Искусство спора, дискуссии, полемики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

На сегодняшний день остается главной проблемой то, что споры часто оставляют тягостное впечатление и у слушателей, и у самих участников, превращаясь в простую перебранку. Просто большинство из нас не умеют спорить. Тогда полезно этому поучиться, а для начала постараться понять, что подразумевается под спорами. Для написания данной работы была использована литература таких известных авторов как А.А. Ивин, К.Г. Павлова, С.И. Поварнин, Дейл Карнеги и другие.

Содержание

Введение
1. Спор
1.1.Условия спора
1.2. Виды спора
2. Логико-психологические основы спора
2.1. Психологические уловки
2.2. Логические уловки
3. Общие требования к спору
3.1. Стратегия и тактика спора
3.2. Корректные приемы спора
3.3.Некорректные приемы спора
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

искусство спора,,дискуссии, полемики.docx

— 43.11 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Политехнический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования  « СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ имени М.К. Аммосова » в городе Мирный 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Русский язык и культура речи

на тему: «Искусство спора, дискуссии, полемики». 
 
 
 
 

                      Выполнил:

                                                              студент I курса группы НД-11 (з/о)

                                                                     Мишаков М.Ю.

                      Проверила:

                                                                   Скрябина  А.М. 
 

Мирный 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

    1. Спор

    1.1.Условия  спора

    1.2. Виды спора

    2. Логико-психологические основы спора

    2.1. Психологические уловки

    2.2. Логические уловки

    3. Общие  требования к спору

    3.1. Стратегия  и тактика спора

    3.2. Корректные  приемы спора 

    3.3.Некорректные  приемы спора

Заключение

Список  использованных источников и литературы 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Мы  много и часто спорим: с родными  дома, с коллегами на работе, с  продавцами в магазине... По телевизору нам показывают споры в Государственной  думе, дискуссии между представителями  разных политических партий. Заказчики  спорят с подрядчиками, истцы с  ответчиками, адвокаты с прокурорами...

    Во  многих ситуациях спор выявляет разнообразие точек зрения, дает новую конструктивную информацию, помогает в поисках альтернативного  варианта. Спор дает возможность выразить свои мысли, сравнить их с мыслями  других и тем самым удовлетворить  потребности в уважении и самоутверждении.

    Одни  говорят: « В споре рождается истина!»

    Другие  думают иначе: «Истина у каждого своя».

    Но  если из этих фраз сделать логический вывод, то в итоге получаем:

    «В  споре у людей рождаются свои истины».

    Но  почему в споре не всегда побеждает  тот, на чьей стороне справедливость. Почему же, правда, иногда вынуждена  отступить перед ложью? Причина  в том, что в споре участвуют  не понятия, а люди. Правда у каждого  своя, и способности у людей  разные. Умение правильно аргументировать  свои доводы - большое искусство.

    На  сегодняшний день остается главной  проблемой то, что споры часто  оставляют тягостное впечатление  и у слушателей, и у самих  участников, превращаясь в простую  перебранку. Просто большинство из нас не умеют спорить. Тогда полезно  этому поучиться, а для начала постараться понять, что подразумевается  под спорами. Для написания данной работы была использована литература таких известных авторов как  А.А. Ивин, К.Г. Павлова, С.И. Поварнин, Дейл Карнеги и другие.

 

1. СПОР

    В русском языке имеется несколько  слов, обозначающих столкновение противоположных  или просто разных убеждений - дискуссия, полемика, спор, дебаты.

    Дискуссия – это публичный спор, целью  которого является выяснение и сопоставление  разных точек зрения, поиск, выявление  истинного мнения, нахождение правильного  решения спорного вопроса. В переводе с латинского языка «дискуссия»  означает исследование, рассмотрение, разбор. Дискуссия считается эффективным  способом убеждения, так как ее участники  сами приходят к тому или иному выводу.

    Цель  дискуссии заключается в стремлении добиться истины путем сопоставления различных мнений.

    Дискуссия это активный метод закрепления  и углубления знаний, развития навыков  творческого мышления и умения вести  спор. Из психологии известно, что человек  лучше всего воспринимает и запоминает то, к чему он пришел сам, что он сам открыл. Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.

    Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии  формулируется до ее начала, что  дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно.

    При отсутствии предмета спора или обсуждения дискуссия не возникает.

    Результат дискуссии должен выражаться в более  или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками  дискуссии или их большинством. Таким  образом, в дискуссии образуется более четкая и ясная формулировка решения проблемы, устраняется момент субъективности: убеждения одного человека или группы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность.

    Слово "полемика" в переводе с древнегреческого означает воинственный, враждебный. Полемика – это не просто спор, а такой при котором имеется противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому, или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Таким образом полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью. Если участники дискуссии сопоставляют противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину, то цель полемики: одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

    Полемика  носит боевой, решительный характер:

    - Во-первых, основная задача, которую  решают полемизирующие стороны, - утверждение своей позиции.

    - Во-вторых, участвующие и полемике  стороны более чем в дискуссии,  вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике допускается использование большего числа корректных приемов, таких, как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, в том числе и психологических, навязывание своего сценария спора и т.п.

    Но  следует помнить, что в общественном сознании спор ассоциируется со средством  достижения истины, поэтому решение, основанное на победившей в полемике позиции, влечет за собой соответствующую  меру ответственности. Нетрудно догадаться, каковы будут последствия, и какой  будет мера ответственности, если в  полемике победит ошибочная точка зрения.  

1.1. УСЛОВИЯ СПОРА 

    Прежде  чем вступать в спор, следует посмотреть, выполнены ли некоторые простые  условия, наличие которых только и делает разговор спором.

    1) умение правильно определить  предмет спора и выделить пункты  разногласий;

    2) умение не упускать из виду  главных положений, из-за которых  ведется спор;

    3) умение четко определить свою  позицию в споре;

    4) правильное использование понятий.  Необходимо выделить основные  понятия, связанные с предметом  спора, и термины, их обозначающие;

    5) уважительное отношение к оппоненту,  стремление понять взгляды и  убеждения противника, вникнуть  в суть его позиции;

    6) умение сохранить выдержку и  самообладание в споре;

    7) умение обращать внимание на  поведение оппонента, верно оценивать его действия. Здесь многое зависит от противника, его характера, темперамента, настроения, национальной принадлежности, общественного положения;

    8) умение подбирать убедительные  аргументы для обоснования своей  позиции и опровержения позиции  оппонента. В этой ситуации  полемист должен хорошо знать  того, к кому обращены его доводы.

 

1.2. ВИДЫ СПОРА 

    Виды  спора очень многообразны. Спор может  быть конструктивным (товарищеским) или  деструктивным (враждебным), устным или  письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным.

    На  сегодняшний день логикой выделяется несколько видов споров по следующим  критериям.

    По  преследуемой цели: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора.

    Если  цель собеседника — поиск истины, то он ведет аподиктический (достоверный, основанный на формальных законах мышления и правилах вывода) спор. Если цель оппонента  убедить, склонить к своему мнению, то он ведет эристический (или, как  его называют, диалектический, т.е. основанный на всех законах диалектики) спор. Если цель соперника победить любым путем, то происходит софистический (основанный на словесных ухищрениях, вводящих в заблуждение) спор.

    2. По количеству участников 

    ·  Простой спор - это спор двух человек. Один говорит, другой возражает. Все очень просто.

    ·  Б. Сложный спор - в нем участвуют несколько человек.

    Простой вариант сложного спора мы имеем  в том случае, когда его участники  разбиты на две команды, представители  которых поочередно берут слово. Так спорят между собой сторонники соперничающих политических партий, представители разных отделов на предприятии, кредиторы с должниками и т.д.

    Наиболее  сложный спор - это спор нескольких человек, каждый из которых отстаивает свою, особую, точку зрения, играет, так сказать, только за себя. Такой  спор требует от участников высокой  культуры общения, и если он возникает стихийно, то очень быстро превращается в беспорядочную перебранку.

    3. По наличию или отсутствию слушателей

    ·  Спор наедине, при котором присутствуете  только вы и ваш оппонент. Такой  спор имеет свои особенности: наедине  можно сказать собеседнику такое, чего не скажешь при людях; наедине  гораздо легче признать свою ошибку и правоту собеседника. И как  трудно порой бывает сделать это  при свидетелях! Наедине легче  думать, можно сделать паузу, попросив оппонента подождать, можно изредка  отвлечься от спора и поговорить о чем-то постороннем. Легко спорить, когда вас только двое!

    ·  Публичный спор. Опытный полемист умеет использовать аудиторию для  психологического давления на оппонента. Публичный спор чрезвычайно труден, к нему нужно быть готовым не только логически, но и психологически.

    При ведении публичного спора полезно  иметь в виду следующее. Во-первых, публика, как правило, не очень внимательно  слушает то, что говорят. Обыкновенный человек редко способен внимательно  слушать чьи-то рассуждения более 5—7 минут, затем он утомляется, внимание его рассеивается, и он выхватывает  из речей лишь отдельные фразы. Поэтому  длинные рассуждения в публичных  спорах должны быть исключены. Во-вторых, публика в массе своей не думает. Конечно, каждый отдельный человек  из числа присутствующих может быть умен и образован, однако, собравшись вместе, люди чаще всего превращаются в толпу и начинают жить ее эмоциями и страстями ими легко овладевает стадное чувство. Поэтому перед толпой следует говорить как можно более кратко, ярко, образно, обращаясь не к разуму, а к эмоциям и чувствам.

Информация о работе Искусство спора, дискуссии, полемики