Контрольная работа по "Риторике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:05, контрольная работа

Описание работы

Дайте письменную характеристику собственной речевой культуре по следующим параметрам: знание правил русского языка; умение грамотно писать и говорить; умение слушать; владение речевым этикетом; умение дифференцированно использовать языковые средства в разных ситуациях общения; навыки выступлений перед аудиторией; наличие в речи слов-паразитов, просторечных, вульгарных оборотов. Составьте программу повышения личной речевой культуры.
Ответ:
У меня высокий уровень знаний правил русского языка. Я умею правильно писать и говорить. Иногда возникают трудности в восприятии и переработке текстовой информации. При этом обладаю умением организовать речевое общение и знаю этикетные формулы речи, при определенных речевых ситуациях. К сожалению, навыков выступления перед большой аудиторией у меня практически нет. Иногда в разговорной речи у меня присутствуют слова паразиты, но я стараюсь контролировать себя, постепенно искореняя эту проблему.

Содержание

1 Контрольная работа №1 3
2 Контрольная работа №2 13
3 Контрольная работа №3 26
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

работа моя (копия).doc

— 209.00 Кб (Скачать)


Содержание

1 Контрольная работа №1 3

2 Контрольная работа №2  13

3 Контрольная работа №3  26

Список использованных источников  31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Контрольная работа №1

Задание 1.1

Дайте письменную характеристику собственной  речевой культуре по следующим параметрам: знание правил русского языка; умение грамотно писать и говорить; умение слушать; владение речевым этикетом; умение дифференцированно использовать языковые средства в разных ситуациях общения; навыки выступлений перед аудиторией; наличие в речи слов-паразитов, просторечных, вульгарных оборотов. Составьте программу повышения личной речевой культуры.

Ответ:

У меня высокий уровень знаний правил русского языка. Я умею правильно  писать и говорить. Иногда возникают  трудности в восприятии и переработке текстовой информации. При этом обладаю умением организовать речевое общение и знаю этикетные формулы речи, при определенных речевых ситуациях. К сожалению, навыков выступления перед большой аудиторией у меня практически нет. Иногда в разговорной речи у меня присутствуют слова паразиты, но я стараюсь контролировать себя, постепенно искореняя эту проблему.

Для повышения личной речевой культуры мне необходимо:

1.Приобретение новых знаний, накопление  сведений из различных областей  науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы.

2. Расширение лингвистического  кругозора, знаний о языке.

3. Обогащение словарного запаса.

4. Развитие речевого слуха.  Следует слушать, как говорят, как произносят слова, как употребляют слова, т. е. обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.

5. Практика говорения (ведение  беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. п.).

6. Овладение техникой речи. Основные  элементы речевой техники –  фонационное (речевое) дыхание,  голос (правильные навыки голосообразования)  и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков). Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания.

7. Знакомство с основами ораторского  мастерства.

8. Анализ текстов. Читая тексты, важные документы, необходимо  выполняйть роль редактора – текст читается медленно, слово за словом, пытаясь установить, как иначе можно толковать отдельные слова и предложения, какие мысли сформулированы неясно. Задача заключается в том, чтобы найти слабые места в тексте.

9. Овладение нормами литературного языка – одно из важнейших условий совершенствования речевой культуры.

10. Овладение технологиями речевого  общения.

Задание 1.2

Приведите речевые формулы приветствия, прощания, извинения, обращения с  просьбой, предложения чего-либо, отказа от чего-либо, уместные:

1) в письменной речи;

2) в устной речи.

Ответ:

Письменная речь:

1. Приветствие – Добрый день. Здравствуйте.

2. Прощание – С уважением. 

3. Извинение – Приношу свои  извинения

4. Обращение с просьбой –  Очень вас прошу

5. Предложение чего-либо – Позвольте обратить ваше внимание

6. Отказ от чего-либо – В  настоящее время это невозможно

Устная речь:

1. Приветствие – Здравствуйте. Моё почтение.

2. Прощание - Всего доброго. До  свидания.

3. Извинение - Прошу прощения. Извините

4. Обращение с просьбой – Если Вас не затруднит

5. Предложение чего-либо – Разрешите  предложить вам

6. Отказ от чего-либо – Я  вынужден отказать вам. Я не  в силах помочь вам

Задание 1.3

Прочитайте статью А. Шмелева «Ложная  тревога и подлинная беда»  и письменно ответьте на следующие вопросы:

1) Каким образом социально-политические  и культурные факторы повлияли  на состояние речевой культуры современного российского общества?

2) Почему происходит активное  проникновение в современный  русский язык иноязычных слов?

3) Что думает автор статьи о состоянии грамотности носителей русского языка?

4) В чем, по мнению автора, проявляется изменение языковой  картины мира?

Ответ:

1) Каким образом социально-политические  и культурные факторы повлияли  на состояние речевой культуры современного российского общества?

После 1991 г. в речевой практике общества сформировались некоторые положительные тенденции: расширение словарного состава языка в области экономической, политической и юридической лексики; приближение языка средств массовой информации к потребностям достоверного освещения реальности; сближение языка заметок и корреспонденций с литературной разговорной речью, отказ от канцелярского стиля в публицистике; деидеологизация некоторых пластов лексики; выход из употребления многих газетных штампов советского времени; возвращение некоторым городам и улицам исторических названий.

Положительное влияние на развитие языка оказывает изменение условий  публичного общения: отмена цензуры, возможность  высказать личное мнение, возможность  для слушателей оценить ораторские таланты видных политиков.

Наряду с положительными в современной  речи массовое распространение получили отрицательные тенденции: закрепление  грамматических ошибок в качестве образцов построения предложений; неточное употребление лексики, искажение значений слов; стилистические нарушения речи.

2) Почему происходит активное  проникновение в современный  русский язык иноязычных слов?

Действительно, в современной речи употребление иноязычных слов активизировалось, и это заметно каждому, даже неспециалисту. Откроем, например, газету: «Супер дисконты на мобильники!» «Промоутерская фирма предлагает..», «Открылось новое дизайн - бюро», «Компания совершает чартерные рейсы», «Шоп-туры в Китай» и т.д. С экранов телевизоров нас информируют об инаугурации или предстоящей процедуре импичмента президента, о том, что выборы не состоялись из-за неявки электората и об инвестиционном климате.

Проанализируем, какие сферы жизни  наиболее активно впитывают заимствования, и, пожалуй, не могут без них обойтись. Наиболее открытыми для иноязычных заимствований оказались следующие сферы жизни: политика, экономика, компьютеры и коммуникации, мода, шоу-бизнес, спорт. Проникновение в язык слов, связанных с политикой, экономикой вызвано, прежде всего, переходом к рыночным отношениям и открытости современного общества для международных контактов.

Не стоит на месте и развитие науки: новые реалии требуют новых  обозначений, которые мы заимствуем вместе с продуктами новейших технологий.

Теперь нельзя даже представить  эти сферы жизни без таких слов как пейджинговая компания, электорат, инаугурация, бартер, трансферт, факс, Интернет или промоутер. Здесь основная причина заимствований – это потребность в наименовании нового предмета или явления.

3) Что думает автор статьи  о состоянии грамотности носителей русского языка?

Автор, статьи считает, что в большей  мере, что грамотность можно отнести  к «орфографическому режиму», установившемуся в Советском Союзе. Грамотное письмо традиционно считается частью культуры.

Автор, статьи считает, что на современном этапе происходит падение престижности умения грамотно писать, и изменить эту тенденцию не так просто.

4) В чем, по мнению автора, проявляется изменение языковой  картины мира?

Автор, статьи считает, что представления, формирующие картину мира, входят в значения слов в неявном виде, так что человек принимает их на веру, не задумываясь. Пользуясь языковыми выражениями, содержащими неявные смыслы, человек, сам того не замечая, принимает и заключенный в них взгляд на мир.

Задание 1.4

Какие элементы языка относятся к нелитературным? Можно ли использовать их в своей речи? Почему и для чего?

Ответ:

Для того, чтобы понять что такое  нелитературный язык и определить его  роль в общении необходимо выявить причины его возникновения, рассмотреть динамику его развития. Основная причина, по мнению большинства авторов – лингвистов кроется в культурно-идеологическом своеобразии ситуации, сложившейся в постсоветской России, когда, желая ниспровергнуть официозно-коммунистические догмы, деятели прессы и литературы начали программировать массовое сознание по стандартам ГУЛАГа.

Прежних догм не стало. Общественные идеалы, включая и нравственно-этический  потенциал русской классической литературы, признанной, кстати, одним из трех величайших достижений человечества наряду с Античностью и Возрождением, оказались мишенью для насмешек, авторитеты были ниспровергнуты.

Парадокс, но факт: даже литературный язык советского периода, именно тот  язык, который и получил статус мирового, одного из языков ООН, был объявлен языком тоталитарной системы.

Все исследователи языка сходятся во мнении, что русскоговорящее сообщество переживает время резкой активизации жаргона (арго, сленга). Жаргонизмы переполняют речь людей, СМИ, художественную литературу. Этот процесс часто называют варваризацией. То есть появляется потребность в новых словах, поскольку появляются новые реалии и понятия. Кроме того, варваризация, как правило, сопровождает крайне нестабильные периоды в жизни общества. Идет интенсивный и неупорядоченный поиск средств выражения. Нестабильность языка отражает нестабильность общества.

Задание 1.5

Приведите пример стихотворения А.С.Пушкина, в котором используется разговорная, просторечная лексика. Для чего поэт использовал именно эти слова?

Ответ:

Гусар   1833г. (отрывок)

 

Скребницей чистил он коня,

А сам ворчал, сердясь не в меру:

"Занес же вражий дух меня

На распроклятую квартеру!

 

Здесь человека берегут,

Как на турецкой перестрелке,

Насилу щей пустых дадут,

А уж не думай о горелке.

 

Здесь на тебя как лютый зверь

Глядит хозяин, а с хозяйкой -

Небось, не выманишь за дверь

Ее ни честью, ни нагайкой.

 

То ль дело Киев! Что за край!

Валятся сами в рот галушки,

Вином - хоть пару поддавай,

А молодицы-молодушки!

 

Ей-ей, не жаль отдать души

За взгляд красотки чернобривой,

Одним, одним не хороши..."

- А чем же? расскажи, служивый.

 

Он стал крутить свой длинный  ус

И начал: "Молвить без обиды,

Ты, хлопец, может быть, не трус,

Да глуп, а мы видали виды.

 

Поэт широко использует бытовую  лексику народной речи для описания типичных особенностей русской жизни в деревне и городе: печка, галушки и т.п.

Также просторечные и простонародные слова и выражения Пушкин использует для создания речевой характеристики героя определенного социального  положения – в данном случае гусара.

Задание 1.6

В каждой приведенной паре найдите и выпишите правильный вариант употребления слова или словосочетания.

Ответ:

Беги, рельс, зажжется, обеих сторон,  слабее, афера, намЕрения,  снимите, хочет, положи, положи, езжай, лакированная туфля, лечебный шампунь, поздравить с Восьмым марта.

Задание 1.7

Употребите существительные в  словосочетаниях с прилагательными.

Ответ:

Собственное ООО; красивый кенгуру; горячий капучино; олимпийский Сочи; вкусный картофель; любопытный зевака; захватывающий фламенко; приготовленное суши; воспитанная леди; посещенный Чили; полноводное Онтарио; пьянящее бренди; принимающая ООН; комнатный Аэрозоль.

Задание 1.8

Образуйте форму именительного  падежа множественного числа существительных.

Ответ:

Слесарь – слесари.

Крем – кремы.

Округ – округа.

Директор – директора.

Отпуск – отпуска.

Профессор – профессора.

Инженер – инженеры.

Борт – борта.

Протектор – протекторы.

Аккумулятор – аккумуляторы.

Задание 1.9

Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Ответ:

Носки –  носков.

Гектары – гектаров.

Килограммы – килограммов.

Погоны – погон.

Вафли – вафель.

Сапоги – сапог.

Башкиры – башкир.

Гусары – гусаров.

Эполеты – эполет.

Рельсы – рельсов.

Информация о работе Контрольная работа по "Риторике"