Нравственные принципы риторики: этика публичных выступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 07:14, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы – раскрыть понятие «ораторские нравы» и «судебная этика».
В ходе достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:
1) Рассмотрение теоретических подходов к теме данной работы
2) Выявление основных проблем в современных условиях
3) Формирование путей решения обозначенных проблем (на примере анализа отрывков из работ известных судебных деятелей)
4) Формулирование выводов и предложений по этой теме

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Ораторские нравы. Этические требования, предъявляемые к оратору…………………………………………………………………………...5
1. Ораторские нравы ………………………………………………………5
2. Этические требования, предъявляемые к оратору ……………….7
Глава 2. Этические нормы, предъявляемые к оратору в суде………….9
Заключение……………………………………………………………………..13
Список используемой литературы………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Нравственные принципы риторики. Этика публичных выступлений.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ» 
 

Факультет массовых коммуникаций

Кафедра русского языка 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине                           Риторика 

Тема: «Нравственные принципы риторики: этика публичных                                                                                                                       выступлений» 
 

Выполнила:

Харенкова Анастасия  Александровна,

специальность «Связи с общественностью»,

1 курс, 862 группа 

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент Розова Н. А. 
 
 

Дата сдачи:__________________ Оценка:______________________ 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Ораторские нравы. Этические требования, предъявляемые к оратору…………………………………………………………………………...5

    1. Ораторские нравы ………………………………………………………5
    2. Этические требования, предъявляемые к оратору ……………….7

Глава 2. Этические нормы, предъявляемые к оратору в суде………….9

Заключение……………………………………………………………………..13

Список используемой литературы………………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   

    Тема данной работы: нравственные принципы риторики. В ней конкретно рассматривается проблема судебной этики.

    Понимание значимости этики публичных выступлений в процессуальной деятельности менялось на различных этапах жизни общества. На сегодняшний день, судебное красноречие пребывает в состоянии упадка, что всерьез волнует государство. Поскольку основными нравственными категориями, охраняемыми в процессе суда, являются честь и достоинство личности, а также права и свободы человека, важно понимать, что нравственно можно и что нельзя позволить себе в судебной речи. Поэтому выбранная тема является очень актуальной не только в настоящее время, но также и в будущем.

    Характеризуя  степень научной разработанности  данной проблемы, следует учесть, что данный вопрос уже анализировался  у различных авторов в их исследованиях. Одним из основных источников курсовой работы является «Риторика. Вводный курс» В. И. Аннушкина, который освещает само понятие «этика» и описывает нравы, присущие оратору.

    Н. Н. Ивакина, в книге «Основы судебного красноречия (риторика для юристов)», раскрывает понятие судебной этики, а также требования, предъявляемые к оратору в суде.

    А. Ф. Кони, в своей статье «Нравственные начала в уголовном процессе»,  первым показал, какое значение имеют нравственные требования для  судебной деятельности.

    Основная цель работы – раскрыть понятие «ораторские нравы» и «судебная этика».

    В  ходе достижения данной цели  ставятся и решаются следующие  задачи:

1) Рассмотрение  теоретических подходов к теме данной работы

2) Выявление основных проблем в современных условиях

3) Формирование  путей решения обозначенных проблем (на примере анализа отрывков из работ известных судебных деятелей)

4) Формулирование  выводов и предложений по этой теме

    Работа  состоит из введения, теоретической  и практической частей, заключения и списка литературы.

    Результаты, полученные в ходе исследования, в дальнейшем могут быть использованы на практике: в подготовке публичных выступлений; в обсуждениях конкретных публикаций, интервью, речевого поведения ведущих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Ораторские нравы. Этические требования, предъявляемые к оратору. 

   1.1 Ораторские нравы.

    С древнейших времен ораторское искусство интересовало людей и вызывало уважение и преклонение. Человека, владевшего красноречием, считали наделенным особой силой, а также таинственными качествами, которыми обделен обычный человек. Именно поэтому ораторы становились великими государственными правителями, учеными и деятелями творчества.

    И также с древнейших времен ученые задавались вопросом, какими качествами должен обладать оратор, чтобы воздействовать на волю окружающих своими речами?

    Оценка  речи оратора происходит с  разных сторон. Из них в первую  очередь следует выделить нравственно-этическую. Каждый человек наделен определенным характером, который отчетливо проявляется в речи. У любого говорящего есть свои нравственные достоинства или недостатки, только ему присущие личные качества. Именно все эти проявления характера и называются ораторскими нравами. К ним относятся: образованность, скромность, честность, решительность, ответственность, предусмотрительность и некоторые другие.

    Как показывает исторический процесс, каждое время, имеющее свою идеологию, выдвигает свои требования к человеку. Например, в Античности основополагающим качеством являлась благодетель, которая включала в себя такие понятия как мужество, справедливость, благоразумие, великодушие, бескорыстность, т.е. «способность оказывать благодеяния, … которые полезны для других» [4, С.24].

    В эпоху христианства, появляются совершенно другие требования. Теперь это «способность принять человека как самого себя, отчего всякий человек назывался «ближним» » [1, С.126]. Приобретенные на основе веры в Бога кротость, трудолюбие, смиренность, терпение, милосердие.

    Конечно  же, не только история, но и профессиональная деятельность, предъявляет людям определенные условия. Например, для политика – это честность, благоразумие, рассудительность, бескорыстие; для человека, участвующего в судебных процессах – уважение к суду, подсудимому, почтительность в обращении и внимательность в отношении.

    Стоит подчеркнуть, что не только исторические или профессиональные аспекты диктуют свои требования к поведению и нравственным качествам. Многое также зависит от взглядов говорящего, что в сочетании с другими необходимыми условиями к речи и составляет образ оратора. Образ оратора, по В. И. Аннушкину, это представление человеком себя в речи, вид, облик, которые тщательно планируются и затем проводятся в жизнь.

   В. И. Аннушкин в книге «Риторика. Вводный курс» дает определение некоторым универсальным качествам, которые предъявляются любому участнику общения вне зависимости от его профессиональной или иной деятельности.

    Честность  - это открытое и справедливое отстаивание своей позиции.

    Образованность  – знание предмета и речи, потенциальная  широта воззрения на разбираемую проблему.

    Скромность  – умаление личных достоинств, которое оттеняет свойства предмета, утверждает знание, а ораторскому  тщеславию и жажде славы отводит  второстепенное место.

    Предусмотрительность  – способность предвидеть развитие  событий, не позволяющая совершать неразумных импульсивных поступков.

    Ответственность  – приготовление и готовность  ответить за произносимые мысли и слова.

    Решительность – способность настойчиво и волево проводить свои идеи. [1, С.231-232]

    Совокупность этих качеств, составляют, как уже говорилось, образ оратора, что, в свою очередь, формирует представление о нем у аудитории.

    1.2 Этические требования, предъявляемые к  оратору.

    По Н. Н. Ивакиной, этика – это философская наука, изучающая мораль, нравственность [2, С.189]. Этический аспект речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет. Г.Н. Иванова-Ульянова в книге «Культура устной речи. Интонация, паузирование, темп, ритм», раскрывает понятие речевой этикет как разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения [5, С. 150]. На формирование речевого этикета большое влияние оказывают следующие факторы: возраст, социальный статус, характер отношений между оратором и аудиторией, время и место.

    В данной работе хотелось бы подробнее рассказать о некоторых самых важных этических требованиях, предъявляемых оратору.

    В.  И. Аннушкин обращает внимание  на то, что настоящий оратор  думает о том, как его «слово  отзовется» впоследствии [1, С.230]. Поэтому очень важно, чтобы говорящий ответственно подходил к составлению своей речи.

    Н. Н. Ивакина подчеркивает, что одним из главных этических требований, предъявляемых оратору, является уместность речи. Автор подразумевает под этим соответствующее речевое поведение, которое определяется выбором определенных языковых средств и нравственно-стилистической окраски.

    В. И. Аннушкин призывает человека, выступающего публично, уделять внимание аудитории, чтобы угадывать малейшие изменения в настроении публики и направлять его в нужную ему сторону. Автор также подразумевает, что недопустимо читать речь с листа. Он подчеркивает, что необходимо постоянно держать зрительный контакт с публикой, таким образом, выражается благодарность за внимание слушателей.

    Также В. И. Аннушкин призывает к спокойствию и терпению при выступлении, а также называет такие требования как мягкость и учтивость.

    Итак, в этой главе были рассмотрены  такие понятия как «ораторские  нравы» и рассмотрены основные этические требования, предъявляемые к выступающему публично человеку. Все эти качества, как уже говорилось, вызывают расположение аудитории и формируют представление о нем как о личности, создается так называемый образ оратора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Этические нормы, предъявляемые к оратору в суде. 

    По Н.Н. Ивакиной, судебная этика – это наука, которая изучает «нравственные основы деятельности по изучению правосудия» [2,С.187]. Этикет участников суда совпадает с общими нравственными требованиями и проявляется ко всем участникам процесса: к суду, к потерпевшему, к ответчику, свидетелю, истцу.

    Вопросами  судебной этики начали заниматься с первой судебной реформы. Одним из первых деятелей правосудия, который показал значение наличия этических требований в уголовно-процессуальной деятельности, стал Анатолий Федорович Кони. Он считал, что нравственность, в первую очередь, выражается в уважении к человеческому достоинству, что, в свою очередь, вызывает справедливое отношение к человеку.

    В своем труде «Нравственные начала в уголовном процессе» А.Ф. Кони говорит о том, насколько ответственным должен быть судебный оратор, который отвечает за судьбу подсудимого. В доказательство он приводит поговорку: «не суда бойся, бойся судьи!»[3, С.2]. Автор говорит, что судья выступает «центром тяжести», который призван регулировать закон и нравственное чувство. Судья – орган государства и должен, как подчеркивает автор, стремиться как можно тщательнее и правильнее исполнять свою работу по отстаиванию закона.

    Очень  важным аспектом, по мнению А.  Ф. Кони, является нравственное  поведение судьи. В это понятие включены такие качества как независимость суждений, объективность, честность, соблюдение этических норм, равенство для всех сторон судебного заседания, компетентности. Также эти положения отражены в современном документе «Бангалорские принципы поведения судей».

Информация о работе Нравственные принципы риторики: этика публичных выступлений