Ораторское искусство и риторика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:52, доклад

Описание работы

Отцом науки о красноречии считается древнегреческий поэт, философ и врач Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.). Выходцы из греческих поселений в Сицилии риторы Коракс и Тисий составили первые систематические руководства по красноречию. Позже, вслед за красноречием судебным, в котором главную роль играло знание законов и обычаев, в Древней Греции разрабатываются приемы политического и художественного красноречия.

Работа содержит 1 файл

РИТОРИКА.DOC

— 239.00 Кб (Скачать)

10.       Скажите актеру, что его роль, задача, действия психологичны, глубоки,  трагичны, и тотчас же он начнет напрягаться, наигрывать самую страсть, "рвать ее в клочки" или копаться в своей душе и зря насиловать чувство.

      Но если вы дадите артисту  самую простую физическую задачу  и окутаете ее интересными,  волнующими предлагаемыми обстоятельствами, то он примется выполнять действия, не пугая себя и не задумываясь над тем, скрыта  ли в том, что он делает, психология, трагедия или драма.

11.    Нет ничего глупее и вреднее  для искусства, чем "система"  ради "системы". (Не следует  подходить к методике Станиславского механически, как к набору всегда срабатывающих трюков. Нужен творческий подход: эксперимент + тренировка + отсечение не дающих результат элементов).

12.      Избегайте же того, что вам  еще не по силам и что  идет наперекор нашей природе,  логике, здравому смыслу! (Не стоит сразу же браться за самые сложные приемы и ждать от себя их виртуозного воплощения. Идти надо от самого простого. Освоить его. Овладеть им в совершенстве. И потом - еще лишь на одну ступеньку вверх).

13.     Чтобы не свихнуться при сильных подъемах, нужно заботиться о самом полном, самом предельном освобождении мышц от напряжения...Надо довести себя до того, чтоб в минуты больших подъемов привычка ослаблять мышцы стала более нормальной, чем потребность к напряжению. (Судорожно сведенные мышцы, пот и усиленное сердцебиение - первые признаки наигрыша, попытки взбудоражить и себя и публику искусственным путем. Лучший вариант - спокойный, уверенный в своих силах оратор и кипящая переживаниями аудитория. Худший - беснующийся оратор и холодная, равнодушная к его словам публика. Азианизм, поймите, это театр, а не сумасшедший дом).

14.      Втолковывайте, объясняйте каждое  слово, как будто бы ваш партнер  дурак и ничего не понимает, или иностранец. Старайтесь растолковать, чтобы он действительно понял.

15.       Штамп - это ржавчина на железе  воли. Если не снять ржавчины, она проест железо. Помните о  задаче и не доверяйте чувству  - оно быстро изнашивается; это  как бритва, сегодня побрился, завтра  не годится. 

16.      Боритесь с основным вашим недостатком - напряжением осязательных пунктов. Вы весь на обострении - обострении мимическом, дикционном и осязательном. Мышцы пальцев у вас страшно напряжены, и это веден к анархии мышц. Заменяйте напряженность пальцев свободной экспрессией ладоней, как мы это видим у японцев.

17.        Но доказывать с жаром, что  дважды два - четыре - неинтересно.  Вот вам пример: когда я сам  не был уверен в своей системе  актерского творчества, я горячился,  встречая малейшее возражение; когда  же я уверовал, я стал говорить спокойно.

18.        У вас слишком скоро наступает  "уже". Но интересно не самое  "уже", а путь к нему. Вот  идет завоевание Северного полюса: продвинулись еще на один градус, преодолели новое препятствие,  и все с интересом следят. А  если бы сразу попадали на Северный полюс - никто бы этим не заинтересовался. Обычная ошибка молодых актеров в том, что они сразу же играют конец пьесы.

19.     Да сгинет навсегда со сцены  пустой актерский глаз, неподвижные  лица, глухие голоса, речь без  интонации, корявые тела с закостенелым спинным хребтом и шеей, с деревянными руками, кистями, пальцами, ногами, в которых не переливаются движения, ужасная походка и манеры!

     Пусть актеры отдадут своему  творческому аппарату столько  же внимания, сколько скрипач  дарит его своему дорогому для него инструменту. 

      Риторика - искусство живой полемики

     До сегодняшнего занятия вы  обучались тактике и стратегии  выступления в соло-режиме. То  есть: в режиме наибольшего благоприятствования,  когда никто вас не дергал  и не перебивал, а текст  речи был тщательно выверен и в нем были отработаны в домашней обстановке все наиболее важные элементы.

Теперь  перед вами - следующий шаг. Теперь ваше выступление будет лишь частью общей дискуссии. И здесь каждый ее участник имеет право прервать вас, высмеять, оборвать на полуслове, обругать, передразнить и позволить себе иные штучки, сбивающие вас с толку. В этой новой ситуации вам пригодится все, что мы проходили: и подготовка текста речи, и акустические навыки, и  методику вхождения в образ, и все остальное. Однако к этому необходимо добавить некоторые специфические приемы, характерные именно для риторики - науки побеждать в споре. 

      ЗАЩИТА  СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

      ДЕСЯТЬ  ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПОВ

1. Не оправдываться,  а обвинять!

Если  ваша позиция в дискуссии подвергается атаке, то ни в коем случае нельзя строить контраргументы в духе подтверждения ее достоинств. Это самый невыгодный ход в споре. Вы ставите себя (причем, добровольно) в положение обвиняемого и начинаете играть вторым номеров, отдавая оппоненту чудную роль - вашего судьи и прокурора одновременно. И дальше вся дискуссия превращается в допрос, на котором вы должны изворачиваться, вспоминать и даже предъявлять алиби. Это плохо. Ну, представьте себе, что кого-либо из вас обозвали  дураком. Вы сделаете что угодно, но никогда не будете оправдываться и доказывать, что ваш обидчик не прав, и что в подтверждение этого у вас есть солидные аргументы.

Что же делать? Обвинять! На любой каверзный  вопрос давать молниеносный отпор:  жестким замечанием (на любую тему, хоть о внешнем виде оппонента), вопросом (тоже любым), например: Какова сейчас зарплата у агента ЦРУ?), цитатой, анекдотом и любым другим оружием из риторического арсенала. Например, соперник начинает крушить ваши логические построения конкретикой цифр: рубли-доллары, тонны-килограммы, кубометры и пр. И тут  без толку  продолжать логику.  Оппоненту, который хочет доказать призрачность ваших умозаключений, следует противопоставить ваше мнение о лживости современной статистики и распространяющих эти ложные данные средств массовой информации. Да, напрямую это не относится к теме дискуссии. Ну и что? Напоминаю, главное для вас - симпатия аудитории. Поэтому, смело сворачивайте с невыгодного для вас пути  на тот, где вы чувствуете себя совершенно уверенно. А публика вас поддержит. Она сама не доверяет официальным данным и продажным СМИ. И теперь вашему оппоненту придется защищаться и либо отказаться от цифр, либо доказывать, что им можно верить. Пример:

- Правда  ли, что  среди ваших знакомых  есть люди с запятнанной репутацией?

- Скажите,  вы уверены, что среди ваших  знакомых нет людей хотя бы  раз оступившихся людей? Уверены?! Тогда вы: либо лжец, либо дурак.  Вы что - изучали их жизнь?  Вы ведете досье на всех, кому  даже мимолетом пожали руку? Вы  нанимаете частных детективов для шпионажа за любимой девушкой?   

2. Не объяснять,  а декларировать!

В дискуссиях на политическую тематику очень часто  выступающему с какой-либо программой преобразований в России оратору  задают вопросы, типа: "А каким  образом Вы собираетесь это сделать?", "Откуда возьмете деньги?", "Не является ли Ваша программа блефом, столь характерным для любого предвыборного марафона?" и т.п. Неопытный оратор сразу же начинает судорожно объяснять, за счет чего может быть реализована его программа, залезая в такие дебри, что, чем больше он говорит, тем меньше ему верят слушатели.

Что следует  делать в такой ситуации? Декларировать (то есть заявлять - без доказательств, без витиеватой аргументации) свое мнение по данному  вопросу. То есть, коль уж мы взяли в пример отстаивание программы, вместо перехода к объяснению материальной и финансовой базы для реализации своего проекта, оратору просто-напросто  нужно дать более развернутую картину результатов этой реализации. Это будет выглядеть приблизительно так:

- За  счет чего Вы надеетесь возродить производство?

- Производство  возродится само, если не мешать, а поощрять наших талантливых  людей к труду.

- Каким  образом?

- Если  у Вас будет возможность заработать  приличные деньги, чтобы  Ваша  семья имела красивый дом, хорошую машину, приличный отдых и многое другое, определяемое словом "достаток", неужели Вы не сделаете этого?

- А откуда  возьмутся эти "приличные деньги"? 

- Государство  обязано помочь восстановлению  разорванных связей между кредитующими  производство банками, предприятиями и потребителем.

- Как  это сделать в реальности?

- Страна  обратит внимание на благосостояние  своих граждан только тогда,  когда в ней у руля власти  станут патриоты.

- И что  они сделают?

- Воплотят  в жизнь курс преобразований, частью которого и является моя программа.

- Как  Вы можете доказать ее жизнеспособность?

- Только  на практике.

- Что  же мешает?

- Отсутствие  вашей поддержки. Давайте вместе  потрудимся над воплощением моей  программы в жизнь, и эта  жизнь станет для нас прекрасной.

Главное, поймите: дискуссия - не школьный урок, на котором вы должны блеснуть своей эрудицией. В живой полемике (в отличие от полемики в прессе) вы - хирурги, препарирующие коллективное сознание аудитории. Только вместо скальпеля у вас - слово.  

3. Интерпретировать замечания противника наиболее выгодным образом.

Интерпретация (иначе: краткий пересказ и собственное  истолкование чужой мысли) содержит в себе три основных правила: Первый  - УПРОЩАТЬ. Какие бы заумные  идеи или стоэтажный вал справочного  материала не обрушил на вас оппонент, сведите всю эту галиматью к одной, двум примитивнейшим  мыслям. Причем, упростите все так, чтобы для публики фразы вашего оппонента засверкали своей невыносимой пошлостью и банальностью, чтобы аудитория сама бы догадалась, что ваш противник морочит ей голову. Пример:

- Факты  опровергают ваше мнение. В России  бюджетных средств - 20 млрд. долларов, их  не хватает  даже на  самые важные статьи расходов:  зарплату работникам учреждений  образования и медицины, социальные  пособия...

- Стоп! Вы хотите сказать, что Россия - нищая страна?

- Да. И  поэтому...

- Все  понятно. Но это известно и  без вас. Вы что - принимаете  сидящих в этом зале людей  за идиотов, не знакомых с  ситуацией в государстве? Или  хотите внести несколько миллиардов  в российскую казну?

- Я этого  не говорил.

- Значит, нам всем послышалась ваша  белиберда. Сидите тихо, и тогда  никто не узнает о вашей  глупости. 

Второй - СЛЫШАТЬ ОППОНЕНТА ТАК, КАК ВАМ  ВЫГОДНО. Если соперник перебивает вас  своей пространной фразой, то из нее надо выхватывать только то, что работает на вас, катализируя ваше выступление. Пример:

- Вы  тут нападаете на компартию,  а ведь именно под ее красным  флагом была проведена индустриализация  всей страны, разгромлен Гитлер  и Гагарин в космос полетел.  А Магнитка? А Днепрогэс? А целина? А какое прекрасное образование, наука и культура были при советской власти?

- Что  я слышу? Компартия, а не  русский народ на своих костях, провела индустриализацию? Компартия,  а не русские люди своей  кровью, победила фашизм? Компартия,  а не миллионы русских мужчин и женщин своим трудом и потом, одним своим пропагандистским поносом создала в России  мощную экономику? Вы в своем уме? Кто такая - эта ваша компартия? Господь Бог или волшебник? Это  всего лишь банда кровососов, паразитировавших на теле русского народа!

Третий - ПОНИМАТЬ ОППОНЕНТА ТАК, КАК ВАМ  ВЫГОДНО. Этот вид полезен при  реагировании на короткие реплики противников. Здесь важно переключить злой выкрик или ядовитое замечание на аудиторию, вроде бы именно против нее  направлено нападение оппонента. Вы должны стать защитником  публики. Пример:

- Все  ваши идеи - сплошная болтовня!

- Вы  считаете, что мы занимаемся болтовней?! Эти люди, которые могли бы  посвятить свое свободное время  на отдых и общение с семьей, сидят в этом зале и занимаются болтовней? Эта несчастная страна вместо поиска истины занимается болтовней? А вы, доведшие ее до грани распада и гибели, вы, что - делаете дело? Да, делаете! Убивая и грабя нас, вы вершите свое черное дело и справляете свои сатанинские оргии на наших могилах! 

4. Заявлять!

Даже  если у вас готов хороший ответ  на каверзный вопрос или провокационное замечание, то все равно используйте  внимание слушателей для короткого  заявления (главное, чтобы не перебили, поэтому с максимальной силой). Пример:

Информация о работе Ораторское искусство и риторика