Подготовка публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

Учение о порождении речи характеризует правила создания текста (речи). Эти правила составляют 5 классических элементов (идут еще от античной риторики), которые характеризуют, как возникает содержание речи, как оно (содержание) организуется и как это содержание, этот смысл получает словесное выражение. Таким образом, учение о порождении речи исследует путь от мысли к слову и включает:

Содержание

1. Структура публичного выступления.
2. Виды аргументов.
3. Подготовка публичного выступления. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.

Работа содержит 1 файл

Подготовка публичного выступления.docx

— 67.25 Кб (Скачать)

Желаете вы только что-нибудь объяснить, описать или просто рассказать? Или вы хотите заставить слушателей изменить свое мнение или убедить  их что-либо сделать? Чтобы получить ясное представление, чего вы добиваетесь, изложите в письменном виде ваше намерение в форме целого предложения. Если тема Восхождение на горные вершины, вы можете формулировать свое намерение в таком виде: Я сейчас расскажу, как происходит подъем на горный пик. В основном вы имеете в виду информировать, дать описание, а не склонить слушателей к тем или иным взглядам или действиям. Но если вашей целью было показать, что слушатели не должны предпринимать трудный подъем без предварительной тренировки, то ваша цель уже приобретает агитационный характер, так как вы стремитесь оказать влияние на их поведение. Начальные речи в большинстве случаев информационного, а не агитационного типа. 

Если содержание речи взято не только из личных ваших  переживаний (что возможно в редких случаях), черпайте материал не из единственного  источника, а из многих. Прочтите не одну, а несколько журнальных статей, соберите информацию не из одной книги. Вскройте точки зрения различных  авторов, сопоставьте их. Обратитесь к Справочнику периодической печати в справочном отделе библиотеки и посмотрите, какие журнальные статьи перечислены под заголовком, имеющим прямое или косвенное отношение к вашей теме. Для библиографических справок обратитесь к картотеке. Побеседуйте по вопросу с окружающими, запишите в голову мысли и факты, о которых прочитали. 

Вы должны приготовить  несколько вводных замечаний, имеющих  целью вызвать интерес к сообщению, формулировать и пояснить ваше намерение. Например: Есть ли у вас достаточно разумные основания для приобретения вещей, которые вы покупаете? Или  вы, подобно миллионам других потребителей, не отдающие себе отчета жертвы, пожалуй, самого коварного и влиятельного фактора современной жизни √ рекламы? 

Что такое реклама? Пропаганда. Я хочу показать, как  реклама применяет остроумные методы пропаганды, чтобы вводить в соблазн  вас и других возможных покупателей. 

Последняя фраза  представляет собой изложение специального тематического задания. Она намечает и ограничивает его пределы. Вы можете приступить к главной части речи только после того, как это задание  четко закреплено в вашем сознании. 

При построении главной  части сделайте все возможное, чтобы  план и вспомогательные данные были ясны и интересны. Организуйте главные  идеи по мере ваших возможностей в  виде простого, конкретного, стройного  плана. Выбрасывайте все не имеющее  отношения к вашей цели. Дайте  определения непривычных терминов; используйте как можно больше конкретных примеров; приводите в  случае надобности высказывания сведущих лиц; задавайте вопросы. 

Будьте учтивы и  не злоупотребляйте оказанным вам  вниманием. 

Цитируйте правильно  и не нарушайте доверия при  использовании полученной информации. 

Работа почти над  каждой темой требует обращения  к книгам. 

При чтении следуйте нижеприводимым советам. 
 

Речи, производящие наибольшее впечатление, возникают  в результате полноты знания. Необходим  большой запас сведений, из которого можно отобрать самое нужное. Если приходится наскрести последние остатки, слушатель непременно это заметит. У древа познания много ветвей, и корни его глубоки. Было бы большой смелостью, делая доклад по животрепещущему вопросу, ограничиться книгами и статьями, написанными несколько лет назад. В ваших же интересах как докладчика найти самые последние данные. Если цель доклада связана с законом, находящимся на обсуждении Конгресса, или новым административным постановлением, необходимо принять их в соображение. Не раз докладчики при обсуждении вопроса по радио были в замешательстве только потому, что полностью не ознакомились с обсуждаемым законом или постановлением. 

С другой стороны, каждый текущий вопрос имеет свою историю, которую тоже необходимо знать. В  наш век газет люди забывают, что  вещи, сказанные десять, пятьдесят  или две тысячи лет назад, еще  могут иметь большое значение. Политика Аристотеля, Республика Платона, Опыты Бэкона, Взгляд назад Беллами и Воля к вере Уильяма Джемса, не говоря уже о других капитальных произведениях, √ обильные и щедрые источники больших мыслей. 
 
 

Не давайте первому  автору, на которого вы случайно натолкнулись, сразу же предопределить строй ваших  мыслей; не останавливайте свой выбор  только на тех источниках, идеи которых  соответствуют вашим. Пожалуй, труднее всего подыскивать и исследовать данные, которые противоречат вашим мнениям. Но ведь нет другого способа узнать, правы вы или нет. Иронически характеризуя человеческую природу, Уилл Роджерс сказал: Все, что я знаю, я вычитываю из газет. К приведенным словам прямое отношение имеет случай с одним студентом, которого попросили объяснить некоторые тезисы его речи. Да ведь это то самое, что сказано в газетной статье, √ ответил он. Так как почти все статьи в газетах и журналах и почти каждая книга страдают непроизвольной тенденцией отобразить интересы автора, то положиться на один источник для исчерпывающей и объективной информации √ дело ненадежное. Не смущайтесь, если после всестороннего изучения вопроса придется изменить мнение. Новое убеждение, солидно обоснованное, станет поистине скорее вашим личным достоянием, чем старый предрассудок, который не был продуктом мысли. 

Читайте осмысленно. Стремитесь к тому, чтобы изучаемый  в данный момент материал принес наибольшую пользу. Не поддавайтесь соблазну уклониться в сторону от главной цели из-за какого-нибудь интересного, но не относящегося к делу чтения. Приучайтесь вчитываться  в статьи и книги в поисках  нужной информации. Пользуйтесь советом  Бэкона: Одни книга можно лишь попробовать, другие проглотить, и, наконец, немногие нужно разжевать и переварить (очерк О научных занятиях). 

Если вы прочтете 1000 слов и затем напишете 50 слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать, вероятно, больше, чем если прочтете 10000 слов и не запишете ни одного. Неважно, что у вас хорошая память: впоследствии вы не сможете вспомнить ни специальных данных, ни подлинных слов автора, ни собственных мыслей, пришедших в голову во время чтения. Не ленитесь, не надейтесь, что потом сможете записать их. Приступив к чтению книги или статьи в журнале, держите под рукой бумагу и карандаш. Самый процесс составления заметок обострит ваше внимание. 

А.К. Михальская в учебнике по риторике [Основы риторики: Мысль и слово. √ М., 1996, с. 300√303] дает следующие рекомендации. 

1. Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Это позволит вжиться в тему, так что вам не придется специально запоминать, что, собственно, вы можете сказать по поводу данного предмета. 

2. Речь нужно репетировать. Даже лучшие лекторы (И.П. Павлов, К.А. Тимирязев, многие профессора  Московского университета) репетировали  лекции перед зеркалом по несколько  раз. Поскольку темп жизни современного  человека иной, придется ограничиться  хотя бы двумя√тремя репетициями. 

3. Репетировать речь  нельзя по кускам, а нужно только как целое. Если вы начали говорить, не останавливайтесь, пока не кончите, даже если вам нужно что-то изменить или если вы что-то забыли. Менять последовательность изложения, дополнять или сокращать содержание вы будете при следующей репетиции. Такая тактика позволяет воспроизвести ситуацию реального выступления. Если запутались √ не начинайте сначала, а ищите выход по ходу речи. Хорошее впечатление от речи не пропадет, даже если вы что-то забудете. Упустив нечто важное, всегда можно ввести пропущенное в удобное место, сказав: Чуть было не забыл, , Вы еще спросите, √ добавить то, что нужно. Иногда проявление оратором такой человеческой и вполне объяснимой слабости, как забывчивость, даже используется в качестве специального ораторского приема, позволяющего, как это ни странно, вызвать симпатии аудитории к говорящему. 

4. Кроме того, готовясь  к речи, вы можете составить шпаргалку √ несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они должны содержать необходимый фактический справочный материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства. Не обязательно все запомнить √ смотрите в шпаргалку! 

5. Перед тем как  репетировать речь, составьте план. Для короткого выступления это может быть просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного √ развернутый общий план, отражающий завершенную форму будущей речи: вы должны заранее обдумать основные элементы структуры речи. Готовясь к большому выступлению, перед репетицией подготовьте и шпаргалку. 

6. Когда репетируете,  представьте себе, если возможно, ситуацию будущей речи √ аудиторию, помещение. 

7. Репетируя, не  старайтесь запоминать фразы,  отдельные обороты. Здесь есть  опасность: всякая заученность мешает эффекту живого общения с аудиторией; это неблагоприятно и для запоминания: ваша цель √ запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Помните, что вы будете беседовать со слушателями, а не читать наизусть. 

8. Естественно, что  при каждой репетиции речь  будет получаться по-разному.  Это и хорошо. Репетируя, обращайтесь  к написанному плану только  в том случае, если забудете  сам ход мысли. 

9. И последний  совет: на листке плана оставьте  широкие поля √ на них вы можете записать опорные (ключевые) слова: по опорному слову вы легко восстановите в памяти весь соответствующий раздел. На основной части листка напишите фактическую часть (шпаргалку) к данному разделу. После этого можете пойти на прогулку, захватив с собой подготовленные карточки. Произнесите речь на ходу. 

Особо следует сказать  об импровизированной речи. А.К. Михальская называет последовательность действий, которые нужно выполнить, если у вас есть около 5 минут на подготовку (такое время необходимо предоставить себе в начале занятий импровизацией, когда опыта еще мало, а скованность велика): 

1) сформулируйте  четко тему и главную, центральную  мысль, которую вы хотите передать; 

2) сформулируйте  позицию основной части (по  крайне мере, важнейшие; их должно  быть немного √ 2-3); 

3) сформулируйте  несколько вводных и заключительных  замечаний; 

4) подумайте, если  осталось еще время, о доказательствах,  фактах, примерах, вернувшись к основной  части. Может быть, вам придет  в голову цитата, афоризм, пословица,  анекдот, случай из жизни, пример  из истории или литературы; 

5) подумайте о  переходах; если есть время,  сформулируйте их. 

Импровизированная речь (как упражнение) должна быть короткой (около 5 минут), возможно более отчетливой структуры, ясной для слушателей, как можно более яркой и образной, даже парадоксальной. Именно она предоставляет возможность научиться применять шутку, шоковую технику парадокса, привыкнуть не бояться высказывать свое мнение. 

Информация о работе Подготовка публичного выступления