеже 20 в. возникла секта Новый Израиль, открыто порвавшая с православной церковью и практикующая экстатические радения. Она получила распространение в Ростовской области.

     От  Нового Израиля около 1940г. ответвилась ещё одна секта — Новохристианский союз  последователи в Краснодарском и Ставропольском краях.

     Около 1930года появилась хлыстовская секта Искупленный Израиль  в Оренбургской области.

     Имеются и другие хлыстовские секты: Духовный Израиль, постники (употребляют постную  пищу и требуют воздерживаться от половых сношений), малеванны (вероучение носит ярко выраженный харизматический характер), мормоны духовно-христианского направления, или русские мормоны (отвергают возможность сверхъестественных явлений на земле, практикуют многоженство).

     Очень небольшим числом верующих представлена в России секта скопцов, кастрирующая своих членов (ответвившаяся от хлыстовства в 1765).

       Несколько ранее, в 17 в., возникла  еще одна отделившаяся от хлыстов  группа духовных христиан —  духоборы. По своему вероучению  под влиянием квакерства духоборчество  далеко отошло не только от  православия, но и от христианства вообще.

     Духоборцы подразделяются на две основные группы: большую и малую партии. Они  живут в Тамбовской и Ростовской областях, Краснодарском крае и некоторых других районах.

     Из  духоборческой среды ок. 1765 вышли  молокане. Их вероучение несколько ближе к ортодоксальному христианству, чем вероучение духоборцев. Библию молокане не отвергают, хотя и предлагают толковать её «духовно», аллегорически. Бог воспринимается ими не как личность, а как дух. Значительно сокращено число таинств, отсутствуют церкви, духовенство. Молокане в настоящее время подразделяются на общих, постоянных и прыгунов. В России молокане живут в Тамбовской и Оренбургской областях, на Северном Кавказе.

     Субботники. В основу вероучения этой секты, появившейся в кон. 17 в., был положен Ветхий завет. Сектанты не признают Христа Богом, отрицают Троицу, совершают иудаистские обряды, имеют евр. имена и празднуют субботу. В настоящее время среди субботников выделились две группы. Одна из них стремится сохранить своё вероучение, другая фактически перешла к ортодоксальному иудаизму. Субботники живут в России в Воронежской и Тамбовской областях, в Северной Осетии и некоторых других районах.

     Католицизм, второе основное направление христианства — также представлено в России, хотя и в несравненно меньшей степени, чем православие. Католицизм довольно близок православию по своему вероучению. Как и православные, католики верят в Божественную Троицу, в наличие у Иисуса Христа двойной природы, признают наряду со Священным писанием Священное предание, считают необходимой помощь духовенства для спасения людей, совершают семь таинств. Правда, у католиков есть некоторая специфика в совершении таинств. Крещение совершается не путём погружения в воду, а посредством обливания. Миропомазание, называемое католиками конфирмацией, совершается у них в 7—12 лет, а не после крещения, как у православных. Особенности имеются и в богослужениях, которые сопровождаются органной музыкой, в правилах, установленных для священнослужителей, которые обязаны соблюдать целибат. В России католицизм исповедуют практически все верующие поляки и литовцы, часть верующих немцев, верующие латгальцы (этнографическая группа латышей).

Информация о работе Особенности религиозного состава населения России и её регионов