Ораторское искусство и риторика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:52, доклад

Описание работы

Отцом науки о красноречии считается древнегреческий поэт, философ и врач Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.). Выходцы из греческих поселений в Сицилии риторы Коракс и Тисий составили первые систематические руководства по красноречию. Позже, вслед за красноречием судебным, в котором главную роль играло знание законов и обычаев, в Древней Греции разрабатываются приемы политического и художественного красноречия.

Работа содержит 1 файл

РИТОРИКА.DOC

— 239.00 Кб (Скачать)

- Ни  о каком единстве не может быть и речи! Вы русские всегда угнетали  наш народ!

- Наша  нация на грани гибели! Составляющие  ее народы стравлены в междоусобной  борьбе. В ней не будет победителей.  Но будут тяжелые потери. Мы  выступаем против разжигания  межэтнических конфликтов. Мы выступаем за братство всех народов России, за их совместный труд и общее процветание. Что же касается вашего замечания, - давайте обратимся к историческим фактам...    

5. Использовать опорные  фразы!

Если  оппонент сбил вас с мысли, и вы затрудняетесь с ответом, то используйте цепочку: опорная фраза + опровержение актуальности вопроса + домашняя заготовка (то есть, заученные перед выступлением фразы по теме дискуссии). Пример:

- Назовите  хотя бы один конкретный пример, с указанием области, района и населенного пункта, где применение вашего метода превратило бы жителей данной местности в рокфеллеров.

- Нам  нужна Великая Россия! Нам нужно  могучее и богатое государство!  Какие к чертовой бабушке у  нас могут быть рокфеллеры, если  весь аппарат государства работает лишь на то, чтобы сделать из его граждан нищих бродяг, а всю страну превратить в одну огромную воровскую малину?! Первыми шагами по созданию в России нормальной экономики должны стать: введение вместо удельных княжеств административно-территориального деления...   

6. Озадачивать!

При вступлении с вами в спор сразу нескольких оппонентов нет смысла дергаться  и отвечать на наскоки. Необходимо заинтриговать  аудиторию парадоксами, загадками, какими-либо странными вопросами  к соперникам, - словом, всем тем, что сможет поставить в тупик аудиторию и привлечет к вам ее внимание. Тогда уже сама публика, желая получить от вас разгадку вашего таинственного заявления, будет шикать на крикунов, чтобы те дали вам возможность объясниться. Пример:

- Почему Вы считаете свое заявление истиной в последней инстанции?

- А почему  в России - самой богатой стране  мира - самые бедные граждане?

- Все  ваши утверждения голословны!

- О чем  может думать проповедник, стоя  на бочке с порохом  среди  полыхающего огня?

- Да  и вообще - кто вы такой, чтобы говорить от имени всего народа?!

- Отгадайте:  что мы всю жизнь мечтаем  потерять, а потерявши - плачем? 

7. Дожимать противника!

Ситуация  та же - нападение на вас нескольких противников. Избегайте сосредотачивать  свои ответы на сильнейшем из соперников или на опровержении сильного возражения. Ищите среди оппонентов  самого слабого, неподготовленного или нападайте на его самое неудачное замечание. Забудьте о том, что хотели сказать публике, все равно перебьют. Пример:

- Никто  не знает истины...

- Вот  как?! Вы не знаете истины? Да  ни у кого из нас и мысли  не могло зародиться, что вы  вообще что-либо знаете. Только  темный и утопший в невежестве  человек может критиковать мою  позицию и спорить с очевидным.  А очевидное - это и есть  на 90% истина.

- Я хотел  сказать...

- Чтобы  хотеть сказать надо сначала  захотеть думать. Познать истину  можно. Познать истину нужно.  Только приближение человечества  к истине спасет цивилизацию  от катастрофы.

- А по  какому праву Вы присваиваете  себе знание всего?

- Вы  мне дали это право только  что.

- Каким  образом? 

- Раз  вы ничего не знаете и ни  в чем не уверены, то  любые  мои знания и уверенность для  вас должны стать божественным  откровением. Вы должны внимать  мне, разинув рот, а не лезть  с дурацкими выкриками. Коли Вы ничего не знаете, так  слушайте умных людей. 

8. Давать высказаться  дураку!

Если  оппонент городит чушь - не перебивайте. Сожмите свое выступление, отдав  часть времени этому придурку. Он работает на вас. Публика с негодованием будет ждать, когда же закончится его словесный понос и прозвучит ваше мудрое слово. Подбадривайте оппонента, провоцируя его на дальнейшее  словоблудие. А сами готовьте контрудар. Пример:

- Киев  никогда не был украинским  городом! Все украинцы пошли  с Запорожской Сечи.

- Может быть.

- И вообще  мы древнейшая раса - нам миллионы  лет. И если бы не москали  - мы бы были главной нацией  мира.

- Интересная  концепция.

- И в  Библии написано про нас...

- От  лица всех россиян я прошу  у вас прощения...за истребление  динозавров, предков доблестных запорожских казаков.  

9. Применять логическую  диффузию.

Если  вы чувствуете, что не только оппонент, но и вся аудитория целиком  настроены против вас и ее социальная, религиозная, этническая или профессиональная точка зрения абсолютно противоположна вашей, не стоит биться головой об стену всеобщего недоброжелательства. Спокойно и плавно отходите в сторону от  своей позиции.  Не отвергайте аргументы противника. Вводите их элементы в свою точку зрения. Доказывайте, что ваша позиция не имеет ничего общего с той, против которой все настроены. Здесь главное: незаметно для окружающих размыть свою позицию так, чтобы сквозь нее просочились и смешались  в ней в нужную вам смесь все аргументы соперника и поддерживающей его аудитории. Пример:

- Вы  выступаете против повышения размеров социальных пособий?

- Я выступаю  за здравый смысл. Разве можно  брать их размеры с потолка?

- Мы  берем их не с потолка. Все  наши предложения тщательно изучены  и утверждены лучшими специалистами  России.

- Так  почему же Вы считаете, что эти предложения не найдут поддержки?

- Так  вы же только что сказали...

- Мы  с вами говорим об одном  и том же, только разными словами.  Жаль, что вы меня не понимаете,  а ведь у нас очень схожая  позиция по данному вопросу.  Надеюсь, что сидящие в этом  зале люди  уже давно это поняли... 

10. Отвечать вопросом  на вопрос!

Этот  принцип используется тогда, когда  соперник оказывается  гораздо более  напорист и энергичен, чем вы. В  этой ситуации необходимо заставить  его работать первым номером. Пусть  разглагольствует, главное заставить его увязнуть в ваших вопросах, а не отбиваться от них самому. Пример:

- Вы  знаете, сколько стоит буханка  хлеба в Ярославле?

- А вы  знаете, какую пенсию получают  оленеводы Таймыра?

- А причем  здесь оленеводы?

- Вам  плевать на их судьбу?

- Нет.

- Тогда  отвечайте: сколько? 

      АТАКА ЧУЖОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

   Приемов нападения в дискуссии  великое множество. Около 300. Есть  сложные, например, использование  акустического резонанса зала  для разрушения звуковой волны  противника. Есть примитивные, например, смех или кашель. Нет смысла останавливаться на всех. Вам сейчас важно научиться использовать минимальное количество атакующих действий, но использовать их уверенно и артистично.   

ПЯТЬ  ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ

1. Задавать риторические  вопросы!

Если  вы чувствуете, что ваш соперник хорошо подготовился к выступлению, то нет смысла пытаться переспорить оппонента в рамках темы этого выступления. Сосредоточьтесь на том, чтобы подорвать доверие аудитории непосредственно к личности выступающего. Для этого и существуют риторические вопросы. На них невозможно ответить "нет". А, отвечая вам "да", оратор попадает в расставленную вами ловушку. Пример:

- Нами  подготовлена тщательно проанализированная  и включившая в себя все  мировые достижения в этой  области  новая доктрина  экономического развития страны на ближайшие 25 лет...

- Можно  ли быть одновременно - и умным,  и порядочным человеком?

- Я считаю, что данный вопрос не относится  к обсуждаемой теме.

- А разве  экономика не является составной  частью государственного механизма?

- Ну  и что из этого?

- Как  Вы думаете, от того, кто именно  готовит программу преобразований  в стране, зависит ее судьба?

- Да.

- А если  это подонки, пусть даже очень  умные в своем деле, - это опасно  для нас, простых россиян?

- Допустим.

- Что  надо делать с людьми, которые с помощью изощренных  методов, маскируясь хитрыми доктринами, гробят государственный механизм и пытаются одурачить сидящих перед ними слушателей?

- Кого  вы имеете в виду?

- Того, кто считает, что нельзя быть  одновременно и умным, и порядочным.

- Я этого  не говорил!

- Как,  по-вашему, в зале сидят неглупые  люди?

- Да.

- Тогда  им этого и не надо говорить. Они все уже и так поняли. 

2. Комментировать!

При мощном волевом напоре оратора лучше  не становится поперек дороги потоку его энергии и темпераменту. Обратите свое внимание на аудиторию. И в паузах громко, четко и коротко объясняйте ей то, что говорит оратор, переводя его речь на более доступный массам язык. Пример:

- Наши  идеи идут в народ! И он  поддерживает их! Люди выходят  на улицы с требованием ухода с трона проклятой буржуазной сволочи. Верьте, товарищи, близок час, когда рухнет прогнивший демократический режим!

- Оратор  призывает к кровавой бойне.

- И никому  сейчас нельзя оставаться в  стороне от колонн, идущих под  красными знаменами  к победе коммунизма!

- Оратор  угрожает вам расправой. 

3. Использовать контркодирование!

Если  вы заметили, что оратор применяет  кодовые или опорные фразы, то перехватывайте их и используйте  против него. Пример:

- Мы  должны грудью стать на защиту  Отечества!

- Да  вы продали Отечество! Продали  Отечество и пропили.

- Лучшие  умы Родины с нами!

- Вы  сгубили лучшие умы Родины! Лучшие  умы Родины были расстреляны  вами и сгноены в застенках  и концлагерях.

- Мы  должны отомстить за поруганную  честь нашей страны!

- Отомстить  должны вам! За десятилетия  издевательства над народом. 

4. Подавать реплики!

При выступлении  оппонента с использование звукоусилительной  техники очень тяжело перебить его  пространной тирадой. Поэтому лучше всего в такой ситуации употреблять короткие выкрики. Пример:

- К лету  большинство россиян, ощутивших  на своей шкуре всю прелесть  реформ, встанет на нашу сторону...

- Это  ложь!

- Потому  что мы - единственные, кто даст  им  ту жизнь, которую они заслуживают!

- Вранье! 

5. Завершать ударом!

Даже  если в дискуссии в целом вас  победили, всегда есть шанс отыграться, получив (или отобрав) право последнего слова. В нем необходимо дать краткий  анализ чужого выступления и дать ему свою характеристику. Пример:

Информация о работе Ораторское искусство и риторика