Основные единицы речевого общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:28, контрольная работа

Описание работы

Речевое взаимодействие людей – необходимое условие жизни общества. Не случайно люди всегда ценили слово, верили в его силу. Приведем несколько примеров.

Уже в глубокой древности люди высоко ценили воздействующую силу слова. Более 2500 лет тому назад в древней Греции шла борьба между спартанцами и мессенцами. Оказавшись в затруднительном положении, спартанцы обратились за помощью к оракулу.

Содержание

1. Речевое взаимодействие. Роль слова (речи) в жизни общества

1.2. Понятие речевого события, его характеристика

1.3. Основные признаки речевой ситуации

1.4. Речевой этикет

2. Организация вербального взаимодействия

2.1. Организационные принципы речевой коммуникации.

2.2. Эффективность речевой коммуникации.


3. Список литературы

Работа содержит 1 файл

р-т р.я..docx

— 50.52 Кб (Скачать)

 

Принцип децентрнческой направленности

, означающий непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Суть этого принципа состоит в том, что силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов. Их следует направлять на поиск оптимального решения проблемы. Децентрическая  направленность, в отличие от эгоцентрической, характеризуется умением анализировать ситуацию или проблему с точки зрения другого человека, исходя не из собственных интересов, а из интересов дела. Отмечается, что это довольно часто нарушаемый принцип. Нередко люди, руководствуясь самыми различными мотивами, в пылу эмоций забывают о самом предмете обсуждения.

 

Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано,

т. е. непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла. Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, передергивают смысл его слов, чтобы таким путем добиться преимуществ в разговоре. Это приводит к разногласиям и взаимному непониманию.

 

Обозначим и основные факторы, способствующие установлению благоприятного климата  речевого общения:

 

— признание не на словах, а на деле плюрализма мнений, наличия многообразия точек зрения на различные проблемы современной жизни, что является необходимой предпосылкой демократического решения вопросов;

 

— предоставление каждому возможности  осуществить свое право высказать  собственную точку зрения;

 

— предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции;

 

— осознание того, что необходимость  конструктивного диалога диктуется  не волей отдельных лиц, а реально сложившейся ситуацией, связана с решением жизненно важных проблем для той и другой стороны;

 

— определение общей платформы  для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества, стремление найти  в высказываниях партнера и его  поведении то, что объединяет с  ним, а не разъединяет, поиск общих  точек соприкосновения.

 

Несоблюдение этих условий, игнорирование  названных принципов превращают конструктивный диалог в деструктивный, препятствуют организации эффективной  речевой коммуникации.

 

Главная причина появления деструктивных  элементов в процессе общения  — стереотипно-догматическое мышление, нетерпимость к чужому мнению. Основанием деструктивнос-ти могут стать и личностные особенности его участников: эго-н изм, амбициозность, уверенность в собственной непогрешимости, категоричность суждений, неспособность идти на компромисс, поступиться собственными интересами, а также отсутствие здравого смысла, непонимание реальных процессов, происходящих в обществе.

При организации речевой коммуникации следует помнить о двух важных законах коммуникации:

 

1. Суть не в том, что сообщает  отправитель, а в том, что  понимает получатель.

 

2. Если получатель неправильно  толкует сообщение отправителя,  то вину несет отправитель,  т. е. ответственность за точную  коммуникацию лежит на отправителе.

 

Межличностные барьеры, возникающие  в процессе речевого общения, зачастую обусловлены особенностями восприятия речевых средств. Серьезным препятствием в информационных обменах являются расхождения в понимании смысла употребляемых слов у отправителя  и получателя. Это нередко бывает связано с неточностью словоупотребления, неправильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Поэтому при отборе лексических  средств для сообщения рекомендуется учитывать следующие факторы: значение слова, его многозначность, сочетаемость с другими словами, эмоционально-экспрессивную окраску, стилистическую характеристику, сферу употребления, грамматическую оформленность.

 

Список литературы

1. Кузин Ф.А. Культура делового  общения: Практическое пособие  для бизнесменов. – М.: Осв-89, 2004.   
2. Социальная психология и этика делового общения: Учебное пособие для вузов/ под.ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. 

3. Столяренко Л.Д. Психология  и этика деловых отношений.  – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009

4.Власов С.А. Умеете ли вы  слушать.- Москва , Аст 2010

5. Михальская :Основы риторики.- Москва :Просвещение,2009


Информация о работе Основные единицы речевого общения