Особенности религиозного состава населения России и её регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение особенности религиозного состава населения России и её регионов.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
* Рассмотреть феномен религии;
* Мировые религии и их конфессии и на территории России.
* Религии новые и национальные.
* Самоидентификация верующего человека в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1.РЕЛИГИЯ КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. 4
1.1.МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ РОССИИ. 7
1.2.РЕЛИГИИ НОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ (МЕСТНЫЕ). 27
2.РЕЛИГИОЗНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ. 29
2.1.СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОПРОС ROMIR MONITORING. 29
2.2.О РЕЛИГИОЗНОМ ОБРАЗОВАНИИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

     В начале 1991 в России была воссоздана униатская Российская греко-католическая церковь, впервые зарегистрированная в 1917 после Февральской революции, но затем фактически запрещённая. Общины этой церкви имеются в Туле, Москве и Ставрополе.

     Протестантизм представлен в нашей стране многими  своими течениями, церквами, сектами: лютеранством, реформатством, баптизмом, меннонитством, пятидесятничеством, адвентизмом и т. д.

     Лютеранство — наиболее крупное из течений  протестантизма — возникло в Германии в 1517 и получило название по имени  своего основателя — Мартина Лютера. Лютеране вместе с подавляющим большинством христиан верят в Святую Троицу, двойную природу Иисуса Христа, его искупительную жертву. Вместе с тем, как и др. протестанты, они признают только Священное писание, отвергая Священное предание, отрицают необходимость помощи духовенства в спасении людей, из таинств безоговорочно признают только крещение и причащение (на исповедь у лютеран единой точки зрения не установилось). Обрядность у лютеран по сравнению с православными и католиками сильно упрощена. Вместе с тем лютеранское богослужение носит всё же достаточно торжественный (по сравнению с богослужением в большинстве других протестантских церквей) характер, оно сопровождается органной музыкой, во время службы зажигаются свечи. Отвергая, как и другие протестанты, иконы, лютеране тем не менее разрешают настенную живопись в церквах. Лютеранство пришло в Россию вместе с селившимися в ней немцами, однако так и осталось чуждой для большеё части населения конфессией. Его исповедует большинство всех верующих немцев России,проживают в Омской области, Алтайском крае, Новосибирской, Кемеровской, Тюменской, Волгоградской, Саратовской и других областях.

     Реформатство  — одна из форм кальвинизма, более  радикального, чем лютеранство, течения  протестантизма, созданного в 30-х гг. 16 в. Жаном Ковеном (латинизированное написание этой фамилии — Кальвин). Придерживаясь сходной с лютеранами позиции в отношении Священного предания и в вопросе о роли духовенства, кальвинисты-реформаты ещё более упростили церковную обрядность: во время богослужений не звучит органная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения. В отличие от лютеран кальвинисты не считают крест своим официальным символом. Кальвинистов немного, это небольшая часть  верующих немцев, переселившиеся из Закарпатской области. Украины в Москву и другие города России.

     Весьма  влиятельные позиции занимает в России баптизм, превосходящий по численности сторонников любое другое течение протестантизма. Он возник в начале 17 в. в среде английских, конгрегационалистов, бежавших от преследований в Нидерланды, его основателем считается Джон Смит. На баптизм оказали влияние, с одной стороны, одна из форм кальвинизма — конгрегационализм, с другой — меннонитство. Характерной чертой баптизма является выполнение обряда крещения лишь над достигшими совершеннолетия лицами (баптисты считают, что только взрослый человек может сознательно принять веру. Крупные общины евангельских христиан-баптистов имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Смоленске, Ростове, Владикавказе, Грозном, Новосибирске, Красноярске, Абакане, Иркутске, Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке и во многих других городах и населённых пунктах.

     Меннонитство, как одно из ранних течений протестантизма, начало формироваться в 30-х гг. 16 в. (сами меннониты считают датой  основания своей конфессии 1525. Меннониты являются убеждёнными пацифистами: верующим запрещается брать в руки оружие, принимать присягу. Не имеют они также права занимать государственные должности. Меннониты сосредоточены в основном в Алтайском крае, Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской, Оренбургской областях.

     Одним из самых динамичных течений протестантизма является пятидесятничество, очень быстро увеличивающее ряды своих сторонников. Глоссолалия — говорение на иных языках — является наиболее специфичной чертой пятидесятничества, отличающего его от других протестантских конфессий. Пятидесятники подразделяются на несколько разновидностей. Наиболее многочисленной группой являются пятидесятники двух благословений (духовных кризисов):

     Пятидесятниками двух благословений являются также  евангельские христиане пятидесятники-сионисты. Они откололись от воронаевцев в 1922. Появившись на Украине, деноминация впоследствии распространила своё влияние и на ряд регионов России Московская, Тульская, Смоленская обл., Краснодарский и Красноярский края.

     Пятидесятники трёх благословений считают, что между обращением и крещением Духом Святым должно быть ещё одно благословение — освящение, или рождение свыше, — освобождение от первородного греха, так как, считают они, при обращении человек освобождается только от индивидуального греха. У нас к этой разновидности пятидесятничества относятся субботствующие пятидесятники.. В России эта группа пятидесятников имеет небольшое число последователей в центр, областях и в Краснодарском крае.

     Особое  место в пятидесятничестве занимают пятидесятники-унитарианцы. В отличие от прочих пятидесятников, да и подавляющего большинства других протестантов они совершают обряд крещения не по формуле «во имя Отца, Сына и Святого Духа», а «во имя Иисуса Христа. Они имеются в Санкт-Петербурге, Новгородской, Московской и Кировской обл.

Ещё одна представленная в России протестантская конфессия — адвентизм. Она была основана в 30-х гг. 19 в. в США У. Миллером, выступившим с предсказанием  скорого второго пришествия Иисуса Христа. Вера в скорое второе пришествие является одной из наиболее характерных черт адвентизма. Адвентисты седьмого дня, которые в настоящее время представлены в том или ином числе (обычно сравнительно небольшом) в подавляющем большинстве стран мира (в отношении глобальности распространения с ними может сравниться, пожалуй, ещё только одна, также протестантская конфессия — свидетели Иеговы). В Российской Федерации небольшие общины адвентистов седьмого дня имеются в Москве, Тульской, Самарской, Оренбургской областях, Чувашии, Ростовской области, на Северном Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке .

     Помимо  адвентистов седьмого дня в нашей  стране имеются и другие группы адвентистов, однако все они невелики. В России их можно встретить на Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке.

     В России представлены и свидетели Иеговы — одна из самых активных (наряду с адвентистами седьмого дня) конфессий протестантизма. Впрочем, свидетели Иеговы могут быть отнесены к протестантизму с большими оговорками, так как в их вероучении есть положения, резко расходящиеся с общехристианскими догматами. Поэтому их правильнее называть маргинальными протестантами. Конфессия распространилась  в России, прежде всего в Сибири.

     Монофиситства, направления, близкого по культу и вероучению к православию, но отличающегося  от него в решении вопроса о природе Иисуса Христа (если православные считают Иисуса богочеловеком, то монофизиты утверждают, что божественная природа Иисуса подавила человеческую), придерживается Армяно-григорианская церковь, к которой относится подавляющее большинство живущих в России верующих армян. Наиболее крупные группы армяно-григориан имеются в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области, в Москве и Санкт-Петербурге, Чечне, Северной Осетии и Адыгее.

     Статистические  данные по изданию World Christian Encyclopedia. 2nd edition. A comparative survey of churches and religions in the modern world. Oxford University Press. 2001.

Русская Православная Церковь Московского  Патриархата – 73 998 000 (что составляет 50.4 % населения, 87.8 % христиан страны).

Несторианская Церковь 

Ассирийская Церковь Востока – 7 000 человек, в  основном общины сиро-говорящих ассирийцев.

Восточные Церкви (монофизиты)

Армянская Церковь – 400 000 чел., диаспора, 250 000 проживают  на юге России, Северный Кавказ, бассейн  Дона; 150 000 – Москва, Санкт-Петербург и северные районы.

Православные  Церкви

Болгарская  Православная Церковь – 12 000 чел., болгарская диаспора.

Грузинская  Православная Церковь – 65 000 чел., диаспора.

Греческая Православная Церковь – 70 000 чел., диаспора.

Католическая  Церковь 

Католическая  Церковь в России составляют 1 311 200 человек. На территории России образованно 4 епархии:

Архиепархия Божьей Матери – Север Европейской  части России;

Епархия Святого Климента – Юг Европейской  части России;

Преображенская епархия – Западная Сибирь;

Епархия Святого Иосифа – Восточная Сибирь.

Около 1 000 000 католиков проживает в Сибири, остальная часть, около 300 000.

Протестанты

Христианские  Братства [Плимутская братия, братство]

Евангелическое  Христианское Братство, с ок. 1870 года – 400 000 чел..

Евангельская  Лютеранская Церковь Ингрии – 15 000 членов.

Евангельская  Лютеранская Церковь Латвии, с  ок. 1550 года – 10 000 членов.

Немецкие  Лютеране/Реформаты 

Евангельско-Лютеранская  Церковь России и Других Стран – 170 000

Менониты, Анабаптисты 

- Старо  Менониты (церковь Менонитов), ок. 1750 – 60 000 членов, численность сокращается  в 1970 году их насчитывалось  80 000 чел., уменьшение на 1.1 % в год. 

- Менонитское  Братство (Ново Менониты), ок. 1750 г.  – 80 000 чел., основное течение (mainline) Менонитов, связи с США, противоположные процессы по сравнению со Старо-Менонитами, идёт значительный рост общины на 1.16 % в год (1970 г. – 60 000).

Баптисты 

Объединение Евангельских Христиан Баптистов РФ (с 1944 г.) (до 1992 года – Европейско-Азиатская Федерация Евангельских Христиан Баптистов) – 492 000 чел., рост 2.07 % в год.

Баптисты-Пятидесятники 

Пятидесятнический Союз Объединённых Церквей (Pentecostal Union of United Churches), ок. 1911 г. – 130 000 чел., рост 2.81 % в год, 5 епископов.

Реформаты, Пресвитериане 

Реформатская  Фундаменталистская Церковь, с 1632 г.) – 5 000 чел., наследница Латвийской и Карпато-Украинской Реформатских Церквей.

Салвационисты, Армия Спасения

Армия Спасения, ок. 1990 г. – 3 000 чел.

Адвентисты

Церковь Адвентистов Седьмого Дня, с 1883 года – 90 000 чел., рост 2.72 % в год.

Независимые христианские церкви, общины

Старообрядцы 

- Беглопоповцы [Древние Православные Христиане  Старого Обряда] (бывшие Поповцы,  начиная с ок. 1860 г.) – 250 000 чел., рост 0.60 % в год.

- Раскольники,  Поповцы [Древлеправославная Старообрядческая  Церковь Белокриницкого Согласия] (начиная с 1666 года) – 710 000 чел., уменьшение на 1.36 % в год, 5 епархий  15 епископов. 

- Безпоповцы [Старообрядческая Церковь] (ок.1710) – 300 000 членов, уменьшение на 4.30 % в год, 46 разных направлений (например, поморцы).

- Бегуны, Безденежники – 1 000 чел., уменьшение  на 2.73 % в год. 

- Скрытники  [Истинно Православная Церковь  в бегах] (ок. 1900) – 4 000 чел., уменьшение 0.89 % в год.

Альтернативные  православные

- Истинно  Православная Церковь (с 1927) –  210 000 чел., рост 9.89 % в год.

- Российская  Православная Свободная (Автономная) Церковь (с 1990 года) (бывшая Истинно  Православная Церковь) – 50 000 членов, 11 епископов. 

- Истинно  Православные Христиане (с 1944) – 100 000 чел., уменьшение на 2.73 % в год.

- Странники  [Истинно Православные Христиане  Странники] (с 1956) – 20 000 чел., уменьшение  на 1.61 % в год. 

- Украинская  Православная Церковь Киевского  Патриархата (с 1990) – 1 100 000, рост 20.00 % в год.

Православные  Секты 

- Иоанисты, последователи Иоанна Краштатского (ок. 1883) – 1 000 чел., уменьшение на 2.73 % в год. 

- Искуплённый  Израиль (ок 1930) – 900 членов, уменьшение  на 0.42 % в год. 

- Хлысты (ок. 1650) – 500, уменьшение на 5.39 % в год.

Адвентисты 

- Адвентисты  Верного Остатка (ок. 1920) – 20 000, уменьшение на 1.61 % в год. 

- Христиане  Седьмого Дня (ок. 1935) – 1 000 чел., уменьшение на 2.73 % ежегодно.

Харизматы

- Харизматическая  Ассоциация Христианских Церквей России (ок. 1960 г.) – 100 000 чел., рост 10.11 % в год.

- Христиане  Евангельской Веры (с 1921 года) –  100 000 чел., уменьшается на 1.61 % в год. 

- Инициативники  [Совет Церквей Евангельских Христиан  Баптистов] (с 1961 г.) – 50 000 чел., уменьшение на 4.3% в год.

- Евангельские  Христиане Апостольского Духа (с  1913 года) – 38 000, рост 8.45 % в год,  первые русские пятидесятники 

- Христианская  Ассоциация Глобальной Стратегии  [Global Strategy Christian Association] (с 1991) – 13 000 членов,.

Информация о работе Особенности религиозного состава населения России и её регионов