Контрольная работа по «Русский язык и культура речи»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 03:34, контрольная работа

Описание работы

Корректность речевого поведения делового человека зависит от соблюдения им правил речевого этикета. Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) включает в себя и указание на правила речевого поведения.
Знание этики речевого общения в бизнесе – это очень актуально в наши дни, т.к. сейчас много людей, занимающихся бизнесом. И эти деловые люди, знающие правила речевого поведения, смогут создать доброжелательную атмосферу сотрудничества, и это во многом предопределяет успешность проведения переговоров.

Содержание

1. Условия успешного речевого общения:
Введение………………………………………………………………………… 3
Социальные роли и речевое поведение деловых партнеров…………...3
Отношение к собеседнику. Правила общения……………………….…4
Речевой этикет ……………………………………………………………7
Знакомство …………………………………………………………………………...8
Приветствие и прощание …………………………………………………………9
Поздравление, благодарность …………………………………………………..10
Извинение…………………………………………………………………………….11
Просьба, совет …………………………………………………………………….13
Деловые переговоры ……………………………………………………15
Ведение деловых телефонных разговоров ……………………………19
Заключение ……………………………………………………………………..21
2. Тезисы. Структура, виды, языковые особенности аннотации……….22
Список используемой литературы ……………

Работа содержит 1 файл

условия успешного общения.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Знакомство

В официальной обстановке принято такое начало знакомства:

–  Разрешите (позвольте) с Вами познакомиться!

–  Позвольте представиться!

Говорящий как бы просит предварительное разре­шение вступить в контакт, назвать себя. Такие речевые формулы не только отражают желание познакомить­ся, но исключают категоричность, оставляют за парт­нером право согласия/не согласия (весьма условное: говорящий не ждёт ответа). Во второй формуле отте­нок официальности выражен более ярко. Далее гово­рящий называет свою фамилию, имя, отчество (лучше именно в такой последовательности и в именительном падеже):

–  Иванов Борис Фёдорович.

Возможно использование глагола «зовут» – и тогда предложение лучше расчленить:

–  Меня зовут Ирина Сергеевна (возможен роди­тельный падеж – Ириной Сергеевной), моя фамилия – Иванова (именит, п.).

Далее называется профессия, должность, место ра­боты:

–  ..., преподаватель математики, завуч гимназии № 2.

Если знакомство предваряет деловые контакты, в которых говорящий уполномочен представлять опре­деленную организацию, следует добавление:

–  Я представляю фирму «Салют»...

–  Я уполномочен вести переговоры от имени ...

Как правило, деловое знакомство предполагает об­мен визитными карточками:

–  Позвольте вручить Вам мою визитную карточку.

–  Мои «координаты» указаны в визитной карточке.

В ситуациях делового общения будущих партнеров часто представляет друг другу посредник.

– Познакомьтесь, пожалуйста...

– Разрешите вас познакомить...–  называется имя, фамилия, отчество каждого из знакомящихся (в име­нительном падеже).

Вариант: те, кого знакомят, поочерёдно называют друг другу свою фамилию, имя, отчество.

В случае представления одного человека группе лиц:

–  Разрешите вам представить   нового сотрудника.

–  Позвольте познакомить вас   ... Как правило, посредник определяет роль каждого из знакомящихся в предстоящем общении (разовом или более длительном, постоянном):

–  Познакомьтесь, пожалуйста..., представитель фирмы «Салют», член правления акционерного обще­ства.

В ответной реплике важно подчеркнуть удовлетворенность по поводу состоявшегося знакомства:     

– Очень приятно!

–  Очень рад!

–  Очень рад с Вами познакомиться (возможно, до­бавление имени-отчества нового знакомого).

Реплика может быть расширена:

–  Мне очень приятно, что мы познакомились... и т.п.

Приветствие и прощание

Особенность употребления этих речевых формул состоит в их сочетании с невербальными средствами (жест, улыбка и пр.), выражающими внимание, добро­желательность, готовность к контакту. Для делового общения характерны стилистически нейтральные приветствия (здравствуйте, добрый день) и стереотип прощания (до свидания). Возможно употребление стилистически повышенных формул:

–  Приветствую Вас!

–  Позвольте попрощаться...

При обращении к аудитории, даже небольшой:

–  Дамы и господа! Разрешите (позвольте) приветствовать вас!

При межличностном общении некоторую сложность могут представлять этикетные особенности невербального общения и использование реплик, уточняющих и дополняющих формулы приветствия или прощания с вопросами, которые должны подчеркнуть интерес говорящего к собеседнику.                                               

Так, первым должен произносить приветствие:

–  человек, вошедший в помещение (по отношению к присутствующим);

–  младший по возрасту (по отношению к старшему);

–  мужчина (по отношению к женщине);

–  подчиненный (по отношению к начальнику).

Рукопожатие, как дополнительная невербальная форма приветствия и прощания, используется в зависимости от степени знакомства собеседников и от ситуации общения.

Предписание этикета: мужчина не может первые подать руку женщине. Воспользоваться ли этой формой приветствия – решает женщина.

Достаточно знакомые между собою люди при встрече после приветствия обычно задают вопросы о делах, о здоровье, о семье собеседника. Сколько вопросов целесообразно задать? Насколько подробными могут быть ответы? Напомним об одном из постулатов общения – постулате количества информации: сообщается столько, сколько нужно для данной цели общения. В данном случае цель – приветствовать и выразить общие знаки внимания («Мне небезразлично ваше самочув­ствие и. пр. ...»).

Следовательно, вопросы о самочувствии и делах – по существу дань этикету и лучше дать краткие и нейтральные варианты ответа:

– Как дела?

– Не могу пожаловаться... (нормально..., вроде бы ничего и т. п.) – И в свою очередь задать собеседнику один – два аналогичных вопроса.

Поздравление, благодарность

Значение слов "поздравляю", "благодарю" закреплено устойчивой формой употребления глагола и определяется так: это одновременный акт и речи, и действия. При этом можно, например, пожать собеседнику руку, но это уже будет дополнительный оттенок дей­ствия. Главный смысл действия выражен в слове:

благодарю (я – вас – здесь – сейчас).

В деловом общении употребляется как нейтральная форма речевых единиц, так и стилистически повышенная (особенно в письменной речи): примите мою бла­годарность, позвольте выразить благодарность. Выби­рается тот вариант, который наиболее приятен, пред­почтителен для собеседника.

Так, экспрессивность нейтральных речевых единиц может быть усилена расширением этикетной форму­лы:

–  От всей души благодарю Вас;

–  Сердечно поздравляем ... — но такой вариант воз­можен только в соответствующей праздничной ситуации.

А вот стилистически повышенные формулы харак­терны именно для официальной обстановки общения:

–  Разрешите мне поздравить (передать поздравление от имени...);

–  Позвольте мне поблагодарить (выразить благодар­ность);

–  Примите нашу благодарность (наши поздравления)

–  Не могу не поблагодарить за ...

То же можно сказать и об ответных формулах благо­дарности:

–  Я признателен(льна)   за внимание... (за поздравление; ...за то, что...)

–  Примите мою благодарность (за что?) ... Вариант усиления экспрессивности речевых единиц:

–  Я Вам очень, (глубоко, чрезвычайно) признателен (благодарен).

–  У меня не хватает слов, чтобы отблагодарить Вас... Выражение благодарности, усиленное комплимен­том:

–  Спасибо. Вы очень внимательны.

–  Благодарю Вас. Вы так любезны.

Однако в ситуациях повседневного делового обще­ния поздравления достаточно редки и стилистически нейтральны:

–  Вас можно поздравить с завершением работы?

–  Примите поздравления: наш проект принят.

Этикет делового общения предполагает благодар­ность (сдержанно-корректную, а не эмоциональную) в ответ на положительную оценку вашей деятельности:

– Благодарю. Мне очень приятно (я рада) слы­шать такой отзыв о своей работе; слышать такие слова (о чем?)

Наиболее же распространенная форма благодарнос­ти – обычное и самое традиционное для русского эти­кета «спасибо», используемое в самых различных си­туациях:

–  Спасибо за помощь (за совет, за предостереже­ние).

–  Спасибо за внимание.

Употребление последней формулы соотносится, прежде всего с ситуацией официального предоставле­ния участнику общения слова или права задать вопрос докладчику или лицу, проводящему пресс-конферен­цию.

Закончив выступление, говоривший благодарит за внимание аудиторию:

–  Спасибо (благодарю) за внимание. Задавая вопрос, говорящий заранее благодарит за ответ, поскольку слово ему предоставляется только один раз (поблагодарить отвечавшего после ответа он не сможет):

Извинение

Степень серьёзности проступка, за который сле­дует принести извинения, может быть самой различ­ной. В деловом общении это может быть опоздание на заранее назначенную встречу, несвоевременное выполнение обещания или просто – непродуманные слова, доставившие неприятность другому человеку. Причины могут быть также различными: и объектив­ными (болезнь, нарушения в работе транспорта и т. п.), и субъективными (просто забыл). Конечно, нужно быть пунктуальным, но ... избежать таких ситуаций практически невозможно – значит, нужно сразу же попытаться сгладить неловкость, не допустить возникновения конфликта. Нужно принести извинения в той форме, которая наиболее уместна в данном случае. И если в отношениях личных ещё возможны какие-то сомнения или отсрочки, то своевременные корректные извинения в сфере деловых отношений – аксиома.

Языковые средства выражения речевого этикета за­висят как от степени проступка, так и от степени офи­циальности ситуации. Например, наиболее употребитель­ная формула извинения за незначительный проступок:

–  Извините (извините, пожалуйста) (за что?) за опоздание, за беспокойство...

–  Прошу извинить меня (приношу свои извине­ния) – формула более принятая для обращения к группе лиц.

Оттенок усиления официальности содержится в ре­чевых формулах:

–  Приношу свои (свои глубокие) извинения.

– Я должен извиниться перед Вами (принести из­винения).

–  Я не могу не принести извинения Вам.

–  Разрешите извиниться перед Вами.

–  Разрешите извиниться   за ...

Наконец, наиболее серьезные проступки (невыпол­нение данного слова, тем более, нарушение обязатель­ства) требуют извинения в развёрнутой форме (возмож­но – письменного) с уточнением причин, из-за кото­рых обещание не было выполнено:

–   Разрешите принести извинения по поводу (чего?)...

–  Убедительно прошу извинить меня: я не смог вы­полнить своего обещания, поскольку должен был срочно выехать в командировку.

При указании причины используются такие пред­логи, союзы, союзные слова: так как; потому что, из-за того, что и др.

В письменной речи используются обороты, харак­терные только для официально-делового стиля, имею­щие следственное значение:

–  Я не смог этого сделать ввиду того, что... (в связи с тем, что) совещание было неожиданно отложено.

Естественно, извинения не следует откладывать, а ещё лучше – предупреждать ситуации, в которых мо­жет произойти нечто непредвиденное для партнера (ис­ключить повод для последующих извинений, сделав это заблаговременно). Например, если вы не успеваете прийти на встречу или предполагаете, что можете опоз­дать – позвоните человеку, с которым встреча назна­чена:

–  Прошу меня извинить: я не смогу быть у вас в 12 часов. Если можно (если это для вас удобно), пере­несём время встречи на полчаса позже?

–  Это возможно. Итак, встречаемся в 12.30. Благо­дарю Вас за звонок.

Так принято отвечать на извинение-предупрежде­ние.

В большинстве ситуаций небольших проступков от­вета на извинение при личном общении просто не тре­буется: кивок головою или одобрительный взгляд под­скажут собеседнику, что вы не сомневаетесь в непред­намеренности случившегося и что его извинение при­нято. Наиболее часто употребляемые ответы:

–   Пожалуйста.

– Не стоит извинения.

Реакция на извинение по телефону (тем более, на письменное извинение) должна прозвучать, поскольку партнёр ждёт этого, но и здесь ответ должен быть кор­ректным и немногословным:

–  Я принимаю ваши извинения.

Просьба, совет

Речевые единицы этих тематических групп обозна­чают побуждение к действию и требуют ответных реп­лик (прежде всего – согласие / несогласие).

Следует сразу оговорить разграничение: приказ и просьба.

Приказ – это официальное распоряжение того, кто облечён властью. Речевое оформление приказа приня­то только в сфере делового общения, но и здесь следу­ет сделать оговорку: в полной мере это относится к письменным деловым распоряжениям. В устной речи, в повседневном деловом общении и языковые средст­ва и интонации приказа следует исключить: негатив­ный характер воздействия такого обращения к подчи­ненным очевиден. Официальное распоряжение с до­статочным основанием можно назвать просьбой, вы­полнение которой обязательно. Это соответственно отражается в речевых формах:

–  Прошу вас написать ответ на это письмо.

–  Подготовьте, пожалуйста, отчёт... и т.п.

Информация о работе Контрольная работа по «Русский язык и культура речи»