Основные единицы речевого общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:28, контрольная работа

Описание работы

Речевое взаимодействие людей – необходимое условие жизни общества. Не случайно люди всегда ценили слово, верили в его силу. Приведем несколько примеров.

Уже в глубокой древности люди высоко ценили воздействующую силу слова. Более 2500 лет тому назад в древней Греции шла борьба между спартанцами и мессенцами. Оказавшись в затруднительном положении, спартанцы обратились за помощью к оракулу.

Содержание

1. Речевое взаимодействие. Роль слова (речи) в жизни общества

1.2. Понятие речевого события, его характеристика

1.3. Основные признаки речевой ситуации

1.4. Речевой этикет

2. Организация вербального взаимодействия

2.1. Организационные принципы речевой коммуникации.

2.2. Эффективность речевой коммуникации.


3. Список литературы

Работа содержит 1 файл

р-т р.я..docx

— 50.52 Кб (Скачать)

 

К основным единицам речевого общения  исследователи относят:

 

Речевое событие - протекающий в контексте речевой ситуации дискурс.

 

Дискурсом при этом называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими — прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст взятый в событийном аспекте. Дискурс — это различные виды речевой практики, бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т. е. речь, «погруженная в жизнь». Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимику, жесты)

 

Речевое событие, как следует из его определения, включает два основных компонента:

 

1) словесную речь (то, что говорится,  сообщается) и то, что ее сопровождает (дискурс);

 

2) условия, обстановку, в которой  происходит речевое общение между  участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на  речевое событие (речевая ситуация).

 

Таким образом, речевое событие  можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».

 

Речевая ситуация, т. е. ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте, выполняет важную роль в речевом общении. Следует  иметь в виду, что высказывание делается в определенном месте в  определенное время и имеет определенный набор участников — это говорящий и слушающий. Соответственно к основным составляющим речевой ситуации относят говорящего и слушающего, время и место высказывания.

 

Речевая ситуация помогает понять смысл  сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категории  времени, местоименных (дейктических) слов типа л, ты, этот, сейчас, здесь, там, вот и др. Она позволяет также правильно интерпретировать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т.д.

 

Речевая ситуация диктует правила  ведения разговора и определяет формы его выражения. Вспомните, к примеру, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.

 

Необходимо учитывать, что высказывание наряду с собственно семантическим  значением (прямым смыслом) обладает прагматическим значением, обусловленным речевой  ситуацией. Например, фраза «Скоро увидимся», сказанная при расставании с  близким человеком, может означать в зависимости от ситуации разное: «Не расстраивайся, все будет хорошо», «Не беспокойся обо мне», «Скоро все узнаешь» и др.

 

Различают канонические и неканонические речевые ситуации.

 

Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время  говорящего) синхронно времени его  восприятия (времени слушающего), т. е. определен момент речи; когда говорящие  находятся в одном и том  же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они  располагают общим полем зрения); когда адресат — конкретное лицо и т.д.

 

Неканонические ситуации характеризуются  следующими моментами: время говорящего, т.е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т. е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного  адресата (ситуация публичного выступления) и т.д. Дейктические слова в таких ситуациях употребляют иначе. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то он обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только свое время, а не время адресата.

 

Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление. Чтобы понять его суть, прежде всего, следует уяснить, что такое речевая  деятельность, как она протекает, при каких условиях возможна, что  необходимо для ее осуществления.

 

От природы человек наделен  речемыслительным аппаратом, без которого невозможна была бы речевая деятельность. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить и говорить, должен испытывать желание реализовать свою мысль, передать ее другому.

 

Речевой процесс начинается в коре головного мозга в двух его  центрах, акустическом (сенсорном) центре Вернике (по имени физиолога, открывшего этот центр в 1874 г.) и двигательном (моторном) центре Брока (по имени анатома и хирурга, открывшего этот центр в 1861 г.), который находится в левом полушарии. Центр Вернике помогает слушающему различать звуки речи и отличать их от других возможных звуков. Кроме того, этот центр — своеобразная «кладовая» памяти, в нем хранятся все известные нам слова. Второй центр руководит органами речи, заставляет их совершать артикуляцию, необходимую для образования того или иного звука.

 

Речемыслительный процесс не ограничивается работой названных центров, в  нем участвуют и другие области  коры головного мозга. Механизм речевой  деятельности человека необыкновенно  сложен и до настоящего времени не до конца изучен.

 

Речевая деятельность носит социальный характер, поскольку она является частью общественной деятельности человека. Социальный характер речевой деятельности проявляется и в том, что для  ее осуществления требуется коллектив (самое меньшее два человека). В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память — речемыслителъная, модальная (волевая), эмоциональная, интеницальная (намеренческая), когнитивная (понятийная) сферы.

 

Речевая деятельность есть процесс, который  складывается, формируется из деятельностных актов. Их характер, содержание зависят от различных ситуаций, в которые попадает человек. Например, необходимо устроиться на работу, реализовать изготовленную продукцию, принять участие в конференции. Эти и другие обстоятельства определяют характер речевой ситуации. В первом случае необходимо подготовиться к собеседованию, во втором — продумать агитационную речь (диалог), в третьем — написать доклад.

 

Речевые ситуации бывают разнообразными, но этапы осуществления речевой  деятельности в основном одни и те же. В какой бы речевой ситуации ни оказался человек, если он стремится  добиться успеха, достичь цели, обратить на себя внимание, то должен прежде всего сориентироваться в сложившейся обстановке, осознать, что может привести к успеху, чем следует руководствоваться. В русском языке есть глаголы обдумывать, продумывать, рассуждать, обмозговывать, соображать. Все они называют действие, характерное для начального этапа любой деятельности, в том числе и речевой. В результате обдумывания, рассуждений рождается внутренний план высказывания. Это первый этап речевой деятельности. На втором этапе происходит порождение, структурирование высказывания. Из памяти извлекаются нужные слова, по синтаксическим моделям строятся предложения. Механизм порождения речи, к сожалению, еще недостаточно изучен. Третий этап — самый ответственный. Начинается говорение. Субъект речевого действия повествует, докладывает, рассуждает, иными словами, творит звучащую речь, использует вербальные средства общения.

 

Речь, высказывание — продукт речевой  деятельности, ее порождение. По речи можно определить психологическое состояние говорящего (речь взволнованная, искренняя, льстивая, грубая, ласковая), ее целевое назначение (речь убеждающая, информационная, агитационная), ее коммуникативную значимость (речь содержательная, бессмысленная, пустая, глубокая, осмысленная), отношение говорящего к собеседнику (речь презрительная, ироническая, хвалебная, угрожающая).

 

Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат. О нем судят по обратной связи, по тому, как воспринимают сказанное, как на него реагируют.

 

Чтобы понять значение обратной связи, напомним, что в речевой деятельности принимают участие субъект и  адресат, первый порождает речь, а  второй ее воспринимает, поэтому следует  рассматривать речевое действие не только в генеративном плане, с  точки зрения его порождения, воспроизведения, но и в перцептивном, с точки зрения его восприятия.

 

Для адресата, как и для субъекта, важно, в какую речевую ситуацию он попадает. Например, служащего вызывает начальник, приглашают на лекцию по маркетингу, состоится производственное совещание, присутствие на котором обязательно. В первом случае стараются определить причину вызова, если она неизвестна; обдумывают, как себя вести, о чем  будет говорить начальник, какие  вопросы задаст, что может предложить. Во втором случае адресат намечает круг вопросов, на которые желал  бы получить ответ. В третьей ситуации поведение при­глашенного на совещание определяется его ролью на этом мероприятии. Если он на нем только присутствует, то дает себе установку: слушая выступающих, уяснить, что из сказанного непосредственно относится к его работе, что ему необходимо знать и использовать в своей деятельности.

 

Как видите, у адресата на первом этапе  речевой деятельности, этапе прогнозирования, также рождается внутренний план высказывания (возможные реплики, ответы, вопросы, уточнения, возражения). На втором этапе адресат воспринимает речь. Восприятие речи состоит из декодирования  сказанного субъектом, понимания содержания и оценки полученной информации.Третий этап — реагирование. Оно может быть выражено вербально. Адресат подхватывает разговор и высказывает свое понимание. В таком случае адресат становится субъектом (субъект и адресат меняются ролями). Оно может быть передано мимикой, жестом (выражение на лице удивления, заинтересованности, предельного внимания; кивок головы в знак согласия, при несогласии качание головой влево, вправо; пожимание плечами как выражение сомнения и др.). Оно может быть выражено поведением адресата/адресатов (аплодисменты как одобрение, благодарность, топанье ногами, свист как неодобрение, демонстративный уход из зала и др.). Реакция на речь служит ее оценкой. Обратная связь — очень важный компонент любого вида общения.

 

Исследование речевой деятельности органически связано с психологией, психофизиологией, социологией. В речевом общении изучаются различные аспекты, соответствующие поставленной говорящими цели: информативной, прескриптивной (воздействие на адресата), экспрессивной (выражение эмоций, оценок), межличностной (регулирование отношений между собеседниками), игровой (апелляция к эстетическому восприятию, воображению, чувству юмора) и др.

 

 

В процессе речевого взаимодействия недостаточно только знать язык. Собеседник должен придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые  позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила составляют конвенциональную (условную, принятую) основу вербального взаимодействия. Большой вклад в изучение этой проблемы внесли работы создателей теории речевых актов Дж. Остина, Дж.Р. Сёрля, П.П. Грайса, исследователя организации повседневного разговора Г. Сакса и др.

 

Ученые сформулировали ряд важных организационных принципов речевой  коммуникации:

 

Принципом последовательности предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, т. е. ожидание реплики  соответствующего типа. Если первая реплика  вопрос, вторая — ответ; приветствие  сопровождается приветствием, просьба  — принятием или отклонением  и т.д. Данный принцип требует  закономерного завершения речевого фрагмента.

 

Принцип предпочитаемой структуры  — характеризует особенности  речевых фрагментов с подтверждающими  и отклоняющими ответными репликами. Как отмечают исследователи, согласие обычно выражается без промедления, предельно лаконично и ясно. Несогласие же форму­лируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Эффективность речевой коммуникации

 

Под эффективной речевой коммуникацией  понимается достижение адекватного  смыслового восприятия и адекватной интерпретации передаваемого сообщения. Правильная интер­претация считается состоявшейся, если реципиент трактует основную идею текста в соответствии с замыслом коммуникатора. Если реципиент усвоил, для какой цели порожден данный текст, что именно хотел сказать его автор с помощью всех использованных средств, можно утверждать, что он интерпретировал текст адекватно. Неадекватное понимание устного и письменного сообщения у отправителя и получателя может привести к серьезным ошибкам во время выработки и принятия решения, стать причиной нежелательных конфликтов. Как отмечают исследователи, языковая данность «речевое общение» во многом формируется неязыковыми факторами и конструирует внеязыковые сущности: отношения, действия, состояния, эмоции, знания, убеждения и т.д. Поэтому и успешность речевого общения, и неудачи далеко не всегда зависят от выбора говорящими языковых форм.

 

Специалисты выделяют условия, способствующие эффективному обмену информацией и  осуществлению коммуникативной  цели, которые сле­дует учитывать при организации речевой коммуникации:

 

·        потребность  в общении, коммуникативную заинтересованность;

 

·        настроенность  на мир собеседника, близость мировоззрения  говорящего и слушающего;

 

·        умение слушателя  проникнуть в замысел (намерение, интенцию) говорящего;

 

·        внешние обстоятельства (присутствие посторонних, физическое состояние),

 

·        знание норм этикетного речевого общения и др.

 

 

Очень важно создать позитивный коммуникационный климат, помогающий установить контакт и взаимоотношение  в процессе общения. По данным зарубежных ученых, количество передаваемой информации, ее точность увеличивается в атмосфере  доверия и открытости между участниками  общения.

 

Созданию такого климата способствует соблюдение участниками диалога  принципа кооперации Г.П. Грайса и принципа вежливости Дж. Н. Лича, установление партнерских отношений, а также применение ряда психологических принципов общения, сформулированных в научной и методической литературе. Назовем основные из них.

 

Принцип равной безопасности, предполагающий непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене. Этот принцип запрещает оскорбительные выпады против реципиента, унижение чувства собственного достоинства партнера. Ярлыки, грубые слова и выражения, обидные реплики, оскорбления, презрительный и насмешливый тон могут вывести человека из состояния равновесия, нанести ему моральную травму и даже физический ущерб здоровью, а значит, помешать восприятию и пониманию информации. Конечно, каждый участник диалога имеет право защищать и отстаивать свою точку зрения, не соглашаться с высказываниями оппонента, показывать и доказьшать ошибочность его позиции, но он обязан с уважением относиться к личности собеседника.

Информация о работе Основные единицы речевого общения