Ораторское искусство и риторика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:52, доклад

Описание работы

Отцом науки о красноречии считается древнегреческий поэт, философ и врач Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.). Выходцы из греческих поселений в Сицилии риторы Коракс и Тисий составили первые систематические руководства по красноречию. Позже, вслед за красноречием судебным, в котором главную роль играло знание законов и обычаев, в Древней Греции разрабатываются приемы политического и художественного красноречия.

Работа содержит 1 файл

РИТОРИКА.DOC

— 239.00 Кб (Скачать)

     Не у всех вышло? Не беда. Вот вам один из методов  для домашней работы. Делайте  такие упражнения, сначала очень  медленно, а после, все более  и более увеличивая темп и  меняя свою воображаемую аудиторию  (собрание из 20 человек, митинг  на 1000 человек и т.д.).

     Теперь несколько слов о звукоусилительной  технике. Используя микрофон или  мегафон на обычном митинге  или собрании, как я уже говорил,  необходимо соблюдать все правила  работы со звуковой волной. А  вот выступая по телевидению: 

              1) если говорите в камеру - забудьте про восьмерку, вектор направьте под 600, а                      реальную плоскость расположите за камерой (метрах в 20-ти);

              2) если выступаете в зале, а  телекамеры расположены в глубине  его, то не обращайте на них внимания;

              3) если участвуете в беседе  или дискуссии в телестудии, то  не менее пятой части своих  реплик адресуйте зрителям, обращаясь  в камеру, деля свое внимание  между оппонентами и телезрителями  (переходя при этом с аудиторного  режима на телевизионный).

     При выступлении по радио:

      1) вектор направьте поверх микрофона,  на 10 см выше верхнего края  его мембраны;

      2) не расслабляться и вкладывать  в выступление такую же мощь  и страстность, как и при  выступлении на публике;

      3) реальная плоскость на расстоянии 10 метров;

      4) держать перед собой листок  с тезисами, даже при интервью, - вы должны сказать то, что  вам надо, а не только то, что  от вас хотят. 

ЭЛЕМЕНТЫ  ЖИВОЙ РЕЧИ

     Свыше ста лет назад наш  соотечественник Дмитрий Менделеев  открыл периодическую таблицу элементов. Ученым казалось, что фигурировавшие в ней атомы - водород, сера, свинец и пр. - это уже конечная, предсказанная еще Демокритом, ступень микромира. А оказалось, что это лишь его первая ступень. Наука быстро шла вперед. И через несколько десятилетий выяснилось, что менделеевские элементы также состоят из элементарных частиц: протонов, нейтронов, электронов, позитронов, фотонов, мезонов и т.д. Часть этих частиц тоже имело сложное строение и делилось на еще более элементарные частицы, открытиям которых не конца.

     То же самое и в живой  речи. Работа над поисками и  использованием ее элементов  еще только в зачаточном состоянии.  Хотя, казалось бы, что может быть  проще такого объекта, как речь? Всегда под рукой. Изучай, хоть  24 часа в сутки, и не надо ни лабораторий, ни ускорителей. Но серьезных исследований в этой области не проводилось. Потому что мало кто верил в важность такой работы. Всем казалось, что одни люди лучше умеют воздействовать на других чисто из-за природных данных, а другим этого не дано, как не дано заговорить немому. Тысячелетиями специалисты корпели над текстами, изучая их строение и содержание, подобно тому, как студенты-медики изучают трупы в анатомическом театре. А вот живое слово никто почему-то не изучал. 

     Однако с развитием психологии, психиатрии, гипнологии, психофизиологии  и других наук выяснилось, что  та звуковая гамма, которая   наполняет нашу речь, состоит  из элементов, каждый из которых  вызывает свойственную именно  ему определенную ответную реакцию в сознании и подсознании слушателя.

     Я противник нейролингвистического  программирования. Но вовсе не  из-за сказок о каком-то "зомбировании".  И без этого 2/3 населения любой  страны изначально (из-за ампутации  еще в детстве - воли и   самостоятельности мышления) готовы подчиниться чужому мнению, тотально пропагандируемому средствами массовой информации.  Ярким примером этого служит опрос жителей США, 74% из которых с восторгом поддержали последнюю бомбежку Ирака. Когда российские журналисты  задали американцам вопрос: для чего нужны эти бомбардировки, - половина из опрошенных вообще не смогла дать хотя бы мало-мальски вразумительный ответ, ссылаясь на то, что властям виднее, как нужно защищать демократию (интересно, какую роль в защите демократии янки отводят погибшим мирным жителям Багдада?). Другая  половина интервьюированных дала четкие ответы. Но они больше походят на параноидальный бред: "Саддам хотел взорвать химическое оружие в Нью-Йорке", "Не важен Ирак, важно, что США показали миру, что они не остановятся ни перед чем, защищая мир на всей планете", "Мы не можем терпеть фашистский режим у своих границ" (для справки: Ирак одно из самых удаленных от США государств, - как с запада, так и с востока), "Клинтон доказал, что США не боятся террористов" и прочая  галиматья, интересная лишь психиатрам и  психопатологам. То же самое в России: большей части населения внушили, что развал Державы и бардак - неизбежная плата за свободу и демократию, а любое наведение порядка в стране - шаг к тоталитаризму. Абсолютно бездоказательное утверждение, но, увы, оно крепко вколочено в мозги наших сограждан.

     Так что я выступаю против  нейролингвистического подхода  вовсе не по моральным соображениям, а по чисто техническим. Дело  в том, что: этот подход апробирован лишь на языках нескольких наций - раз, и сбивает с пути начинающих ораторов (они начинают искать лишь один прием, позволяющий им добиться успеха, вместо того, чтобы овладевать всей системой методов воздействия на массы) - два. Я - за открытый поединок между убеждениями и эгоцентризмом слушателей и мыслью, волей и энергией оратора, овладевшего навыками управления звуковой волной. Я еще не встречал нейролингвистических  методик, нормально адаптированных к русскому языку. Если найдете, приносите - посмотрим, обсудим. Но то, что сейчас ходит по рукам россиян, это чистейшая дребедень: дикий перевод с английского, скрещенный с совершенно невежественными потугами составителей. И вообще: ораторское искусство - это альтернатива гипнозу и прочим, рассчитанным на подавление воли методам. Задача оратора состоит не в усыплении сознания аудитории для внедрения в него той или иной программы поведения, а в глубинной перестройке этого сознания, путем воздействия на психику и пробуждения ее скрытых резервов. Оратор должен  разбудить аудиторию, дать ей энергию, укрепить ее слабую волю, зажечь в ней  стремление к действию и обосновать необходимость тех или иных действий... Не является ли НЛП чистейшей мистификацией? Очень и очень может быть; не удивлюсь, если узнаю, что эту басню состряпала на Брайтон-Бич пара одесских аспирантов-эмигрантов. 

      ФРАЗА

     Это наиболее массивный и наиболее  заметный элемент речи.  Написанный  текст речи состоит из предложений.  Живое выступление состоит из  фраз. Сама же фраза по объему  может быть меньше предложения (особенно это касается сложносочиненного), а может и включать в себя несколько коротких предложений. Фраза - это совокупность слов. В таком количестве, которое позволяет оратору четко сформулировать свою мысль (например: "Расходные статьи бюджета не отражают реального положения дел в финансовой и налоговой сферах") или  эмоциональное отношение к предмету обсуждения (например: "Этот бюджет - дерьмо!"), не теряя при этом внимания слушателей. Без фиксирования фраз речь оратора превращается в бессмысленный словесный винегрет. Это как обед: разделенные блюда вызывают аппетит, а сваленные в одну  кучу щи, картофельное пюре, жаркое, сок и мороженое - тошноту.

     Фразы  разделяются паузами.  При резком смысловом переходе, при подчеркивании важности предыдущей или последующей фразы, а также для придания ей большей эмоциональности применяется гросспауза - драматическое молчание от 5 до 10 секунд.

     Живую речь убивает монотонность. Потому что  у слушателей  теряется интерес к оратору,  а значит и к содержанию его выступления. Для поддержания внимания и напряжения психического состояния слушателей на высоком уровне применяется периодическая  смена тональности фраз. Видов интонации - четыре: восходящая, нисходящая, ускоряющаяся и замедляющаяся. Их чередование и делает речь изящной и обаятельной. Некоторые ораторы часть своей речи (обычно заключение) произносят в восходящей и ускоряющейся интонации. Это азианизм, который всегда выглядит довольно эффектно. Однако он требует от оратора колоссальной отдачи нервной энергии и физических сил.

     Среди общего массива фраз  есть такие, которые не имеют  непосредственной связи с содержанием  выступления. Это кодовые и  опорные фразы. 

     Функция кодовой фразы - подвигнуть  слушателей на конкретные действия  без обоснования необходимости их совершить. Кодовые фразы в основном применяются в бизнесе. В этой области деятельности открытое признание своих меркантильных интересов наталкивается на подсознательную негативную ответную реакцию контрагентов,  которым не хочется  способствовать чужой наживе. Поэтому  в переговорах коммерсанты камуфлируют свой интерес заботой о процветании своего собеседника, время от времени, употребляя некоторые выражения для аккуратной ориентации его на совершение определенных действий (продать товар по низкой цене, застраховать груз, помочь разделаться с общим конкурентом, принять вексель и т.д.). Обычно те, кто использует кодовые фразы в своем выступлении, постоянно меняют на его протяжении их форму, чтобы при повторении они не были заметны. Но при этом обязательно должен сохраняться базовый глагол.

     Вот, например, несколько кодовых  фраз, которые я шесть лет назад  вытащил из выступления одного  из лидеров московских гербалайфщиков. Его речь была посвящена здоровью  и финансовому благополучию собравшихся в зале людей. И в нее, совершенно незаметно для публики, были вкраплены фразы: "Вам необходимо  приобрести наш товар", "И поэтому вам его срочно необходимо приобрести", "Если вы его не приобретете сегодня..." и т.д. Здесь базовый глагол - "приобрести". Его синоним - "купить" - имеет негативное восприятие у людей, поскольку связан с тратой заработанных денег, поэтому выступающий вместо него и ввел именно "приобрести". Кроме того, что оратор удачно подобрал не режущий слух базовый глагол, он еще и не повторил дословно ни одной кодовой фразы, меняя форму. И, наконец, все разглагольствование о здоровье и благополучии прочно ассоциировалось в подсознании публики с одним необходимым для достижения этих вещей действием - вытаскиванием из кошелька денег и покупкой модного в те времена товара. Таким же приемом пользуются и  проповедники религиозных сект, вытягивая из паствы материальные средства под бойкое стрекотанье о любви к Всевышнему. В современной теле- и радиорекламе, видимо из-за ограничений во времени, базовый глагол используется редко. Вместо него идет какая-то нелепая солянка из наречий (быстро, вкусно, дешево, хорошо...), которые придают рекламе совершенно обратный эффект. По крайней мере, при воздействии на русских людей.

     Опорная фраза не носит столь иезуитского характера, как кодовая, и гораздо чаще используется в политических выступлениях. Она предназначена для: поддержания высокого эмоционального накала (когда оратор хочет еще пришпорить темперамент публики, а что сказать, не знает), передышки оратора (можно применить гросспаузу), подавления оппонента или подготовки тематического перехода в дискуссии. Опорная фраза должна быть риторической, то есть - неоспоримой и отвечающей самым глубинным убеждениям большинства слушателей. Например: "Родина-мать зовет!", "Отечество - в опасности!",  "Россияне должны иметь достойную жизнь!"  

      СЛОВО

    В свою очередь частью фраза  также состоит из частей. Ее  элементом является слово (кроме  тех случаев, когда оно эквивалентно  самой фразе, например: "Товарищи!", "Вздор!", "Болтовня!").   Если мы представим себе фразу как интонационную лестницу, то слова будут ее ступенями.  Но слово - не просто нота, которую надо воспроизвести для исполнения мелодии. Именно СЛОВО - ГЛАВНЫЙ ГЕНЕРАТОР ЭНЕРГИИ при выступлении. И каждое слово, независимо от интонации, должно быть насыщено максимумом ораторской силы.  Подчеркиваю! В каждом слове, независимо от того, находится ли оно на пике восходящей интонации или, наоборот, в самой низшей точке нисходящей, необходимо посылать слушателям энергетический заряд.

     Между словами вставляются микропаузы. Короткие словосочетания  можно  не разделять и произносить  слитно, как одно слово. Например: "головнаяболь", "словаскорби", "толькотак". Заметьте, что первое  слово в объединяемом словосочетании оканчивается на гласную,  такой порядок расположения сливаемых воедино слов наиболее оптимален для объединения.   

      СЛОГ

     Слово делится на слоги. Именно  по слогам следует разучивать  речь (естественно не делая между  ними никаких пауз).  Именно  от глубины воздействия содержащихся в слогах сигналов на подсознание слушателей зависит то, сколь долго будет удерживаться в их сознании полученная от оратора информация. Слоги - это своего рода гвозди, с помощью которых оратор прибивает к памяти слушателей высказываемые им мысли и чувства. Есть три способа употребления слогов при выступлении.

     Первый - "икающий". На каждом из слогов делается нажим. Этот способ спасает монотонность фразы и алогичное крепление в ней слов. Он подразделяется на два вида: "квакающий" (пример - Ельцин, низкий тембр, замедленность) и "булькающий" (пример - Гитлер, высоко, до фальцета и быстро).   

Информация о работе Ораторское искусство и риторика