Расстройства речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:25, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что при речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: отставание психического развития, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и др. Их оценка в структуре речевых расстройств, анализ механизмов из возникновения, разграничение первичных, связанных с поражением центральной нервной системы, и вторичных нарушений психической деятельности в связи с речевым дефектом, имеет важное значение для правильного психологического анализа, организации работы или выбора профиля специального учреждения.
Цель работы: раскрыть сущность основных форм и видов речевых расстройств.

Содержание

Введение 3
Глава I. Общее понятие о языке и речи 5
1.1. Сущность и признаки языка и речи 5
1.2. Функции речи 7
Глава II. Основные формы и виды речевых расстройств 8
2.1. Расстройства устной речи 9
2.2. Расстройства письменной речи 17
2.3. Значение расстройств речи 18
Заключение 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

расстройства речи.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

      Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата в любом возрасте.

      Описанные дефекты являются избирательными, и  каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако, наблюдаются и  такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.

  1. Ринолалия нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

       Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно  назализованным вследствие того,  что  голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии).  При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная.  В отечественных работах к ринолалии принято относить  дефекты, обусловленные врожденными расщелинами неба, т.е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата. В ряде зарубежных работ такие нарушения обозначаются термином “палатолалия”. Все остальные случаи назализованного произношения звуков, обусловленные функциональными или органическими нарушениями различной локализации, в этих работах называют ринолалией.     

       Дизартрия нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннвервации речевого аппарата.

      Наблюдается несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

      Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии.

      Чаще  всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие  нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

      II. Расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

  1. Алалия отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном  или раннем периоде развития ребенка.

      Один  из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и праграммирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается несформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слова. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает .

           2.       Афазия расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определённых зон коры головного мозга.

      Афазия  у детей встречается значительно  реже, чем у взрослых, и существенно отличается по своим проявлениям.

      Афазия  является результатом:

       опухолей мозга, воспалительных процессов в коре головного мозга;

       сосудистых заболеваний и нарушения мозгового кровообращения;

       тяжелых черепно-мозговых травм.

      В результате вышеперечисленных причин наблюдаются органические нарушения  в теменных, височных, затылочных и  лобных долях коры левого полушария у правшей и правого полушария у левшей. Формы афазии, тяжесть структуры речевого дефекта определяются совокупностью ряда факторов:

           характером нарушения мозгового кровообращения;

          локализацией и обширностью очага поражения;

      —   состоянием сохранных отделов мозга, взявших на себя компенсаторные функции;

           возрастом больного и его физическим состоянием.

      Из  анализа логопедической литературы следует, что сегодня существуют различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике-Лихтгейма, лингвистические классификации  Х. Хэда и других, каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психологической, физиологической и лингвистической наук, характерный для того или иного исторического периода развития учения о речи. В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая  классификация афазий А. Р. Лурия.

      Нейропсихологический  подход к организации высших корковых функций А. Р. Лурия является продолжением  нейрофизиологических открытий И. П. Павлова, Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина о системной  организации функций и “обратной афферентации”, а также нейропсихологических взглядов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и других психологов.

      А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазия, семантическая афазия и афферентная моторная афазия, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия.

      Афазии, возникающие при поражении верхневисочных и нижнетеменных зон, входящий во второй функциональный блок, называются “задними” формами афазии. Это афазии, при которых нарушаются парадигматические отношения. Афазии, возникающие при поражении заднелобных отделов мозга, входящих в третий функциональный блок называются “передними” афазиями. При этих формах афазии нарушаются синтагматические соотношения.

      · Акустико-гностическая сенсорная афазия Вернике (беглая афазия). Ее впервые описал немецкий психиатр Вернике. Он показал, что афазия, которую он назвал сенсорной, возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария. Отличительной чертой этой формы афазии является нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. Длительное время причины расстройства понимания при этой форме афазии оставались неясными. Лишь в 30-е годы нашего века отечественными психологами было установлено, что в основе речевой акустической агнозии лежит нарушение фонематического слуха.

      · Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области .

      А. Р. Лурия считает, что в ее основе лежит снижение слухо-речевой памяти, которое вызвано повышенной тормозностью слуховых следов. При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово. Это нарушение проявляется также при повторении серий слогов и слов.

      · Семантическая афазия возникает при поражении теменно-затылочной области доминантного по речи полушария . При поражении теменно-затылочных (или задних нижне-теменных) отделов полушария головного мозга сохраняется плавная синтагматическая организация речи, не отмечается никаких поисков звукового состава слова, отсутствуют явления снижения слухоречевой памяти или нарушения фонематического восприятия.

      Наблюдаются специфические амнестические трудности  при поисках нужного слова  или произвольном назывании предмета, когда больные  при трудностях нахождения лексической парадигмы обращаются к описанию функций и качеств этого предмета синтагматическими средствами, т.е. не заменяют одно слово другим, а заменяют слово целой фразой.

      При семантической афазии утрачивается понимание метафор, пословиц, поговорок, крылатых слов, не обнаруживается в них переносный смысл.

      В основе амнестических трудностей при  семантической афазии лежит нарушение так называемого “закона силы” (А.Р. Лурия), позволяющего в норме безошибочно выбирать слово из серии слов, близких по категориальной отнесенности, по смыслу.

      · Афферентная моторная афазия возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной, или Роландовой, борозды.

      А.Р. Лурия отмечает, что существует два  варианта афферентной моторной афазии. Первый характеризуется нарушением пространственного, симультанного синтеза движений различных органов артикуляционного аппарата и полным отсутствием ситуативной речи при грубой выраженности расстройства. Второй вариант, носящий в клинике название “проводниковой афазии”, отличается значительной сохранностью ситуативной, клишеобразной речи при грубом распаде повторения, называния и других произвольных видов речи. Этот вариант афферентной моторной афазии характеризуется преимущественно нарушением дифференцированного выбора способа артикуляций и симультанным синтезом звуковых и слоговых комплексов, входящих в слово.

      · Эфферентная моторная афазия возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии. Она сопровождается, как правило, кинетической апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.

      При относительной сохранности речевого высказывания речь характеризуется скандированностью, отсутствием плавности, снижением роли интонационных, эмоциональных и мимических компонентов, общим обеднением, особенно за счет глаголов, возникает телеграфный стиль. Как и движения, речь теряет индивидуальные особенности, страдают просодическая сторона речи и понимание.

      · Динамическая афазия возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, т.е. отделов третьего функционального блока блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности. Основным речевым дефектом при этой форме афазии является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания. При динамической афазии правильно произносятся отдельные звуки, повторяются без артикуляционных трудностей слова и короткие предложения, однако коммуникативная функция речи  все же оказывается нарушенной. При глубокой выраженности расстройства отмечается не только речевая, но и общая аспонтанность, безынициативность, возникает выраженная эхолалия, а иногда и эхопраксия, когда как бы механически повторяются за собеседником не только произнесенные им слова, вопросы, но и движения.

      2.2. Расстройства письменной  речи

      Нарушения письменной речи подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности расстройства чтения.

  1. Дислексия частичное специфическое нарушение процесса чтения.

        Проявляется  в затруднениях  опознания и узнавания букв; в  затруднениях слияния букв и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

          2.  Дисграфия частичное специфическое нарушение процесса письма.

Информация о работе Расстройства речи