Систематическое богословие

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:01, лекция

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть и дать основные понятия о Библейских доктринах, и сформировать систематические представление о Боге и Его деяниях, которые дают уверенность и стабильность в повседневной христианской жизни и служении.

Работа содержит 1 файл

систематическое богословие.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

             Ангелы как добрые, так и злые появляются, чтобы оказать воздействие на человеческие души (Дан.10:13,10:20; Дан.10:21-11:1; Кол.1:16, 2:15).

Классификация Ангелов.

Херувим – «Покрывающий», «Охраняющий» (Быт.3:24,    4 Цар.19:15; Иез.10:1-22,28:14-16).

Серафим – «Пламенный» - освящает и приводит к поклонению Богу на небесах (Ис.6:2-6).

Бодрствующие – Стражи – несут весть или послание человеку (Дан.4:14).

Животные – поклоняются  Богу, исполняют правосудие, их деятельность сосредоточена у Престола (Отк.4:6-9,6:1-7,15,17).

Ангелы – общее  название духовных существ.

Архангел – «Старший Ангел» (1Фес.4:16; Иуд.9). Архангелы (в Канонической Библии Архангелом назван Михаил) несут  ответственность за Израиль (Дан.10:13,21), провозглашение рождения Спасителя (Лук.1:26-38), охрану «Жены и Младенца» и поражение сатаны (Отк.12:7-12), за провозглашение Второго Пришествия (1Фес.4:16-18).

В Апокрифе (Енох.20:1-7) упоминаются  семь Архангелов – Уриил, Рафаил, Регуил, Михаил, Зариил, Гавриил, Ремиил. Товит.12:15: «Я, Рафаил, один из семи Архангелов, которые возносят молитвы святых и которые входят в присутствие славы Святого».

 

Организованная  деятельность ангелов тьмы

 

Сатана пытается подражать  Богу. Он имеет свой престол (Откр.2:13). Он – князь мира сего (Ин.14:30; 16:11; Еф.2:2). Он – противник Богу (Откр.12:4-9). Он имеет своих ангелов (Матф.25:41). Наша брань ведётся с ними (Еф.6:12). Христос победил их (Кол.2:15; Еф.1:21).

 

Глава ангелов тьмы

Рассмотрим деятельность «врага рода человеческого».

 

  • Сатана – «Противник». Он противится Богу, человекам (Зах.3:1; Матф.13:39; 1Петр.5:8).
  • Диавол – «Клеветник». Клевещет день и ночь на Бога перед людьми (Быт.3:1-5),на людей перед Богом (Иов.1:9; Отк.12:10).
  • Искуситель – «Тот, кто искушает, обвиняет и логически оправдывает грех» (Матф.4:3; 1Фес.3:5).
  • Дракон (Откр.12:3,7; 13:2; 20:2).
  • Змей – извращённый и лживый (2Кор.11:3).
  • Вельзевул – «Господин навоз» (Матф.10:25).
  • Велиар – «Полнейшая беззаконность», говорит о развращённости (2Кор.6:15).
  • Люцифер (Денница, Сын Зари, в латинском переводе * «светоносный» отсюда и название Люцифер) (Ис.14:12).
  • Лукавый (Матф.13:19; 1Ин.2:13; 5:18; Еф.6:16).
  • бог века сего (2Кор.4:4). У него есть свои ангелы (Матф.25:41; 2Кор.12:7), слуги (2Кор.11:15), учение (1Тим.4:1), жертвы (1Кор.10:20), сборища (Откр.2:9),  Борется против Бога и Церкви.

Диавол использует возможность  огорчать Бога через человека.

Он лжёт (Ин.8:44; 2Кор.11:3),

искушает (Матф.4:1),

ворует (Матф.13:19),

мучает (2Кор.12:7),

препятствует (1Фес.2:18),

разделяет (Лук.22:31),

обвиняет (Откр.12:10),

поражает недугом (Лук.13:16),

обладает, то есть может  войти в человека  (Ин.13:27),

убивает и поглощает (Ин.8:44; 1Петр.5:8).

 

Деятельность лжеангелов

  1. Противоборствуют Богу, Церкви и народу Божиему как воинство тьмы (Матф.25:41; Еф.6:12; Откр.12:7-12);
  2. Пытаются отделить Божий народ от Бога (Рим.8:38-39);
  3. Противоборствуют Ангелам Света (Дан.10:11-21);
  4. Поражают болезнями (Матф.9:33; 12:22; Марк.5:1-16);
  5. Сеют лжеучения (2Фес.2:1-12; 1Тим.4:1);
  6. Обладают людьми и животными (Матф.4:24; Марк.5:8-14; Деян.8:7; 16:16).

Бог иногда использует лжеангелов для наказания безбожников (Пс.77:49), а также для    наказания  грешников (1Кор.5:5) и испытания праведных (Иов.1 и 2 гл.).

 

Удел  лжеангелов

Лжеангелы побеждены  Богом и будут ввержены в озеро  огненное для вечного наказания (Матф.25:41; 2Петр.2:4, Иуд.6; 2Фес.2:8; Откр.20:10).

 

Заключение

Мы не должны быть введены  в заблуждение Диаволом (2Кор.2:11), позволить ему занять место в  нашей жизни (Еф.4:27). Нам необходимо всегда бодрствовать, противостоять  ему (Иак.4:7; Еф.6:10-18).

 

 

УЧЕНИЕ О  ЧЕЛОВЕКЕ – АНТРОПОЛОГИЯ

ЛЕКЦИЯ  №6. Человеческий род – антропология

 

Происхождение человека

 

Библия даёт конкретный ответ на вопрос «Откуда произошёл  человек?» и указывает, что человек  является особым творением Божиим. Человек уникален, Священное Писание отмечает, что он является результатом особого Божественного акта творения (Ис.45:11-12).

  • Быт.1:27 – Бог сотворил человека, мужчину и женщину, а не человекообразное существо!
  • Быт.2:7-22 – Адам и Ева непосредственно сотворены Богом;
  • Быт.2:7 – Человек сотворён из праха земного, а не из какого-либо животного;
  • Быт.2:7 – Человек сотворён и стал душой живою;
  • 1Кор.15:39 – Плоть человека нельзя смешивать с плотью животных;
  • Быт.1:26; 5:1; 9:6; 1Кор.11:7; Иак.3:9 - сотворён по образу и подобию Божьему.

Отметим, что сотворение всего мира отличалось от сотворения человека (Быт.1:20,24; Быт.2:7). Бог сотворил человека непосредственно, и Божественное дуновение наделило человека не только жизнью, но и духовной природой.

  • Быт.1:26 – Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. Имеется в виду моральное и духовное подобие.
  • Быт.1:28 – Бог поставил человека над всем творением.
  • Быт.1:28 – Бог благословил и наделил человека правом владычества.

 

Некоторые отличия  человека от животного

  1. Человек имеет дар речи – способность общаться с себе подобными при помощи конкретных (реальных) и абстрактных (теоретических) понятий динамическим, творческим образом;
  2. Человек способен радоваться прекрасному;
  3. Он способен различать добро и зло, оценивать соответствие моральным нормам;

4. Человеку присуща  глубокая потребность поклонения;

5. Человек – творческая  натура, способен планировать.

Человек – наиболее удивительное из Творений.

 

Сотворён по образу Божьему

Библия учит, что человек  сотворён по образу и подобию Божьему (Быт.1:26-27; 5:1; 9:6; 1Кор.11:7; Иак.3:9). Это не означает физического подобия или внешнего сходства. Рассмотрим, что же входит в понятие «подобие Божие».

  1. Личностное подобие – свобода общения, личностные взаимоотношения;
  2. Моральное подобие – знание добра и зла, выбор;
  3. Умственное подобие – интеллект, способность к творчеству;
  4. Способность управлять;
  5. Самосознание – человек, как и Бог, имеет самосознание себя как индивидуума;
  6. Общественная природа – способность поддерживать общественные союзы (семьи, общения и т.д.).

 

Сущность  человеческой природы

 

Физические аспекты

Человеческое тело – плоть, кость, кровь, системы (нервная, кровеносная, др.), органы чувств (обоняние, осязание др.). Насколько ценно наше тело?

  • Рим.8:23; 1Кор.6:12-20 – тело включено в наше искупление.
  • 1Кор.6:15,19-20 – тело является храмом Духа Святого, в нём необходимо прославлять Бога.
  • Фил.3:20-21 – Бог воскресит нас телесно.

Хотя духовные аспекты  важнее телесных (Матф.10:28), мы не должны рассматривать тело как вместилище пороков или презирать его (Кол.2:23).

Мы должны помнить, что  для Бога было необходимо облечься в человеческое тело, чтобы стать  милостивым и верным Первосвященником и помазанным Спасителем (Евр.2:14-15,17-18).

Другие свидетельства Писания о теле:

Человеческое тело –  прекрасное творение, которое Он отметил  как «весьма хорошее» (Быт.1:27,31; Пс.138:13,16);

  1. Благодаря человеческому Телу Христос стал нашим Первосвященником (Евр.2:14-15,17-18);
  2. Человеческое тело включено в наше искупление (Рим.8:23; 1Кор.6:14);
  3. Тело следует почитать как Храм Святого Духа (1Кор.6:15,19-20);
  4. Тела должны быть использованы для святого служения Богу (Рим.12:1);
  5. Тело и все его составные части используются в качестве примера, чтобы представить Тело Христа (1Кор.12:12-27);
  6. Наши тела будут воскрешены и преображены в подобие преславного Тела Христа (Фил.3:20-21).

 

Внематериальные (духовные) аспекты

Библия говорит о  душе и духе (1Фес.5:23), но в Ев. от Матф.10:28 наша духовная сущность названа душой  без упоминания о духе.

 

? Прочитать и обсудить: Быт.2:7; Пс.41:6; 1Кор.5:3; Евр.4:12; 1Фес.5:23.

 

Наша духовная жизнь  выражается в интеллекте, эмоциях, воле, совести. Если рассмотреть некоторые  места Библии, то складывается впечатление, что душа – это жизнь. В некоторых случаях в Священном Писании душа упоминается в двух значениях:

  1. Душа – духовное «я», сущность человека, имеющая сознание, волю, индивидуальность (Библейская энциклопедия РБО, 1996г.);
  2. Душа (евр. Нефеш) –
  • физическая жизнь (Быт.1:20; Матф.2:20; Лук.12:19),
  • бессмертное вечное существование (Матф.10:28; Марк.3:4; Лук.9:28),
  • характер сердца (Деян.4:32),
  • личность (Быт.12:5; Лев.1:2; Деян.2:41; Откр.18:19)

(Библейский словарь  Эрика Нюстрема).

 

Моральные аспекты  человека

  1. Совесть – «внутренний голос».
  • Совесть предупреждает о правильной или неправильной позиции (Рим.2:15).
  • Совесть может оскверниться (1Кор.8:7; Тит.1:15).
  • Совесть может быть сожжённой (1Тим.4:2).
  • Совесть не является непогрешимой. Например, Савл был уверен, что христиан нужно гнать, и совесть его не осуждала.
  • Совесть осуждает наши поступки и намерения, основываясь:
  • на нашем знании о существовании Бога,
  • на откровениях Божией воли,
  • на моральном понимании, данном Богом,
  • на том, чему нас научили,
  • на общественных стандартах, принятых нами.

Божьей воле согласны требования совести, основанные лишь на Слове Божием и истолкованные Духом Святым.

  1. Воля – способность принимать решения и делать выбор между вариантами поступков. В спасении задействована воля Божия и воля человека (Тит.2:11-12; Ин.7:17).

 

Духовное строение человека

Д  совесть (различение добра и зла) (Пс.50:12; Деян.17:16; Рим.2:15),

У интуиция (внутреннее чувство) (Матф.26:41; Марк.2:8),

Х общение (связь с духовным миром) (Лук.1:47; Ин.4:23; Рим.1:9, 7:6, 8:15-16)

 

Д

У    воля (Иов.7:15; 1Цар.22:23),

    Ш    эмоции (Пс. Песн.1:6; Лук.1:46; Матф.26:38),

А    интеллект (Притч.19:2, 24:14; Пс.138:14; Пл. Иер.3:20).

 

Т

Е    чувства (обоняние, осязание и т.д.),

Л    системы (нервная, кровеносная и т.д.),

О    ткани (кости, кожа и т.д.).

 

Данный вопрос можно рассмотреть и таким образом: духовная сущность человека (дух, душа) + физическая сущность человека (тело).

Таким образом,

  • дух – наше Богопознание,
  • душа – наше самопознание,
  • плоть – наше миропознание.

Бессмертие  человека

 

Что происходит с человеком после смерти? Библия учит, что после смерти – существует жизнь!

Быт.3:19 говорит о смерти: «прах и в прах возвратишься». Но это о теле – а о духовной сущности человека? Лук.23:43; 2Кор.5:8; Фил.1:22-23; Ин.5:24.

Физическая смерть есть часть проклятия за грех (Быт.3:19), но есть и жизнь после смерти (Лук.16:19-31), и, кроме того, Библия повествует о Воскресении (1Кор.15:42-57).

  •  На основании этого мы можем сказать, что Бог сотворил человека Бессмертным, и необходимо выбрать сейчас: Вечная жизнь с Богом или Вечная жизнь и мучения в озере огненном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕНИЕ О  ГРЕХЕ – ХАРМАРОЛОГИЯ

И КРАТКОЕ УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ – СОТЕРИОЛОГИЯ

ЛЕКЦИЯ  №7. Грех и спасение

ЧАСТЬ 1. Грех

 

Реальность существования  греха

Общими словами грех можно определить как непослушание и невозможность подчинения законам Божиим. Библия говорит о реальности, а не об иллюзорности греха. Богословское определение греха формулируется следующим образом. Человек:

  1. делает то, чего нельзя делать,
  2. не делает того, что обязан делать,
  3. не является таким, каким должен или предназначен быть.

Из всех доказательств  существования и реальности греха  мы возьмём только самое существенное – Слово Божие.

 

Грех в свете  Библии

В Писании грех является одной из главных тем, уже в  третьей главе Бытия описывается  согрешение или грехопадение человека. С проблемой греха мы встречаемся на протяжении всей Библии.

  • Быт.3:11, 4:7 – грех определяется как непослушание,
  • Исх.20:1-20 – Закон, данный Моисею,
  • Лев.4-7гл. – жертвоприношения за грехи,
  • Лев.16гл. – очищение от грехов.

Первые пять книг Библии названы «Закон» (евр. «Тора»), т.к. содержат Закон и наставления для получения  прощения за совершённый грех.

  • Суд.2:1-7, 10-19, 3:7,9,12,15, 4:1, 6:1 – грех народа,
  • Пс.50:3-4,7 – сожаление и покаяние Давида,
  • Иез.23, Иер.5, Дан.9:1-20 – также говорят о грехе,
  • Рим.1:18-32 – грех реален,
  • Лук.22:39-44, Ин.19:13-18 – Христос страдал за грехи всего мира (доказывает реальность греха),
  • Деян.5:1-11 – Анания и Сапфира погибли из-за греха

Информация о работе Систематическое богословие