Особенности религиозного состава населения России и её регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение особенности религиозного состава населения России и её регионов.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
* Рассмотреть феномен религии;
* Мировые религии и их конфессии и на территории России.
* Религии новые и национальные.
* Самоидентификация верующего человека в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1.РЕЛИГИЯ КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. 4
1.1.МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ РОССИИ. 7
1.2.РЕЛИГИИ НОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ (МЕСТНЫЕ). 27
2.РЕЛИГИОЗНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ. 29
2.1.СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОПРОС ROMIR MONITORING. 29
2.2.О РЕЛИГИОЗНОМ ОБРАЗОВАНИИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

- Мессианские Иудеи – 50 000, Санкт-Петербург, начиная с 1995 года.

- Мессианские  Конгрессы и Синагоги (ок. 1975) –  7 000 человек. 

- Новая  Апостольская Церковь (ок. 1980) –  29 919 чел., рост 6.67 % в год. 

- Российское  Объединённое Братство Христиан  Евангельской Веры (с 1913 года) – 1 200 000 членов, рост 3.56 % в год, прежде состояли в Европейско-Азиатской Федерации Евангельских Христиан Баптистов.

- Объединений  Апостольский Церквей в России (ок 1930) – 60 000 чел., рост 3.91 % в год,  центр в Санкт-Петербурге.

- Христианский  Центр Победы /пятидесятники/ (с 1993) – 50 000 чел., общины в Петербурге, Москве.

Секты христианской традиции

- Свидетели  Иеговы – 110 000 человек (с 1920 года), быстрый рост 10.07 % в год  (в 1970 году их насчитывалось  10 000 человек).

- Мормоны  [Церковь Иисуса Христа Святых  Последних Дней] (с 1990) – 20 000 чел. 

- Духоборцы  (ок. 1650) – 55 000, рост 0.38 % в год, 

Ислам.

     Вторая  после христианства по численности  последователей религия России . Ислам, как и христианство, монотеистичен, основным его положением является вера в единого Бога — Аллаха. Основатель этой религии Мухаммед почитается её последователями (мусульманами) как Божий посланник. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Их священной книгой является Коран.

     Подавляющее большинство мусульман России придерживается ортодоксального направления ислама — суннизма. Сунниты наряду с Кораном признают ещё в полном объёме священное предание сунну, записанную со слов родственников и сподвижников Мухаммеда. Для суннизма характерна также вера в предопределение, отрицание наличия у человека свободной воли. В суннизме имеются четыре юридическо-богословских школы (мазхаба), из которых в России представлены только две: ханафизм и шафиизм. Ханафитский толк отличается от других своей либеральностью, шафиитский толк допускает свободное толкование Корана.

     Суннитами-ханафитами являются в России подавляющее большинство  верующих татар и кабардинцев (остальные, как уже говорилось, придерживаются в основном православия), практически  все верующие башкиры, адыгейцы, черкесы, абазины, балкарцы, карачаевцы, верующие дагестанских народов (кроме аварцев), часть мусульман-осетин, придерживающиеся ислама удмурты, марийцы и чуваши (числ. мусульман среди трёх последних народов невелика). Ханафитами являются и верующие из числа живущих в России казахов, узбеков, киргизов, туркмен, таджиков, крымских татар, каракалпаков, большинства азербайджанцев-суннитов. Верующие аварцы, чеченцы, ингуши, многие мусульмане-осетины придерживаются суннизма шафиитского толка.

     Второе  направление ислама шиизм, принимающее  сунну лишь частично (только те её разделы, которые основаны на авторитете родственников  Мухаммеда) и признающее наличие  у человека свободной воли, имеет  среди мусульманского нас. России мало сторонников. Небольшие группы шиитов есть в Дагестане, городах Нижней Волги, шиитами являются и часть проживающих в России азербайджанцев.

     Ваххабизм возник в середине XVIII в. в Неджде (центральная Аравия). Его основателем  был Мухаммед ибн Абд-ал-Ваххаб, от имени которого и образовано слово «ваххабиты». Однако сами аравийские ваххабиты себя так никогда не называли и не называют. Свое учение они именуют «тавхидом» («единением»), а себя «муваххидами» «приверженцами тавхида»).

     Уже к концу XVIII в., после смерти основателя ваххабизма Мухаммеда ибн Абд-ал-Ваххаба, недждские эмиры - Саудиды - присвоили себе не только светскую, но и верховную духовную власть, оставив за потомками ибн Абд-ал-Ваххаба («ауляд-аш-шейх») только функции вероучителей и судей .

       Одно из его основных положений досталось от средневековья - религия превыше этнической принадлежности. Ваххабизм, как никакой другой толк ислама, придерживается этого догмата.

     В том виде, в котором в настоящее  время распространяется на Северном Кавказе ваххабизм, он не представляет собой чего-то цельного. Не входя в детали, можно выделить среди ваххабитов два крыла - реформистское и радикальное. Сверхзадача у них одна: исламизация всего населения региона и, в конечном счете, установление на всей территории Северного Кавказа независимого исламского государства.

     Не  все ваххабиты Чечни - экстремисты, но наиболее радикальные ваххабиты  Северного Кавказа сосредоточены  именно там. Высказывается опасение, что антиваххабитские мероприятия  правительства Чечни могут сказаться  на ее отношениях с частью народов Дагестана, среди которых сравнительно мало ваххабитов.

     Статистические  данные по изданию World Christian Encyclopedia. 2nd edition. A comparative survey of churches and religions in the modern world. Oxford University Press. 2001.

     Мусульмане – 11 137 043 чел., что составляет 7.6 % населения страны..  

Иудаизм.

     Верующие  евреи России в своем подавляющем  большинстве исповедуют иудаизм. Иудаисты верят в единого Бога Яхве, бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа. Священной книгой иудаистов является Танах, тождественный христианскому-Ветхому завету. Помимо Танаха признаётся Талмуд, в котором даётся толкование содержащихся в Танахе религиозно-этических, правовых и бытовых предписаний.

     Среди росийских иудаистов есть хасиды — сторонники течения, возникшего в 1-й пол. 18 в. и призвавшего главное внимание уделить благочестию и молитве, а не изучению Танаха и Талмуда.

     Наиболее  крупные группы иудаистов в России имеются в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Челябинск, Ростов-на-Дону, Саратов, Новосибирск.

     Имеет небольшое число последователей в России и иудаистская секта  караимов, появившаяся в 8 в. и не признающая Талмуд. Если на Ближнем Востоке караимы считают себя частью еврейского народа, то в России— отдельной этнической общностью. Караимов в России ок. 700 чел. (сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и др. городах), однако эта цифра относится к общности этнической, а не конфессиональной.

     По данным п World Christian Encyclopedia. 2nd edition. A comparative survey of churches and religions in the modern world. Oxford University Press. 2001.

     Иудеи составляют 951076, 0.7% населения страны. Сокращение численности: 1900 год – 5.26 млн., 1939 г. – 3.02 млн., 1970 г. – 2.1 млн., 1990 – 1.05 млн., 2000 г. – 951 тыс. Сокращение численности иудеев в России (Советском Союзе) в течении 20 века объясняется эмиграцией в Израиль; с 1969 г. ежегодно покидало страну 12 тыс. чел., с 1972 г. вплоть до 1989 год – около 35 тыс. в год.

Буддизм.

     В России имеется и значительное число  последователей буддизма. Буддийская религия считает любую жизнь  цепью страданий, обусловленных  стремлением человека существовать, и призывает каждого подавить в себе стремление к жизни, с тем  чтобы освободиться от страданий. Для буддизма характерно представление о постоянных перерождениях. Буддизм распадается на три направления: тхеравада, махаяна и ответвившаяся от последней ваджраяна. Из этих направлений в России представлена ваджраяна («алмазная колесница»). Для неё характерно существенное усложнение обрядности и особенно акцентирование внимания на магических заклинаниях, с помощью которых якобы можно мгновенно добиться спасения.

     В нашей стране ваджраяна известна под именем ламаизма. Его исповедуют верующие вост. буряты и буряты-хонгодоры, верующие тувинцы, большинство верующих калмыков и часть верующих эвенков (в Бурятии). В Санкт-Петербурге и некоторых других городах появились 53 небольшие группы буддистов - из числа русского населения.

Буддисты – 582.9 тыс. чел., 0.4 % населения.

     С 1933 по 1938 годы все буддийские монастыри (120) были закрыты. Основные регионы  распространения – Бурятия (ЦДУБ – Центральное духовное управление буддистов), Калмыкия, монгольское население  Читинской области.

1.2.Религии новые и национальные (местные).

     В последние годы в некоторых городах Российской Федерации в результате миссионерской деятельности появились небольшие группы сторонников бахаизма. Эта новая религия была основана во 2-й пол. 19 в. в Иране Бахауллой после разгрома там революционного религиозного движения бабидов. Бахаизм фактически представляет собой умеренный вариант бабизма. Бахаулла, объявленный посланником Бога, выступил с проповедью мира между всеми социальными группами и отказа от национальных границ. В России небольшие бахаистские общины созданы в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Казани, Южно-Сахалинске и других городах. Бахаисты – 16.5 тыс. сторонников.

     В ряде российских городов (Москве, Санкт-Петербурге. Краснодаре ) появились и группы сторонников реформированного индуистского движения Сознание Кришны (Харе Кришна), подчеркивающего духовное родство всех религий и необходимость создания в мире единой религии.

     Сохранились и последователи традиционных верований (разных форм шаманизма, семейно-родового и промыслового культов). Они составляют большинство верующих ряда народов Сибири и Дальнего Востока: эскимосов, чукчей, коряков, нивхов, удэгейцев, негидальцев, эвенов, тофаларов, нганасанов, энцев. Значительные группы последователей традицонных верований есть также среди алтайцев, ненцев, ороков. Этих верований придерживается и небольшая часть эвенков и хантов.

     Традиционные  верования частично сохранились  также у ряда народов Поволжья и Урала: марийцев, чувашей, удмуртов. У марийцев это прежде всего чимари (чистые марийцы). Среди чувашей традиционные верования держатся прежде всего у групп, живущих за пределами республики (в Татарстане, Самарской области).

     Особое  явление представляет собой бурханизм  — синкретическая религия, возникшая  в 1904 у южных алтайцев. В религии сочетаются элементы алтайского шаманизма и ламаизма. Объектом почитания является бог Бурхан.

Этнические  религии /Шаманизм/ – 1 27 627 верующих, 0.8 % населения.

Не религиозные  – 40 409 724 чел. (27.5 % населения страны).

Атеисты – 7 633 658 чел., 5.2 % населения. .

 

      

2.Религиозность населения России.

2.1.Статистический  опрос ROMIR Monitoring.

     В 2003 год. ROMIR Monitoring. Провело исследование «Год православной России» посвящённое отношению граждан России к религии вообще и к Православию в частности. Исследование проводилось на протяжении 2003 года, объём выборки – 1500 россиян в более чем 100 городских и сельских населённых пунктах РФ.

Респондентам  был задан вопрос: «Какую религию  Вы исповедуете?» (%) 

     Таким образом, большинство участников исследования заявили о своей приверженности православию, около пятой части опрошенных считают себя атеистами, а 5% респондентов указали на свою принадлежность к другим религиозным конфессиям.

     Респондентам  был задан вопрос: «Как часто Вы посещаете религиозные службы?» (%) Рассматривается мнение респондентов, которые считают себя православными.

     Результаты  опроса показывают, что большинство  тех, кто считает себя православными, посещающих религиозные службы, делают это лишь несколько раз в году. В то же время, сравнение полученные данных с аналогичными параметрами  исследования 2001 года показывает, что частота посещения богослужений несколько возросла. Если в 2001 году наиболее массовым ответом был «Только на Рожество и Пасху», то в настоящее время пик ответов приходится на следующее значение шкалы – «несколько раз в год».

     Респондентам  был задан вопрос: «Верите ли Вы в следующие религиозные догмы? Отметьте те ответы, с которыми Вы согласны» (%) Поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа, сумма значений в таблицах не соответствует 100%.

 

     Представленные  на диаграмме данные, показывают что респонденты, объявляющие о своей религиозной самоидентификации далеко не всегда имеют четкое представление о догматах своей религии. Как следует из диаграммы 1, православными себя считают 71% опрошенных, в то время как в Бога верят только 62%, а в бессмертие души – 12 %

     В августе 2004 годабыло опрошено 1500 человек в 102 городских и сельских населённых пунктах России во всех Федеральных округах. В результате опроса 80% россиян назвали себя верующими, респондентам, которые считают себя верующими, был задан вопрос: «Как часто Вы находите время для молитвы?» Ответы на него распределились следующим образом:

<

Информация о работе Особенности религиозного состава населения России и её регионов