Православная культура и научные подходы к ее изучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:22, реферат

Описание работы

Наряду с прочими другими «религиозными культурами»: мусульманской, католической, буддийской, – с такой же степенью обоснованности и необходимости существует понятие православной культуры. Долгое советское время как бы не замечавшаяся православная культура стала фактом современной жизни многих стран, в том числе и Киргизии, учебной дисциплиной, «горячей» темой для публицистики и даже фактором внутренней политики и предметом изучения для исследователей разного профиля.

Работа содержит 1 файл

Православная культура и научные подходы к ее изучению.docx

— 25.78 Кб (Скачать)

ингвокультурологическое понимание православной культуры как  православной концептосферы русского языка позволяет изучать ее и  в школе, способствуя «подключению»  школьников как языковых личностей  к национальной языковой картине  мира, а значит и формированию у  них навыка понимания языка и  смысла русской культуры. 

Для исторического  изучения православной культуры объем  содержания словосочетания «православная  культура» нужно сузить до понятийного  плана, выбрав те его составляющие, которые поддаются рациональному  объяснению и позволяют представить  предмет исторического исследования, религиозную культуру, как целостный  феномен с конкретным культурно-историческим содержанием. Поставленная в историко-культурный контекст русская православная культура есть традиционная религиозная культура русских (в зависимости от исторического  периода понятие «русский» требует  уточнения). В качестве религиозной  культуры она может пониматься как  исторически изменчивый социальный опыт духовного освоения действительности, передающийся от поколения к поколению  в виде традиций и опредмеченный  в продуктах их творческой деятельности. Функции православной культуры как  культуры религиозной – формирование и сохранение социо-культурной (этноконфессиональной) целостности и идентичности, трансляция православной традиции, воспитание (воспроизводство) членов православной Церкви, православное осмысление, оценка и оформление всех сторон общественного жизнеустройства  и всех форм жизнедеятельности, распространение  православной веры, в том числе  и во вне, за пределы православной культуры. 

Творцы (субъекты) православной культуры – члены конкретной (поместной) православной Церкви, которые составляют социум с присущей именно этому данному  исторически и регионально локализованному  сообществу системой отношений, ориентированных, как и во всякой религиозной культуре, на некий высший вневременной идеал. 

Все вышесказанное  позволяет нам определить православную культуру как исторически обусловленную  совокупность разнообразных изменяющихся форм общественного сознания (нравственности, эстетических вкусов, философских, политических взглядов) и разных, также исторически  изменчивых, форм общественной культурной деятельности (обрядовой, воспитательной, просветительской, политической, художественной) членов православной церкви. Совокупность форм православной культуры представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся  систему, обеспечивающую этноконфессиональную идентичность и ориентированную  на вневременную, неизменную систему  ценностей и идеалы жизнеустройства  и жизнедеятельности, которые основаны на православной вере, воодушевляются верой, формулируются, хранятся и распространяются православной Церковью. 

Таким образом понятая  православная культура делает возможным  ее историческое изучение, предметом  которого становятся, например: народные обычаи и праздники, традиционные представления  о благочестии, иконопись и церковное  пение, политическая и социальная деятельность (объединения, союзы, братства и т.п.) православных людей, креационизм как  христианская естественно-научная  концепция, христианская историософия, символика и многое другое. Проблемно-аналитический  подход к изучению истории православной культуры в школе не только заполнит многочисленные пробелы в школьных описаниях истории, прояснит истинные мотивировки и оценку деятельности разных исторических лиц. Такой подход может также способствовать формированию у школьников целостного представления  об отечественной истории, чувства  причастности к национальному самосознанию и национальной системе ценностей. 

Кроме лингвокультурологического  и исторического проблемно-аналитического подходов к изучению православной культуры, могут существовать и другие: социологический, семиотический, этнографический… Каждый из этих подходов может быть продуктивным, если в многослойном концепте «православная  культура» исследователь выделит  те компоненты, которые представят предмет исследования адекватным избранному методу. 

Библиография:

Бородина А.В. Основы православной культуры. М., 2003.

Ильин И. Собрание сочинений  в 10 т. Т.1. Основы христианской культуры. М., 1993.

Кураев А. (диакон).Культура как жемчужина // В его кн.: Взрослым о детской вере: школьное богословие. Ростов-на Дону, 2002.

Савельева Л.В. Богородичный концепт в русском мировидении // Этнолингвокульутрология: проблемы и решения. СПб., 2004.

Феофан Затворник.Что  такое духовная жизнь и как  на нее настроится. – М., 1914. 

Озмитель Е.Е., к.и.н.,

доцент кафедры  истории и культурологии 

Киргизско-российского  славянского 

университета, г. Бишкек

Информация о работе Православная культура и научные подходы к ее изучению